Если у вашего ребенка плохой почерк, обратите внимание на эти простые, но эффективные упражнения от нейропсихологов.
Вашему ребенку непросто успевать за темпом работы в классе, он часто отвлекается и быстро устает? А вы переживаете из-за его плохого почерка и съезжающих букв? Нейропсихологии знают, как помочь школьнику в этой ситуации.
Время школьных каникул — хорошая возможность овладеть приемами и навыками для развития письменной речи, улучшить внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и повысить познавательную активность. Для этого специалисты Городского психолого-педагогического центра подготовили комплекс специальных упражнений, которые помогут в овладении навыками.
Вот что мы узнали от Марии Козловой, нейропсихолога, эксперта Городского психолого-педагогического центра.
Упражнение «Рисуем двумя руками»
Его можно выполнять где угодно, и даже если под рукой нет бумаги и карандашей, предложите ребенку рисовать на песке или в воздухе.
Начинаем с рисования ведущей рукой, а затем рисуем двумя руками одновременно.
Что рисовать? Идем от простого к сложному. Сначала — линии: кривые, волнистые, а также дуги и зигзаги. Затем усложняем задачу и переходим к геометрическим фигурам.
Топ-уровень — это узоры и предметы. Лучи солнца, облака, цветы, снежинки — пусть школьник проявляет фантазию и удивляется, как с его легкой руки появляется сразу два одинаковых рисунка.
Упражнение «Смайлик грустит, смайлик улыбается»
На стену или мольберт крепим лист бумаги. По центру проводим вертикальную линию, чтобы разделить лист пополам. Рисуем улыбку смайлику поочередно одной рукой, потом другой. Затем одновременно двумя руками.
Обводим улыбку по нескольку раз в разных направлениях, не отрывая рук.
Упражнение «Радуга»
Как вы догадались, теперь нам понадобятся несколько фломастеров разных цветов.
Мы будем превращать улыбку смайлика в разноцветную радугу. По принципу предыдущего упражнения рисуем дугу двумя руками. Каждый раз другого цвета. Должна получиться радуга. Точнее две радуги, ведь ребенок рисовал одновременно и правой и левой рукой.
Упражнение «Засекреть слово»
Поиграем в секретного агента. Напишите несколько слов с буквой «Е» (например, «Ель», «Дело», «Переход» и другие). Пусть ребенок зашифрует эти слова, то есть заменит все гласные «Е» знаком «+».
Шифровку нужно передать другому члену семьи или другу. Посмотрим, сможет ли он разгадать письмо от секретного агента. Далее можно брать слова с любыми гласными буквами алфавита.
Тема каллиграфии в современном мире затрагивается все меньше и меньше. Большим интересом пользуется скоростная машинопись и различного вида программы, позволяющие перевести речь в компьютерные шифры и знаки. Но уверенный и красивый почерк позволяет не только самостоятельно, без использования гаджетов, зафиксировать всю необходимую информацию. Или оригинально оформить поздравление. Ручное письмо, в первую очередь – это развитие определенных мозговых центров, которые в любом другом случае остаются неактивны. Поэтому, к решению вопроса как научить ребенка быстро писать родителям стоит отнестись достаточно ответственно.
Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка
Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:
- Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
- Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
- Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
- Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
- Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко. Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.
Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке.
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма
Чтобы сформировать у ребенка красивый почерк, следует начинать занятия не раньше достижения возраста 5-6 лет. В это время малыш уже может фиксировать внимание на достаточно долгое время. Второй важный момент – не превращать обучение в рутину. Большинство детских психологов утверждают, что проще привить ребенку интерес к занятиям через элементы игры.
Написание отдельных элементов
Для развития начальных навыков лучше всего использовать специализированные прописи. Согласно предоставленным в них примерам, ребенок выводит в строчках косые линии, крючки и волны. При выполнении этого задания следует концентрировать внимание не на количестве нарисованных знаков, а на их качестве.
Трафареты букв
Далее, малышу необходимо научиться писать отдельные буквы. Для начала, предложите ему обвести силуэт знака по точкам. Только после того, как линия будет четкой и форма буква станет максимально правильной, позвольте ребенку писать буквы в отдельных строчках.
Слоги
Следующий шаг – сложные слоги. Сочетания «ЯЯ», «МЯ», «КЛ», «НЯ», «ОЯ», «АЯ» требуют дополнительной прилежности. Особенно в местах соединения букв. Навык написания следует отрабатывать поэтапно:
- сначала, научите ребенка прописывать элемент соединения в отдельных строчках;
- далее, используйте трафареты букв;
- после этого, приступайте к написанию слогов в отдельных строчках.
Увеличиваем скорость
После того, как ваш ребенок научился красиво писать буквы и слоги, правильно соединять буквы при письме, приступайте к следующей фазе – увеличению скорости написания.
В этом вам поможет несложное упражнение: предложите малышу написать пять коротких слов за определенный промежуток времени. Когда он станет легко справляться с заданием, количество букв в словах можно увеличить, а период процесса написания сократить.
Занятия по обучению письму достаточно сложны. Но, стоит помнить – когда ребенок выполняет задания с удовольствием и без неприязни, любой навык запоминается им намного легче.
Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам. И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы «корявым», требует постоянной тренировки. Научиться ровно и аккуратной писать — достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше. Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы — и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.
Становление детского почерка
В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы — неровными. Страдают так же и пропорции — зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.
Началом занятий по «воспитанию» почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:
Работа с геометрическими фигурами
Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами. Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники. Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них — снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.
Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.
Стандартные прописи
Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.
Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса. Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.
Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.
Работа с большими текстами
После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.
У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро появляются первые изложения и диктанты, но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.
Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.
Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов — малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.
Уроки каллиграфии
Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу — работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.
Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв. Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами. Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.
Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.
Основные правила обучения письму
Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:
- все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
- стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка — обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
- важна регулярность занятий, которая позволит «набить» руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
- ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
- несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять «отлынивать» от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.
Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.
Как быстро научить ребенка красиво писать – забота многих мам и пап. Особенно тех, кто непременно хочет, чтобы их дочь или сын научились писать еще до того, как они пойдут в первый класс. В настоящее время существует мнение, что вырабатывать каллиграфию у ребенка – дело лишнее. Дескать, современные дети мало пользуются шариковой ручкой, а все больше планшетом или ноутбуком, и скоро наступят времена, когда эти электронные устройства полностью заменят патриархальную авторучку и тетрадку.
Такие утверждения в высшей мере спорны. Умение красиво писать пригодится всегда. В жизни встречается немало ситуаций, когда ноутбука или планшета под рукой нет, а записная книжка и авторучка – вот они. К тому же, давно доказано, что четкий и красивый почерк, выработанный в детстве, во многом влияет на человеческий характер. Человек с красивым почерком зачастую увереннее в себе, целеустремленнее, у него обычно достаточно высокий уровень культуры, он спокоен и уравновешен, умеет четко выражать свои мысли, такому человеку принято доверять, а, значит, он легче добивается поставленной цели. Это может подтвердить любой грамотный эксперт-почерковед, да и житейская практика говорит о том же.
Следовательно, умение писать красиво – это очень важно, и соответствующие навыки необходимо прививать ребенку с детства.
Некоторые сложности при обучении
Научиться писать, а тем более, писать красиво – дело для ребенка весьма непростое. Это тяжелый труд, и он во многом будет легче, если родители с самого начала обратят внимание на некоторые типичные сложности этого процесса и постараются их не допускать. В чем же они заключаются?
- Поза ребенка. Обычно дети, выводя в тетрадке буквы, принимают неправильную и вредную для здоровья позу, слишком нагибаясь над тетрадью. А это нарушает осанку. Необходимо следить, чтобы спина ребенка была прямая и опиралась на спинку стула.
- Во время писания детские ноги не должны болтаться, им нужна опора. Если ребенок не достает ногами до пола, необходимо подставлять под ноги скамеечку. Иначе, опять же, нарушится детская осанка.
- В процессе писания малыш не должен сильно опираться на руку, в которой он держит ручку. Из-за этого рука быстро устает, да и написанные буквы будут некрасивыми и нечеткими.
- Если малыш постоянно слишком склоняется над тетрадкой, то из-за этого у него может испортиться зрение.
В общем, правильное сидение за столом убережет ребенка от многих бед (нарушение осанки, ухудшение зрения) и поможет выработать четкий и уверенный почерк. Родителям следует об этом постоянно помнить.
Что нужно, чтобы ребенок научился красиво писать
Конечно же, всячески ему помогать! Родительская помощь в этом случае очень важна, но вместе с тем и проста. Нужно лишь постараться соблюсти несколько элементарных условий.
- Оборудование детского рабочего места. То есть стола, за которым ребенок будет постигать азы правописания и каллиграфии. Никаких лишних предметов на столе быть не должно: это отвлекает малыша. Стул и стол должны быть удобными. В чем заключается такое удобство – об этом уже говорилось выше.
- На столе обязательно должна быть настольная лампа, которую следует включать, когда не хватает естественного света. Если ребенок правша, то она должна находиться слева от него, а если левша, то справа.
- Очень большое значение для каллиграфии имеет ручка. Она не должна быть слишком толстой и, наоборот, слишком тонкой. То есть, ребенку должно быть удобно ею пользоваться. Кстати: с самого начала необходимо приучать малыша правильно держать ручку, иначе ни о какой каллиграфии не может быть и речи.
- Тетрадка также должна лежать на столе правильно – чуть правее середины груди малыша и располагаться слегка под наклоном.
Красивый почерк помогают также выработать специальные упражнения по развитию мелкой моторики. Их главное назначение – тренировка мышц руки и развитие кисти. Тренированная рука меньше устает и, соответственно, буквы и слова, ею написанные, получаются четче и красивее.
