Как научить ребенка быть добрым

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Научите ребенка быть добрым

Научите ребенка быть добрым

Фрэнсис Бэкон сказал: «Из всех добродетелей и достоинств души, величайшее достоинство – доброта». Как же научить ребенка быть добрым?

Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Малышу порой бывает сложно сказать «поступи правильно», «соверши добрый поступок». Дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Поэтому, нам взрослым, необходимо стать «эталоном доброты» для своего ребенка.

  • Будьте для ребенка идеальным примером доброты, сочувствия, понимания и благородства. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле подъезда цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.
  • Учите своего ребенка щедрости, внушайте, что с людьми нужно делиться.
  • Помогайте бездомным животным. Регулярно кормите их, подыщите им приют или семью. Заведите домашнего питомца, и пусть малыш ухаживает за ним.
  • Смотрите вместе с ребенком советские мультфильмы и сказки, в них заложена великая мудрость. Пробуйте сами сочинять сказки и не ленитесь рассказать ему перед сном.
  • Употребляйте в своей речи пословицы и поговорки о доброте.
  • Учите ребенка доброму отношению к пожилым людям.
  • Воспитывайте в детях доброту через любовь к животным, природе. Учите совершать добрые дела и поступки, показывая пример.

Занятия, которые учат ребенка доброте

Чтобы научить детей дошкольного возраста доброте, можно привнести определенные занятия в ежедневный распорядок ребенка. Рассмотрим некоторые из них:

  • предложите ребенку сделать что-то приятное для воспитателя в детском саду. Пусть он нарисует ему картинку или принесет какое-нибудь угощение;
  • жертвуйте на благотворительность игрушки, которыми ребенок уже не играет. Объясните ребенку, что это может помочь другим детям, которым в этой жизни повезло меньше;
  • по дороге в детский сад предложите ребенку улыбнуться пяти людям, которые вам встретятся по пути;
  • предложите ребенку пригласить всех друзей поиграть. Когда кого-то не берут играть – это плохо;
  • если у вас двое детей, предлагайте им по очереди выбирать фильм, который вы вместе посмотрите вечером;
  • предложите ребенку нарисовать рисунок для бабушки и дедушки и вышлите им по почте;
  • поощряйте ребенка, когда он помогает вам по дому. Выбирайте ему занятия в соответствии с его возрастом;
  • объясните ребенку, почему важно говорить слова «спасибо» и «пожалуйста»;
  • когда Вы видите, что кто-то поступает хорошо, обратите внимание ребенка на это;
  • предложите ребенку поделиться своей любимой игрушкой с другом.

Лучшим способом научить ребенка доброте является хороший пример родителей. Когда вы будете добры к своим друзьям, семье и незнакомым людям, они будут учиться этому у вас.

Психолог отделения социальной реабилитации инвалидов

Гагарина Ж.А.

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Седельниковского района»

Как и в каком возрасте ребёнок понимает, что такое доброта, эмпатия и забота? И как помочь ему обрести такие качества?

Доброта как качество и как взгляд на мир не развивается мгновенно. Чтобы разобраться, детям придется научиться распознавать эмоции других людей, понимать их и откликаться. Хотя каждый ребёнок будет продвигаться через этот процесс в своем собственном темпе, вот основные фазы развития — и несколько способов помочь.

3 года: понимает, что такое чувства

Хотя младенцы умеют воспринимать эмоции других людей уже к 6 месяцам, настоящие добрые поступки ребенка начинают проявляться лишь к трем годам: только к этому возрасту дети начинают понимать связь между причиной и следствием. Ребенок уже выяснил, что определенные события вызывают у людей определенные чувства, например, если его увести с десткой площадки в разгар игры — он разозлится и расстроится, а если получит подарок — почувствует себя счастливым. Помогите укрепить эту связь, обозначая и проговаривая эмоции, которые испытывает ребенок, объясняйте, почему он может так себя чувствовать: «Ты рад, что папа пришел домой пораньше и собирается с тобой поиграть».

