Для того чтобы ребенок легко научился читать, родителям придется соблюсти несколько обязательных условий. Прежде всего необходимо убедиться, что ваш ребенок понимает разницу между звуком и буквой, что он различает гласные и согласные звуки, умеет находить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки в произносимых словах. Особенность русского алфавита состоит в том, что в нем очень мало букв, обозначающих только один звук, и механизм управления чтением осложняется необходимостью определять твердость-мягкость согласных звуков, входящих в слог.
От ребенка требуется осознанное выполнение следующего действия: «Видишь букву согласного звука — не произноси её звукового значения, а смотри на следующую за ней букву гласного. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то буква согласного обозначает твёрдый звук, если это буквы Я, Е, Ё, Ю, И, то буква согласного обозначает мягкий звук». То есть при чтении слогов типа МА-МЯ, МУ-МЮ (при определении твердости-мягкости согласного звука, обозначенного буквой согласного) следует ориентироваться на следующую за буквой согласного букву гласного. В этом случае для ребенка крайне важно сформировать так называемый механизм упреждения, ориентировки.
В этом вам поможет работа с наглядным пособием Абак: это картонка с прорезанными в ней четырьмя окошками, в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально написанными буквами гласных и согласных соответственно. Буквы гласных могут быть изображены красными, а буквы согласных — черными. Полоски вставляются в окошки в таком порядке: буквы согласных — буквы гласных — буквы согласных — буквы гласных.
Сначала дети работают с двумя полосками (слог), порядок движения полосок постоянно меняется, чтобы избежать заучивания. Образуются всевозможные слоги, и каждый раз дети указывают (произносят), какой звук обозначает буква согласного. Затем вставляются еще две полоски, и дети получают первое целое слово, например, МАМА. Передвигая последнюю полоску, они изменяют конечную букву гласного, получают и прочитывают: МАМУ, МАМЫ, МАМЕ. Начинать приобщение ребенка к чтению мы советуем сразу после того, как вы научили его нескольким буквам.
Вот еще несколько упражнений, которые помогут в обучении чтению.
«Слог и слово»
Отрабатывается навык быстрого чтения: читают сначала медленно, потом быстро, читая целыми словами.
Пол — бор — бурав — пила
Хлоп — лоб — клоп — раб.
«Имена»
Чтение сначала по слогам, потом целыми словами. Многоточие означает, что можно продолжить ряд имен с данной буквы. Формируется логическое мышление.
«Чистоговорки»
Читаются медленно, потом быстро. Отрабатывается навык правильного и чёткого произношения слов.
Бы-бы-бы — ищем мы в лесу грибы
Бе-бе-бе — в гости мы идем к тебе
Би-би-би — поскорей дрова руби.
«Кто больше?»
Предлагается игра: из одного слова составить как можно больше новых слов. Проводится в паре или группе. Расширяется кругозор, пополняется словарный запас.
Колесо: сокол — лес —
«Наоборот»
Знакомство с палиндромами — словами и предложениями, которые читаются слева направо и справа налево.
Дети лучше запоминают буквы, представленные в наглядно-образной форме, поэтому рисуйте буквы в разных образах, лепите их из пластилина, выкладывайте из подручных средств, например, из ниток, веревок, пуговок, счетных палочек. И не теряйте терпения, у вас все получится!
Напомню, в методике Домана речь идет про обучение детей с трех месяцев до трех лет. Чтобы научить ребенка читать целыми словами по методике Домана, нужно начинать обучение не с алфавита, а с целых слов, так как мы говорим не отдельными буквами и звуками, а целыми словами предложениями, и ребенку это более интересно и понятно. Последовательность обучения:
- 3 раза в день, ежедневно, необходимо показывать ребенку 5 новых слов и повторять предыдущие.
- Заниматься важно в то время, когда ребенок отдохнувший и в хорошем настроении, в комнате, где очень мало отвлекающих факторов.
- Сначала запоминаются первые 15 слов: мама, папа, имя ребенка, и ещё 12 слов, которые наполняют действительность ребенка (бабушка, мяч и т.д, здесь родители выбирают сами). Затем 20 «я-слов», которые включают в себя части тела человека (нога, рука, голова, волосы…). Далее составляем домашний словарь, в который входят слова из домашнего обихода и слова действия (стол, окно, тарелка, сидит, бежит…). Далее пишите на карточках и озвучиваете ребенку предложения (мама сидит…). На последнем этапе пишите на карточках и озвучиваете ребенку несложную книгу и только после заучивания каждого слова по карточкам переходите к чтению этой книги.
