Как научить ребенка быть общительным: советы для родителей

Родители хотят, чтобы их дети были общительными, эмоционально здоровыми и успешными, и это абсолютно понятно. Общительность является ключевым аспектом успеха в жизни и помогает ребенку формировать дружеские отношения. Поэтому родителям следует понимать, как научить ребенка быть общительным.

Важно понимать, что ребенок постоянно наблюдает за поведением родителей и подражает им. Поэтому родители должны быть примером для ребенка. Родители должны привлекать внимание ребенка к другим людям и заставлять его поддерживать разговоры, отвечать на вопросы и приветствовать других. Это поможет ребенку развить навыки общения и построить доверительные отношения с другими людьми.

Также рекомендуется прививать ребенку понятие доброжелательности и уважения. Родители должны объяснить ребенку, что другие люди имеют право на свои мнения и чувства, и он должен им уважать. Также родители должны поощрять ребенка для достижения своих целей и поддерживать его при достижении новых высот.

В общем, родители должны помочь ребенку научиться быть общительным с помощью примера, понимания и поддержки. Это поможет ребенку научиться общаться с другими людьми и строить дружеские отношения.

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.

Как не обесценивать чувства ребёнка

В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.

Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.

Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.

В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их

Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.

Почему каждому страшно быть новеньким

Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.

Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?

6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно

Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.

Как родители могут помочь

Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.

Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него

Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.

Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.

После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.

Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).

Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.

Каждый может стать волшебником: как помочь ребенку найти и развить его талант

Сетка канала разработана с учетом рекомендаций психологов, что позволяет детям эффективно чередовать разные виды деятельности — развлечение, обучение и движение. Поэтому в эфире канала идут не только развлекательные, но и обучающие программы, проводятся мероприятия совместно со школами и музеями, соцпроекты по финансовой грамотности и иностранным языкам.

: в интервью с психологом родители получили ответы на волнующие вопросы, а дети приняли участие в творческих конкурсах, победители которых попадут в эфир .

. Юные Царевна Варвара-Краса Длинная Коса, Царевна-Лягушка Василиса, Царевна-Несмеяна Дарья, Царевна Елена Прекрасная и Спящая Царевна Соня обладают уникальными волшебными способностями, но пока не умеют управлять своей магической силой. Чтобы научиться этому, девочки отправляются на остров Дивногорье к великому волшебнику Кощею Бессмертному, который будет их наставником.

Родителям стоит занять позицию наблюдателей. Если вы вдруг заметили, что ребенок долго и увлеченно исследует букашек, листочки, и это повторяется из раза в раз, то очевидно, что ему нравится изучение природы. Если он рисует в блокнотах или на салфетках всегда, когда есть возможность, вероятно, в малыше кроется потенциал художника. Он не просто собирает конструктор по схеме, а сам что-то изобретает и комбинирует? Не исключено, что перед вами будущий инженер или архитектор!

Обратив внимание на эти ключевые моменты, дайте ребенку возможность для проявления и развития его таланта.

«Ты должен стать изобретателем, иди на десять кружков робототехники» — такое заявление от родителей может отбить у вашего отпрыска желание заниматься интересным ему делом. Любой талант можно развивать и дома, и в кружках, и через видеоконтент, и в кругу единомышленников.

. Ходить на экскурсии в музеи, пробовать разные творческие занятия и спорт, общаться с тренерами. Сегодня существует огромное количество различных пространств для развития детских талантов. В конце концов вместе вы найдете то, что заинтересует вашего ребенка.

Когда вы не пытаетесь сделать из своего отпрыска чемпиона, — игры на фортепиано, плавания, танцев. Они пригодятся ему в жизни.

К этому не нужно относиться как к катастрофе. Как было сказано выше, .

Помните, : «Либо я буду лучшим в этом деле, либо вообще не буду им заниматься».

