Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.
Елена Дейнего, педагог-психолог, мама троих детей, ведущая группы поддержки для мам «Точка опоры», основатель психологического центра «Запасной рай»
Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках. Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой. По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.
Главное — системность
Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого. Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи. Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.
Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?
Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.
Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.
С 1 года до 3 лет
Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.
Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.
4 года
В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных. Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев. Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.
5 лет
6 лет
В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных. Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится. В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.
7 лет
В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.
8 лет
Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь. Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели. Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.
Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.
Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.
Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос счастливым, самостоятельным, успешным, уверенным в себе человеком. Но немногие прилагают к этому усилия и правильный подход. Ведь какое будущее будет у ребёнка, зависит полностью от его родителей. Какой фундамент они заложат с рождения, такой и будет результат.
Нужно не упустить главные моменты воспитания и формирования взаимоотношений. Сейчас мы рассмотрим с вами 10 правил, применяя которые, вы можете вырастить своего ребёнка замечательным человеком и иметь с ним наилучшие отношения:
1. Как можно чаще хвалите
Многие заблуждаются, думая, что похвалой они испортят детей. Наоборот, вы даёте ему мотивацию, уверенность в своих силах, чувство значимости и ценности. Конечно же, хвалить нужно за реальные действия и искренне, без притворства. Но, замечая все, пускай даже маленькие успехи, вы даёте детям крылья за спиной, и они чувствуют свою полезность и вашу любовь.
2. Любви много не бывает. Не бойтесь показывать свою любовь
Малыш должен знать, что его любят, ценят, дорожат им. Всегда говорите ему, как вы его любите. Но никогда не спекулируйте любовью, например, выказывая любовь за какие-то действия или поступки. Любить нужно не за что-то, а такими, как они есть, принимая все их недостатки и плохие поступки. Любовь не терпит условностей. Помните об этом.
3. Формируем здоровую самооценку
Вы должны как можно раньше вложить в ребёнка такие понятия, как его неповторимость и индивидуальность, если есть какие-то недостатки, найти в них положительное и сделать акцент на хорошем. Постоянно говорите ему, что он самый умный, самый красивый, самый добрый, самый успешный, самый дружелюбный. И малыш приобретает все эти качества, это откладывается у него на подсознании, и никто не сможет потом убедить его в обратном. Особенно это пригодится, когда дети идут в школу, и там вешаются ярлыки.
4. Уделяйте своим детям регулярно внимание
Даже при самом загруженном графике работы находите время на личное общение. Это может быть чтение книги перед сном, прогулки в парке, поход в кафе, настольные игры для всей семьи, совместные ужины за одним столом, что угодно. Никакие видеоигры и компьютеры не заменят вашего тепла. К тому же малыш привыкнет с вами всем делиться и обсуждать, а это большой плюс на будущее.
5. Для детей очень важна ваша поддержка
Никогда не смейтесь над идеями и стремлениями ваших детей, какими бы невероятными они не казались. Поддерживайте и ободряйте вашего малыша в учёбе, в участии жизни школы, в кружках и секциях, в реализации собственных проектов. Помогайте и давайте советы, будьте терпеливы. Зато потом ваши дети не будут бояться трудностей и всегда будут активны.
6. Учитесь доверять друг другу
Не ставьте, не разобравшись, слова ваших детей под сомнение и сами не обманывайте их.
7. Избегайте жёсткой критики в адрес своих детей
Выясняйте отношения спокойно, без криков в диалоге. Если вы сорвались и накричали, извинитесь друг перед другом. Объясните, что вы сердитесь не на малыша, а его поступок и простите его. Ему очень важно знать, что его простили.
8. Приучаем детей к самостоятельности
Излишняя опека потом очень негативно сказывается во взрослой жизни. Давайте им возможность принимать решения, поручайте небольшие домашние дела, давайте возможность помогать вам. В будущем такие дети всегда смогут позаботиться о себе, сумеют сделать правильный выбор, не растеряются перед трудностями.
