Как логопед- практик я рекомендую обучать своего малыша чтению с пяти лет.
Но обязательным условием при этом должно быть чёткое и правильное произношение Вашим ребёнком всех звуков речи.
Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить у логопеда, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.
От того, насколько дозированно, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию. А когда Ваш ребёнок поступает учиться в школу, лицей или гимназию, то умение читать – совершенно необходимое требование.
Первый совет. Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные — отрывисто.
Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.
Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Это непросто, скучно и бестолково. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»,…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.
Третий совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите: «С, О — получается СО, В, А — получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.
Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА,ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …
Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 15 минут! Можно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, — прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.
Четвёртый совет. Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, — чтение по таблицам.
Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла), играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.
Пятый совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).
Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц. Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.
Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.
Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»
Потом переходим к чтению слов, состоящих из трёх букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.
- Читаем слова типа: ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.
- МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.
- КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д.
- ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.
- ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.
- ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.
- ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.
- МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.
- ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.
И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.
Вырастить грамотного, образованного сына или дочь — мечта каждого родителя! Однако обучение чтению — процесс непростой, требующий большого терпения, умения и индивидуального подхода. Доверив обучение опытному логопеду, Вы добьётесь желаемого результата намного быстрее, а также избежите возможных побочных проблем, таких как дислексия, дисграфия и т.д.
На сегодняшний день многие дети приходят в школу, получив подготовку либо у родителей, либо в дошкольных учреждениях. Это приводит к тому, что ребенок, не освоивший навыки чтения заранее, не справляется с заданиями и оказывается в числе отстающих.
Поэтому, родители все чаще задумываются о том, как же научить ребенка читать в 7 лет.
Прежде чем непосредственно приступать к чтению, убедитесь, что для него сформированы необходимые предпосылки. На развитии этих предпосылок основан самый распространенный метод обучения — звуковой, который подразумевает сначала этапы изучения звуков и букв, и затем складывание из них слогов и слов. Вот с чего следует начать обучение по звуковому методу:
- Попросите ребенка повторить скороговорку, сымитировать звуки, издаваемые животными. Обратите внимание на то, правильно ли ребенок произносит звуки.
- Поиграйте в дележку слова на звуки. Спросите, какие звуки ребенку нравятся, а какие – нет. Пропускайте звуки, входящие в состав слова и просите ребенка сказать, какой звук в произнесенном слове отсутствовал, а может быть, там появились лишние звуки?
- В 7 лет ребенок в достаточной степени понимает устную речь и способен относительно свободно поддерживать разговор. Прочитайте ему вслух любую сказку и попросите рассказать об услышанном. Проанализируйте, насколько достоверно и целостно она была воспроизведена.
- Рисуйте разные буквы и их элементы на листе бумаги. Спросите – какую букву вы нарисовали или начали рисовать, как, по его мнению, ее нужно закончить ее изображение. Легко ли ребенок запоминает буквенные изображения?
Если ваши занятия проходят успешно, можно приступать к чтению по слогам. Для начала выбирайте самые короткие и несложные в произношении слова. Посоветуйте растягивать слоги, это облегчит переход к чтению целым словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет «Как научить ребенка читать»
содержит информацию о том, как научить ребенка читать.
Как научить ребенка читать
Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения.
Конспект занятия «Как научить ребенка читать до школы»
В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос.
Доклад «Как научить ребенка читать, писать и быть здоровым»
Доклад воспитателя ДОУ.
«Как научить ребенка читать?»
Материал в помощь родителям для занятий с детьми по освоению навыков чтения.
Советы родителям как научить ребенка читать
При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать.Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы.
Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»
Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов. Есть ли в этом необходимость .
Маленькие детки большие подражатели, лучший метод воспитания во все времена – собственный пример родителей. Чтобы привить правильные привычки, важно проделывать самим эти действия, на глазах у своего малыша.
Перед тем как начать учить ребенка читать, хорошо привить интерес к книгам: читать сказки перед сном. Создать свой ритуал, посвящать этому занятия определенные часы, рассматривая яркие иллюстрации и персонажей, тем самым вызывая симпатию к чтению.
Важно чтобы малыш сам проявлял интерес к книгам, тянулся к ним и с удовольствием проводил в таком формате досуг.
Как определить когда ребёнком готов учиться читать
Центральная нервная система детей очень нежный и легко возбудимый механизм. Целый мир открывается перед крохой, когда он начинает распознавать цвета, формы, звуки. Каждому возрасту соответствует освоения определенных навыков, когда мозг готов воспринимать информацию и выдает положительный результат.
Педагоги и ведущие специалисты – педиатры рекомендуют не спешить перегружать ЦНС ребенка, в погоне за навыком чтения. Всему свое время. Большинство врачей отмечают ребенок полностью готов к легкому обучению чтению в возрасте пяти – шести лет. Когда малыш умеет распознавать звуки, сформирована речь, отсутствуют проблемы с произношением звуков, отличают стороны – право и лево.
Перед школой самый благоприятный период, ребенок будет подготовлен, легко и быстро освоить технику чтения.
Наша образовательная программа предполагает более 10 видов занятий для детей начиная с 2 лет. В том числе подготовка к 1 классу.
