Заветное желание любого родителя — ребенок, с энтузиазмом поглощающий новые знания. Но без здоровой мотивации тут никак не обойтись. Как заинтересовать ребенка учебой? Как действовать? Спросили у специалиста — Эми Кролевецкой, методиста онлайн-платформы английского для детей Novakid
Создайте безопасное пространство
Взрослых и детей останавливают собственные неудачи, а окрыляют успехи. В советских и постсоветских школах зачастую тревожность, вина, стыд были буквально заложены в процесс обучения. Человек, который патологически боится ошибиться и получить плохую оценку, изначально демотивирован.
Как работать с этим страхом? Прежде всего хвалить. Причем за самый маленький шажок в направлении к цели. Учись видеть прогресс там, где он пока еще не вполне заметен. Сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Ставьте краткосрочные цели. Выучить песенку на английском языке или новые движения в танце. Вера в себя — важнейший элемент мотивации.
Распределяйте нагрузку равномерно
Ученик усваивает новые знания только тогда, когда информация поступает постепенно. Долгие уроки, особенно когда речь идет не о школьной программе, а о дополнительных занятиях, неэффективны. Дети начинают терять концентрацию и отвлекаться. А мотивация испаряется с каждой минутой сверх «положенного» времени.
Сколько времени «положено»? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились исследования. Так, Марти Лобделл, профессор психологии из Лос-Анджелеса и основатель методики Study Less, Study Smart, считает, что у каждого свой порог внимания в зависимости от темперамента. И все же есть некоторые средние цифры, на которые можно ориентироваться. Средняя норма концентрации внимания у детей младшего школьного возраста: 25–30 минут. А дальше малыш перестает продуктивно воспринимать информацию. И заставлять его сосредоточиться — бесполезно. На эти же цифры можно ориентироваться, отправляя чадо делать домашнее задание. Не забывайте устраивать перерывы!
Технологии — в дело
В школе для объяснения материала обычно используют стандартные схемы подачи материала. Но все ученики разные, и для усвоения знаний всем нужны разные подходы. Так, современные малыши буквально рождаются с планшетом в люльке. Появилось даже такое понятие, как Digital natives, или «Цифровое поколение». У детей сегодня темпы усвоения информации, благодаря всеобщей диджитализации, во много раз выше, чем у взрослых. И это можно использовать во благо.
У современных онлайн-школ большие возможности для геймификации учебного процесса. А ведь это получение знаний в максимально привычной, игровой форме. Так называемая мотивация процессом — самая сильная. Маленькие ученики живут игрой. Эффект от нее сродни овсянке на завтрак: укрепляет нервную систему и развивает мозговую активность. Поэтому один из лучших способов мотивации — игра!
Сегодня в арсенале у обучающих платформ есть привычные игры, викторины, «продвинутые» VR-прогулки в дополненной реальности с неожиданными сюжетными поворотами. Одно дело когда ребенок сидит на уроке истории и смотрит в учебник, и совсем другое — благодаря виртуальной реальности он попадает в средневековый Лондон и видит все происходящее там своими глазами.
Определитесь с мотивацией
Как мотивировать к учебе ребенка постарше? Тут действуют советы психологов, основанные на «достижении личных целей». У тинейджеров уже есть сформировавшиеся интересы, за которые можно зацепиться, предлагая позаниматься чем-либо. Фанату комиксов про супергероев может стать интересно учить английский, чтобы читать любимые сборники в оригинале. А юному фанату «Звездных войн» захочется посмотреть (и понять!) сагу без перевода. Тут, кстати, имеет смысл подобрать ему учителя — носителя языка. Он, несомненно, будет более компетентен, имея «правильный культурный код».
При таком подходе важно не допустить «перегорания». Когда подросток увлечен новым делом, всегда есть соблазн учиться запоем. Однако психологи советуют «разбивать» любую работу на части и «поглощать» информацию небольшими порциями. Именно такой подход защищает от возможного перегорания.
Выполняя домашнее задание, школьник закрепляет пройденный на уроке материал. И главными помощниками ребенку в этом деле становятся его родители. Однако каждый день в миллионах семей по всей стране разыгрывается одна и та же пьеса – дети садятся за уроки нехотя, под давлением со стороны взрослых. Угрозы, запреты – путь, ведущий в никуда. Как привить ребенку любовь к выполнению уроков?
Ниже приведен список рекомендаций, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания:
5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания
1) Составьте план выполнения домашнего задания
Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.
2) Проверяйте уроки у ребенка
Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.
Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.
3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки
Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.
4) Замечайте достоинства, а не недостатки
Хвалите детей чаще. Делайте это при каждом удобном случае. Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ». Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.
5) Контролируйте свои эмоции
Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные. Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же. Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.
Иногда родители сталкиваются с такой ситуацией: ребенок заявляет, что не хочет ходить в школу, потому что стать блогером и зарабатывать сотни тысяч он легко сможет и без знания химии и тригонометрии.
Наталья Барложецкая давно работает педагогом-психологом и пишет книги о детской психологии. Спросили ее, как мотивировать подростков к учебе, стоит ли контролировать выполнение домашних заданий и как помочь ребенку адаптироваться в новой школе.
Что вы узнаете
Как помочь включиться в учебный процесс?
Иногда за нежеланием учиться не стоит какая-то серьезная проблема: ребенку просто может быть сложно вернуться к учебе, особенно после каникул или болезни. Есть три метода, которые могут использовать родители, чтобы помочь преодолеть этот сложный период.
Напоминание о приятных вещах в школе. Большинство первоклассников идут в школу с удовольствием. Статус «ученика», первая учительница, учебники и даже домашняя работа кажутся вчерашнему дошкольнику захватывающим приключением. Но к концу четвертого класса даже у самых мотивированных детей желание учиться снижается, если не пропадает совсем. На первый план выходит не успех в учебе, а статус среди сверстников и возможность общения с новыми, значимыми для них взрослыми. Это нормальный этап взросления, через который проходят почти все дети.
Новые мотивы можно использовать, чтобы вернуть ребенку интерес к школе: «В прошлом году вы много ездили на экскурсии. Помнишь поездку в Псков? Мне кажется, вы с ребятами там весело провели время. В этом году, скорее всего, поедете еще куда-нибудь . А куда бы ты хотел? Кстати, ты не виделся еще с Васей и Пашей? Где они провели каникулы?»
Внимательно слушайте ответы ребенка и поддерживайте общение с помощью наводящих вопросов. Подобный диалог помогает погрузить ребенка в атмосферу приятных воспоминаний о школьных друзьях, любимом учителе и совместной деятельности, которая особенно нравится подростку. Так появляется желание встретиться и снова пережить приятные моменты.
Похвала. Доброе слово любому приятно, а подросток особенно в нем нуждается. Пока ребенок маленький, у родителей с похвалой и даже восхвалением нет проблем: «великолепный рисунок», «самая красивая девочка», «лучшая поделка» и «незабываемое выступление на празднике».
Но стоит ребенку перейти в среднюю школу, как поток похвалы резко снижается. Как раз тогда, когда самооценка подростка падает и он особенно нуждается в поддержке и одобрении, родители считают, что он уже взрослый и похвала ему не очень-то полезна. «Сам должен понимать, что учеба нужна прежде всего ему самому», «Это ему ЕГЭ сдавать и в вуз поступать», «Да и хвалить особенно не за что». Увы, столь далекие перспективы, как поступление в вуз и хорошая работа, для подростка слишком размыты.
Взрослый человек работает и получает за это вознаграждение каждый месяц, а иногда и чаще. Ребенка 11—12 лет слова о том, что надо заработать много баллов на ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз, не мотивируют. Нужны какие-то более близкие цели и ощутимые достижения. Если в учебе вы не находите поводов для похвалы, попробуйте посмотреть шире. Ребенок хорошо играет в футбол? «В этом году ваша команда уже будет в лиге средней школы. Вы сможете выезжать на турниры. Это будет интересный год».
Говорить что-то вроде «Тебе придется много трудиться, потому что в прошлом году у тебя по математике была тройка» нельзя , так как это еще сильнее отобьет желание учиться.
Система бонусов. Взрослые привыкли к системе бонусов, премий и вознаграждений на работе: дополнительный выходной, личный кабинет, машино-место на корпоративной парковке и обычная премия. Это не всегда и не обязательно деньги. Так почему бы не использовать такую систему для подростка? В качестве бонуса можно выбрать поездку с друзьями на картинг, поход в боулинг, покупку нового самоката. Меня часто спрашивают, не является ли это подкупом. Но ведь взрослые тоже любят получать премии! Со стороны начальства это не подкуп, а стимуляция.
Единственное, что я настоятельно не рекомендую использовать в качестве вознаграждения, это компьютеры, игровые приставки, гаджеты, которые будут отвлекать от учебы. Дарите то, что может быть интересно ребенку, но не будет ему мешать.
Ваш ребёнок обожает учиться, а за домашнее задания бросается сразу по возвращению из школы? К сожалению, для многих родителей это скорее мечта, чем реальность. Гораздо чаще дети откладывают школьные задания до поздней ночи, забывают тетради и отлынивают от учёбы под самыми разнообразными предлогами.
Если ни подарки, ни угрозы не имеют действия, как же вернуть интерес к школе? Разбираемся в этой статье.
Почему ребёнок не хочет учиться
Дети не хотят учиться, потому что у них отсутствует мотивация к учёбе. Причины этого могут быть разные.
Сложно, не понятно
В знаниях появились пробелы, урок не запомнился, либо материал был подан таким образом, что ребёнок не понял его до конца. В этом случае выполнять задания становится максимально трудно, поэтому все пробелы нужно устранять. Иначе мозг будет стараться избежать трудностей и искать как можно больше причин, чтобы не учиться.
Не развиты базовые психические функции (память, внимание, логика)
Иметь хорошую успеваемость и любить учиться просто невозможно без развитых когнитивных навыков. Память и внимание связаны между собой, ведь невозможно запомнить то, на что не обратил внимания. Эти навыки целенаправленно не тренируются, между тем информации в школе с каждым годом становится всё больше. Хорошая новость в том, что память и внимание можно развивать самостоятельно.
Не интересно
Те предметы, которые не вызывают интереса у ребёнка, чаще всего и оказываются в числе тех, с которыми возникают трудности. Мотивация, которая имеет максимальное влияние на детей, процессная. Зачем тратить время и силы на скучный урок, который, к тому же, кажется ненужным и неважным?
Нет вознаграждения
Если ребёнок считает, что ресурсы (время, силы), затраченные на учёбу, мало соответствуют вознаграждению, которое он получит, то тоже постарается уберечь себя от такой бесполезной деятельности.
Проблемы в школе или дома
Конфликты с одноклассниками или с учителями тоже не добавят мотивации — фокус внимания непроизвольно сместится с получения знаний на решение проблем. То же касается и семейных неурядиц.
Чрезмерное давление
Давление со стороны родителей и педагогов тоже иногда воспринимается ребёнком в негативном ключе, что убивает любовь к учёбе на корню. Да, возможно, он будет делать домашку, но только под родительским контролем и ровно то, что было задано. А как только контроль уйдёт, от желания учиться не останется и следа.
Мотивация детей к учёбе
Чтобы замотивировать ребёнка и вернуть ему интерес к учёбе, стоит разобраться, какие виды мотивации бывают. Согласно «Энциклопедии детской мотивации» их несколько.
Внутренняя и внешняя
Внешняя мотивация влияет на ребёнка извне: назидания родителей, контроль со стороны учителей, обещание награды, оценки или наказания.
Внутренняя мотивация зависит от самого ребёнка и базируется на интересе, любопытстве, гордости и чувстве собственного достоинства. В другом случае — на чувстве стыда и ожидании наказания.
Позитивная и негативная
Положительная мотивация основана на получении награды: моральной (гордость и удовлетворение) или вещественной (хорошая оценка, ласка, вкусность или подарок).
Негативная основана на внутреннем неудовлетворении, стыде, страхе, боли, долге, избытке негативной обратной связи.
Постоянная и временная
Постоянная мотивация — это та, для поддержания которой не требуется дополнительных подкреплений: похвалы или награды. Временная, напротив, требует постоянного подкрепления и подогревания интереса. Она будет пропадать без регулярного поощрения.
Как правило, дети больше ориентируются на внешние мотивирующие факторы, а их интерес к учёбе требует регулярного подкрепления — как самолёт требует дозаправки топлива. При этом внутренняя мотивация намного сильнее и устойчивее внешней, а позитивная на длинной дистанции более перспективна, чем негативная. Для формирования постоянной положительной внутренней мотивации необходимо привить ребёнку чувство успеха, показать, что он может легко справиться с учёбой.
Как мотивировать ребёнка на обучение: советы родителям
Откажитесь от негативной мотивации
Наказывая ребёнка ремнем, штрафом или прочими лишениями невозможно привить любовь к учёбе. Наоборот, он только укрепится в мысли, что все его беды только из-за математики или английского. Кроме того, любые проявления негативной мотивации травмируют детскую психику.
Откажитесь от давления
Требование определённых отметок и регулярные разговоры о том, что без них не добиться успеха в жизни, только усиливают стресс и заставляют в панике опускать руки при малейших трудностях — «всё равно я неудачник». Этого же эффекта можно добиться, регулярно сравнивая ребёнка с одноклассниками или «сыном маминой подруги».
Откажитесь от чрезмерной нагрузки
Если обилие секций и плотное расписание вызывают у ребёнка только усталость и трудности в школе, стоит снизить нагрузку, чтобы появилось время на полноценный отдых и понимание того, что ему на самом деле важно.
Научите детей учиться
Детям, особенно в младшем возрасте, важен не столько результат, сколько сам процесс. Если учиться интересно и получается, то такая привычка довольно быстро начнёт закрепляться. Научить ребят справляться со школьной нагрузкой может каждый родитель.
Делайте акцент на достижения
Вместо того чтобы ругать ребёнка за плохо выполненное задание, найдите, за что его можно похвалить: за аккуратность, за отдельные части работы, которые ему удались, за правильно отвеченные вопросы в контрольной, пусть их и было всего два. Похвала — ещё один секретный ключик к детской мотивации.
Интересуйтесь знаниями, а не оценками
Оценки совсем не показатель знаний. Помните, что даже признанные гении частенько получали выговоры и плохие отметки. Чаще обсуждайте, что ребёнок узнал, запомнил и как эти знания можно применить. Так вы сместите фокус внимания с ненужных оценок и сравнений на то, что действительно важно.
Договаривайтесь
Наказывать и манипулировать ребёнком не стоит, но всегда можно договориться. Договор имеет взаимовыгодный и добровольный формат, а кроме того, требует серьёзного отношения как ребёнка, так и родителей. Правильная формула такая: «Сделаешь это — получишь пряник, а если не сделаешь, тогда пряник с тебя». Так ребёнок научится не только выполнять свои обязательства, но и отвечать за последствия. Читайте в статье, как заключить с ребёнком правильный договор.
Подавайте пример
Родительский пример может как вдохновить, так и лишить всякого желания учиться. Бесполезно рассказывать чаду о пользе чтения, если вы ни разу за год не взялись за книгу. И как доказать, что нужно учиться, если семья транслирует совершенно иное поведение? Учитесь вместе с ребёнком и подавайте ему личный пример.
Следуя этим советам, вы сможете не только замотивировать ребёнка на учёбу, но и разбудить в нём исследовательский дух, который очень пригодится и за стенами школы.
О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.
Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».
Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!
Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.
Почему не работает внешняя мотивация
Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.
Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.
Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.
Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.
Что влияет на интерес к учёбе
Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:
- Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
- Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
- Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.
С чего начать
Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.
Ищем внутреннюю мотивацию
Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.
- Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
- Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
- Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
- Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.
Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.
По материалам книги «Наказание наградой».
- Как выучить таблицу умножения легко и быстро
- Как устроить ребёнку незабываемые каникулы, чтобы он не думал о гаджетах и соцсетях
- Что делать, если ребёнка травят в школе