9. Если вы наказываете ребёнка, это ни в коем случае не физическая расправа
Поркой или углом вы только озлобляете детей, и они чувствуют себя никому не нужными. Безусловно, иногда наказание вполне применимо, только в другой форме. Например, ограничение доступа к компьютеру, ограничение покупок, домашний арест на короткое время и так далее.
10. Самый простой способ научить чему-то детей, показать пример
Дети полностью копируют своих родителей. Поэтому, если у вас не получается что-то, посмотрите на себя. Может, стоит сначала поработать над собой, и ситуация изменится.
Только родители ответственны за своих детей. Приложите максимум усилий, и вы получите отличный результат.
Многие пары, когда воспитывают ребенка, руководствуются советами бабушек, друзей и собственной интуицией. Некоторые еще пытаются следовать новомодным тенденциям воспитания. Но, к сожалению, дети растут, развиваются и чуда не происходит. Ребенок не становится вундеркиндом, супер-послушным или гиперответственным. Более того, некоторые детки становятся капризными, пытаются манипулировать и абсолютно не слушают родителей. Давайте попробуем разобраться, как воспитать ребенка, чтобы он был цельной, сбалансированной личностью и продолжал радовать родителей.
В первую очередь учитесь слушать своего ребенка. Иногда очень сложно понять, почему малыш не хочет есть, ехать к бабушке или здороваться с тетей. Попробуйте в этих ситуациях задавать ребенку наводящие вопросы, предлагать варианты решения и не ругать.
Ваш маленький человечек тоже должен понимать, что у него есть свобода выбора. Если ребенок это понимает, то он очень быстро научится брать на себя ответственность за свои поступки и принимать решения.
Также из этого выплывает следующее:
Не жалейте ребенка когда его не нужно жалеть. Например, если малыш не хочет есть, попробуйте его отпустить и объяснить, что кушать нужно утром, в обед, и вечером, и так как он не поел за завтраком, в следующий раз он поест только в обед. И после этого нужно на самом деле покормить его только в обед. Без конфет, бутербродов и прочих мелких перекусов. Но тут есть один подвох, правилу о приеме пищи в строго отведенное время должны следовать и вы, иначе ребенок не поймет, почему вы можете нарушать правила, а он нет.
Также хочется заметить, что основным источником уверенности в жизни маленьких детей являются родители. Поэтому постарайтесь заменить в своей речи фразы «ты не сможешь», «упадешь», «ты еще маленький», «не лезь, ударишься» и т.п., фразами «аккуратней», «давай я помогу», «давай сделаем вместе». В этом случае также оградите ребенка от опасностей, но при этом не будете рушить его уверенность в себе. И не кричите на своих детей, во-первых, это разрушает нервную систему ребенка, а во-вторых, женщина, кричащая на своего ребенка выглядит просто отвратительно. И так считают все мужчины, включая вашего. А малышу нужна полная семья.
Кстати о полной семье. Будьте единодушны со своей второй половинкой, хотя бы на глазах у детей. Все свои несогласия можно выяснить потом за плотно закрытыми дверями. А если ребенок -будет видеть у вас раскол во мнениях, то он очень быстро найдет способы вами манипулировать. Вам это надо?
Еще постарайтесь давать ребенку возможность принимать решения. Пусть он учится делать выбор, например, обсудите с ним как выбрать правильный портфель первокласснику и пусть он сделает свой выбор сам. И даже если он делает неправильный выбор, ваша задача максимально мягко объяснить ему, почему это этот выбор неверный, и дать возможность выбирать в дальнейшем.
И в конце хочется заметить, что ваш малыш не всегда будет маленьким, и вы не всегда сможете его оберегать и наставлять. Однажды он станет самостоятельным и ваша задача перевести его во взрослый мир здоровым, уверенным в себе человеком умеющим брать на себя ответственность за собственную жизнь.
