– Мы с вами каждый день принимаем большое количество разных решений и делаем десятки различных выборов. Из этого состоит реальная жизнь, и умение уверенно делать осознанный выбор — важный и необходимый навык. Но часто бывает, что дети не способны самостоятельно совершить выбор и осознанно решить какой-либо вопрос. И корни этих проблем нужно искать в раннем детстве, изучая, как рос, развивался, воспитывался ребенок, какой социальный опыт и багаж он получил.
Часто родители оправдываются: «Ребенок еще мал, он потом столкнется с трудностями, вся жизнь впереди, хлебнет еще «взрослых» проблем, а пока мы сами всё решим и за него сделаем». Подход в воспитании понятный, родители заботятся, оберегают ребенка, создают безопасное жизненное пространство, но если ребенок лишен личного опыта проблемных ситуаций, связанных с правом выбора, то о каком сформированном навыке может идти речь? Откуда у ребенка появятся способности к принятию различных решений и осознанному выбору?
Следовательно, уже в раннем возрасте важно учить ребенка делать осознанный выбор: помогать ему определиться между разными вариантами и ситуациями. Даже в младенческом возрасте малыш уже пытается принимать решения и делать выбор (пока неосознанно), но он выбирает ту или иную погремушку, с удовольствием ест или не ест определенную кашу, или засыпает только на маминых руках. Уверенное предпочтение определенных вещей (игрушки, «вкусняшки») у ребенка выражается уже с двух лет.
Если в раннем возрасте грамотно подойти к формированию у ребенка умения выбирать, то в следующем возрастном этапе он будет более подготовленным и способным к самостоятельным и взвешенным решениям, а также к уверенности в себе и уважению к чужому мнению.
Несколько примеров, как можно ненавязчиво приучать ребенка к принятию самостоятельных решений.
Ситуация в магазине. Пусть ребенок принимает активное участие в выборе продуктов, и если он настаивает на выборе отдельных продуктов, то пусть аргументированно объяснит необходимость именно этой покупки. Это станет хорошим «тренажером» будущих самостоятельных решений и покупок. При выборе одежды также можно договориться с ребенком, что вы вместе выбираете удобные варианты, например, у мамы только выбор по цене и качеству, у ребенка все остальное (цвет, модель, удобство и т.д.).
При приеме пищи также оставляйте право выбора за ребенком. На вопрос «Тебе нужна добавка?» или «Какой тебе кусочек?» пусть ребенок самостоятельно сформулирует ответ и примет осознанное решение. При этом, если ребенок не хочет добавки, не нужно его уговаривать съесть еще немного, он принял решение и взрослые это должны понимать и учитывать. Выбор был сделан, его нужно принять.
Ребенок, сталкиваясь в повседневной жизни с правом выбора, формирует на будущее прочные навыки – решительность, уверенность и ответственность за свой выбор и поступок.
Родителям на заметку:
- Воспринимайте ребенка «на равных», так как он взрослеющая индивидуальная личность;
- Постоянно ведите диалог с ребенком. Разговаривайте, общайтесь, спрашивайте, советуйте, но не кричите, не приказывайте и не шантажируете;
- Грамотно учите определиться между разными вариантами и смело отказываться от одной вещи в пользу второй, так как купить (иметь) всё – нереально;
- Если нужно – меняйте своё поведение, мировоззрение. Дети – это зеркало родителей. Пусть ребенок видит перед собой уверенного ответственного родителя, умеющего взвешенно и грамотно принимать решения.
Быть решительным — важный навык уверенных в себе людей. Прежде чем учить малыша, подумайте: а сами вы уверены в своих решениях или каждый раз сомневаетесь? Дети все «снимают» с родителей!