4−5 лет: готов делать добрые дела

В этот период ребенок укрепляет способность осознавать свое собственное психическое состояние и состояние других людей. Кроме того, развиваются и доли мозга, отвечающие за социальное взаимодействие — и теперь он способен проявлять доброту. Исследователи из Университета Вирджинии выяснили в эксперименте, что трехлетние дети еще не готовы делиться со сверстниками подаренными наклейками, а большинство четырехлетних уже готовы это сделать. Ребенку нравится не только делиться, но и все, что входит в этот ритуал — благодарность, радость, объятия. Когда замечаете, что он поделился с братом или другом угощением или игрушкой — поддержите его, искренне обрадуйтесь, похвалите.

5−6 лет: понимает идею сообщества

Процесс сопереживания происходит не только между людьми, но и в группе, в обществе — и приносит пользу всем. Например, в этом возрасте ребенок уже поймет, что если он согласится помочь убрать со стола после ужина, вся семья быстрее сможет посмотреть мультфильм. Ощущение себя важным членом сообщества помогает ребенку лучше понимать собственную ценность. Поощряйте это, давая простые задания и поручая домашние дела уже с 2 лет: даже если малыш пока способен убрать одну игрушку, это уже здорово. В этом же возрасте ребенок учится выражать признательности: сам, без напоминания говорит «спасибо» и «пожалуйста», вежливо формулирует спросьбы. Обязательно замечайте и поощряйте это.

7−8 лет: учится ставить других на первое место

По мере того как дети становятся старше, их добрые поступки становятся более сложными: уже не просто поделиться игрушкой, а помочь члену семьи или младшим детям, сделать что-то для других. Но есть и еще одна важная веха: одно дело быть добрым, когда это ничего не стоит, но труднее радоваться за других, справиться с более сложными эмоциями, преодолеть собственное разочарование или грусть. Этому ребенок учится лишь к 7−8годам, когда созревают лобные доли мозга. Например, это поражение в соревновании или игре: как сложно порадоваться за того, кто выиграл, если ты проиграл. Поддержите ребенка своим примером, показывайте желаемое поведение: если он видит, как ведут себя родители в таких случаях, как реагируют, что говорят — ему будет легче тоже научиться. Так что в следующий раз, когда ребенок обыграет вас, поздравьте его.

Все родители хотят, чтобы их дети выросли добрыми и заботливыми. Мамы и папы прилагают все усилия, чтобы их малыш умел отличать добро от зла, помогал людям, был справедливым и сострадательным. Никто не хочет, чтобы их дети проявляли жестокость и нетерпимость к другим.

Но быть добрым нелёгкое дело. Помогать окружающим, выслушивать их проблемы часто бывает тяжело взрослым, не то что детям. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка доброте.

Как научить ребенка быть добрым

Одна из самых важных целей для родителей – это воспитание в детях доброты, чтобы в будущем они стали хорошими и добрыми людьми. Мы все хотим, чтобы наши дети помогали другим людям и не были жестокими, нетерпимыми или предвзятыми с окружающими.

Доброта и структура мозга

Давайте посмотрим правде в глаза. Быть всегда добрым бывает нелегко. Даже взрослые не всегда готовы делиться тем, что принадлежит им. Нам бывает нелегко помогать окружающим, когда кажется, что нам самим нужна помощь.

Хорошая новость заключается в том, что доброте можно научиться. Как и любая другая модель поведения, доброта может быть развита путем повторения определенных действий. Главный способ, с помощью которого ребенок осваивает новые модели поведения – это подражание окружающим. Это значит, что у родителей есть много возможностей научить ребенка доброте. С другой стороны, это накладывает на родителей большую ответственность в том, чтобы показать ему хороший пример.