. И лучше это визуализировать. Изобразите варианты и последствия каждого из его возможных выборов. Один из них — все бросить (рисуем потерю круга общения, отсутствие поездок и соревнований — причем все это может быть как плюсами, так и минусами). Остальные варианты зависят от вашего жизненного уклада — распишите их и уведите мышление ребенка на несколько шагов вперед в прогнозирование будущего. Такая визуальная карта поможет ему все взвесить и принять серьезное и осознанное решение.

Очень важно разделить в сознании ребенка его путь развития в спорте или творчестве и коммуникацию с другими детьми. Они пересекутся лишь по одному пункту — это будет секция, куда оба ходят.

Но ваш ребенок — это гораздо больше, чем секция. А внутри самой секции гораздо больше составляющих, чем случившийся конфликт. Раскройте ее по лепестку, как цветок. Что в нее входит? Поездки, соревнования, победы, новые умения, красивая музыка и яркие костюмы! И да, также в него входит коммуникация с тем самым ребенком. .

Представим, что ребенок занимается и спортом, и творчеством, из-за чего ему не хватает времени на основные занятия, падает успеваемость в школе. Как определиться с увлечением, если он не хочет бросать ни то, ни другое?

Здесь пригодится такой важный современный навык, как тайм-менеджмент. Если и спорт, и творчество настолько интересны ребенку, что он не хочет с ними расставаться, конечно же, эти секции и кружки нужно оставить. Но необходимо понять причину проблем с успеваемостью. Возможно, по какому-то предмету следует взять репетитора — хотя бы ненадолго. Это поможет ребенку заполнить недостающие пробелы. Занятия с репетитором не только дадут ребенку разобраться с пропущенным этапом, но и снимут психологический барьер, ведь в этот период он переживает и винит себя, что отстал. Когда материал станет ему понятен, он спокойно сможет развиваться дальше во всех направлениях.

Представим картину: подросток три часа выполнял домашнюю работу, но при этом отвлекался на поиск учебников, уборку на столе, соцсети, разговоры по телефону. По факту на выполнение задания он потратил полтора часа, остальное время не было продуктивным. и позволяет освободить время для эффективного обучения.

Ребенку . Возможно, потребуется немного переоборудовать комнату, а также вставать на полчаса раньше и делать часть домашнего задания утром, а не вечером, когда уже накопилась сильная усталость.

Задайте для него четкую последовательность действий — чистим зубы, включаем спокойную музыку, делаем дыхательные упражнения, целуем и обнимаем родителей, желаем спокойной ночи и ложимся спать.

Но если таких ритуалов нет или у вашего ребенка перед соревнованием развилась сильная тревожность, то здесь .

Также нарисуйте на листе длинную волнистую линию: волны символизируют снижение мотивации, которое есть всегда (вчера не получилось — сегодня идем на занятие с неохотой, сегодня удалось — завтра идем с радостью). .

Если ребенок занимается профессиональным спортом, где дети проходят отбор, то его могут принять в сборную, и занятия станут бесплатными, а финансовая нагрузка на семью уменьшится. Если же он занимается спортом или творчеством просто для души, а финансовых возможностей для продолжения его занятий нет, то .

В ситуации, когда вашему ребенку нужно перейти из одной секции в другую, подумайте вместе, из чего в целом состоят его занятия — из новых знаний и навыков, из взаимодействия с учителем, из общей атмосферы и настроения, из коммуникации с другими детьми. В новой секции предстоит развиваться среди тех же составляющих. .

Перед посещением новой секции или кружка научите ребенка приветственному спичу: пусть он представится ребятам, сообщит, что переехал в новый город, расскажет, где занимался раньше, и покажет, что рад продолжать занятия в новой секции. В новом коллективе важно обозначить, что он разделяет свое увлечение с другими, и поблагодарить за прием. Эту речь можно несколько раз отрепетировать вместе, чтобы в незнакомом коллективе ребенок спокойно ее произнес.

После одного-двух занятий он сможет присмотреться, с кем из ребят ему хотелось бы коммуницировать. .