Добрый день, уважаемая Ита 🙂 Я обращаюсь к Вам опять за советом. Моей старшей дочке (10 лет) нужна помощь. Постараюсь объяснить ситуацию. Она ходит сейчас в 5-й класс в еврейскую школу. Ходила туда с первого класса. Примерно со 2-го класса начались проблемы с подружками. Дружила сначала с одной девочкой. Они писали друг другу записочки, проводили вместе время на переменах. Через 3 месяца «подружка» нашла себе новую подружку, дочь очень переживала из-за этого.
Потом в 3-ем классе её перевели в другой класс (в той же школе и не по моей просьбе). Там было 2 подружки уже, она к ним прибилась третьей. И вот этот треугольник существует до теперешнего состояния. Они постоянно ссорятся, а сейчас обе ей сказали, что не могут с ней дружить, мол, будут дружить до января — и всё. Ну, это примерно ситуация, в общих чертах. Дочка вчера пришла домой в истерике, не могла спать.
Я с ней сидела ночью, пока она не уснула. Вчера я её спрашивала: зачем ты дружишь с девочками? Какая у тебя цель? Она говорит, не хочет быть одна. У всех в классе подружки. Ей одной скучно. А другие девочки в классе не хотят с ней играть.
Вот теперь, собственно, мой вопрос. Как мне научить своего ребёнка быть самодостаточным? Подруги найдутся со временем, но ведь надо уметь быть иногда одной? Или я не права? Она хорошо рисует, но рисует не так часто. Читает, но тоже не так часто. Она любит такие очень интенсивные отношения, не все это могут вынести.
Кроме нее у меня ещё 4 мальчика дома. Но у них другой характер совсем. Старший мальчик очень самодостаточный и не будет навязываться другим. Близнецы общаются друг с другом и счастливы. И общий любимец — младший 🙂 9 месячный 🙂 Пожалуйста, посоветуйте, как мне помочь моей девочке? Большое спасибо заранее, N.
Отвечает Ита Минкина
Позвольте выразить восхищение тем, какая Вы замечательная терпеливая мама.
Как научить ребенка быть самодостаточным? В этой области трудно что-то посоветовать, потому что это больше относится к природе человека и врожденным склонностям его характера, а это не изменить одним ответом… Вы пишете, что другие дети в семье совсем иные по складу и характер дочери — это в меньшей степени результат общения и практики взаимоотношений и в большей степени — ее природа.
Самодостаточность, которой так не хватает многим детям, подросткам и взрослым, — это в какой-то степени эмоциональная зрелость. Есть дети, которые в относительно раннем возрасте умеют сами себя занять игрой и не слишком переживают из-за отсутствия или присутствия других людей, а есть дети, которым это дается с большим трудом, которые достигают этого в относительно взрослом возрасте и о-о-очень постепенно… Ускорить этот процесс вряд ли можно… Это очень медленная и кропотливая работа эмоционального созревания.
Маленькие дети
Ребенок рождается свободным и самодостаточным, он умеет проявлять себя искренне и от души. Со временем, если воспитание не нацелено на сохранение этого божьего дара в ребенке, он становится более закрытым или не искренним.
Чтобы вырастить своего ребенка самодостаточным, необходимо сохранить в нем умение искренне выражать свои чувства и эмоции, не разучить быть собою. Ужимки и запреты, критика, напрасные ожидания от ребенка – все это делает его либо замкнутым, либо лишает индивидуальности.
Дисциплина
Строгость хороша только в меру. Прежде чем проявить строгость по отношению к ребенку, необходимо задуматься, а справедлива ли возникшая претензия или имеет место излишняя критичность.
Вместо критики, лучше общаться с ребенком, как со взрослым, чтобы он почувствовал свою значимость. Это будет стимулировать его к ответственности.
Мотивация и ожидания
Необходимо научить ребенка самому себя мотивировать. Для того, чтобы ему было интересно учиться, нужна внутренняя мотивация. И прекрасно, если это будет его личное желание развиваться и интерес к познаниям.
Не нужно ожидать от ребенка того, что ему не присуще, но важно относится серьезно к его собственным увлечениям и склонностям. В ребенке уже заложена индивидуальность и родители должны помочь ему развивать ее.