Зеркальные нейроны – это клетки головного мозга, которые ответственны за подражание. Они особенно активны в детстве. Когда дети наблюдают за действиями окружающих, их мозг реагирует так, как будто они сами совершают это действие. В их мозгу формируются новые нейронные связи, и это создает основу для поведения, которого они будут придерживаться на протяжении всей жизни.

Благодаря нейропластичности – способности головного мозга адаптироваться и меняться – люди обладают способностью осваивать новые модели поведения, в том числе и становиться добрее. Детский мозг обладает к этому особой способностью, ведь у ребенка еще не сформированы привычки на всю жизнь.

По мере того, как дети растут, вы можете видеть, насколько вашему ребенку свойственна доброта в силу его характера. У кого-то она выражена больше, у кого-то – меньше. Однако существует еще и ситуационная доброта, которую следует развивать в ребенке. Когда вы учите ребенка доброте, он понимает, что это важно. При этом следует учитывать, на каком этапе развития находится ребенок. В любом возрасте дети должны знать, как в жизни проявлять доброту.

Почему нам нужно больше доброты

Сегодня люди слишком часто осуждают других. Интернет-комментарии о знаменитостях или простых людях стали обычным явлением. Недоброе отношение к окружающим не является чем-то новым: люди так ведут себя испокон веков. Но именно сегодня люди стали осуждать друг друга легко, быстро и анонимно. Дети, которые живут и развиваются в мире цифровых технологий и социальных сетей, очень быстро этому учатся.

Дети не склонны видеть вещи в широком контексте. Поскольку маленькие дети концентрируются только на том, что они видят и не могут видеть вещи в перспективе, они не осознают последствия такого поведения, как грубость, игнорирование кого-то или издевательство над кем-то. Кроме того, дети обычно сосредоточены на самих себе, а это значит, что они не всегда способны посмотреть на ситуацию с чужой позиции и не задумываются о том, что чувствует другой человек.

Однако это не означает, что дети недобрые по своей природе. На самом деле они склонны к сопереживанию и готовы прийти на помощь. Родители, воспитатели, учителя и другие взрослые могут использовать эти природные склонности и побуждать детей думать о чувствах других людей, прежде чем совершать те или иные поступки.

Занятия, которые учат ребенка доброте

Чтобы научить детей дошкольного возраста доброте, можно привнести определенные занятия в ежедневный распорядок ребенка. Рассмотрим некоторые из них:

  • предложите ребенку сделать что-то приятное для воспитателя в детском саду. Пусть он нарисует ему картинку или принесет какое-нибудь угощение;
  • жертвуйте на благотворительность игрушки, которыми ребенок уже не играет. Объясните ребенку, что это может помочь другим детям, которым в этой жизни повезло меньше;
  • по дороге в детский сад предложите ребенку улыбнуться пяти людям, которые вам встретятся по пути;
  • предложите ребенку пригласить всех друзей поиграть. Когда кого-то не берут играть – это плохо;
  • если у вас двое детей, предлагайте им по очереди выбирать фильм, который вы вместе посмотрите вечером;
  • предложите ребенку нарисовать рисунок для бабушки и дедушки и вышлите им по почте;
  • поощряйте, чтобы ребенок помогал вам по дому. Выбирайте ему занятия в соответствии с его возрастом;
  • объясните ребенку, почему важно говорить слова «спасибо» и «пожалуйста»;
  • когда вы видите, что кто-то поступает хорошо, обратите внимание ребенка на это;
  • предложите ребенку поделиться своей любимой игрушкой с другом.

Лучшим способом научить ребенка доброте является хороший пример родителей. Когда вы будете добры к своим друзьям, семье и незнакомым людям, они будут учиться этому у вас.

13 ноября во многих странах празднуют Всемирный день доброты. Участники праздника призывают всех жителей планеты совершить в этот день какое-нибудь доброе дело. Но можно ли сделать так, чтобы делать добро вошло в привычку, а добрые поступки мы совершали ежедневно, а не раз в году? Есть несколько способов стать добрее самим и научить этому своих детей.