Необязательно (да и невозможно) подружиться со всеми. Пусть ребенок выберет одного-двух человек, с кем ему было бы интересно. Если эти дети не сделали первый шаг, он может подойти сам и попросить их рассказать о том, как здесь все устроено. Разговор прояснит, насколько правдива была гипотеза о том, что именно с ними у него получится наладить контакт.

Застенчивые дети

Причины застенчивости и советы родителям

Cегодня умение общаться, договариваться, разрешать конфликты является одним из основных условий успеш­ности. «Коммуникабельность» – уже не просто привет­ствуется, а требуется при приеме на учебу, работу. Рынок услуг переполнен тренингами по коммуникации, на которых под разными «масками» просто учат общаться.

У каждого здорового ребенка с рождения есть потреб­ность в общении, во взаимодействии с другими людьми. С развитием ребенка меняются формы и содержание его взаимодействия, но сама потребность остается неиз­менной. Вот ребенок появляется на свет, и, до поры до времени, его окружают только самые близкие люди. Мир прост и понятен, пока не появляются другие люди, обще­ство, садик, школа, где не все так просто или все совсем не просто! Обладая, как уже было сказано выше, потреб­ностью во взаимодействии, ребенок охотно общается с окружающими людьми, но, чтобы общение было удачным, нужно понять и выучить основные правила.

Для нас, взрослых, эти правила кажутся абсолютно понят­ными и простыми, но для детей это целая наука.

«Почему с бабушками на лавочке надо здоро­ваться, а с бабушками в автобусе нет?»

Дети, которые в силу тех или иных причин обла­дают высокими адаптив­ными способностями (умеют легко приспо­сабливаться к разным условиям), достаточно быстро усваивают моде­ли поведения, принятые в обществе, но есть и такие, которым эта наука дается с большим трудом и им важно все объяснять. Например, у ребенка может возникнуть такой вопрос из-за противоречивых посланий родителей:

«Почему мама сердится, когда я не называю свое имя тете, если она мне сама велела не разгова­ривать с незнакомыми?»

Что такое застенчивость?

Застенчивого ребенка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать. В компании новых детей знакомиться сам не пойдет – предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребенок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику. И тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой совершенно разные причины. Можно сказать, что застенчивость – это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.

Что может скрываться под «маской» застенчивости?

Дети – «интроверты». В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Думаю, с этими понятиями знакомы многие. Экстраверсия и интроверсия, как темперамент, дается человеку от рождения. Экстраверт – это человек, направленный вовне, а интроверт обращен в себя. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой тип имеют свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой лучше (но то, что в нашем обществе господствуют экстраверты, – это факт). Дети-интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение.

Если ребенок – интроверт, ему не нужна большая ком­пания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта (особенно если родители сами такие), то такой ребенок может выглядеть застенчивым. При этом сама по себе интроверсия никак не означает застенчивость! Например, 9 летний Никита мечтает о том, чтобы поехать к бабушке и научиться кататься на лошади, но заботливые родители (ведь у Ни­киты так мало друзей!) отдают его в летний лагерь – мол, пусть учится знакомиться – ему полезно. В этом случае необходимо родителям поближе «по­знакомиться» со своим ребенком, узнать, что для него важно, а что второстепенно, а также подумать над тем, как помочь ребенку-интроверту не стать застенчивым в мире экстравертов.

Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения. Родители объясняют неудачи такого ребенка его застенчивостью. «Он у нас стеснительный, поэтому мало играет». А на самом деле ребенок в силу бедности фантазии, просто не умеет играть! Или «он смущается, поэтому так разговаривает», а при ближайшем рассмо­трении у ребенка обнаруживаются речевые нарушения (недостаточно богатый словарный запас, трудности в понимании обращенной к нему речи, особенности зву­копроизношения).

За­стенчивость может быть следствием низкой самооценки и неуверенности в себе. Если ребенок, попадая в затруд­нительную ситуацию и оказываясь без поддержки и обучения как себя вести в таких ситуациях, в результате получает нега­тивные оценки, и всякий раз, сталкиваясь с подобными ситуациями, он будет испытывать страх и неловкость. Среди застенчивых детей это самая распространенная причина. Такие дети считают себя неудачниками, ни на что не способными. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков взаимоотношений и вза­имодействия с другими людьми, а также преобладание негативного опыта такого взаимодействия.

Существуют еще и крайний вариант проявления застенчивости – «сверхзастенчивые» дети, которые с чужими людьми вообще не разговаривают. Такой ребенок может звонко щебетать в коридоре с мамой или бабушкой, но, заходя в кабинет к психологу, тут же замолкает или, в лучшем случае, кивает головой, выражая согласие или несогласие. Ребенок может спокойно и охотно общаться с другими детьми, но не разговаривать со взрослыми. Такая застенчивость на профессиональном языке называется «элективным мутизмом» (избирательный отказ от речи). Это весьма серьезное нарушение, которому родители часто не уделяют нужного внимания: «Ну, с нами-то он разгова­ривает!», – успокаивают они себя. «Просто вы ему не нравитесь…», – оправдывают они поведение ребенка. Или банальное: «Перерастет».На самом же деле проблема такого плана не разрешается сама собой, а только усугубляется со временем. Такая патологическая привычка «говорю с кем хочу и когда хочу» закрепляется и с годами становится все более труднопреодолимой.

Каковы причины такой «патологической застенчивости», как элективный мутизм?

Специалисты, работающие с такими детьми и изучаю­щие данную проблему, пришли к выводу, что элективный мутизм – это патологический способ утвердить свое «я», удачно закрепившийся способ манипулирования окру­жающими. Такие дети очень упрямы и непреклонны не только в своем нежелании разговаривать, но и в обыч­ных ежедневных делах, в игре. Иногда у них могут выяв­ляться признаки каких-либо легких речевых нарушений или некоторые особенности нервной системы, которые сами по себе не приводят к элективному мутизму. С од­ной стороны, такие дети очень чувствительны к критике, могут быть тревожны, эмоционально неустойчивы, но в то же время эгоцентричны, демонстративны в поведе­нии, нуждаются в постоянном внимании и похвале.

Всегда ли после «равно» будет такой патологический способ самоутверждения, как элективный мутизм, и что нужно делать родителям, чтобы этого избежать?

Психологи часто отмечают, что дети с элективным му­тизмом бывают крайне эгоцентричны. Им часто бывает трудно кого-то пожалеть, посочувствовать. Они склонны считать себя самыми-самыми, «самыми несчастными» или «самыми особенными». С таким отношением к себе и к окружающим дети не рождаются. Это бывает обусловлено особым стилем воспитания, когда родители, в прямом смысле, «живут для ребенка», воспитывают его как короля (королеву), при этом не особо заботясь о развитии таких человеческих качеств, как сочувствие, сострадание, взаимопонимание. Часто детей с электив­ным мутизмом родители чрезмерно опекают, лишая их тем самым возможности делать ошибки и адекватно к ним относиться.

Более того, часто родители ожидают от детей слишком многого, значительно превышая уровень их возмож­ностей. Ребенок, думая, что он самый умный и самый смышленый, сталкиваясь с трудностью, которая ему не по плечу, предпочитает избегать таких ситуаций, нежели быть неуспешным и лишиться любви близких людей. Вот почему провоцирующим фактором отказа взаимодействовать с окружающими часто является ба­нальное требование другого взрослого, которое ребенок не может или думает, что не сможет выполнить. Но, какие бы причины не привели ребенка к элективному мутизму, родителям, понимающим ис­тинные причины данной проблемы, будет легче с ней справиться.

, как патологическая застенчивость, включает в себя сочетание множества причин, и для того, чтобы преодолеть «сверхзастенчивость» и научить молчаливого упрямца говорить и взаимодействовать с людьми, понадобится много времени и очень большое терпение.

– это комплексное состояние, которое, как уже было описано выше, проявляется в разноо­бразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведе­ние, и устранить ее.

