Как научить ребенка быть пунктуальным

По какой причине опаздывает ребенок?

Большинство детей вообще никогда и никуда не торопятся потому, как не способны понять чувство времени. Они обычно тяжело просыпаются, не спеша идут и не помнят про запланированные дела. Но есть и небольшой процент детишек, у которых присутствует постоянное волнение по поводу опоздания, так как они обладают врожденным чувством времени.

Когда ребенок постоянно опаздывает, это можно объяснить так:

– ему долго и далеко добираться до пункта назначения;

– родители постоянно опаздывают и подают такой пример;

– привлечение внимания таким способом.

Как с этим бороться и воспитать пунктуальность?

Приучить к положительной привычке можно любого ребенка, если постоянно в течение нескольких месяцев повторять то, желаете привить малышу. В конце концов, он перестанет опаздывать и будет приходить вовремя – это будет происходить уже по инерции.

Несколько советов о пунктуальности.

  1. Необходимо создать режим дня и точно соблюдать его. Ребенок должен привыкнуть, что в определенное время у него подъем, завтрак, уроки ну и всё остальное по распорядку. А родители обязательно должны подавать пример и тоже соблюдать режим.
  2. Важно учить детей чувствовать время и знать, как в нем ориентироваться, ведь на прогулке ребенок может забыть и потеряться во времени. Поэтому когда пора идти домой с прогулки, но ребенок просит остаться, дайте ему конкретную единицу, например, двадцать минут, чтобы он понимал, через сколько ему нужно быть дома.
  3. Необходимо планировать следующий день, а еще лучше, если дети будут сами записывать в блокнот, во сколько и куда нужно пойти, и что сделать.
  4. Сами никогда не опаздывайте, ведь вы подаете пример, а малыши в большинстве случаев повторяют за родителями.

При воспитании у ребенка пунктуальности будьте терпеливы и уравновешенны, и тогда ваши дети намного быстрее постигнут вашу науку.

Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Почему ребенок привык опаздывать

У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого конфликта с педагогом и нежелания ходить на занятия.

Как ему помочь

Начните с себя

Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует начать с себя и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек?». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.

Живите по плану

Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.

Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.

Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.

Ищите причину опоздания вместе с ребенком

Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.

Развивайте чувство времени

Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».

Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.

Используйте визуализацию

Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.

Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.

Если ребенок часто опаздывает в школу и на какие-либо мероприятия, его могут называть непунктуальным. Родители беспокоятся о своих детях, ведь любая мама желает, чтобы ее ребенок был пунктуальным и ответственным. Немногие знают, но для того, чтобы воспитать в детях пунктуальность нужны некоторые усилия. Применяя различные приемы в воспитании можно добиться хороших результатов и привить ребенку пунктуальность.

Как добиться от детей пунктуальности

1. Нужно больше рассказывать ребенку о времени, чтобы он имел представление о минутах, секундах и часах. Игровая форма отлично подходит для данного занятия, ведь дети лучше усваивают информацию в игре.

2. Стоит поиграть с ребенком в игру, нарисовав часы и отдельные стрелки. Взрослые должны засечь минуту, а ребенок, считая до 60, должен передвигать стрелку. Эта игра дает ребенку возможность осознать, что в минуте тридцать секунд и создаст примерное представление о времени. А ещё лучше подарить ребёнку настоящие детские часы, ознакомиться с которыми можно тут.

3. Нужно поговорить с ребенком, объяснить, что приходить вовремя – очень важно, ведь если врач опаздывает на вызов, он может не успеть спасти больного, а если пожарный опоздает на пожар, он не сможет спасти людей. Чтобы ребенок осознал, как важно всегда и везде приходить вовремя, нужно объяснить это доступным ему языком.

4. Чтобы развить пунктуальность и организованность, важно приучить ребенка готовить свои вещи для выхода в школу вечером, а также чистить одежду и обувь после того, как он вернулся с улицы. Это поможет ребенку понять, как организованность экономит его время, как легко можно не опаздывать куда-либо. Такие действия научат ребенка не планировать что-либо на завтра, когда можно сделать данное действие сегодня.

5. Если родители не отличаются пунктуальностью и постоянно опаздывают на работу, дети будут делать также, ведь человек, который сам всегда опаздывает не может учить пунктуальности других. Тем более, дети подражают родителям, а поэтому невозможно научить ребенка пунктуальности, если у родителей данное качество отсутствует.