Если девочка порезала платье сестры, чтобы сшить одежку для своей куклы, стоит купить ей ткань и, возможно, в дальнейшем она станет знаменитым дизайнером. Ведь ребенок, когда находится в творческом порыве, не желает навредить кому-то, он лишь хочет реализовать свои творческие замыслы.
Сравнения и ярлыки
Нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что тем самым унижается его достоинство. Необходимо находить в ребенке лучшее, что в нем есть, и помогать в проявлении этих качеств и склонностей.
На ребенка нельзя навешивать ярлыки. Этим происходит программирование. Если нет желания запрограммировать ребенка, допустим, на лень или замкнутость, то нельзя говорить «ты ленивый» или «он у нас застенчивый».
Наоборот, необходимо игнорировать такие черты, и говорить о нем только в положительном ключе. Оптимизм будет программировать ребенка на развитие обозначенных качеств.
Уважение
Необходимо всегда быть на стороне своего ребенка в присутствии окружающих. Если есть какие-то замечания, то их нужно говорить ребенку наедине и по возможности в мягкой форме. Ему не нужно ничего навязывать, а только разъяснять.
Да и то, не всегда родители правы и лучше подумать, действительно ли необходимо менять мнение ребенка на то или иное, или, возможно, его точка зрения тоже не менее правильная? Ведь на один и тот же предмет у разных людей будут различные взгляды. Почему бы не позволить ребенку иметь свои собственные?
Любовь к ребенку, искреннее принятие его таким, какой он есть – это надежный плацдарм для его дальнейшего гармоничного развития. Ребенку необходимо знать, что его любят и поддерживают.
- Решение проблемных ситуаций с ребенком-подростком: проблемы дистанционного обучения, отсутствие мотивации к обучению, гаджетозависимость, сниженная самооценка, подростковое хамство, лень и другое.
- Профилактика экстремизма в школе: буллинг, распространение наркотических веществ, стрельба из огнестрельных оружий, вовлечение подростков в «группы смерти» в сети Интернет и так далее.
- Определение и освоение новых знаний, подходов и методик, формирование компетенций педагогов и родителей в условиях современного воспитания, позволяющих организовать и наладить эффективное взаимодействие в треугольнике «педагог — ребенок — родитель».
Актуальность курса состоит в том, что все чаще родители обращаются за консультациями со следующими запросами: «Ребенок не хочет учиться», «Ребенку сложно учиться дистанционно», «Что делать, если ребенок ничего не хочет?», «Как научить его ответственности?», «Как научить его не сдаваться и преодолевать препятствия?», «Как действовать в конфликте», «Как избавить ребенка от гаджетозависимости?», «Как повысить ребенку самооценку?», «Почему ребенок агрессивен по отношению к родителям и педагогам?» и так далее.
Практикум предназначен для педагогов, классных руководителей средних и старших классов образовательных школ с целью доведения информации и принятия участия в данном мероприятии вместе с родителями подростков.
Практикум проходит дистанционно, с использованием социальной сети Вконтакте, e-mail рассылки и онлайн-платформы для проведения вебинаров Pruffme, что позволяет участвовать в нем из любой точки мира.
Практикум включает в себя участие в информативных чатах, где осуществляется поддержка родителей педагогами-психологами, 5 диагностических заданий, 3 мастер-класса, продолжительностью 12 академических часов. Каждый участник получит сертификат об участии в практикуме.
Участники практикума разберут самые актуальные вопросы современного воспитательного процесса:
- Причины конфликтного поведения подростков и их предотвращение.
- Как избавиться от гаджетозависимости.
- Как мотивировать ребенка-подростка к обучению.
- Как создать доверительные отношения с подростком.
Практикум состоит из подготовительной части (выполнение диагностических заданий родителями для выявления истинных причин конфликтных ситуаций в семье, участие в обсуждениях конфликтных ситуаций с подростками родителями в чатах) и трех мастер-классах.
Расписание практикума
По вопросам участия и за дополнительной информацией о практикуме обращайтесь к руководителю проекта Рябовой Ирине Васильевне: