Как научить ребенка быть вежливым

Вежливость — очень многогранное понятие. Вежливым можно назвать человека, если он:

  1. обладает чувством такта;
  2. уважительно относится к людям;
  3. стремится идти на компромисс в спорных ситуациях;
  4. умеет слушать собеседника.

Как происходит приобщение ребенка к социальной жизни? В какой момент развивается та самая вежливость? Как можно помочь малышу стать более вежливым?

Примерно до 3 лет ребенок знакомится с миром и правилами поведения через родительский пример. В 3-4 года он идет в детский сад, становится активным участником совместной игровой деятельности, осваивает ролевые игры — все это помогает ему изучать правила общения, получать собственный опыт. Основная база нравственных ценностей и этического мировоззрения закладывается в ребенке до 7 лет. Затем, начиная свою учебную деятельность, он использует весь накопленный опыт на практике.

Человек не рождается вежливым. Невозможно стать вежливым быстро и сразу. Лучше всего воспитывать в ребенке это качество с самых ранних лет, постепенно, начиная с самого простого. Дети не должны заучивать правильные слова, и проявлять вежливость как необходимое условие. Важно, чтобы это стало их собственной потребностью, звучало искренне, исходило от души.

Самое первое, чему стоит обучить каждого ребенка — те самые “волшебные” слова. Мы используем их ежедневно, автоматически, порой даже не замечая этого. Если в семье такие слова как “здравствуйте”, “спасибо”, “пожалуйста”, “доброе утро” или “извините” являются постоянными спутниками общения, то ребенок быстро освоит их. Достаточно лишь изредка и ненавязчиво напоминать ему поблагодарить или поздороваться. Используйте эти слова в играх с ребенком, читайте перед сном «вежливые» сказки.

С некоторыми словами у детей могут возникать затруднения из-за сложности их восприятия, недопонимания. О них полезно будет рассказать ребенку подробнее, объяснить происхождение. Например, слово “благодарить” означает буквально “дарить благо”, то есть добро. Человек, используя его в речи, желает добра своему собеседнику, мысленно дарит ему только хорошее.

Порой родители совершают ошибки, значительно понижающие результат воспитания вежливости у ребенка. К наиболее частым относятся:

Дети хорошо усваивают уроки вежливости. Им нравится быть вежливыми, ведь за это хвалят и родные, и посторонние люди. Но есть одна сложность, с которой сталкиваются практически все родители с детьми в общественных местах: детская непосредственность. Речь идет о ситуациях, когда ребенок тычет пальцем в прохожего, громко высказывается или высмеивает чужие недостатки. Малыши делают это без злого умысла, причиной такого поведения является недостаток самосознания. Важно отнестись к подобным ситуациям с пониманием. Как бы ни было стыдно за ребенка, не стоит бросаться тут же в критику и крики. Спокойно, доступно поговорите с дошкольником об уважении и доброте. Попросите его представить себя на месте такого “высмеянного”. Ребенок быстро все поймет и сделает верные выводы.

Беседы — важная часть воспитания детей в любом возрасте. Вокруг всегда происходит множество ситуаций, которые могут стать хорошим или плохим примером для малыша. Часто дети в вопросах вежливости испытывают трудности психологического характера. Ребенок может стесняться, ему может не нравиться человек, у него может быть плохое настроение и т.д. Во всем, что касается детей, слишком много ситуативности и индивидуальности, поэтому каждый конкретный случай нужно стараться разбирать, обсуждать.

Итак, в чем секреты воспитания вежливого ребенка?

  • Личный положительный пример, атмосфера в семье.
  • Добрые сказки и мультики.
  • Вежливые игры.
  • Похвала и поощрение.
  • Доверительное общение.

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Вежливость — одно из тех качеств, которые всегда вызывают уважение у окружающих. Конечно, она не появляется сама по себе, а является результатом правильного воспитания. Учить ребенка вежливости нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем она стала естественной нормой поведения.

Что такое «вежливость»?

Понятие «вежливость» не имеет четкого определения. Называя человека вежливым, мы подразумеваем его умение следовать общепринятым правилам поведения, благодарить, предлагать свою помощь, в любой ситуации относиться уважительно к окружающим.

Как воспитать вежливого ребенка?