Методы обучения чтению ребенка
Изучая вопрос, как быстро и правильно научить ребенка читать, используя разные методики, важно понимать суть у всех одна – обучение происходит в игровой форме. Для легкого восприятия малышом новой информации.
Фонетический метод
Суть – изучение букв и звуков, далее переходят к складыванию слогов и целых слов. Отлично подойдет родителям, кто в поиске программы обучения ребенка 6 лет чтению.
данный метод используют в школах, ребенку легко будет адаптироваться к школьной программе и не нужно будет переучиваться
родители без дополнительных знаний могут таким способом научить ребенка чтению, так как из самих так учили
логопеды рекомендую его, в случае наличия проблем с произношением
легкий метод, через игры упражнения данной методики его можно использовать в любом месте: дома, на улице, в гостях.
не подходит для детей младше 3-х лет
при обучении чтению, ребенок не будет понимать смысл и суть, нужно обращать на это внимание
Кубики Зайцева
Формат обучения – в игровой форме с помощью 52 кубиков, на которых изображены буквы: гласные, согласные, слоги. Складывая кубики вместе, образуются слоги и далее слова. Отличный подход, объясняет как научить ребенка читать по слогам.
логика в построении слогов и слов
грамотное сочетание букв в слогах, которые сразу избавят от орфографических ошибок
подходит под любой возраст, даже родителям кто обеспокоен как научить читать ребенка 7 лет
развивает слух, мелкую моторику
за счет ярких кубиков, детки параллельно могут учить цвета
переучивание в школе
ошибки в разборе слова
Карточки Домана
Суть метода – использование карточек, на которых изображены целый слова, ребенка не учат ни буквам, ни звукам. Сразу произносят и показывают целое слово несколько раз в день, по итогу малыш запоминает и начинает повторять.
обучение с раннего возраста, подходит тем родителям, кто ищет методику как научить читать ребенка в год
увеличение словарного запаса
нужно создавать множество карточек
ошибки в орфографии
часто дети не могут прочитать слово, если оно будет написано по другому
Методика Марии Монтессори
Вначале прописывают буквы, используя рамки и вкладыши, а далее переходят к их изучению (повторяя за взрослым звуки, пальцем обводя контур буквы). Далее переходят к складыванию слов, фраз и предложений.
веселые и интересные упражнения в формате игр
развития мелкой моторики
ребенок учится читать сам
требуется специальные материалы, сложно подготовить самим в домашних условиях
мама не участвует в процессе
обучение лучше проходить в специализированных классах и школах раннего развития
Методика Ольги Соболевой
Суть метода – обучение через игры. Ребенок учит буквы и читать через знакомый образ или героев сказок, мультфильмов, книг. Развивая любовь и интерес к чтению. Используют три направления: для визуалов, аудиалов, кинестетиков. Работа с ассоциативным мышлением.
речь чистая, увеличивается словарный запас
развивает ум, фантазию, творческое мышление, память, внимание и концентрацию на процессе
нет ограничений по возрасту
нет системности обучения
подходит больше для детей с творческим складом ума
Подходя к вопросу обучения своего ребенка чтению, важно чувствовать и понимать готов ли он. Не спешить и не торопить события, чтобы не отбить охоту и интерес. Результат может быть не сразу или выбранная методика не подойдет малышу. Главное не зацикливаться, а переходить к следующему способу, которые подойдет именно вам. Чтобы обучение чтению детей было всем радость. А от проведённого времени были только положительные эмоции и впечатления.
Идея успешного обучения ребенка 6 – 7 лет чтению состоит в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой.
Если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова сложены из звуков, учить его грамоте трудно. 6 – 7 летние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя. Играть с ребенком можно где угодно: в транспорте, на остановке, в очереди у врача или в магазине. Начинать лучше с тех звуков, которые легко тянутся: а о у и л м н с з ш. Следует избегать тех звуков, которые ребенок не выговаривает.
Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку 6 лет необходимо уметь четко, в соответствии с нормой произносить все звуки. Наиболее сложными для детей являются соноры Р РЬ Л ЛЬ Й,
Свистящие C З Ц и их мягкие пары и шипящие Ш Ж Ч Щ . Часто дети с нарушенным фонематическим слухом не дифференцируют в речи и не различают на слух звуки, сходные по звучанию или по способу произнесения, например, по глухости – звонкости (бабушка будет звучать как папушка), свистящие и шипящие, твердые и мягкие. Естественно, такие нарушения отражаются в письменной речи и обнаруживаются с началом обучения ребенка в школе.
Чему же нужно научить ребенка, готовя его к обучению грамоте?
Во – первых, прочитывая слово, ребенок сначала должен расшифровать, какой же звук обозначает каждая буква. Ведь многие буквы обозначают не один, а целых 2 звука. Например, буква Б может об означать звуки Б или БЬ, буква Я обозначает 2 звука Й-А, если стоит в начале слова и после гласной, и 1 звук А, в позиции после согласной. Во – вторых, ребенок должен владеть слиянием (синтезом) звуков.
В понятие звукового анализа входит:
• Умение выделять ударные гласные из начала слова
• Умение выделять ударные гласные из середины слова
• Умение выделять согласные из слова
• Умение определять первый, затем последний звук в слове
• Умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
• Умение дать характеристику звуку( гласный, ударный, безударный, согласный, твердый, мягкий)
После прохождения этих этапов обучения ребенок полностью готов к обучению чтению. Переходим к следующему этапу: «Игры со звуками», которые опираются на принцип от простого к сложному. Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «а есть ли звук А в словах «арбуз, жук, лук»? В каких еще словах есть звук А? Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы отвечаете и ошибаетесь. Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, МЯЧ-ЧЕМОДАН-НОС-САНКИ-ИГЛА и т.д.
Дети очень любят играть в лото. В игре принимают участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: у кого есть слово, начинающееся на звук «п»? Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.
Дети очень любят играть со Звукоедиком. Познакомьте ребенка с ним. Скажите: у звуков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай, в каких: стул, тарелка, шкаф. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Озаботьтесь тем, что в лесу пропадают звуки в названиях ягод, грибов, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова.
Также учите ребенка определять последовательность звуков в словах сначала из трех, затем из 4-5 звуков. Поможет вам игра «дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: » В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова спят отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке? Дайте ребенку фишку синего цвета (твердый согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: К-К-К- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук О. Если он теряет его и второй фишкой ловит звук Т, удивитесь: » Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет КО-О-О-Т». Усложняйте игру, предлагая слова из 4-5 звуков.
Овладеть звуковым синтезом поможет игра «Эстафета звуков». Расположите 3 игрушечные машины (вместо них можете взять 3 чашки и т.д.) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите 1-ую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите С-С-С. Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук Ы-Ы-Ы. Третью машину озвучьте: Р-Р-Р. Спросите, какое слово везут машины. Ребенок угадывает: СЫР.
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название (эр, ша, бэ), а тот звук, который она обозначает: РРР, ШШШ, Б.
Для запоминания правильного начертания букв можно:
• выкладывать их из палочек, спичек, веревочек;
• лепить из пластилина;
• вырезать;
• раскрашивать;
• искать и вычеркивать в тексте;
• рисовать пальцем в воздухе;
• рисовать на снегу или песке.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в игры «Дом звуков», «Эстафета звуков».
Если ребенок знает буквы и умеет выделять звуки в словах, это еще не значит, что он может читать. Ему необходимо научиться сливать согласный с гласным. Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги ла-ло-лу-лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак, лак, сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
Учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело и интересно. В гости к ним могут приходить Буратино, Незнайка, Звукоедик, которые каждое занятие для детей превратят в увлекательную сказку и не дадут угаснуть любознательности.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Посетить бесплатное занятие
Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Посетить онлайн занятие
Нажимая кнопку «Записаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Запрос на получение франшизы
Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Ваша заявка принята.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?
20 октября 2021
Желание научить ребёнка читать до школы – цель благая, однако здесь важно не навредить своему чаду. Несвоевременное обучение чтению, незнание методик и чрезмерная зацикленность родителей навредят ребёнку и отдалят тот момент, когда малыш научится складывать буквы в слова и предложения
КОГДА НАЧАТЬ
Начать знакомство с буквами можно с 2-3 лет. Но если вы видите, что малышу это неинтересно, не следует давить и тем более заставлять учиться. К начальной школе ребёнку нужно знать алфавит, потому что в современных школах отводдится очень мало времени для обучения чтению.
⠀
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Это должно быть познание в игровой форме: создавайте с ребёнком ассоциации букв со знакомыми ему звуками и предметами (ж – жук, д – домик). Пусть ребёнок рисует буквы, вырезает их из бумаги – так он быстрее запомнит, как они выглядят и пишутся.
⠀
СЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
После того как вы убедитесь, что ребёнок знает звучание (НЕ НАЗВАНИЕ!) каждой буквы, покажите, как они складываются в звуки. Старые добрые кубики будут вам отличным помощником: малыш может сам выбирать случайные комбинации букв и озвучивать получившиеся слоги. Предложите ему вспомнить и назвать слова, в которых есть эти слоги.
Не торопите малыша: из разорванного МО-ЛО-КО он сам должен произнести плавное МОЛОКО. Сначала пусть прочитывает по слогам, потом произносит полностью.
⠀
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП
Главная задача чтения – не просто воспроизводить звуки и слова, а ПОНИМАТЬ написанное. Поэтому обсуждайте с ребёнком всё, что читаете. Фиксируйте его внимание на значении слов. Когда вы перейдёте от слогового чтения к беглому, всё равно продолжайте обсуждать прочитанное. В ином случае чтение будет просто автоматическим навыком, от которого не будет никакой пользы.
⠀
Если ко второму классу скорость чтения ребёнка не увеличивается и он продолжает просто воспроизводить слоги, обязательно обратитесь к специалисту, чтобы не допустить развитие дислексии.
⠀
И помните: лучший пример детям – их родители! Если в семье принято читать, то и ребёнок будет это делать с удовольствием.
Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:
Итак, вот основные правила:
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.
Ну и напоследок две методики обучения чтению детей на видео: