Как мотивировать ребенка к чтению

Материал поможет сформировать привычку у детей читать книги.

Вложение Размер
sposoby_motivatsii_detey_k_chteniyu.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

Эти приемы помогут вашим детям полюбить процесс чтения. Многие родители даже самых смышлёных детей нередко заходят в тупик, когда дело доходит до самостоятельного чтения. Напряжение возрастает, когда ребёнок вот-вот должен пополнить ряды первоклашек. Часто бывает так, что чрезмерные старания родителей, сопровождающиеся давлением на ребенка, не дают результатов, а наоборот, напрочь отбивают у малыша желание познавать науку чтения.

1. Используйте аудиокниги. Нельзя недооценивать аудиокниги, так как с их помощью дети учатся не только читать, но и разговаривать с уверенностью и правильной интонацией.

2. Станьте примером для своего ребенка. Когда ребенок вырастает в окружении книг, он будет любить книги. Больше времени проводите с книгой, а после не лишним будет рассказать ребенку, какие впечатления у вас остались от прочтения книги.

3. Создайте атмосферу для чтения. Важно обустроить тихий, уютный уголок, в котором будут расположены книги. Для этого не требуется особых затрат: два стула и натянутая простынь станут прекрасной имитацией домика, который так любят дети.

4. Переносите книги в реальную жизнь. Если вашему ребенку нравится сказка «Три поросенка», организуйте ему поездку на ферму. Любит изучать звезды – отправляйтесь в планетарий.

5. Отмечайте дни рождения любимых писателей. Большинству знаменитых авторов в настоящее время более ста лет. Детям однозначно понравится, что в семье появится еще хоть один праздник.

6. Прочитайте книгу, затем посмотрите фильм. Выберите произведение, которое было экранизировано. Сегодня это сделать не составляет труда. Прочитайте несколько глав вместе со своим ребенком, затем устройте семейный вечер кино. Педагоги отмечают, что это отличный способ заинтересовать неохотного читателя.

7. Разложите книги в разных местах Не держите детские книги на полках, а разложите их повсюду. Пусть дети всегда имеют доступ к книгам. 8. Читайте книги вслух.

9. Посетите библиотеку вместе с ребенком. Ребенку всегда интересно находится в новом, необычном месте и в нашем случае библиотека станет прекрасным вариантом. Вы даже можете зарегистрировать своего ребенка в списке читателей, что станет еще одним поводом для ребенка начать читать книги.

10. Перечитывайте одни и те же детские книги. Со временем ребенок станет замечать, что история повторяется и если книги с рифмами, то он будет распознавать повторения и будет озвучивать текст прежде, чем его прочтете Вы.

11. Готовьте с ребенком по книге рецептов. Пусть ребенок выберет блюдо из книги и прочитает составляющие, пока Вы будете измельчать продукты.

12. Создайте клуб читателей. Для этого потребуется пригласить друга или подругу ребенка на встречу, где они вместе будут обсуждать прочитанную ранее книгу.

13. Задавайте вопросы. Спросите, какие персонажи нравятся ребенку, что, по его мнению, произойдет дальше и как бы он поступил в аналогичной ситуации. Важно научить ребенка понимать смысл текста.

14. Регулярно пополняйте библиотеку. Любое событие сопровождайте новой книгой. В доме появился щенок – подарите ребенку книгу о собаках. Ребенок перешел в другую школу – подарите книгу. Таким образом, у ребенка останутся воспоминания, к которым он всегда сможет вернуться перед сном.

15. Купите ребенку налобный фонарик. Таким образом, ребенок получит дополнительный повод сделать процесс чтения перед сном более увлекательным.

16. Покупайте журналы. Новые выпуски журналов дают возможность заинтересовать ребенка в том или ином направлении. Возможно, изучение любимого журнала станет прекрасным ритуалом для ребенка.

17. Дарите книги и приучайте к этому ребенка. Если ребенок не знает что подарить другу на день рождения, помогите ему с выбором книги. Кроме того, попросите его подписать книгу, объяснив, почему эта книга предназначается именно ему

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих. Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

1. Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Как мотивировать ребенка к чтению

2. Сделайте чтение игрой

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

3. Не бойтесь повторений

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас. Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально. Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

Как мотивировать ребенка к чтению

4. Учите стихи

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

5. Пусть литературу выбирает ребёнок

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

Как мотивировать ребенка к чтению

6. Выбирайте правильные аргументы

Неубедительно:

  • Эту книгу вам задали в школе
  • Эту книгу мы давно не читали
  • Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
  • Эту книгу рекомендовал продавец книжного
  • Эта книга нравится всем

Серьёзные доводы:

  • Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
  • Это книга автора, которого ты уже хвалил
  • Это книга про то, что ты любишь
  • Эта книга попала к нам домой магическим образом
  • Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится

7. Сделайте покупку книги приключением

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

Как мотивировать ребенка к чтению

8. Обратите внимание на формат книги

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги. Опрос, проведённый в LifeProof, выявил, что дети, читающие с планшетов, смартфонов, ноутбуков и букридеров, плохо спят, потому что гаджеты подавляют выработку ночного гормона — мелатонина. Если верить исследованиям 2013 года, то исключения составляют лишь гаджеты с экраном E-ink.

9. Создайте ребёнку правильное окружение

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

Как мотивировать ребенка к чтению

10. Читайте сами!

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей. В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой. Я уже взрослый человек, но каждый выходные я еду домой к родителям, чтобы вместе читать театральные пьесы. Это замечательно времяпрепровождение, берущее начало в моём детстве.

И напоследок несколько рекомендаций. Книги этих авторов наверняка понравятся вашим детям в разном возрасте:

  • Эрик Карл Ротраут, Сузанна Бернер (0-4 лет)
  • Мира Лобе (5-10)
  • Роальд Даль (5-11)
  • Сария Парр (8-13)
  • Бьянка Питцорно (8-12)
  • Даниэль Пеннак (9-16)

Не пренебрегайте экранизациями, но перед тем, как посмотреть фильм, расскажите детям, что сначала написали книгу и только потом сняли по ней фильм. Иногда им не приходит в голову мысль о порядке вещей.

В данном случае, говоря о мотивации детей, не лишне учесть их возраст. Любовь к чтению в целом воспитывается с первого года жизни, регулярно и с вовлеченностью самих родителей. Поэтому подкинуть любимому чадо интересную сказку, энциклопедию или детский детектив в свободное время не представляется сложной задачей. Чего не скажешь о подростках, для которых будут интересны темы, связанные с ним самим и своей взрослеющей личностью. Это в первую очередь темы взаимоотношений со сверстниками, дружбы, признания, первой любви, достижений и успехов. Иногда вашему отроку легче узнать об этом из внешних источников, чем спросить у родителей. Конечно, современные гаджеты активно замещают бумажные версии, и дома, и в лагере, и на берегу моря, и у бабушки на даче. Но не всё ли равно с чего читать, если чтение поглощает полностью с головой?
Во всяком случае, какого бы возраста не был ваш ребёнок, можно воспользоваться несколькими приёмчиками:
1. Книга/журнал/газета в родительских руках и искренняя вовлеченность в процесс.
2. Лёгкая доступность книг, газет, журналов в поле зрения ребёнка.
3. Время и физическая возможность для этого процесса. Пляж, перелёт, поезд на море для этого хорошая возможность.
4. Чтение на ночь: «-Почитай мне, мама…» «- Жили-были дедушка и бабушка…»
5. Книжные магазины на пути семейной прогулки. В современных книжных магазинах можно зависнуть на час. И только цены заставляют двигаться дальше.
6. Помочь подростку подобрать книгу, актуальную его возрасту и написанную доступным языком, указав на темы, которые могут дать ответы на вопросы. Лето – время концентрированного детского общения.
7. Нет смысла возмущаться и читать нотации по поводу лени и отсутствия мотивации к чтению. Лето должно запомниться ощущением счастья и взросления. Определите для семьи удобное время для книжного удовольствия каждый день.
8. Если летний отпуск связан с путешествием, используйте тематику.
9. Если чтение для ребёнка – одно из не самых приятных занятий, попросите читать по странице в день. И не отходите от графика. Будьте постоянны и последовательны.
10. Делитесь своими впечатлениями от прочитанного.
Если вышеописанные действия не приведут вас и вашего ребёнка к чтению с удовольствием, то стоит разобраться в ситуации и возможно обратиться к третьему лицу, возможно к психологу.

Чтение – один из самых важных и нужных в жизни навыков, и любой родитель, помимо прочего, должен в обязательном порядке позаботиться о том, чтобы научить своего ребенка читать. Пускать этот процесс на самотек нельзя, иначе в будущем можно столкнуться с серьезными проблемами в плане успеваемости и вообще интеллектуального развития ребенка. Но и подходить к вопросу нужно со знанием дела. В нашей подборке мы расскажем, как научить ребенка читать, что нужно делать, а чего делать нельзя, а также поговорим о некоторых других важных вещах, касающихся умственного развития детей.

Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Как заинтересовать ребенка читать?

Как научить ребенка выговаривать звук «Р»

Как развивать мышление ребенка

Как улучшить внимание ребенка

Как мотивировать ребенка к чтению?

Как помочь ребенку быстро делать уроки

Как научить ребенка читать. Обучение детей чтению

На этой онлайн-программе всего за 4 недели вы существенно увеличите скорость чтения, повысите качество работы с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал. С помощью специальных игр и техник вы сформируете навык быстрого чтения и запоминания, который сможете применять в работе и учебе, а расписание и режим занятий будут адаптироваться под ваш уровень и прогресс; вы будете просто открывать курс и следовать инструкциям. Все легко, просто и эффективно! Также имейте в виду, что проходить эту программу вы можете вместе со своим ребенком! Узнать подробнее…

Самые лучшие учителя для детей – это их родители. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и сообразительным, обязательно дополнительно занимайтесь с ним сами и учите полезным вещам. И чтение как раз из таких. Желаем удачи!

Многие родители сталкиваются с проблемой: ребёнок не хочет читать. Как её решить? Как сделать так, чтобы ребёнок сам просил дать ему книгу? Ведь книги – это источник знаний. Чтение развивает, и чем раньше приучить к нему ребёнка, тем лучше. Эта статья поможет вам в выработке мотивации к чтению у ребёнка. Применяя описанные советы, вы поможете ему увидеть в книге хорошего друга.

Используйте внешнюю мотивацию

Внешняя мотивация – это мотивация путём системы поощрений и наказаний. Не буду советовать вам наказывать ребёнка за то, что он не читает. А вот придумать какую-либо награду стоит.

Но важно не делать внешнюю мотивацию основной. Другие советы из этой статьи будут относиться к внутренней мотивации. Обязательно их используйте, не ограничивайтесь только поощрениями. Система наград за чтение нужна в случае, если ребёнок наотрез отказывается читать и пока это единственный способ убедить его взять книгу. Используйте внешнюю мотивацию, пока ребёнок не войдёт во вкус и сам не захочет читать.

Изучайте вкус ребёнка и подбирайте книги, которые будут ему интересны

Первые книги – одни из самых важных. Книга, которая не соответствует интересам маленького читателя, может надолго отбить у него желание читать. Книга, которая будет интересна, наоборот, завяжет между ним и чтением крепкую дружбу.

Чем ваш ребёнок любит заниматься? О чём он чаще всего спрашивает? Каких друзей выбирает? Ответьте на эти вопросы – это поможет вам в выборе подходящей книги.

Дайте своему ребёнку аннотацию, мотивирующую к прочтению книги

Расскажите о книге так, чтобы её захотелось прочитать. Дайте такую аннотацию, после которой ребёнок не сможет пройти мимо книги.

Подойдите к этому творчески. Ваша оригинальность и любопытство ребёнка с лёгкостью сделают книгу желанной. Посейте интригу, укажите на сходство героя книги с ребёнком, проведите аналогию с какой-то жизненной ситуацией, которая актуальна для ребёнка и которая успешно решается в книге. Всё в ваших руках.

Расскажите о чувствах, вызываемых хорошей книгой

Зачем вообще читать книги? Ребёнок ещё не знает ответа на этот вопрос. Расскажите ему об эмоциях, которые у вас вызывает чтение сейчас или вызывало в детстве. Расскажите о своих переживаниях, своей радости и своём напряжении во время развязки.

Опишите тот мир, в который человек окунается, читая книгу. Опишите так, чтобы ребёнок тоже захотел это испытать. Можете рассказать о своих любимых детских книгах. О том, как вы их в первый раз читали, какие мысли и эмоции это прочтение вызвало. Эти же книги можете дать вашему ребёнку!

Люди читают сотни и тысячи книг не просто так. Они любят чтение, любят проживать истории вместе с их героями, любят ощущать неповторимую атмосферу, создаваемую автором. Объясните это своему ребёнку и уговорите прочувствовать на себе.

Обсуждайте прочитанное

Вы рассказали о тех эмоциях, которые вызывают книги у вас. Хорошо. Теперь спросите о тех эмоциях, которые вызывают книги у ребёнка. Пусть он расскажет, что ему понравилось, что нет, где он расчувствовался, а где остался равнодушным. Дайте ему возможность для обратной связи.

Возможно, он что-то не понял, поэтому не смог оценить книжку. Объясните ему. Задайте вопросы, которые помогут ему поразмышлять над книгой, глубже её понять. Ведь мы читаем не для того, чтобы складировать информацию, но для того чтобы анализировать её и размышлять, делать выводы. С раннего детства учите ребёнка активному чтению, а не пассивному усвоению написанного.

Также по комментариям ребёнка вы будете лучше понимать его читательский вкус и сможете лучше угадывать книги, которые будут ему интересны.

Покажите пример

Это лучший способ. Дети повторяют за родителями. Усваивают их привычки, начинают любить то же, что и они. Если вы постоянно с книгой, часто говорите о том, как любите чтение, ваши книжные полки не пустуют, то ваш ребёнок в скором времени сам заинтересуется.

Читайте и развивайтесь. И мотивируйте к этому своих детей. Желаю успехов!

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер.

Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы: обилие разнообразных девайсов, агрессивная информационная среда, не всегда удачный выбор произведений, включенных в школьную программу. Но есть обстоятельства, повлиять на которые в наших силах. Остановимся на них.

Эти неясные мотивы…

Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.

Бороться с этим непониманием можно и нужно. И в первую очередь следует прекратить пропагандировать книгу как «источник знаний». Не то чтобы это было неправдой, но эта правда на начальном этапе воспринимается детьми как полная чушь. Подумайте сами: если вам надо срочно узнать, что едят белые медведи, кто такие илистые прыгуны, где вы быстрее найдете информацию: в библиотеке или в интернете? Вот то-то и оно!

Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать. Особенно хорошо это действует в начальной школе.

Многие учителя добились прекрасных результатов, просто эмоционально пересказывая эпизоды из интересных детских книг. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого-то героя из такой-то книги. Или «припомнить» в связи с каким-нибудь событием интересный эпизод.

А может быть, в классе есть читающий подросток? Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.

Дело техники! Техники чтения

Дети читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного.

Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует множество методик, помогающих повысить технику чтения. Напомню о некоторых.

  • «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников начальной школы. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.
  • «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.
  • «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.
  • «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем, название цветка. Кто первый его найдет?
  • «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников начальных классов используются карточки со словами, у более старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.

Представьте себе…

Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.

  • Самая привычная — задание про литературе в форме «нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию. Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.
  • Составление викторины по тексту произведения стоит поручить самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который никто не ответит!
  • Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?
  • Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя прочитанного произведения и дает его характеристику, не называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример: «Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения. У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности дворника. Он глухонемой».
  • Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?
  • Как научить детей понимать текст
  • Чтение — мучение. Как привить ребенку любовь к литературе

Впрочем, перечислить все разнообразные способы мотивировать учеников на чтение произведений литературы просто невозможно: таких методик десятки. А как мотивируете на чтение произведений вы? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, ВКК, стаж работы — 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.