Воспитание ребенка — это не только поучительные лекции, поощрения за успехи и наказания за проступки. В первую очередь, воспитательный процесс строится на демонстрации наглядного примера в семье. Вам не придется искать методики, поэтапно описывающие, как научить ребенка вежливости, если вы с уважением относитесь к окружающим. Дети изо дня в день наблюдают манеру общения своих родителей и автоматически принимают ее за норму. Если мама или папа допускают в речи нецензурные выражения, грубят продавцам и проходят мимо нуждающихся в помощи людей, малыш посчитает такое поведение единственно верным и будет практиковать его в будущем. Если же родители уступают место пожилым людям, с улыбкой здороваются со знакомыми и не мусорят на улицах, то и ребенок унаследует такую модель поведения.

Естественно, вежливость должна быть искренней, а не наигранной. Слова «спасибо», «доброе утро», «извините», «здравствуйте» следует произносить от души, иначе их ценность полностью теряется. Объясните ребенку, почему эти слова так важны, чтобы он не отвечал просто по шаблону.

Следование некоторым правилам поможет родителям воспитать в дошкольнике вежливость:

  • Не ругайте ребенка, если он не сказал «спасибо» или «пожалуйста». Возможно, малыш растерялся, разволновался и забыл, что нужно делать. Возможно, просто застеснялся и предпочел промолчать. Не называйте ребенка невоспитанным — вешать подобные ярлыки ни в коем случае нельзя. Лучше обсудите ситуацию, выясните причину его поведения и объясните, как следовало поступить.
  • Ищите примеры в мультфильмах и детской литературе. Детям нужны наглядные ситуации, чтобы лучше понять и запомнить полезную информацию. Смотрите с ребенком мультфильмы, читайте книги с положительными героями. Разбирайте ситуации, в которых эти герои совершают правильные поступки, и обязательно одобряйте их — тогда ребенок поймет, что такие поступки и такое поведение положительно оценивается взрослыми.
  • Хвалите ребенка, когда он демонстрирует свои навыки вежливости. Открыл дверь человеку с тяжелой сумкой, без напоминания поздоровался с воспитателем или предложил другу свою игрушку — обязательно отметьте этот поступок и похвалите.
  • Разучивайте стишки с вежливыми словами. Дошкольники гораздо быстрее запоминают информацию, если представить ее в игровой форме. Например, самые важные слова вежливости можно разучивать с помощью легких четверостиший. Встретив зайку, ёж-сосед
    Говорит ему: «Привет!»,
    А его сосед ушастый
    Отвечает: «Ёжик, здравствуй!»
  • Развивайте в ребенке искренность и эмпатию. Умение сопереживать — качество, которое сегодня особенно ценится. Если малыш сочувствует своим товарищам и членам семьи, радуется их успехам и не стесняется проявлять эмоции, то и понять важность такого качества, как вежливость, не составит труда.

Воспитание вежливости — важная часть детской социализации. Помимо обучения «волшебным» словам, нужно научить ребенка делиться и сопереживать, помогать друзьям и уважать старших. И если родители будут подавать правильный пример, малыш уже в дошкольном возрасте поймет, что искреннее и уважительное общение с людьми — это не норма, которой следует придерживаться независимо от сложившейся ситуации.

Как вы думаете, можно ли научить ребенка вежливости, или это личностное качество, которое нельзя воспитать? Как, по вашему мнению, должен вести себя воспитанный и вежливый ребенок? Делитесь мнением в комментариях к статье.

  1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
  2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
  3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
  4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
  5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
  6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.
  7. Учите вежливости вежливо!

В нашем современном мире понятие «вежливость» немного исказилось, и скажем так, потеряло свое важно значение. Сейчас все реже и реже встречаются вежливые, воспитанные люди, особенно среди молодежи, не правда ли? Многие думают, что в нашем напряженном мире, с его жестким ритмом, не до вежливости и проявления воспитанности. Как говориться «Это не мы такие, это жизнь такая». Родители, в воспитании своих детей не уделяют особого внимания такому пункту, как «вежливость». А это крайне важно.

Уже с раннего возраста учите ребенка быть вежливым.

Для этого нужно приложить немало сил и терпения. А так же самим вспомнить, что же такое вежливость и в чем ее проявление.

Для начала, у ребенка нужно создать базовое представление о том, как вести себя в обществе.

Начинать можно с 2 лет. Выходя из дома, говорите ребенку, что можно делать в окружении других людей, а что нельзя. Например, что в поликлинике не нужно шуметь и бегать по коридорам, так как сюда детишки приходят лечиться, а не баловаться. А в магазине нельзя бегать, потому что это мешает другим людям. Играя на детской площадке, не нужно толкаться или отнимать игрушки у других детей.

И мнение многих родителей, что ребенок еще маленький и ему, в силу его возраста, пока все позволено, очень даже ошибочно. Два года это самый подходящий возраст, когда ребенку пора знакомится с правилами поведения в обществе. Если процесс воспитания откладывать на потом, то вы рискуете вырастить избалованного, эгоистичного ребенка, а далее невоспитанного и неуправляемого подростка. И естественно во взрослой жизни, ни о какой вежливости говорить не придется.

Не нужно силой заставлять детей говорить вежливые слова. Яркий пример: Ребенку дариться подарок и он, выхватывая его из рук, бежит распечатывать, не сказав ни слова. И тут мама, одергивая ребенка, заставляет сказать «спасибо». Что имеем в итоге? Во-первых, у ребенка портится настроение, так как его остановили на полпути, а во- вторых он процедит это «спасибо» не потому что сам так захотел, как воспитанный ребенок, а потому что его заставили. Вы думаете, так ребенок научится вежливости?

Он, с вашей помощью, а не давлением, по вашему примеру, должен осознать и прийти к тому, что слова благодарности — это не просто «так надо и так полагается», а что это должно идти от души. Ребенок должен сам захотеть сказать вежливое слово, а в дальнейшем и сделать что-то хорошее.

Формировать у детей установку, что вежливые слова необходимы в жизни, нужно мягко и постепенно, не в ультимативной форме или в форме приказов, а в виде просьб и примеров.

Так же в систему воспитания должны входит и запреты. Дети обязаны воспринимать слово «нельзя». Так же как нельзя трогать огонь, лезть в розетку, должно быть — нельзя обижать других людей, нельзя кричать и топать ногами, нельзя говорить плохие слова и обзываться.

Объясняйте детям, почему нужно хорошо себя вести в обществе, почему нельзя говорить плохие слова. Например, почему нельзя отнимать игрушки у других детей. Спросите у своего ребенка: «А тебе будет хорошо, если у тебя заберут твою любимую игрушку? Нет? А почему тогда ты отнимаешь у других? Ведь ты его обожаешь».

Чтобы малыш научился вежливости, нужно чтобы он осознал смысл и цель вежливого обращения и хорошего поведения.

1. Начните с себя. Прежде чем требовать от ребенка быть вежливым, вспомните, всегда ли вы сами проявляете себя благовоспитанным и доброжелательным человеком? Не грубите ли вы своим близким, не раздражаетесь ли по пустякам? Может быть, пора сменить тактику и вспомнить, что окружающие вовсе не должны подстраиваться под ваше настроение? Безусловно, чаще всего, мы сознательно не хотим причинить боль своим близким. Но это все равно происходит. Поработайте над собственным характером и над умением воспринимать окружающую действительность.

2. Старайтесь не говорить о людях плохо при ребенке. Он может очень быстро перенять эту манеру. Если вы будете при нем осуждать и обсуждать вашего родственника из деревни, ни к чему хорошему это не приведет: малыш, может быть, и не все поймет, зато усвоит такую манеру взаимодействия и сочтет ее скорее за норму, чем за исключение. Если в чем – то вас не устраивает поведение вашего родственника, решайте проблемы без привлечения ребенка.

4. Чаще хвалите вашего маленького проказника за любые, пусть даже самые малые достижения. Это повысит его самооценку, сделает уверенным в себе. А счастливый человек (пусть даже маленький человек) более склонен быть доброжелательным, терпимым к окружающим.