- Чем меньше вы будете проверять ребенка, тем быстрее он учится и тем больше он хочет учиться.
Читания – увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет
Красочное путешествие в мир сказки позволит вашему ребенку погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучной, рутинной задачей и станет веселым приключением по спасению Волшебной страны.
Как научить ребёнка читать слова целиком? Почему детям сложно читать по словам? Как выстроить методику обучения? На все эти вопросы ответит педагог и автор методики чтения целых слов, основанной на методе Домана, — Юлия Пчелинцева в этом видео.
Пример обучения методом целых слов
Ниже мы привели конкретный пример как научить ребенка читать по методу целых слов. Важно правильно выбрать первые слова для чтения. Они должно быть простыми и понятными для малыша.
- Поднимите слово, например, «МАМА» на расстояние вытянутой руки от ребенка и четко произнесите: «МАМА».
- Не давайте ребенку больше никаких указаний. Позвольте ему посмотреть на карточку не более 1 секунды. Покажите еще четыре других слова в такой же манере.
- Повторите это 3 раза в день в такой же манере, как описано выше.
- Не просите вашего ребенка повторять слова по мере вашего продвижения вперед.
- Делайте перерывы между занятиями пол часа.
- Такие занятия займут у вас не более 3 минут за весь день.
- На второй день повторите эту серию точно также 3 раза. Добавьте второй набор карточек из пяти новых слов. Теперь этот новый набор тоже должен быть просмотрен 3 раза в течение дня.
- В конце каждого занятия скажите вашему ребенку, что он молодец, а также физически покажите, что вы им очень довольны.
- Постепенно шрифт букв меняется с красного до черных обычных печатных букв нормального размера.
- Как понять, запомнил ли ребенок слова при обучении чтению целыми словами или нет?
- После первых семи занятий возьмите любимое слово ребенка и спросите с улыбкой: «Что это?»
- Досчитайте до 10 про себя.
- Ребенок назвал слово — покажите буйный восторг и похвалите малыша. Если нет, то продолжайте заниматься, как ни в чем не бывало, просто еще не время.
- Как убедитесь, что ребенок усвоил слова, переходите к следующему шагу.
36 слов для первого чтения
Мы подобрали самые необходимые первые слова для чтения вашего ребенка и занесли их в таблицу ниже.
мама | папа | бабушка |
дедушка | дядя | тётя |
кошка | собака | птица |
рыба | еда | вода |
тарелка | ложка | чашка |
день | ночь | утро |
завтрак | обед | ужин |
лес | солнце | дерево |
природа | ветер | озеро |
осень | зима | весна |
лето | тепло | холодно |
человек | друзья | семья |
Заключение
Подробнее о методике Гленна Домана можно узнать в его книгах «Как научить ребенка читать или Тихая нежная революция», «Гармоничное развитие ребенка».
Конечно, не все родители готовы дойти до самого последнего шага – чтения книги. Большинство останавливается на 3 шаге данного метода чтения целых слов, и изучают с малышом слова окружающей действительности. Этого вполне достаточно для развития мозга и знакомства с чтением . Дальше дети попадают в детский сад или центр развития и учатся и звукобуквенному анализу, и письму.
В настоящее время методику Г. Домана используют и модифицируют издательства «Вундеркинд с пеленок», сеть развивающих магазинов и студий для детей «Умница» и другие производители, предлагая карточки по разным темам окружающей действительности, где ничего писать и придумывать родителям не нужно.
Наталья Соснина
Соавтор и методист обучающего приложения «Читания», которое прививает навык чтения гармонично и легко. В 2016 году я задумалась о том, как сделать обучение чтению младших дочек интересным и простым. Существующие на тот момент приложения оказались скучными и однообразными. Так мы решили начать разработку своего приложения и включили в процесс всю семью.
Дети дошкольного возраста начинают учиться читать со слогов. Такое осваивание техники чтения считается нормальным. Дальнейшая практика направлена на обретение навыка чтения целыми словами. Некоторые дети быстро учатся такому приему, у других же этот процесс сильно затягивается. Родителям нужно применить правильный подход, чтобы научить своего ребенка свободно прочитывать целые слова и предложения.
В статье мы расскажем, почему ребенка необходимо обучать слитному и плавному чтению, какие игры и упражнения помогают детям перейти от чтения по слогам к целым словам.
Когда пора учить ребенка читать целыми словами
По мнению специалистов, заниматься чтением с ребенком следует с 5–6 лет. Первоначально изучаются звуки и буквы, потом составляются слоги, ребенок учится их составлять и читать. Как только он сможет быстро прочитывать слоги, состоящие из разных букв, можно переходить к новому уровню – развитие навыка чтения целых слов.
Чем плохо чтение по слогам
Некоторые родители считают, что ребенку дошкольного возраста вполне достаточно уметь читать по слогам. Безусловно, это большой успех и достижение, за которое обязательно нужно хвалить ребенка. Но останавливаться на этом не стоит. Следует дальше работать в этом направлении, развивая новый навык слитного чтения целых слов и предложений.
Почему плохо читать по слогам:
- получается невыразительно и монотонно;
- информация поступает слишком медленно, ребенок не понимает, о чем читает, не вникает в суть;
- такое чтение не доставляет удовольствие, это скучно и неинтересно для ребенка;
- при проверке техники чтения в школе учитель будет занижать оценки, так как уже к концу первого класса дети должны читать целыми словами, а не слогами.
Необходимые условия для слитного чтения
Переходить к слитному чтению нужно тогда, когда ребенок научится хорошо читать слоги. По мнению специалистов, отличным показателем является чтение 45–50 слогов за одну минуту.
Упражнения, чтобы легко научить ребенка читать слитно
- Начинайте с простых слов, состоящих из двух слогов: мо-ре, ло-то, ре-ка и т. д. Такие слова ребенку будет проще прочитать целиком.
- Попросите ребенка читать первый слог громче, второй чуть тише и быстрее. Каждое слово пусть прочитывает несколько раз. Потом дайте для прочтения группу слов. Пусть читает поочередно по такому же принципу, пока не получится желаемый результат.
- Когда ребенок хорошо освоит технику быстрого чтения слов из двух простых слогов, начинайте практиковать этот навык с более сложными вариантами – трехсложные, закрытый слог, с мягким и твердым знаком и т. д.
Как научить ребенка хорошо читать и понимать прочитанное: игры
Детям гораздо интереснее осваивать навыки чтения в игровой форме. Родители могут использовать разные игры, помогающие быстрее научить дошкольника читать целыми словами. Готовые игровые материалы можно приобрести в специализированных магазинах. Также подойдут пособия, сделанные своими руками.
Игра «Чепуха»
Потребуются карточки с разными слогами. Из них ребенок будет составлять слова и читать их. Если нет готовых карточек, их можно сделать самостоятельно, используя картон и цветные карандаши.
Правила:
- Берем карточку с одним слогом. Ребенок читает его.
- Добавляем второй по смыслу, чтобы получилось слово. Теперь ему нужно прочитать два слога подряд, чтобы получилось слитно.
- Потом добавляем еще один слог и учимся читать слово, состоящее из трех слогов.
- Меняем карточки и слова. Постепенно переходим к чтению слов с закрытыми и сложными слогами.
- Можно собирать слоги в непроизвольном порядке и читать, какие слова получились. Выходит очень смешно и весело. Например, соединив слоги КА–РА-МУ-ША, получилось странное слово, которому можно придумать вместе с ребенком какое-нибудь значение – что бы это могло быть? Поверьте, такая игра доставляет детям настоящее удовольствие и проходит в веселом формате. Помимо навыков чтения, помогает развивать фантазию и интеллект.
Читаем простые предложения, в которых есть слова, где нет последнего слога. Например: «Маша и Коля играли в прят…» или «Мама пошла в магазин и купила мороже…». Ребенок должен догадаться, какого слога не хватает в конце. Такая игра хорошо помогает усвоить навык слитного чтения.
Игра «Паровозик»
Импровизированный паровозик везет слова, только едет он быстро, поэтому прочитать эти слова нужно успеть. Эта игра поможет научить ребенка читать слова целиком, не разбивая их на привычные слоги.
Любая игра, предполагающая обучение полезному навыку чтения, должна проводиться в удобное время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и готов к получению новых знаний. На образовательный процесс не стоит тратить много времени, это утомляет. Дети дошкольного возраста еще не обладают достаточной усидчивостью. Достаточно проводить такие уроки в течение 15–20 минут по 2–3 раза в день, не больше. Если ежедневно заниматься с ребенком чтением слов, уже скоро он может порадовать своих родителей хорошими результатами.
Малыш уже знает все буквы и пришло время научить его читать словами. Но как это сделать правильно и быстро, некоторые родители не знают. Они, конечно же, пытаются учить ребенка соединять буквы вместе, но затрудняются это делать, не совсем понимая, как помочь крохе правильно соединить эти буквы в слоги, а слоги – в слова. Ключевое слово тут – правильно. Сегодня «Мама может все» расскажет, как помочь малышу научится читать словами.
Что нужно знать об обучении чтению в домашних условиях
Этот подзаголовок не случайно вынесен в самое начало статьи. Многие родители пытаются учить свое чадо чтению, совершенно не учитывая его готовность к этому процессу. А это немаловажный психологический момент, который играет большую роль в обучении (и не только чтению). Да, ребенок вполне способен во время игры освоить алфавит. Петь гласные, повторяя их за мамой, громко рычать букву «Р», шипеть букву «Ш» и находить знакомые буковки в книжках с удовольствием будет любой малыш. Но вот продвинуться дальше, когда от него потребуется усидчивость, внимательность – не у всякого получится. А мамы, потеряв терпение, махнут на дальнейшие занятия рукой и будут ждать, когда ребенка научат читать в садике.
И третье, что нужно помнить родителям – при изучении алфавита никогда не называйте ребенку букву в ее транскрипции, а только звук, который соответствует этой букве. То есть не «ЭН» и не «ЭЛ», а «Н» и «Л». Это необходимо, чтобы малыш потом мог легко соединять эти звуки (буквы) в слоги и слова. Как это делать правильно, посмотрите видео-урок.
И еще несколько правил, которые помогут родителям легко научить ребенка читать словами.
- Занятия проводите только если ребенок в хорошем настроении и имеет желание учиться читать.
- Никогда не принуждайте малыша, не сулите ему поощрений и не ругайте его, если он отказывается учиться. Это значит, что он просто не готов.
- Не сравнивайте его с другими детками и не стыдите, если у него что-то не получается.
- Хвалите за успехи, но не ставьте их ему в заслугу. Ребенок должен знать, что учеба – это такая же необходимость, как и самостоятельность.
Если родители видят, что их дитя с радостью учит буквы, задает вопросы и сам пытается соединять знакомые уже буквы в слова – не тяните со следующим этапом и начинайте смело учить его чтению.
Что нужно для обучения чтению
- Азбуку (если еще не учили буквы) и Букварь, если алфавит уже выучен. Каждый волен выбирать себе свой вариант учебников, но советуем обратить внимание на Букварь Н. С. Жукова;
- магнитную Азбуку, она поможет складывать из букв слоги и слова;
- полезными будут и кубики Зайцева, и набор карточек со слогами;
- вариант говорящей Азбуки выбирайте такой, где названия буквы произносится звуком;
- фломастеры и альбом (тетради в клетку) и/или доску для письма. Лучше брать грифельную, на которой пишут мелом, она надежней;
- хорошим обучающим материалом будут серии мультфильмов, в которых учат буквам. Но, опять же, ищите те, в которых буквы произносятся звуками.
И помните, что сказавши «а», надо обязательно говорить и «б», то есть после изучения алфавита не тянуть с обучением чтению. Иначе смысла учить только буквы – просто нет.
Складываем буквы в слоги
Во время занятий развивайте мелкую моторику. Просите ребенка нарисовать (скопировать или соединить по точкам) соответствующий слог или вылепить его из пластилина, или выложить из фасолинок.
На следующем занятии, прежде чем приступить к новому материалу, не забудьте повторить и закрепить предыдущий урок.
Когда малыш поймет, как правильно соединять звуки в открытые слоги, переходите к закрытым, но при этом следите, чтобы звук (буква) «Д» не превратилась в «Т». Поправляйте малыша мягко, но требуйте правильного произношения. Расскажите ему, чем отличаются парные звуки. Дайте им определение согласных: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Складываем из слогов слова
Классическая фраза «Ма-ма мы-ла ра-му» не просто так дана в букваре, она помогает малышу понять принцип соединения отдельных слогов в одно целое. При этом предложение в целом весьма понятно для всякого ребенка. Заранее придумайте несколько подобных словосочетаний и попросите малыша прочитать их. Не торопите его, пусть он сам осознает все великолепие процесса чтения, когда из обычных букв получается простая для его восприятия фраза.
Если дитя быстро ухватило суть соединения открытых слогов, не спешите сразу же переходить к сложным предложениям. Закрепите начинание и попробуйте дать ему слово, состоящее из открытого и закрытого слога. Например, слова «окно», «игра», «юбка», «утка». И только после переходите к таким, которые имеют в своем составе слоги из трех букв (звуков), таких как «кош-ка», «мыш-ка», «се-реж-ка».
Есть еще один способ соединения букв. Как складывать их сразу в слова, посмотрите на видео.
Главное – заниматься без спешки и особой суеты. Ребенок должен понять и полюбить процесс чтения, а не считать его нудной обязанностью и рутиной. Дети только тогда любят книги и чтение, когда видят перед глазами пример взрослых, которые с удовольствием читают не только им, детям, сказки, но и увлечены «взрослыми» книгами. Поэтому если мама и папа хотят, чтобы чтение стало для ребенка естественным и приятным занятием, они сами должны любить читать.
Чтение — штука полезная. Это один из тех навыков, которые не просто дают долговременный эффект, но буквально определяют жизнь каждого из нас. Важный вопрос: сколько и как будет читать ребёнок? От ответа на него зависит, вырастет он эрудированным или с ограниченным кругозором.
Сегодня от первоклассника ожидают, что он умеет читать как минимум по слогам, а лучше быстрее. Многие родители стараются облегчить ребенку жизнь и начинают подгонять, чтобы он скорее «расчитался». В этом случае у маленького человека появляется чувство тревоги: родители от него явно чего-то ждут, а он не готов такими темпами двигаться вперед. И удовольствие от чтения постепенно иссякает. На смену приходят сомнения и неуверенность.
Важно не просто научить ребенка читать, но и сделать это грамотно. Конечно, от родителей потребуются и знания, и терпение, и последовательность, и вера в своего ребенка. Но уделив немного времени на старте, совсем скоро вы не только научите малыша достаточно бегло читать, но и разовьете его интерес, подарите радость от общения с книгой. А это, согласитесь, долгосрочная инвестиция с впечатляющими дивидендами!
От человека разумного к человеку читающему
Научить читать — задача непростая. Мы задали пять актуальных вопросов о детском чтении Татьяне Гавердовской, учителю-логопеду, редактору детских книг издательства «АСТ».
С какого возраста лучше начать занятия с ребенком и как подойти к самому процессу?
— Дети готовы к чтению не раньше 4–5 лет. Смотрите по ребенку и не форсируйте события. Лучше подождать еще несколько месяцев, чем испортить начало удивительного путешествия в мир книг.
Не забывайте, что чтение — сложный навык, требующий достаточно высокого уровня развития всех познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Мозг должен созреть для такой серьезной работы. Полезнее для малыша будет попрыгать и побегать, чем зубрить буквы.
Важно учить через игру, часто устраивать перерывы, физкультминутки. Рисование, лепка, конструирование. — полезна любая активность, которая переключит внимание ребенка и поможет лучше запомнить форму букв, связать ее со звуком речи.
Какие основные ошибки допускают родители при обучении детей чтению?
— Спешка или промедление одинаково неэффективны. Слишком раннее обучение чтению может привести к автоматическому воспроизведению текста без осмысления прочитанного.
Если же затянуть процесс, то в школе ребенок столкнется с трудностями, может даже начать комплексовать. Ведь современные программы начальной школы рассчитаны, по сути, на читающих детей. Идеально, если мастерство чтения нарабатывается постепенно. За два года до школы вполне можно научить достаточно прилично читать.
Часто родители учат дошкольников называть буквы как в алфавите («ЭМ», «ША»). В результате ребенок долго не может соединить две буквы в слог. Ведь «ЭМ, А, ЭМ, А» очень трудно на первых порах превратить в «МАМА».
Напомню также золотое правило любого родителя: никогда не сравнивайте ребенка с другими — только с ним самим, чаще хвалите даже за небольшие достижения.
Книги и гаджеты. Как переориентировать ребенка с мультиков и интерактивных игр на чтение? Реально ли это?
— Гаджеты давно стали частью нашей жизни. Можно, конечно, тотально их запретить. Но разве это выход? Однако взаимодействие с ними необходимо дозировать. Они действительно вызывают сильную психологическую зависимость, формируют клиповое мышление, ухудшают зрение и память. Реальная задача — совместить экран и книгу. Дошкольникам можно проводить за гаджетами не более 10-30 минут в день. Установите правила пользования планшетом и компьютером и строго придерживайтесь их. Но главное — ваш пример. Определите для себя время, когда вы оффлайн. Дети должны видеть, что жизнь вне гаджетов — это нормально. Обсуждайте и читайте в это время книги, рассказывайте ребенку любопытные факты, гуляйте да хоть просто лежите на диване в обнимку — выбор большой. Гаджет — это всего лишь инструмент. От нас зависит, принесет он пользу или вред.
Что самое главное при обучении ребенка чтению?
— Хуже всего, когда ребенку скучно, а сидит он за книгой только ради мамы. Старайтесь удержать интерес к занятиям всеми способами. Это непросто! Но иначе закрепите негатив к книге и чтению, который очень сложно будет преодолеть. Не заставляйте ребенка охватить за один раз все запланированное — ориентируйтесь по ситуации. Читайте по очереди, пусть малыш слушает ваше выразительное, эмоциональное, богато интонированное чтение, пытается повторить. Постарайтесь найти тему, которая вдохновит его на чтение. Сейчас очень большой выбор детской литературы. Может быть, вашему сыну интереснее читать про танки, а не про Красную Шапочку. А дочке очень нравятся единороги. Не устраивайте пытку чтением, а играйте. Многократно доказано, что игра — ведущая деятельность детей, через которую раскрываются их способности.
Как быть первокласснику, который так и не научился читать, или ощутимо отстает от ровесников в скорости чтения?
— Для начала не паниковать. Чтение нарабатывается, как и любой навык, это дело тренировки. Возможно, стоит поговорить с учителем и заручиться его поддержкой. Тогда ребенок будет чувствовать себя комфортнее и в школе, и дома. Определить, на каком этапе «застрял» ребенок: на слогах, чтении целыми словами или просто читает недостаточно быстро. В зависимости от этого подобрать упражнения и регулярно заниматься. Важно выбрать книги, которые оптимально подходят для данного этапа формирования навыка, и регулярно практиковаться в чтении. Но если ничего не помогает, и к ошибкам чтения, возможно, добавляются ещё «странные» ошибки на письме, которые учитель называет «ошибками от невнимательности», то лучше проконсультироваться с логопедом или нейропсихологом, чтобы исключить, например, дислексию и дисграфию. Дело в том, что чтение и письмо — это уже следующий шаг после освоения устной речи. Считается, что начинать учить ребенка читать можно после того, как он будет четко произносить и различать все звуки родного языка. Если что-то пошло не так, и устная речь недостаточно развита, то потребуется помощь специалиста.
Недавно в издательстве «АСТ» вышла отличная развивающая серия для детей «Мое первое чтение». Книги в ней распределены на три уровня: для слогового чтения, чтения целыми словами и смыслового чтения с элементами скорочтения. Основа — любимые с детства классические сказки и рассказы знаменитых авторов К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, В.Ю. Драгунского и многих других.
На первом этапе все тексты разбиты на слоги с ударениями и напечатаны крупным шрифтом. На второй ступени ребенок учится читать целыми словами, крупный шрифт сохраняется, ударения тоже. На третьей — остается увеличенный шрифт, а тексты усложняются. Все книги дополнены специальными упражнениями для улучшения техники чтения, вопросами для проверки понимания прочитанного, а также пальчиковой гимнастикой.
Если начать регулярно заниматься с малышом по этим книгам с 4–5 лет, то к школе он будет читать осознанно, быстро и уверенно, а также познакомится с произведениями, которые входят в золотой фонд детской литературы. Выбирайте и читайте!
Скоро в школу, а ребенок не хочет учить слоги, складывать слова и не интересуется азбукой? Не знаете, как мотивировать сына или дочку заниматься по купленным кубикам и карточкам? Сегодня поговорим о том, когда нужно начинать, как выбрать дидактические материалы, сколько времени уделять занятиям каждый день и как не допустить распространенных ошибок родителей при обучении чтению.
Родители расходятся во мнении, когда стоит знакомить ребенка со слогами и чтением. Приверженцы раннего развития начинают подготовку уже с 3–4 лет, чтобы облегчить нагрузку в 1 классе и дать сыну или дочери преимущество. Некоторые считают, что лучше оставить это до школы, а малышу дать время для игр и познания мира.
Все дети развиваются по-разному, и определить универсальный возраст для обучения читать с точностью до месяца сложно. Педагоги и психологи не рекомендуют серьезно приучать к чтению маленьких детей до 5 лет. Если начинать читать и учить слоги слишком рано, можно нарушить зрение и развитие, а также спровоцировать психологические проблемы.
Вот что должен уметь ребенок, чтобы знакомиться с чтением:
- различать звуки на слух, произносить их без проблем, понятно проговаривать слова;
- связно изъясняться, строить предложения;
- кратко пересказывать сюжет мультика или сказки;
- концентрироваться на лепке, рисовании или другом виде деятельности на 15–20 минут без отвлечения;
- иметь достаточный словарный запас;
- ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ, чтобы правильно следовать по тексту.
Как привить ребенку интерес к чтению?
Как и в любом другом деле, чтобы научить ребенка чтению, нужно желание последнего. Зачем тратить время на утомительные занятия, если можно посмотреть мультики или погулять во дворе? Важно правильно мотивировать, чтобы малыш сам захотел учить буквы, слоги и слова.
Абстрактные доводы вроде того, что без умения читать нельзя успевать в школе и вести нормальную жизнь, непонятны. Покажите реальную пользу от этого навыка в повседневной жизни. Например, на прогулке обратите внимание на афишу мультика или новую сладость в магазине. Предложите узнать, что идет в кино или что скрывается за яркой оберткой. Объясните, что для этого нужно ребенку научиться читать по слогам, а потом легко и целыми словами.
Дарите книги, которые отвечают интересам и в которых наряду с картинками есть текст. Например, это могут быть тематические альбомы с любимыми мультипликационными героями, сказки, познавательные книжки по динозавров или принцесс. Даже если издание рассчитано на ребятишек постарше, оно может мотивировать скорее научиться читать.
Педагогика предлагает много классических и оригинальных способов научить ребенка с раннего возраста читать и любить книги. Некоторые из них были разработаны десятки лет назад, но до сих пор сохраняют актуальность. Предлагаем краткий обзор методов обучения ребенка чтению, которые вы можете попробовать самостоятельно дома.
Набор Зайцева включает 52 кубика с изображением складов (сочетание согласной и гласной буквы). Маленькие детали – это мягкие склады («ля», «те», «ни»), большие – это твердые («ма», «до», «ру»). С помощью этой методики ребенок учится читать слоги, разделять буквы на согласные и гласные, твердые и мягкие, а позже – складывать целые слова. С ребенком нужно заниматься, объяснять, как читаются те или иные склады, пропевать их для лучшего запоминания.
Методика Домана предлагает научить ребенка читать по словам. Нужно запомнить не склад, а слово целиком, от простых к сложным. Как заниматься? Сначала ребенку предлагают заучить 15 карточек. Родитель показывает каждый листок на 1–2 секунды и демонстрирует правильное чтение по нему. Затем сын или дочка пытаются воспроизвести слово по памяти. Если вы уже читаете отдельные карточки, можно усложнить задачу и составлять словосочетания. Ребенок расширяет кругозор и словарный запас, когда учит чтение по словам, тренирует память в целом.
Обучение чтению по Марии Монтессори задействует несколько каналов запоминания. К визуальному и аудиальному восприятию добавляются тактильные ощущения. Обучение ребенка по специальной карточной азбуке с рельефными буквами знакомит сначала с написанием. Обводя пальчиками контур, мальчики и девочки параллельно воспроизводят звук, чтобы добиться ассоциативной связи. Такая методика помогает впоследствии ребенку научиться писать быстрее и легче.
После освоения согласных и гласных букв можно читать слоги, потом целые слова и словосочетания. Методика дополнительно развивает мелкую моторику, логику и пространственное мышление.