Не критикуйте — поддерживаете
Наверняка многим родителям знакома ситуация, когда для принятия решения вашему отпрыску требуется целая вечность. Особенно часто муки выбора застают чадо врасплох в магазине игрушек. Выпросить у утомленного покупками родителя робота — это еще полдела. А вот определиться, какими опциями будет обладать столь ценный «трофей», порой непосильная задача для большинства дошколят.
По мнению психологов для детей 5-6-летнего возраста проблема выбора является абсолютной нормой и связана она, в первую очередь, с недостатком жизненного опыта. До определенного момента в жизни ребенка все важные (а иногда и абсолютно все) решения за него принимают взрослые. Но когда дети идут в школу, у них появляется гораздо больше возможностей (и потребностей) высказывать свои предпочтения и отстаивать собственную точку зрения. Делая выбор, малыш становится более независимым и уверенным в себе. Но это не происходит в одночасье.
Задача родителей — всячески развивать навык принятия решений — постоянно поддерживать, направлять и обучать детей решать за себя. Вот несколько способов, которые помогут нам сделать это постепенно, безболезненно и максимально эффективно.
Совет №1: объясняйте «на пальцах»
Начните с самого простого и действенного метода — на личном примере покажите, как нужно принимать то или иное решение. Поэтапно вслух проговорите и проанализируйте все свои мысли, чтобы у ребенка выстроилась четкая логическая цепочка ваших действий. Далее опишите все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий и сравните их друг с другом. Таким образом вы наглядно продемонстрируете ребенку, как пришли к конкретному выбору.
Совет №2: сократите варианты
Жизнь часто предоставляет человеку возможность выбора. Но пользоваться этим уникальным даром могут далеко не все. Многие люди пасуют или просто перекладывают выбор на других, потому что не привыкли этого делать.
Зачем нужно умение выбирать
Существует категория родителей, которые уверены, что знают все лучше ребенка, не осознавая, что, принимая решения за своих детей, они отодвигают планку взросления.
Одни родители считают, что ребенок будет принимать решения в школьном возрасте, другие – после школы. Есть и те, кто отодвигает эту способность на период взрослой жизни, говоря: «Выбирать будут, когда начнут зарабатывать».
В результате вырастают ведомые, неуверенные в себе зависимые люди. Такой человек боится трудностей и всегда перекладывает выбор и ответственность на других людей: родителей, супругов, друзей, сослуживцев.
Неспособность выбирать приводит к тому, что за человека всегда кто-то решает, как ему жить. Дом, семья, образование, работа – все это выбор других людей. Может быть, кому-то подобная жизнь и покажется комфортной, однако вечно продолжаться это не будет. Рано или поздно, но принимать решения придется, а значит, человек столкнется с непреодолимой проблемой.
Человек, неспособный выбирать, не сможет найти свое место в жизни и никогда не будет счастлив, ведь он даже не знает, что ему для этого нужно.
Когда учить выбору
Чтобы ребенок учился принимать решения, взрослые должны уважать его выбор. Даже у младенцев есть свои желания. Малыш не станет есть, если не захочет, из двух игрушек потянется к одной, с рук мамы перейдет на руки папы. Выбор этот бессознательный и необоснованный, но важный.
Умение выбирать формируется в раннем возрасте. В 2-3 года малыш уже способен выбирать игрушку и лакомство. В 5-6 лет – уже более серьезный выбор: место для прогулки, вид деятельности, одежда. При этом очень важно, чтобы малыш мог объяснить мотивы выбора. И не критикуйте его решение, а примите, каким бы глупым оно вам ни казалось.
Чтобы научить ребенка выбирать, надо предоставлять ему такую возможность, ведь он выберет то, что привычнее, что знакомо. Именно поэтому родители должны предоставлять детям возможность попробовать и другие варианты, подчас принуждая к этому и не оставляя другого выбора: предлагать другие блюда, новые развлечения, непривычную одежду, незнакомое дело. Только так можно узнать, что нравится больше, что вкуснее, а где интереснее.
За умением выбирать придет умение принимать решение. Это уже этап взросления и проявления самостоятельности – качество, больше присущее подростковому возрасту. Однако оно не придет само – родителям необходимо уделять внимание выбору ребенка в дошкольном детстве.
Выбор каждый день
В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.
Покупки. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.
Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.
Прием пищи. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.
Выбор деятельности. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.
Выбор одежды. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.
Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.
Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.
Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.
Советы родителям
Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.
Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.
«Мы договаривались, что купим только одно платье. Это платье более нарядное – его можно надеть на праздник. А это платье удобное – его можно надеть в детский сад, оно имеет карманчик, куда можно положить носовой платочек. Второе платье можно надеть уже завтра».
Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.
Русские богатыри всегда стоят перед камнем с вариантами выбора. И даже в сказке «Три поросенка» каждый персонаж сделал свой выбор материала для строительства домика, что привело к разным последствиям.
Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.
Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.
Светлана Садова
Кто вы — либерал, позволяющий ребенку все, или диктатор, который держит ребенка в ежовых рукавицах? Пройдите тест портала «Я – родитель» и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также об альтернативных способах воспитания.
«Какой свитер ты хочешь надеть — красный или зеленый?» За этим на первый взгляд незначительным вопросом стоит настоящая образовательная цель: научить ребенка делать выбор. Это качество поможет ему, когда он станет взрослым, управлять собственной жизнью.
Все мы встречали катастрофически нерешительных людей, которые не умеют принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Одежда в собственном шкафу, покупки в магазине или заказ в ресторане — им сложно сделать выбор. Профессиональная деятельность таких людей привязана к выполнению работы по строгому образцу или с четкой инструкцией. В семейной жизни они всю ответственность перекладывают на другого супруга. Почему? Возможно, этих людей просто не научили в детстве искусству выбирать. Ведь это не так естественно, как обучать его вежливости или правилам личной гигиены.
Лишение выбора: молчи и делай, что говорят
Некоторые мамы настолько привыкают опекать свое дитя, уча его ходить, говорить, кормя его с ложечки, что не замечают, как оно вырастает, и продолжают навязчиво заботиться о нем, когда необходимость в этом уже отпадает. Кто-то решает все за детей из страха за них и бросается как коршун на защиту малыша при малейшей опасности. Под влиянием постоянно волнующейся за кроху мамы дети становятся мнительными, боязливыми и зависимыми. Некоторым родителям кажется, что предоставление выбора ребенку умаляет их авторитет: они учат детей полному подчинению, исключая любые компромиссы и обсуждения родительской воли. А горькие плоды будут собирать не столько они, сколько их ребенок. Взрослая жизнь полна проблем и трудностей, и, чтобы суметь справляться с ними, малышу надо научиться самостоятельно смотреть на мир.
Что будет с ребенком, которому вечером оставляют на стуле стопку одежды со словами: «Это ты наденешь завтра», за которого решают, что он будет есть, какие кружки посещать, с кем дружить, даже не спрашивая его мнения? Здесь возможны два варианта.
В первом малыш научится смиряться, станет безвольным, безынициативным, откажется даже в малейшей степени контролировать свою жизнь, потому что все равно не сможет ни на чем настоять и будет только подчиняться. Ему легко попасть под пагубное влияние сверстников или недоброжелательных взрослых. Полное отсутствие свободы выбора в детстве крайне отрицательно сказывается на детской самооценке. Повзрослевший ребенок будет считать себя недостаточно компетентным.
Во втором результатом станет бунтарь. Малыши устают от постоянного одергивания. Они пытаются понять окружающий их мир, и вечная преграда из указаний заставляет воспринимать мир как недружелюбное, подавляющее их место. Такие ограничения часто провоцируют детский бунт там, где его можно было бы избежать. Порой малышам часто приходится бороться даже за самые невинные свои желания. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают безропотное повиновение. В результате в отношения с детьми приходит отчужденность, а ребенок теряет жизнерадостность, растет угрюмым и скрытным.