Это означает работу сразу по нескольким направле­ниям, однако помните, что вы изменяете неуспешное поведение ребенка, но не саму личность.

Как родители могут помочь своему ребенку?

В первую очередь, нужно узнать (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задерж­ки в развитии), и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать, в этом очень хорошо помогает совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авто­ритарным». Наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований ко всем детям. В семье наибо­лее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки и любви.

Необходимо всячески поощрять и развивать само­стоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить пораже­ние – только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

Учитесь правильно оценивать ребенка. Не стоит его хвалить за то, что дано ему от природы (красивая внешность, ум). Хвалите его всегда за конкретные дости­жения и действия, при этом стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», скажите: «Молодец, ты решил трудную задачу!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог другу!» Помни­те, что уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

Важно обращать внимание такого ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам. Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждайте героев, их общение, вза­имодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, чтобы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

Ходите в гости, к друзьям, при этом демонстрируй­те ребенку собственные дружелюбие и приветли­вость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребенка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).

Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждайте героев, их общение, вза­имодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

Играйте чаще в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Исполь­зуйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию», «Изобрази животное», «Разговор с глухим человеком – жестами». Привлекайте в эти игры других доброжелательных взрослых.

Если специалисты определили, что у ребенка элек­тивный мутизм, не нужно делать постоянный акцент на том, что ребенок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патоло­гическая застенчивость является следствием, и избавить­ся от нее можно, только устранив причины.

Не обращайте внимание на то, что ребенок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то си­туациях и не называйте его «застенчивым», «стеснитель­ным», «неуверенным в себе» как при нем, так при других людях. Игнорируйте такое поведение и поощряйте его любые попытки взаимодействия со взрослыми и другими детьми.

Пагубное влияние на все психическое развитие ребенка оказывает не только сама проблема (та, из-за которой его считают застенчивым), но и ее вторичные послед­ствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.

Итог

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Как помочь подростку справиться с нервным срывом?

Как поддержать подростков с хроническими заболеваниями при переходе во взрослую медицинскую службу?

Если ребенок не дружит с другими детьми

По своей природе дети открыты и общительны. Завести новое знакомство для них проще простого — достаточно сказать на детской площадке: «Привет!» и предложить поиграть вместе — и вот у тебя уже появились новые друзья. Однако некоторые ребята избегают общения и предпочитают играть в гордом одиночестве. Почему так происходит?

Почему ребенок не находит друзей?

Беззаботное детство — это подвижные игры с друзьями во дворе, перешептывания во время скучного тихого часа в садике и «секретики», которыми делятся ребята друг с другом. Все кажется веселее и интереснее, если рядом лучший друг и верные товарищи. Но если ребенок в дошкольном возрасте не испытал радости искренней дружбы, в школе ему будет еще сложнее вписаться в коллектив.

Почему же некоторые дети не могут научиться общаться со сверстниками и находить друзей? Причины чаще всего связаны с эмоциональным развитием ребенка:

Если ребенок не дружит со сверстниками, он теряет важную часть жизни, поэтому родителям нужно решить, что делать в сложившейся ситуации и помочь ему стать более дружелюбным.

Как помочь?

Заметив за ребенком отсутствие стремлений к дружескому общению, родители нередко упрекают его в нелюдимости. И это главная ошибка в воспитательном процессе. Подобная критика, особенно преподнесенная в строгой форме, остро воспринимается ребенком и снижает его самооценку. А это, в свою очередь, сказывается и на уровне его социализации.

Поэтому главная задача родителей — наладить контакт с ребенком, расположить его к себе. Только после этого он сможет доверить вам свои секреты и страхи, переживания и тревоги. В процессе непринужденного общения вы сможете узнать, что именно беспокоит ребенка, и понять, почему ему так сложно дружить со сверстниками.

Каждый родитель сам решает, как научить ребенка дружить с другими детьми. Однако один совет будет полезен всем — в семье нужно создавать дружелюбную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и ценил искренние отношения между людьми.