Характер человека формируется в возрасте до 5 лет, считают психологи. Хорошо, если до этого возраста взрослые успели заложить основы и привить ребенку полезные привычки. К моральным качествам это тоже относится. Родители могут научить ребенка не только чистить зубы, самостоятельно одеваться, уверенно читать и считать, но и быть добрым! Доброта — это не только черта характера, часто заложенная с рождения, но и привычка вести себя и относиться к другим по-доброму, которую можно привить ребенку в детстве и развивать в дальнейшем в течение всей жизни.

Как показать ребенку, что такое доброта, какие поступки мы считаем добрыми и почему? Напомним про 10 доступных способов сделать проявления доброты естественной частью жизни ваших детей.

1. Будьте примером. Никакие прописные истины не будут усвоены, если ребенок не увидит их применения на практике. Мозг маленького ребенка настроен на подражание. Дети воспроизводят в поведении только те модели, которые видят перед собой. Вы должны стать примером, если хотите, чтобы ребенок проявлял доброту по отношению к себе и окружающим. Самое ценное наблюдение для малыша — видеть, как мама или папа помогает незнакомому человеку на улице, в магазине, в транспорте.

2. Не бойтесь заговорить с незнакомцем. Всегда можно обменяться парой добрых слов с продавцом в магазине, с попутчиками в автобусе, с незнакомцами, оказавшимися рядом с вами в какой-то общей ситуации. Обращайтесь к ним доброжелательно, как к старым приятелям. Общайтесь свободно и с улыбкой.

3. Проявляйте любовь и ласку по отношению к своим близким. Чаще обнимайте, целуйте друг друга и ребенка, готовьте приятные сюрпризы, говорите ласковые слова, и тогда дети начнут вести себя точно так же. Ребенок, выросший в теплой, доброжелательной атмосфере, учится эмпатии быстрее.

4. Читайте книги и смотрите фильмы о доброте. Обсуждайте увиденное и услышанное вместе с ребенком. Рассказывайте о том, что такое хорошо и что такое плохо. Такие совместные моменты учат детей разбираться в ситуациях и людях.

  1. Эдуард Успенский «Меховой интернат» (Малыш, 2019). Веселая и трогательная история про девочку Люсю Брюкину, которая неожиданно оказалась учительницей у целого класса симпатичных зверей. Иллюстрации Виктора Чижикова.
  2. Ютта Лангройтер «А дома лучше!» (Поляндрия, 2013). Нежная сказка о любви и незаменимости мамы.
  3. Сэм Макбратни «Знаешь, как я люблю тебя?» (Розовый жираф, 2019). Как объяснить, что такое любовь? Попробуйте найти ответ.
  4. «Девочка и лисенок» (Франция, 2007). Фильм о том, чем можно пожертвовать ради любви и дружбы.
  5. «История дельфина» (Канада, США, 2011). Дельфины явно умнее людей. Они могут научить состраданию, упорству и оптимизму.
  6. «Мы купили зоопарк» (США, 2011). Купите зоопарк и спасите животных. Или это они спасут вас?
  7. «Приключения Паддингтона» (Великобритания, Франция, США, 2014). Плюшевый медведь оказывается любимым членом семьи и вовлекает всех в неожиданные испытания.

5. Учите детей помогать друг другу. Причем не только в какой-то острой ситуации, когда помощь другому крайне необходима. Будет здорово, если ребенок научится проявлять свое участие и в обыденных вещах. Обучите ребенка разным полезным навыкам, которыми он мог бы поделиться с другими. Вы научите его лепить куличики, а он покажет, как это делается, другим детям на детской площадке.

6. Обращайте внимание на поступки малыша. Каждому человеку приятно, когда его ценят, а ребенку особенно. Малышу очень хочется, чтобы родители отмечали его достижения и добрые порывы и гордились им! Это не просто доставляет удовольствие, но и помогает выстраивать систему ориентиров. Дети любят анализировать и размышлять. Если ребенок сделает доброе дело и получит обратную связь, через некоторое время он обязательно захочет повторить это действие еще раз. Так добрые дела постепенно войдут в привычку.

7. Объясняйте свои действия. Когда вы говорите: «Сегодня я задержусь вечером у подруги», обязательно добавьте «потому что она попросила меня посидеть с ее маленькой дочкой, пока никого не будет дома». Дети должны понимать, почему вы поступаете так, а не иначе.

8. Расскажите ребенку о волонтерстве. Объясните, кто такие волонтеры и почему они бесплатно помогают окружающим. Вместе с ребенком вы можете убирать мусор в парке, кормить бездомных животных. Предложите ребенку отдать какие-то свои игрушки в детдом. Если вы помогаете благотворительным организациям или участвуете в волонтерских проектах, объясните ребенку, почему это для вас важно и в чем заключается ваша помощь.

9. Придумайте систему поощрений. Например, зарабатывание ватных шариков! Это крайне просто, но очень эффективно. Поставьте на видном месте (например, на кухне) банку, в которую ребенок будет складывать ватные шарики, «заработанные» за добрые дела и поступки. Шарики не выдаются за выполнение каких-то обязанностей или за работу по дому.

Ребенок получает их только тогда, когда сделает что-то, о чем его не просили, что-то приятное и неожиданное. Обычно этот процесс превращается в увлекательную игру.

За что можно дать шарик? Если один ребенок проливает свою еду/напиток, а другой помогает убрать (не спрашивая!). Если родителю понадобится что-то принести, и дети пойдут за ним, чтобы помочь (без просьб). Если дети делают или говорят что-то доброе друг другу или кому-то еще.

Награда за собранные шарики не должна быть материальной. Лучше организовать какое-нибудь веселое мероприятие. Поход в боулинг с папой или в кино с мамой, а может быть, просто вечеринка с ночевкой в родительской спальне на полу в спальниках!

Ватные шарики можно забирать обратно в качестве наказания: например, если ребенок повел себя грубо или агрессивно по отношению к другому человеку. Угроза потери шарика — тоже хороший стимул контролировать свое поведение.

10. Не осуждайте других людей в присутствии детей. Сегодня широко распространены публичные обсуждения знаменитостей или даже обычных людей, которые привлекли внимание общества. В недобром отношении к окружающим нет ничего нового. Но именно сегодня люди стали осуждать друг друга легко, бездумно и анонимно. Дети, которые живут и развиваются в мире цифровых технологий и социальных сетей, очень быстро этому учатся.

Помните, что ваше поведение должно быть честным и последовательным. Учить добрым делам нужно в любом возрасте и начинать можно с самого простого — не забывать здороваться с соседями, сделать кормушку для птиц и следить за тем, чтобы в ней все время был корм, да и просто улыбаться другим людям. Это мелочи, но именно такая регулярная работа поможет детям вырасти другими, постоянно проявлять доброту, и это будет не просто привычкой, а образом жизни.

Колонка Анастасии Отрощенко. Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые. Со временем, у людей появляются другие качества, а доброта как будто уходит на задний план

Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.

Добрый всегда на своем месте

Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места. Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание». Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Понятие «доброта» – довольно расплывчато. Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

Воспитывать собственным примером

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать. Дети из воскресной или православной общеобразовательной школы идут поздравлять больных на Рождество, а многие ли их родители находят время, чтобы пойти вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но часто мы не участвуем в рождественских или пасхальных поздравлениях не по этим причинам. А как было бы правильно потратить этот час на совместный поход в больницу, как много мы бы заложили в детей, потратив столько же времени, сколько ежедневно мы тратим на общение в соц.сетях или просмотр фильмов.

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».