6. Ребенок может опаздывать в школу и по другим причинам. Если ребенку не нравится сумка, которую выбрали и приобрели родители, а также одноклассники смеются над ним из-за нее, он может по дороге в школу перекладывать свои принадлежности в пакет или другую сумку. Ему не хватит времени, и он, естественно, опоздает на занятия. При покупке каких-либо вещей стоит учитывать желания и эмоции ребенка, так как он – личность, а также стоит разговаривать со своим ребенком по душам, ведь необходимо знать, что может его беспокоить.

Для того чтобы воспитать ребенка пунктуальным понадобиться не так много усилий, но они будут не напрасны, ведь дети быстро учатся, они с радостью познают что-либо новое и впитывают новую информацию. Дети очень любознательны и готовы услышать взрослых, если взрослые будут готовы услышать их. Важно понимать, почему ребенок может вырасти непунктуальным и в первую очередь начать с решения проблемы, которая может мешать детям быть пунктуальными и организованными.

Стоит слушать желания ребенка, слышать и понимать их переживания, учить их всему тому, что знают взрослые, ведь дети не могут самостоятельно воспитать в себе какие-либо качества. Именно родители формируют личность ребенка, и именно им решать, какие черты личности будут присущи их ребенку. Чтобы воспитать достойную личность с прекрасными качествами, важно не останавливаться и не относиться к воспитанию ребенка безалаберно, ведь таким образом можно пропустить формирование плохих качеств детей. Нужно своевременно обращать внимание на проблемы, чтобы не усугубить их.

Нужно научить ребенка планировать свои дела, записывать свои планы на следующий день, чтобы он мог контролировать свое время. Родители должны помочь ребенку в данном вопросе, так как они лучше знают, как с пользой распланировать свой день. Но не стоит делать все за ребенка, нужно лишь помочь ему, ведь он должен научиться делать это самостоятельно. Для того чтобы пунктуальность стала главным качеством ребенка, нужно не делать все за него, а лишь протягивать руку помощи если он что-либо не понимает или с чем-либо не справляется.

Если применять данные рекомендации, ребенок очень быстро станет ценить время, а также станет пунктуальным и ответственным. Для достижения желаемого результата необходимо лишь желание, все остальное ребенок сделает сам. Хорошим уроком для ребёнка будет Сказка о потерянном времени.

Как научить ребенка быть пунктуальным

Регулярные опоздания в детский сад и школу, сборы впопыхах, поиск всего на свете за минуту до выхода и постоянные «извините, можно войти?». От тех эмоций, которые выплескиваются по утрам, можно переутомиться, еще не добравшись до школы или детского сада.

Научить ребёнка ценить время, быть пунктуальным и с умом планировать свой день — непростая задача для родителей. О том, как подружить детей с часами, читайте в рекомендациях от специалистов Института воспитания и Обрсоюза.

Почему дети опаздывают?

Чтобы развить в ребёнке пунктуальность, необходимо определить причину опозданий. Если речь идёт о подростке, то, возможно, задержки на уроки — способ показать родителям, что он уже большой и может жить по собственным правилам. В этом случае родителям стоит признать право ребёнка начать взрослую жизнь. Однако поощрять нужно не нарушение режима, а те поступки, в которых подросток ведет себя обдуманно и ответственно. Если ребёнок почувствует свою важность в семье, то ему не придётся нарушать правила и доказывать свою самостоятельность.

Однако иногда родители напрасно думают, что дети опаздывают из вредности. На самом же деле причина опозданий кроется во внутреннем сопротивлении. Например, ребёнок не может наладить отношения с одноклассниками и завести друзей. В таком случае опоздания – ответная реакция ребенка на непонимание в школе, попытка детской психики защититься от нагрузки. Если ребёнок не делится переживаниями с родителями, ситуация может усугубиться. В этом случае постарайтесь наладить с ребёнком контакт, чтобы он смог вам довериться и рассказать о том, что его беспокоит. Обратите внимание, на какой именно предмет он опаздывает. Обязательно поговорите с сыном или дочерью, если проблемы связаны с усвоением материала, стоит попробовать позаниматься с ребёнком дополнительно.

Рекомендации, которые помогут избежать опозданий:

Выясните, сколько часов требуется ребёнку, чтобы выспаться. Обычно детям в возрасте 5–9 лет необходимо 10–11 часов ночного сна, а подросткам в возрасте 10–18 лет — от 8,5 до 9,5 часов.

Установите комфортное время отхода ко сну. Рассчитайте, во сколько ребёнку следует ложиться спать, чтобы вовремя пробуждаться и идти в школу.

Скорректируйте внутренние часы. Например, раз в 3–4 дня смещайте время отбоя и подъема на 15 минут раньше (до необходимого часа).

Проследите, чтобы ребёнок ложился спать вовремя даже по выходным дням.

Постарайтесь обеспечить полноценный ночной отдых: за полчаса до сна необходимо замедлить мыслительную и физическую активность, также стоит отключить гаджеты и обеспечить в спальне темноту. В это время почитайте книгу, послушайте классическую музыку или выполните простые физические упражнения на растяжку.

Откажитесь от употребления кофеина за 6 часов до сна. Кофеин — это стимулятор, содержащийся не только в кофе, но и в чае, шоколаде, газированных напитках и обезболивающих препаратах.

Ужинайте за 2–3 часа до отхода ко сну. Слишком поздний и плотный ужин способен нарушить сон.

Позаботьтесь о вкусном и полезном завтраке. Тогда у ребёнка появится мотивация вставать по утрам.

Помогите ребёнку заранее подготовиться к следующему дню: проследите, чтобы вечером он выбрал одежду, уложил необходимые книги и тетради в портфель. Тогда исчезнет утренняя суматоха, а вместе с ней и стресс.

Положите приготовленную одежду, обувь и аксессуары там, где ребёнок будет их надевать. А собранный рюкзак и спортивную сумку лучше поставить на выходе у двери.

Помогите ребёнку планировать время: расписывайте день буквально по минутам, чтобы не было отвлекающих ситуаций, которые провоцируют опоздания. Можно ставить будильник, где каждый звонок – определённое действие для самоконтроля. Например, 1-й звонок – подъём, 2-й – гигиенические процедуры, 3-й – завтрак, 4-й – пора одеваться, 5-й – выходить из дома.

Хвалите ребенка за успехи, поощрения замотивируют его приходить вовремя. Помните, что стоит уделять больше внимания положительным качествам ребенка, а не ругать его за недостатки. Пользуйтесь советами, собранными в памятке, и запаситесь терпением, дети только учатся планировать своё время, с вашей помощью и поддержкой у них обязательно все получится.

Как научить ребенка быть пунктуальным

Регулярные опоздания в детский сад или школу, сборы впопыхах, поиск всего на свете за минуту до выхода и постоянные «извините, можно войти?». От тех эмоций, которые выплескиваются по утрам, можно переутомиться, еще не добравшись до школы или детского сада.

Научить ребенка ценить время, быть пунктуальным и с умом планировать свой день — непростая задача для родителей. О том, почему дети опаздывают, и как подружить малышей с часами, читайте в рекомендациях от специалистов Института воспитания и Обрсоюза.

Почему дети опаздывают?

Чтобы развить в ребенке пунктуальность, необходимо определить причину опозданий. Если речь идет о подростке, то, возможно, задержки на уроки — способ показать родителям, что он уже большой и может жить по собственным правилам. В этом случае родителям стоит признать право ребенка начать взрослую жизнь. Однако поощрять нужно не нарушение режима, а те поступки, в которых подросток ведет себя обдуманно и ответственно. Если ребенок почувствует свою важность в семье, то ему не придется нарушать правила и доказывать свою самостоятельность.

Однако иногда родители напрасно думают, что дети опаздывают из вредности. На самом же деле причина опозданий кроется во внутреннем сопротивлении. Например, ребенок не может наладить отношения с одноклассниками и завести друзей. В таком случае опоздания – ответная реакция на непонимание в школе, попытка детской психики защититься от нагрузки. Если ребенок не делится переживаниями с родителями, ситуация может усугубиться. В этом случае постарайтесь наладить с ребенком контакт, чтобы он смог вам довериться и рассказать о том, что его беспокоит. Обратите внимание, на какой именно предмет он опаздывает. Обязательно поговорите с сыном или дочерью, если проблемы связаны с усвоением материала, возможно стоит попробовать позаниматься дополнительно.

Рекомендации, которые помогут избежать опозданий:

  • Выясните, сколько часов требуется ребенку, чтобы выспаться. Обычно детям до десяти лет необходимо 10–11 часов ночного сна, а подросткам в возрасте — от 8,5 до 9,5 часов.
  • Установите комфортное время отхода ко сну. Рассчитайте, во сколько ребенку следует ложиться спать, чтобы вовремя пробуждаться и идти в школу.
  • Скорректируйте внутренние часы. Например, раз в три-четыре дня смещайте время отбоя и подъема на 15 минут раньше (до необходимого часа).
  • Проследите, чтобы ребенок ложился спать вовремя даже по выходным дням.
  • Постарайтесь обеспечить полноценный ночной отдых: за полчаса до сна необходимо замедлить мыслительную и физическую активность, также стоит отключить гаджеты и обеспечить в спальне темноту. В это время почитайте книгу, послушайте классическую музыку или выполните простые физические упражнения на растяжку.
  • Откажитесь от употребления кофеина за шесть часов до сна. Кофеин — это стимулятор, содержащийся не только в кофе, но и в чае, шоколаде, газированных напитках и обезболивающих препаратах.
  • Ужинайте за два-три часа до отхода ко сну. Слишком поздний и плотный ужин способен нарушить сон.
  • Позаботьтесь о вкусном и полезном завтраке. Тогда у ребенка появится мотивация вставать по утрам.
  • Помогите ребенку заранее подготовиться к следующему дню: проследите, чтобы вечером он выбрал одежду, уложил необходимые книги и тетради в портфель. Тогда исчезнет утренняя суматоха, а вместе с ней и стресс.
  • Положите приготовленную одежду, обувь и аксессуары там, где ребенок будет их надевать. А собранный рюкзак и спортивную сумку лучше поставить на выходе у двери.
  • Помогите ребенку планировать время: расписывайте день буквально по минутам, чтобы не было отвлекающих ситуаций, которые провоцируют опоздания. Можно ставить будильник, где каждый звонок – определенное действие для самоконтроля. Например, первый звонок – подъем, второй – гигиенические процедуры, третий – завтрак, четвертый – пора одеваться, пятый – выходить из дома.

Хвалите ребенка за успехи, поощрения замотивируют его приходить вовремя. Помните, что стоит уделять больше внимания положительным качествам ребенка, а не ругать его за недостатки. Пользуйтесь советами, собранными в памятке, и запаситесь терпением, дети только учатся планировать свое время, с вашей помощью и поддержкой у них обязательно все получится.

Время в нашем мире — одна из самых дорогих валют. Именно поэтому с самого раннего возраста мы стараемся научить детей пунктуальности.

Как это делать с умом — без давления и истерик — «Летидору» рассказали эксперты из издательства «Альпина.Дети».

Прислушайтесь к советам, и у вас получится вырастить детей с хорошо развитым чувством времени.

Научите ребенка определять время

Чем раньше, тем лучше. Понятно, что в пять лет выражение «пойдем на занятие в 18:00» ребенку ничего не скажет. Но первоклассник уже вполне может ориентироваться в цифрах и стрелках.

Планируйте предстоящий день

Приучите школьника записывать, что он планирует сделать завтра. Так можно научиться лучше распределять время. Прогнозируя, сколько дел нужно сделать и сколько придется затратить времени на их выполнение, вы сможете избежать беспокойства и прокрастинации у ребенка.

Научите планировать хотя бы самые важные дела.

Начните с одного-двух, а затем увеличивайте по мере того, как ребенок будет справляться с ними.

Научите соблюдать режим дня

Ребенок должен знать, что просыпаться и ложиться спать нужно примерно в одно и то же время. И это правило актуально и для малышей, и для школьников. От этого будет зависеть, высыпается ли ребенок.

Если ему достаточно времени для отдыха, то рано или поздно он сам, без будильника, будет просыпаться в одно и то же время.

Будьте примером сами

Если родители все время опаздывают, то эту привычку усваивает и ребенок. Старайтесь приходить вовремя, если пообещали это ребенку. Если опаздываете на секцию, в садик, к первому уроку, не говорите «ничего страшного» (но и не устраивайте панику!).

Объясните ребенку, что такое случается, но лучше стараться избегать таких ситуаций.

Найдите того, кто мог бы служить ребенку примером

Это могут быть просто знакомые или известные личности. В современной литературе есть много примеров, которые подтвердят: быть пунктуальным — здорово, звезды и кумиры именно так и делали (см., к примеру, книги «Чему я могу научиться у Стива Джобса» или «Чему я могу научиться у Стивена Хокинга»).

Используйте подсказки

Пусть это будет будильник. Установите звонки на все важные события. Эта стратегия куда более действенная, чем бегающая по квартире мама, раздраженно кричащая о том, что все опаздывают. Подарите ребенку ежедневник, скачайте планировщик на его гаджет, повесьте в комнату маркерную или пробковую доску Все эти инструменты здорово помогают в организации времени, а следовательно, и в обучении искусству не опаздывать.

Визуализируйте

Нарисуйте круг, разделенный на секторы-десятиминутки, и отметьте, за какое время можно проснуться, встать, одеться, позавтракать, дойти до школы и т. п.

Один круг для утра, аналогичные — для дня и вечера.

Такая практика покажет ребенку взаимосвязь между событиями: например, поздно встал — долго завтракал — не успел к первому уроку.