Извините, что анонимно. Дочь затормозилась на уровне семилетки. Книги читать не очень любит, потому что для неё это напрячься, а она ленивая. Явны проблемы в логике (не умеет решать задачи, в них не вчитывается, не задумывается никогда-пишет в решении, что в голову взбредет, взяв указанные цифры). К примеру, в задаче условие: одна сторона 78 см, что на 16 см меньше второй. Напишет, что вторая = 78-16. Может написать слово, пропустив букву или вляпав другую, к примеру написала в черновике: циВры. И очень, просто патологически любит сочинять. Иногда это очень бесит, потому если не знает ответа на конкретный вопрос вместо того, чтобы ответить, что не знает,в 99% случаев начинает сочинять, причем с таким упоением, что сама начинает верить. Учителке может наврать, что не сделала уроки из-за братика (которого нет). Мне врет, что нет домашки (это отдельный бич-не задали ничего и все). Ну в общем такое пофигично-поверхностное отношение ко всему, и никаких серьезных увлечений. Ни двойки, ни наказания её совершенно не смущают-порыдала и через 10 минут пошла лепить из пластелина, поет песенку. Книги покупаю-интересуют исключительно картинки. Выводов и трагедий ни из чего не делает, учиться ей неинтересно, доклады разве что любит делать по Окружающему миру. Как исправить этот пофигизм, научить думать головой?
Нормальный ребенок. Они все такие в 9 лет. ну, ладно, ладно. не все. многие))
Мой сын учится в третьем классе и в этом году мы прошли проверку у специалиста. Тест подтвердил, что он — умный мальчик с очень медленной скоростью обработки информации. Может ли улучшиться скорость обработки?
Почти у каждого ребенка скорость обработки в двенадцать лет будет выше, чем в семь, а в шестнадцать будет еще выше. Но скорость обработки измеряется путем сравнения ребенка с его сверстниками. И так как скорость обработки повышается с возрастом почти у всех детей, то и у школьника с медленной скоростью обработки она возрастет с возрастом, но скорее всего будет ниже, чем у его сверстников.
Немногие дети с медленной скоростью обработки информации могут догнать своих сверстников. Это маловероятно, но иногда случается. Скорость обработки можно сравнить с ростом. Ребенок, который годами был ниже большинства своих сверстников, вряд ли внезапно начнет расти в подростковом возрасте, догоняя сверстников. Но у некоторых детей действительно случаются такие вспышки роста.
Это не значит, что можно сдаться и надеяться, что природа решит все сама. Вот как вы можете помочь своему ребенку улучшить скорость обработки:
Тренируйте конкретный навык. Регулярная практика любого навыка поможет улучшить скорость его выполнения. Исследование показывает, что повторение задания доводит его до автоматизма, что помогает быстрее его обрабатывать.
Это относится ко всему — от чистки зубов до изучения таблицы умножения. Чем больше ты что-то делаешь, тем быстрее ты это выполняешь.
Помогите вашему ребенку стать более эффективным. Поищите стратегии, которые помогут вашему ребенку стать более эффективным. Вы можете сделать это с любым заданием.
Например, вот способ как помочь вашему ребенку выполнить домашнее задание быстрее . Помогите ему составить список всего того, что необходимо сделать для выполнения задания, и что делать не стоит. Таким образом ребенок будет тратить время на то, что действительно надо сделать. Пусть ребенок держит список под рукой и сверяется с ним.
Поработайте над навыками планирования и организации. Планирование может с трудом даваться детям с медленной скоростью обработки, особенно, если они понятия не имеют, сколько времени им потребуется на выполнение определенного задания. Чтобы помочь ребенку в этом, понаблюдайте за ним и записывайте, сколько времени ему требуется для выполнения того или иного задания. Таким образом вы узнаете, сколько времени требуется ребенку на выполнение задания и поможете ему устанавливать временные рамки во время занятий.
Уделяя большое внимание планированию и организации, вы поможете ребенку научиться эффективнее выполнять утомительные для него дела. Что также поможет сохранить последовательность и предсказуемость. При выполнении привычных дел ребенку потребуется обрабатывать меньше новой информации.
Поговорите с учителями вашего ребенка. Узнайте, какую помощь в классе они могут предоставить вашему ребенку, учитывая его особенности. К примеру, дополнительное время на выполнение теста может значительно снизить уровень стресса у ребенка.
Возможное медикаментозное лечение СДВГ. Если у вашего ребенка также есть СДВГ , возможно вам стоит задуматься о препаратах. Лекарства не могут улучшить скорость обработки информации напрямую, но помогут с концентрацией внимания , что повысит эффективность при выполнении домашней работы или других заданий. Посоветуйтесь с врачом вашего ребенка прежде чем принимать какие-либо препараты.
Тренируйтесь по неврологическим методикам. Современные компьютерные неврологические методики, такие, как Fast ForWord , воздействуют на первоисточник проблем недоразвития когнитивных функций, включая скорость и точность обработки мозгом информации. Благодаря этим методикам Вы можете быстро, а главное — навсегда увеличить скорость обработки и помочь своему ребенку преодолеть трудности в учебе.
Не падайте духом. Концентрируясь на повседневных задачах, легко забыть об общей цели. Но помните, что по мере взросления ребенка скорость обработки информации станет менее существенной проблемой.
Это потому, что все мы склонны выбирать работу и хобби, которые хорошо нам подходят. Например, ребенок с медленной скоростью обработки может не стремиться стать врачом скорой помощи, но он может быть замечательным рентгенологом.
В конечном итоге нам хочется максимально раскрыть потенциал своего ребенка, а это подразумевает сохранение реалистичных ожиданий. Пройти проверку у специалиста — важный первый шаг. Зная, с чем вы боретесь, вы сможете лучше всего понять, как помочь и поддержать вашего ребенка.
Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность cocpeдотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву «А», а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» — то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.
Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?
1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!
Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.
2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» — кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.
3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.
Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.
4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание паззлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.
Однако знаменитый российский психолингвист и нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Черниговская считает иначе.
В своей лекции «Как научить мозг учиться» она объясняет, что важно не столько пичкать ребёнка знаниями, сколько учить его правильно пользоваться мозгом. Иными словами, научите его учиться!
Вот что рассказала Татьяна Черниговская:
Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребёнка — в тщеславных родителях.
Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!»
Зачем это нужно? Он в два года ещё не может этого делать! Его мозг к этому не готов!
Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.
Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин — «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребёнку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идёт в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо ещё полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.
По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7-м классе есть те, кто плохо читает.
У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.
Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это — другой человек и у него другой мозг.
Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть.
Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребёнка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети.
Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это всё физика. Ухо слушает, а слышит мозг.
Когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.
Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребёнка плохие гены, то тут ничего не поделаешь.
Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребёнку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться — пустое дело, погибнет.
Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.
Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили.
О чём это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости — ЕГЭ.
Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система.
Но тогда мы должны сказать: всё, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система — худшее, что можно было придумать.
Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить её в мирное русло, дать выход, причём прямо во время занятий.
Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку.
А ещё их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот ещё один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.
Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю.
Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у неё упасть — пусть упадёт и научится справляться с этим.
Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а ещё они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.
Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них — Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Обычно считается, что если в процессе выучивания ребёнок что-то забыл — это плохо, отвлёкся — плохо, перерыв сделал — тоже плохо, а если уснул — вообще кошмар.
Это всё неправда. Все эти перерывы — не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, a наоборот — помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию.
Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, — это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.
Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определённые химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит — это худшее, что вы можете себе причинить.
Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идёт всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится, — ничего полезного не выйдет.
От автора: Умение сосредотачиваться и концентрироваться на определенном деле или задании — важный навык и свойство внимания. В заметке предложены приемы, с помощью которых родители могут помочь детям в организации процесса внимания
Умение концентрироваться, т.е. сосредотачивать усилия на конкретной цели и выделять главное, поможет ребенку более качественно подготовить домашнее задание, продуктивно работать в классе, собраться перед выступлением, да и просто быть более успешным. В статье рассказывается о том, как научить ребенка концентрировать свое внимание.
Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.
Бесполезно повторять ребенку «Сконцентрируйся!», если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает «сосредоточиться в центре», и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.
Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе. Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе. Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.
Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.
Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время. Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я. который час. что я должен сейчас делать. Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо. Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).
Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.
Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место). Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание. Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.
Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.
Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться
Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:
- Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
- Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
- Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
- Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.
Советы:
- Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
- Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
- Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.
Использованная литература: Е.Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!», Изд-во «Питер», 2012 г.)
Уметь думать — это значит не просто получать пятёрки в школе, а критически оценивать информацию, принимать взвешенные решения, аргументировать свою точку зрения и учитывать чужую. Этому можно научиться ещё в детстве. Как — рассказывают специалисты.
1. Задаём правильные вопросы
Чтобы ребёнок не боялся принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях, важно научить его задавать вопросы и раскладывать любую проблему по полочкам. Овладеть этим навыком легче всего с помощью занятий математикой. И даже если вам кажется, что в жизни вы пользуетесь только формулами из пятого класса, на самом деле математика дала нам многое. Например, умение делать выводы от общего к частному, удерживать в уме много данных, работать с абстрактными понятиями.
«Математика в глобальном смысле — это наука, которая учит думать и правильно задавать вопросы. А грамотно составленный вопрос уже содержит в себе большую часть ответа».
Даже чтение условий задачи — это отличная тренировка. По мнению Олега Митрофанова, в этот момент человек начинает задавать себе вопросы: почему мне дали такие данные и как они связаны между собой? Так выстраивается цепочка размышлений, которая в результате помогает найти правильный ответ.
Ограничиваться только математикой необязательно: упражнения на развитие мышления можно проводить с любым текстом. Например, преподаватель Полина Аркадскова предлагает своим ученикам не просто прочитать статью или отрывок книги, но ответить на вопросы: для кого они написаны, какой специалист их писал, какую идею он хотел донести и какие аргументы использовал. В будущем, считает Полина, это поможет им воспринимать информацию критически и пригодится при общении с собственными детьми.
Полина Эдуардовна Аркадскова преподаватель философии, обществознания и логики
4,95 37
Открыть анкету
«Умение задавать правильные вопросы — это качество, которое нужно и педагогу, и родителям. Ведь важно не просто выдавать ребёнку факты, а наводить его на размышления так, чтобы он пришёл к ответам сам. И тогда можно увидеть блеск в глазах, воодушевление от того, что он что-то открыл».
2. Используем аргументы
Чтобы ребёнок умел отстаивать свою точку зрения и с друзьями, и на уроках, нужно научить его подкреплять собственное мнение аргументами. В этом поможет логика, ведь теория аргументации — это один из её разделов. Решая логические задачи, ребёнок начинает разделять причину и следствие, обращать внимание на детали и выделять главное и второстепенное. Полина Аркадскова советует выполнять такое упражнение: попросите ребёнка составить текст выступления на какую-либо тему сразу за две позиции: за и против. «Составляя аргументацию для противоположной точки зрения, вы лучше понимаете аргументы противника. А значит, с большей вероятностью победите в дискуссии», — говорит специалист.
Полина Эдуардовна Аркадскова преподаватель философии, обществознания и логики
4,95 37
Открыть анкету
«Я даю своим ученикам информацию об одном и том же явлении из разных источников. Так они могут сравнить разные точки зрения и сделать собственные выводы. Например, и Барт, и Мирча Элиаде писали о мифах, но один с филологической, а другой с культурологической точки зрения. Какая позиция у каждого? Где сходства, где различия? Это интересный вопрос и полезная привычка — смотреть на одно и то же явление с разных сторон».
В школе логику преподают редко, и обычно она появляется только в университетской программе. Но можно заниматься ей дома самостоятельно или со специалистом. Оптимальный возраст для этого — 13–14 лет. «У меня есть ученица, которая сейчас окончила 7-й класс. Я объясняю ей вещи, которые проходят в университете, просто упаковывая их в игровую форму. Если для юристов я даю задачи про расследования, то для детей эти понятия можно заменить на бабочек и цветочки. Для логики важна форма, а не содержание. Кроме того, сейчас продаётся много пособий с логическими задачами для школьников», — объясняет Полина Аркадскова.
Профи для любой задачи
Потренироваться аргументировать можно и на занятиях литературой. Преподаватель Татьяна Мохова уверена: нет мнения правильного и неправильного, любой тезис можно доказать. И вовсе необязательно соглашаться с тем, что пишут знаменитые критики. «Критику можно использовать как трамплин для собственных рассуждений: узнать, чем подкрепить свою точку зрения, как выстроить текст», — говорит она.
3. Развиваем эмпатию
В некоторых ситуациях «понять умом» собеседника недостаточно — нужно уметь ставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Поэтому специалисты советуют развивать у ребёнка и эмоциональный интеллект. В этом помогут занятия литературой, уверена преподаватель Татьяна Мохова.
«Литература в чём-то похожа на психологию. И чтобы ребёнок начал понимать других людей, я использую приёмы из психологического арсенала — дискуссию, наводящий вопрос, пытаюсь провести параллели между ситуацией в книге и обычной жизнью, предлагаю сравнить поведение персонажей с поведением близких и друзей. В литературе мы всегда встречаем несколько психотипов, архетипов. А сильный художественный образ обязательно найдёт отклик в сердце читателя и поможет ему начать уважать чужую точку зрения».