Помните, что научить ребенка вежливости нельзя просто постоянными нотациями или уговорами. Чтобы вежливость и доброжелательность стали чертами характера ребенка, будьте вежливы и вы с ним. Тогда ваши старания обязательно вознаградятся.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

В детстве нас учили делиться. Кто этого делать не хотел, подвергался осуждению и звался обидным словом «жадина». Сегодня отношение к данному вопросу поменялось. Психологи и родители признали право детей на «частную собственность», поэтому «делиться» стало скорее правом, чем обязанностью.

Как научить ребёнка делиться и быть вежливым? Об этом нам рассказала Светлана Цветкова – семейный психолог, автор курсов по воспитанию детей, супружеским отношениям и женской самореализации. Кроме того, Светлана счастливая жена и мама троих детей.

— Светлана, скажите, а надо ли делиться, стоит ли учить этому ребёнка?

— То есть тема про «делиться» — это не только вопрос вежливости и этикета, это ещё и про границы?

— Так и есть. Если родители постоянно просят ребёнка уступить, не отказывать в просьбе, не говорить «нет», это сказывается на его представлении о личных границах. Высока вероятность, что, став взрослым, такой человек продолжит всем уступать и угождать в ущерб себе.

Кроме того, ребёнок может быть привязан к определённым вещам. У моих знакомых малыш очень любил плюшевого совёнка. Он с ним ел, спал, гулял. Если «друг» терялся или на него кто-то посягал, ребёнок реагировал истерикой. Просить поделиться такой ценной вещью не стоит – это явное нарушение личных границ.

Надо понимать, что задача родителей – соблюсти баланс. Всем нам приходится идти на уступки – это нормально и в мире взрослых, и в мире детей. Важно научить ребёнка делиться и быть вежливым, при этом уметь защитить свои права.

— С какого возраста следует обсуждать с ребёнком правила общения со сверстниками, в том числе вопросы личных вещей и желания делиться?

— Обсуждать можно с самого раннего детства, но необходимо учитывать возрастные особенности. Например, в 2-4 года дети живут по принципу «я, моё, мне». Стыдить и называть «жадиной» в данном случае бессмысленно и даже вредно. Мы объясняем малышу ситуацию, предлагаем поделиться, но не настаиваем. В возрасте 4-6 лет у детей появляется определённый опыт взаимодействия со сверстниками. Они способны осознать последствия своих действий, общение проходит легче. При этом нужно учитывать, что темперамент у всех разный. Кто-то из деток стеснительный – чаще уступает. Другие более решительные и напористые – для них не составит труда отстоять своё.

— Давайте разберём несколько ситуаций. Например, дети встречаются на детской площадке или в песочнице. Каждый приходит со своими игрушками. Как следует вести себя маме, если ребёнок не готов делиться?

— Желательно, конечно, обсудить с ребёнком возможные ситуации заранее. А в песочнице или на детской площадке лучше и вовсе не вмешиваться. В большинстве случаев дети способны сами решить возникшие вопросы. Если назревает серьёзная ссора, то опять же ни в коем случае не стыдить и не ругать на глазах у окружающих за нежелание делиться. Можно предложить малышам поменяться игрушками или дать возможность ребёнку поделиться позже, когда сам закончит игру.

— А если наоборот: ребёнок сам готов делиться, при этом хочет взять чужую игрушку, а хозяин против?

— В данном случае мы также объясняем ребёнку. Говорим, что у людей есть личные вещи. Каждый вправе сам решать, готов ли он делиться. Конечно, до малышей это донести сложно, поэтому предлагаем компромиссы. Например: «давай мы посмотрим твою игрушку, а ты нашу».

— Рассмотрим другую ситуацию. Гости пришли к вам домой. Тут уже все игрушки «мои», а другие дети, конечно, хотят с ними играть. Как здесь вести себя маме? Ведь не каждый ребёнок готов к тому, что его личные вещи бесцеремонно растаскиваются в разные стороны. При этом нужно соблюсти правила гостеприимства.

— Я приведу пример из опыта нашей семьи. Перед приходом гостей мы с детьми заранее обсуждаем, какими игрушками они не готовы делиться. Например, фигурки из конструктора, над которыми сын долго и кропотливо трудился, машина на пульте управления и другие ценные для ребят вещи. Их мы убираем подальше и не достаём в присутствии гостей. Остальные игрушки находятся в свободном доступе, и дети спокойно относятся к тому, что ими пользуются другие.