Обычно я начинаю работать над навыком делать выбор, как только я приступаю к обучению моих ребят. Очень часто, особенно если мои клиенты маленькие или невербальные, на момент нашей встречи за них решают все и всегда. Они просыпаются, и мама решает, что им надеть. Они идут в школу, и педагог говорит им, над чем работать. Они возвращаются домой, и папа ставит перед ними готовый ужин. Каждый день в жизни такого ребенка — это сплошная череда чужих инструкций и требований. Вам бы понравилось так жить? Лично мне не очень.
Во время разработки поведенческого плана я очень часто рекомендую такой метод работы с предшествующими стимулами, как навык делать выбор. По моему опыту, многие виды проблемного поведения поддерживаются и усиливаются из-за того, что у человека нет контроля над окружающей средой, либо у него нет системы коммуникации, чтобы объяснить окружающим, чего он хочет. Надеюсь, что всем моим читателям и так очевидно, что если ребенок не говорит, это еще не значит, что ему нечего сказать, или он ничего не хочет.
— Так зачем учить делать выбор? Каждый выбор — это принятие решения. На самом деле вы учите, как провести оценку (что из этого я хочу), решить (пожалуй, я хочу вот эту) и принять свое решение (я выбрал красную, значит, я не получу синюю). Помимо этого, если вы позволяете ребенку делать выбор во время обучения или терапии, то он будет больше вовлечен в процесс. Такова природа любого человека — если я принимаю в этом участие и мои решения на это влияют, то я гораздо больше заинтересована в результате. Наконец, умение делать выбор — это коммуникативный навык. Если невербальный трехлетний ребенок ведет меня к шкафу и показывает на мишку, то это коммуникация, даже если она не говорит: «Я хочу этого мишку».
— Как можно учить навыкам выбора? Есть много подходов к разработке программы обучения выбору. Важно сосредоточиться на следующих критериях:
1. Начинайте с ощутимого и визуального, а не абстрактного выбора. Протяните куклу и паровоз и скажите «Выбери игрушку», а не предлагайте определить с утра меню на ужин. Также начинайте с выбора из двух вариантов и старайтесь не усложнять без необходимости.
2. Если ребенок ничего не выбирает, то выбирайте сами. Он должен понять: «Я могу выбрать, или ты можешь выбрать».
3. Если ребенок пытается взять оба предмета, не позволяйте ему. Уберите предметы и объясните, что нужно выбрать только один. Попробуйте снова.
4. Как только ребенок сделал выбор, то все. Не позволяйте ему менять решение или говорить «Но я хочу вот это». Когда выбор сделан, уберите второй вариант. Это очень важно, особенно при первичном обучении навыку.
5. Принимайте ту форму коммуникации, на которую способен ребенок. Он может сообщать о своем выборе словами, жестикуляциями, жестовым языком, указыванием и так далее. Убедитесь, что вы поощряете ребенка за его выбор, чтобы этот навык закрепился в будущем.
Есть несколько причин, по которым во время обучения выбору могут возникнуть проблемы. Очень важно учесть их при составлении программы и ответить следующие вопросы: В какой момент нужно увеличить варианты выбора? Когда можно будет переходить от ощутимых предметов к более абстрактным понятиям? Ребенок понимает, что выбор означает «да» одному предмету и «нет» для всех остальных? Что если ребенок хочет получить оба предмета или сделать выбор более одного раза? Что если ребенок делает выбор, но на самом деле хотел выбрать что-то другое (не понимал, что выбирает)? Когда нельзя предлагать выбор?
Совет: это навык не только для маленьких детей или низкофункциональных клиентов. При работе с высокофункциональными или более взрослыми клиентами я включаю в терапию МАССУ возможностей для выбора. Они не только выбирают, где мы будем работать (в твоей комнате или во дворе?) или какие программы и в каком порядке мы будем выполнять, но и могут включить в материалы для занятий свои личные предпочтения или сообщить мне, над чем бы им хотелось работать. Я также обучаю их различению хорошего или плохого выбора (я называю их «зеленый выбор» и «красный выбор»). Зеленый выбор приводит к дополнительным бонусам: поощрению, веселью, вниманию и общению. Красный выбор приводит к тому, что что-то убирается или дополнительного веселья не происходит. Если клиент меня не слушает, не выполняет задание или грубит, то я могу сделать напоминание: «Ты сейчас сделал зеленый или красный выбор?» После этого мы вместе обсуждаем, как он может вернуться к зеленому выбору.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Каждый ребенок с рождения учиться делать выбор. И от того, насколько уверенно и осознанно малыш подходит к выбору, в дальнейшем может зависеть его способность ставить цели и достигать их. И именно родители закладывают ощущение того, что выбор ребенка – это его законное право. В подростковом возрасте проблема выбора и постановка правильных целей становится особо актуальной. Как создать условия, которые позволят подростку почувствовать себя личностью и научиться делать выбор, рассказывают психологи.
1. Мой дом – моя крепость. Как бы это не казалось странным, но основа для осознанного выбора — чувство безопасности. Родители должны дать ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, создать условия, в которых он сможет свободно общаться с родителями и делиться самыми важными переживаниями. Сделайте дом местом, где подросток свободно говорит о своих желаниях и к его выбору даже в бытовых мелочах относятся с уважением.
2. Ребенок тоже человек. Родители часто не замечают, что перед ними уже не грудничок, а взрослый человек. Ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Прислушивайтесь к мнению ребенка и не насилуйте его волю в мелочах. Особенно в подростковом возрасте человек должен иметь право на свое мнение и не бояться при этом, что его слова будут в дальнейшем использованы против него.
3. Каждый человек имеет право на любой выбор. Научитесь ослаблять контроль и отдавать некоторые вопросы полностью под юрисдикцию подростка. Например, уроки. Не сделал – твой выбор. Как и любой человек, он имеет право сделать свой выбор. Любой: поиграть в футбол или сделать домашнее задание по математике. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит, исходя из своей точки зрения.
4. У каждого действия есть последствия. Этот пункт напрямую связан с выбором, который делает подросток. Выбор между уроками и футболом был сделан в пользу игры? Тогда, как взрослый человек, прими на себя ответственность за последствия такого поступка и отвечай за них. Чтобы выработать у подростка причинно-следственную связь, необходимо говорить и ним и узнавать, какими он видит последствия того, что он делает сейчас. Но в итоге, позволить подростку действовать согласно его собственному решению, отдавая отчет в том, что ответственность за свой выбор он несет сам в полной мере.
5. Его жизнь — это его жизнь. Человеческое счастье — достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка, что именно сделает другого человека счастливым. Мы уверены, что наше представление о том, как строить жизнь — это лучшее из возможных для нас на данный момент представлений. Но у ребенка есть все шансы сформулировать представление, сильно отличающееся от нашего. При этом его представление будет лучшим для него. Можно обсудить те возможности, которые родители видят для своего ребенка и предложить ему различные альтернативы, при этом уважая его окончательный выбор.
6. Мой ребенок — мое зеркало. Основное и до определенной поры единственное, что делает ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей. Все, что родителям особенно нравится в ребенке — это то, что им нравится наблюдать в себе. И все, что в нем раздражает — это то, что родители отказываются замечать в себе. И если родители вспомнят, как я ведут себя в определенных ситуациях, они очень удивятся совпадению. Не хотите, чтобы ребенок был нерешительным и откладывал дела на потом? Покажите ему правильную модель решения задач на своем примере.
7. Выбор и принятие ответственности — это навык. Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для нас важно, чтобы ребенок научился принимать самостоятельные решения, родители должны быть готовы терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.