Как научить ребенка быть дружелюбным

Человек — существо социальное. Мы живем в обществе и от умения взаимодействовать с людьми во многом зависит успешное существование личности.

Ключевая задача родителей будущих первоклассников — подготовить ребенка к взаимодействию с массой незнакомых людей, а также найти друзей в абсолютно новой обстановке. О том, как это правильно сделать, поговорим в нашей статье.

Во-первых, проанализируем поведение ребенка «на людях», ведь ребенок дома и ребенок в другом месте — иногда два совершенно разных человека. Вспоминаем визиты в незнакомые места — если чадо быстрее вас говорит «Здравствуйте!» и широко улыбается — то можете дальше эту статью не читать.

В противоположном случае — сразу вспоминаем, почему так происходит. Возможно, он застенчив, и привык, что за него все говорят взрослые; может, он просто незнаком с правилами вежливости и это большая педагогическая ошибка родителей. Если приветствие все же имеется, а улыбка не всегда — чаще напоминайте своему ребенку, что «дружба начинается с улыбки!» и начинайте тренировки незамедлительно. Алгоритм — зашел, улыбнулся, поздоровался, — должен быть обязательно отработан вами, если вы заинтересованы в успешной социализации ребенка.

Во-вторых, будущему первокласснику необходимо знать о себе и уметь рассказать некоторую обязательную информацию, такую как, фамилия, имя, возраст, дата рождения, увлечения, и т.д. Эту информацию ребенок также должен уметь «выуживать» из своих потенциальных друзей, потому что она необходима для установления дружеских отношений с одноклассниками. И опять — тренировка, но уже навыка ведения беседы. Вопросы, которые могут быть заданы ребенку и которые он может задать другому человеку, должны быть тоже усвоены в виде небольшого алгоритма, причем отрабатывать навык надо до такой степени, чтобы даже нежелание другого ребенка общаться не ставило вашего «интервьюера» в тупик: «Не хочешь — ну и ладно, это не потому, что я плохой, просто у тебя настроение не очень сегодня, попробую как-нибудь потом!»

В-третьих, вспомните, что попадая в незнакомое место, мы чаще всего ищем что-то знакомое в предметах обстановки, лицах людей — это позволяет нам комфортней себя чувствовать. Создайте ребенку знакомый «якорь» в новом месте — любой человек, взрослый или ребенок, с которым ваше чадо уже будет знакомо в момент прихода в школу. Если вы не посещали группу дошкольной подготовки в школе, в которую будет ходить ребенок, то последние несколько недель (или месяцев) перед школой по возможности совершайте прогулки на школьном дворе. Это позволит вашему ребенку познакомиться пусть не с будущими одноклассниками, а с соседями по другим параллелям, что также положительно повлияет на его успешную коммуникацию и добавит ему несколько бонусов при общении с одноклассниками, потому что мальчик из второго класса или девочка из пятого будут с ним общаться на переменах, что не пройдет незамеченным.

В-четвертых, — коррекция ожиданий от школы. Чаще всего расстройства по поводу начала школьной жизни возникают у детей потому, что они нарисовали себе образ «радостного путешествия, где всегда хорошее настроение». На практике, сами понимаете, одни разочарования — он не в центре внимания, он большую часть времени должен находиться в неподвижности, поговорить на уроке нельзя, в столовую по расписанию и т.д. А если к этому еще добавить коммуникативные трудности — все, стресс обеспечен. Нарисовать правильный образ школьной жизни можно с помощью фильмов, вашего личного опыта. Живите с ребенком последние месяцы перед школой по расписанию, в котором обязательно будет место занятиям — читайте, рисуйте, пойте и т.д.

Для того, чтобы правильно сориентировать ребенка в организации его общения, родители не должны решать его проблемы, а просто быть в курсе его дел. Интересоваться, как дела, как прошел день, с кем он сегодня играл, шутил, кто как себя вел. Причем спрашивать надо не от случая к случаю, а в системе, и во время беседы проявлять неподдельный интерес. Иначе ежедневное общение превратиться в некую «обязаловку» с краткими ответами: нормально, супер и т.д. Затем, в зависимости от ситуации, можете посоветовать, как действовать в том или ином случае. Если общение с одноклассниками не состоялось, потому что ребенок ожидал, что его позовут — посоветуйте, что можно сделать в следующий раз. Если произошел конфликт — аккуратно выясните причину и разберите ситуацию, лучше со всех сторон («Как бы ты поступил на месте одноклассника? Почему?»).

В-пятых, привлекайте значимых взрослых. Кто на данный момент самый авторитетный взрослый в жизни ребенка? — Правильно, учитель. Теснее познакомьтесь с классным руководителем, активнее участвуйте в жизни класса. Если ребенок проблемный — попросите у учителя помощи, пусть посадит ваше чадо с самым активным и дружелюбным одноклассником, хотя бы на время.

В-шестых, демонстрируйте на личном примере значение дружбы в жизни человека. Говорите вашему ребенку, что крепкая дружба — ценность для человека любого возраста. Научите вашего ребенка сочувствию и вниманию, справедливости, честности, щедрости, ведь дружба — это «не только брать, но еще больше отдавать другим». Обязательно еще раз посмотрите вместе со своим ребенком мультфильмы «Просто так», «Приключения Лунтика», «Цветик-семицветик», «Приключения Фунтика», «Птичка Тари», «Золотая антилопа» и многие другие. Разбирайте каждый конкретный пример, как исследователи-психологи.

Чаще приглашайте новых знакомых ребенка на праздники и просто в гости. Ребенок будет счастлив, а вы сможете приглядывать за ним и ближе познакомиться с его потенциальными друзьями. Если вы думаете, что кто-то не подходит для вашего ребенка, как друг, мягко поговорите с ребенком, дайте ему подумать и самому принять решение.

В-седьмых, психологи убедительно доказали, что у ребенка, который считает родителей своими друзьями, нет проблем с возникновением новых дружеских контактов. Не теряйте доверительные отношения с любимым чадом, всегда будьте готовы его выслушать и поддержать, и вы обязательно увидите, как ваш ребенок становится более дружелюбным и в его жизни появляются настоящие друзья. Успехов вам!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна
Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.

Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе. Это помогает хорошо учиться и развивать свои таланты. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Однако психологи рекомендуют, начиная с двухлетнего возраста, объяснять малышу, что такое дружба. Читая сказки или просматривая мультики, рассказывайте, что герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогли друг другу. Когда ребенок становится старше, делайте акцент на человеческих ценностях: важно не в чем одет сверстник, а как он ведет себя в той или иной ситуации. Объясняйте, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга.

Как проявляются проблемы в общении

Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:

  1. Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения — приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.
  2. Ложь. Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь. А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.
  3. Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и учителей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.
  4. Отказ от еды – это тоже своеобразная коммуникативная трудность. Ребенок таким образом бунтует, пытается обратить на себя внимание. Если сразу не начать решать эту проблему, то может возникнуть серьезное положение.

Как научить ребёнка дружить

Некоторые родители не знают, как научить ребенка дружить. Есть несколько советов.

Проще всего показывать собственным примером. Если у вас большой круг общения и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастит общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.

Дети дружат по интересам, запишите ребенка в спортивную секцию, кружок самодеятельности, музыкальную школу, где он с удовольствием будет проводить время и встретит таких же заинтересованных ребят.

Наверняка у ребенка начальной школы уже есть одноклассники, с которыми он общается больше, спросите, какие качества привлекают его в друге, все ли его устраивает в общении? Можно организовать беседу в виде игры: скажите, что вы репортер и проводите опрос: «Что такое дружба?» Помогайте ребенку с ответами: Дружба – это:

  • когда можно вместе помолчать;
  • когда друг всегда поможет в трудную минуту;
  • когда тебя принимают вместе с недостатками;
  • когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
  • когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.

Расскажите ребенку, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. В честь дружбы художники создают памятники, а социологи ищут самых дружелюбных людей.

Дружба в дошкольном возрасте

Детям с самых юных лет нужно объяснить, что дружба – очень важный аспект жизни. Поэтому родителям нужно знать, как научить ребенка дружить в детском саду. Ведь дошкольнику нужна компания, потому что только так он сможет сформироваться как социальная личность.

Дружба между малышами обычно построена на откровенной симпатии и привязанности. Нередко ребенок называет другом того, с кем только недавно познакомился и ему понравилось с ним играть.

Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам:

  • совместная игра;
  • наведение чистоты в комнате или на детской площадке;
  • общее занятие, которое нравится всем.

Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам.

Дружеские отношения в детском саду

В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты. В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.

Замкнутый ребенок

Не все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.

Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться. Чем проще человеку дается знакомство, тем больше шансов встретить настоящего друга. Учите выбирать друзей. Не запрещайте ребенку дружить с «плохими» детьми: дайте совет, а принятие решения оставьте за ним. Лучше в детстве научиться разбираться в людях, чем во взрослой жизни позволять, чтобы вас выбирали.

Если ваш ребенок замкнут, специалисты дают родителям несколько советов:

  • узнать причину такого поведения;
  • не заставлять малыша выполнять то, что он не желает;
  • любить сына или дочь со всеми его плюсами и минусами;
  • не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;
  • преодолевать страхи ребенка;
  • учить его коммуникативным навыкам;
  • поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.

Кроме общения, мама с папой должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Ведь в процессе игры формируются коммуникационные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. В течение игры не нужно подбирать слов, искать тему для разговора. Всё возникает само собой. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым.

Международный день дружбы празднуют 30 июля с 2011 года. В Москве есть памятник «Дружба», посвященный одноименному плавленому сырку, который держат ворона и лиса. Социологи утверждают, что австралийский Сидней уже несколько лет считается самым дружелюбным городом.

О дружбе можно писать бесконечно. Чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.

Как понять, есть ли у вашего ребенка проблемы в общении? Лидер он или чувствует себя лишним в компании сверстников? Отличает ли плохое от хорошего? И что делать, если у него совсем нет друзей?

Педагоги-психологи Сандра Дансмьюир, Джессика Дьюи и Сьюзен Бёрч объединили в своей книге «Дружелюбные» научные данные и личный опыт. Получилось пошаговое руководство для родителей, которые хотят научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае травли.

В книге есть все, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, когда вас нет рядом. Давайте посмотрим ↴

Не все гладко

Внутри три части: первая — о правильном понимании дружбы и ее роли в жизни ребенка, вторая — о том, как справляться с трудностями в дружеских отношениях, третья — о проблеме буллинга.

Все люди разные. И все дети хотят дружить. Именно поэтому в книге есть главы для родителей особенных детей: с РАС, ЗРР и СДВГ.

Почему важно дружить

Дети учатся ладить друг с другом благодаря дружбе. Для них — это источник веселья и радости, умение сопереживать, по-разному воспринимать те или иные события, отличать правильное от неправильного, договариваться и разрешать конфликты.

В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия. Книга рассказывает, как научить ребенка всему этому.

Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.

В книге есть упражнения на развитие эмоционального интеллекта, например, вот так выглядит термометр гнева, который помогает справиться с этой сложной эмоцией. Иллюстрация из книги

Отпусти меня

Чрезмерная опека родителей, когда они слишком активно вмешиваются в жизнь ребенка и контролируют каждый его шаг, вредит. Стоит найти баланс между контролем и самостоятельностью.

Если вы не ограждаете ребенка от сложных ситуаций и позволяете искать из них выход, это положительно влияет на его самооценку. Чрезмерная опека может сформировать у ребенка мнение, что мир слишком страшен и обойтись без взрослого нельзя. Это может навредить развитию и сделать ребенка беспомощным в глазах сверстников.

Меня никто не любит

Иногда родителям непросто определить, когда ребенок сталкивается с проблемами в дружеских отношениях. Если вы слышите подобные фразы: «Меня никто не любит» или «Никто не хочет со мной играть», значит проблемы скорее всего есть.

Подозреваете, что ваш ребенок не признан в коллективе? Проверьте себя и ответьте на эти вопросы.

— Выглядит ли он встревоженным в компании других детей, опасается ли их, относится ли к ним настороженно?

— Подходит ли он к другим детям, чтобы поиграть с ними и/или начать разговор?

— Демонстрирует ли он какие-то негативные эмоции, связанные с его отношениями с одноклассниками?

Затем предложите ребенку нарисовать, то, что происходит на игровой площадке и как он там себя чувствует. Вы можете изобразить конкретных людей и записать их мысли и речь. Это поможет ненавязчиво определить, есть ли проблемы.

Как помочь ребенку, если его травят

Когда родители узнают, что их ребенка травят в школе: их одолевает буря эмоций — от паники до замешательства. И многие не понимают, как им действовать в подобной ситуации.

Во-первых, важно понять, что такое буллинг. Неоднократное исключение ребенка из общей деятельности, игнорирование его или отказ общаться с ним могут считаться буллингом и травмировать так же, как и физические издевательства (удары, пинки, толчки).

Если ребенка игнорируют или исключают из игр — это тоже может быть буллингом

Если вы поняли, что ребенка травят:

— Не говорите ему, что это нормально, такова жизнь и не стоит переживать.

— Не говорите, что он должен разобраться сам.

— Не предлагайте не обращать внимания на агрессоров: дети, подвергающиеся издевательствам, не могут проигнорировать их или забыть о случившемся.

Пассивный подход может привести к усилению тревоги и даже к депрессии. В этом случае ребенок еще больше замкнется в себе и в будущем не пойдет на откровенный разговор с вами.

Естественное желание взрослых — защитить ребенка: от проблем в школе, конфликтов и сложных отношений. Но задача родителей другая: мы должны советовать и направлять, помогать и объяснять, рассказывать о своем опыте, выслушивать и делиться — эмоциями, мыслями, умением дружить и любить. Это и есть счастливый билет во взрослую жизнь, который мы так хотим подарить нашим детям.

По материалам книги «Дружелюбные».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Умение заводить друзей очень важно для ребенка — это основа его будущей социализации и важное условие для гармоничного развития. Но вопреки распространенному мнению, детям не всегда просто дружить в детском саду: родителям нужно научить их общаться.

Показывать хороший пример

Прежде всего, ребенок учится дружить, наблюдая за общением родителей и ощущая отношение папы и мамы к себе. Если они интересуются мнением малыша и проявляют уважение к его достоинству, он также будет с уважением относиться к другим, и этот навык поможет ему находить общий язык с людьми.

Пример дружелюбных и гостеприимных родителей лучше любых слов разовьет в нем открытость и готовность идти на контакт.

Также можно подобрать детские книжки и мультфильмы, которые показывают, что такое настоящая дружба.

Обучать и исправлять

Чтобы у ребенка появились друзья, важно прививать ему правила общения: он должен научиться проявлять внимание к другим детям, сочувствовать, быть честным и щедрым. Говорите об этом, обсуждайте с ребенком вымышленные ситуации или случаи, с которыми малыш уже столкнулся. Спрашивайте его, как будет лучше поступить, и направляйте к правильным решениям.

Более того, обращайте внимание, какие качества нужно искоренить в вашем ребенке, а какие — взрастить, и делайте на них акцент. Ведь эгоист, тихоня или драчун быстро станут изгоями в детском коллективе.

Так, если ребенок привык доминировать и подавлять других или хулиганить, учите его доброте и пониманию, порицайте эгоизм. Застенчивого малыша поощряйте подходить к детям и предлагать играть или дружить, ведомого — вырабатывать лидерские качества и собственное мнение. А хвастунишкам и слишком чувствительным детям не хватает похвалы и внимания — дайте им больше любви и поддержки в кругу семьи.

Учить играть

Дружба у дошкольников, как правило, начинается с совместного участия в играх. Если ребенок не умеет ни во что играть, ему будет сложно подружиться с компанией, но родители могут помочь. Научите сына или дочку разным играм, играйте вместе, а также организуйте времяпровождение для вашего крохи и других знакомых детей.

Малыш почувствует себя увереннее, теперь ему будет что предложить «коллегам» по детскому саду, и станет проще подружиться.

Учить делиться

Одно из главных препятствий детской дружбы — нежелание делиться игрушками. Ребята быстро закрепляют за маленькими собственниками прозвища вроде «жадина-говядина» и не долго думая идут играть с другими — теми, кто готов давать свои игрушки друзьям.

Родителям важно тактично помочь ребенку не жадничать. Если кому-то понравилась его игрушка, предложите на время поменяться, а если ребенок хочет сделать подарок другу, поощряйте такие порывы щедрости. Хвалите малыша за хорошие дела.

Учить мириться

Поддерживайте с ребенком доверительную связь, узнавайте как проходит его общение с детьми в саду. Когда он делится, что произошла ссора, можно выслушать его, обсудить вместе ситуацию и рассказать о том, как важно мириться с друзьями.

Научите ребенка не затаивать обиду и не ждать, пока к нему подойдут, а проявлять инициативу: первым начать разговор и извиниться, если неправ. А неправы в ссоре обе стороны.

Эти советы помогут ребенку дружить не только в детском саду, но и строить отношения в любом коллективе, а также найти настоящих друзей, которые будут с ним по жизни.

Когда можно начинать учить дружить?

Ребенок, по своей сути начинает тянуться к одногодкам примерно с полутора лет. Обычно в их понятии дружба складывается из совместной деятельности в песочнице или детской площадке. Уже с этого возраста у них есть определенные желания и предпочтения относительно ровесников.

Важно! В случае, если малыш не хочет делиться своими игрушками, обижается и капризничает, когда мама разговаривает с другим малышом, не стоит бить тревогу. Это совсем не означает, что ребенок не умеет дружить. До трех лет всем детям присущ эгоцентризм.

Уже с трех лет, когда малыш начинает ходить в детский сад, в его речи часто можно услышать « дружу — не дружу», «мой друг- моя подружка». При этом ребенка могут окружать много деток, которым он симпатизирует. Но понятие дружба для трех-пятилеток — это непостоянное состояние. Например, сейчас он дружит с одним, а через час, поссорившись, может назвать своим лучшим другом уже другого ребенка. В этот момент очень важно учить малыша решать конфликтные ситуации без драк.

Трудности перед ребенком

Часто родители замечают за своим малышом молчание перед незнакомыми детьми, зажатость и скованность. Другими словами малыш попросту стесняется подойти и познакомиться. На это может быть несколько причин:

  1. Неумение. Зачастую такого ребенка не научили основным фразам, с которыми можно обратиться, чтобы познакомиться и предложить совместную игру.
  2. Занятость. В этом случае ребенку попросту не хватает времени, ввиду своей загруженности, например, на занятиях хореографией в детском саду или спортивных секциях.
  3. Чрезмерная опека. Мамы и папы очень часто сами виноваты в том, что их дети не умеют дружить. Ведь для того, чтобы сделать первый шаг, необходима определенная смелость и самостоятельность. А когда родители сильно опекают свое дитя, все делают за них, то ребенок не может принять самостоятельное решение, в том числе и завести разговор с незнакомцем.
  4. Характер. В этом случае от родителей мало что зависит. Если ребенок больше предпочитает одиночные игры и не стремиться к общению со сверстниками, его не надо заставлять. Его нежелание дружить обусловлено индивидуальными особенностями темперамента.

Что делать родителям?

Для того, чтобы ребенок был дружелюбный, необходимо работать и прилагать усилия. Вот несколько советов, которые помогут взрослым научить ребенка дружить.

  • Читайте, говорите, слушайте песни о дружбе. Регулярные разговоры о дружбе и взаимовыручке откладываются в сознании ребенка. В дальнейшем вся информация формирует ценности дружбы и уважения.
  • Разыгрывайте проблемные ситуации. Если вы видите, что ребенку трудно общаться, то можно дома разыграть на игрушках некоторые спорные ситуации, которые могут возникнуть в будущем. После этого, у малыша уже будет опыт решения подобных ситуаций.
  • Интересуйтесь жизнью и интересами ребенка. Не всегда получается так, что ребенок отдает предпочтение в игре тому ребенку, которого предпочитает взрослый. Иногда дети закадычных подруг не просто не играют вместе, а на дух не переносят друг друга. В этом случае интересы и желания детей должны быть превыше всего.
  • Показывайте пример. Взрослый должен сам показать на своем примере, как необходимо ценить своих друзей. Как вариант — совместное посещение гостей.
  • Приглашайте гостей. В своем доме малыш чувствует себя намного уверенней, чем в саду, например, или на детской площадке. Поэтому, приглашая детей в гости, можно постепенно растормошить замкнутого и нерешительного ребенка.

Формировать в ребенке понятие дружбы достаточно сложно. Самое главное, что родитель может сделать для своей крохи — это поддерживать его в самых малейших начинаниях. С родительской любовью и поддержкой ребенку намного легче научиться доверять и дружить.

У всех нас есть друзья: мы ходим к ним в гости, общаемся, гуляем, вместе отмечаем праздники, помогаем и поддерживаем друг друга. Часто со многими из них мы знакомы и дружим ещё с детства.

Мы ценим дружбу и хотим, чтобы и у нашего ребёнка было много хороших и верных друзей ведь именно дружба учит ребенка взаимодействовать в обществе, справедливо относиться к другим людям и дает силы защитить близкого человека.

Дружба включает в себя очень много вещей: внимание и уважение к другому человеку, к его мнению и характеру; сочувствие, помощь и поддержка; забота, доброта и щедрость; умение справляться со своим эгоизмом; секреты и тайны, горести и радости.

Бывает, что ребенку сложно завести друзей, он попросту стесняется подойти и познакомиться. На это может быть несколько причин:

Неумение. Зачастую такого ребенка не научили основным фразам, с которыми можно обратиться, чтобы познакомиться и предложить совместную игру.

Занятость. В этом случае ребенку попросту не хватает времени, ввиду своей загруженности, например, на занятиях хореографией или спортивных секциях.

Чрезмерная опека. Мамы и папы очень часто сами виноваты в том, что их дети не умеют дружить. Ведь для того, чтобы сделать первый шаг, необходима определенная смелость и самостоятельность. А когда родители сильно опекают свое дитя, все делают за них, то ребенок не может принять самостоятельное решение, в том числе и завести разговор с незнакомцем.

Характер. В этом случае от родителей мало что зависит. Если ребенок больше предпочитает одиночные игры и не стремиться к общению со сверстниками, его не надо заставлять. Его нежелание дружить обусловлено индивидуальными особенностями темперамента.

Что делать родителям?

Для того, чтобы ребенок был дружелюбный, необходимо работать и прилагать усилия. Вот несколько советов, которые помогут взрослым научить ребенка дружить.

1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.

2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.

3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.

4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга — научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.

5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться — ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.

6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей — уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!). Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними — вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.

7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».

8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.

9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают, как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.

10. Читайте, говорите, слушайте песни о дружбе. Регулярные разговоры о дружбе и взаимовыручке откладываются в сознании ребенка. В дальнейшем вся информация формирует ценности дружбы и уважения.

11. Разыгрывайте проблемные ситуации. Если вы видите, что ребенку трудно общаться, то можно дома разыграть на игрушках некоторые спорные ситуации, которые могут возникнуть в будущем. После этого, у малыша уже будет опыт решения подобных ситуаций.

12. Показывайте пример. Взрослый должен сам показать на своем примере, как необходимо ценить своих друзей.

Формировать в ребенке понятие дружбы достаточно сложно. Самое главное, что родитель может сделать для своей крохи — это поддерживать его в самых малейших начинаниях. С родительской любовью и поддержкой ребенку намного легче научиться доверять и дружить.