Немаловажное значение имеет также психологический настрой, с которым малыш приступает к написанию букв и слов. Он должен делать это с радостью и удовольствием, иначе занятие ему быстро наскучит и даже – вызовет отвращение. А потому родителям ни в коем случае не следует нервничать и торопить малыша, а также критиковать его и ругать за неправильно написанную букву. Лучше подсказать ему и показать, как та или иная буква пишется правильно.
Следует постоянно помнить, что для ребенка это – тяжелый физический и психологический труд. Чтобы вселить в малыша уверенность, его нужно чаще хвалить – даже за малейший успех.
Нужно ли ребенка учить писать в раннем возрасте
Конечно, если малыш умеет писать в возрасте 4-5 лет – это законный повод для родительской гордости. Тем более что многие современные малыши-дошкольники достаточно легко учатся этому делу. Но – может, лучше подождать, когда ребенок пойдет в школу? На этот счет единого мнения нет, но, тем не менее, есть несколько моментов, которые настораживают и потому должны приниматься во внимание.
- У малыша-дошкольника еще не окрепла как следует рука, и потому научить его писать правильно и красиво – дело весьма проблематичное. Скорее всего, ребенка потом придется переучивать, а это гораздо сложнее, чем просто учить.
- Допустим, малыш научился писать в 4 года. Это, конечно, прекрасно, но дальше-то – что? А дальше нужна постоянная практика, чтобы закрепить навыки и выработать правильную каллиграфию. Если этого не будет, малыш очень скоро разучится писать или будет писать как попало. Впоследствии навыки неправильного правописания закрепятся, и школьной учительнице придется, опять же, переучивать ребенка.
- И вообще – многие ли мамы и папы сами умеют писать красиво и понимают, как правильно учить ребенка каллиграфии? Увы, очень немногие. А учитель – он профессионал, и у него, без сомнения, получится лучше.
Так что, может, не стоит торопить события? Всему свое время. Впрочем, это только рекомендация, и решать, в конечном счете, родителям. И если они захотят научить своего сына или дочь красиво писать еще в раннем детстве, то, надеемся, в этом им помогут рекомендации, изложенные в данной статье.
Умение писать от руки — один из самых важных навыков.
Новое время и новые технологии практически избавили взрослого человека от необходимости писать от руки, тем более делать это красиво.
Почему же так важно учить ребенка писать аккуратно с раннего возраста и что для этого нужно? Об этом вы можете узнать из статьи на «Летидоре» Писать или печатать: 9 аргументов в пользу блокнота и ручки.
А в этой статье мы вам расскажем, как помочь ребенку научиться аккуратно и красиво писать. Своими рекомендациями делятся эксперты Городского психолого-педагогического центра города Москвы: педагог-психолог Марина Константинова и педагог-логопед Екатерина Дымова.
Педагог-логопед Екатерина Дымова и педагог-психолог Марина Константинова, эксперты Городского психолого-педагогического центра города Москвы
Навыки чтения и письма никогда не рассматриваются раздельно, всегда идут в паре, потому что их развитие сопряжено — совершенствуя одно, улучшаем другое. А еще принцип «написал, значит, запомнил» работает почти всегда.
Фундамент, на котором зиждется красивое и грамотное письмо, прост и состоит из трех основных блоков: мотивационного, технического и процессуального.
Рассказываем, как в этом ребенку могут помочь его родители.
Совет 1. Мотивируйте
Зачем нужна мотивация? Без желания достичь результата любое действие превращается в скучное и неинтересное дело.
Прежде чем начать обучаться письму, ребенок должен хотеть это делать и понимать, где ему пригодится данный навык.
Как может помочь родитель. Обратите внимание на различные игры, квесты, задания, в которых можно составлять секретные записки, карты, послания, расшифровывать таинственные письмена, шарады и так далее.
Насыщенные эмоциональным теплом короткие послания от родителей к детям и обратно также не будут лишними.
Хорошо подойдут и списки поручений с обозначением приятной для ребенка награды в конце.
Совет 2. Уделите внимание технической стороне
Техническая сторона навыка письма несколько сложнее. Что к ней относится?
• Поза ученика за столом. Ребенок должно сидеть прямо с легким наклоном вперед, опираясь спиной на спинку стула. Стопы — поставить на пол, локоть пишущей руки расположить на столе.
• Правильное удержание ручки в руке. Это так называемый «трехпальцевый захват». Проверить легко: попросите ребенка поднять указательный палец, ручка при этом должна остаться на месте.
• Расположение тетради на столе. Тетрадь должна лежать слегка с наклоном.
Как может помочь родитель. Объясните эти простые правила техники и отмечайте каждый раз, когда ваш ребенок сидит правильно — так он будет стремиться контролировать свою позу.
Совет 3. Предложите ребенку интересные задания
С техникой разобрались, можно взяться за самую «темную лошадку» — процессуальный блок.
К нему относится сформированность познавательных процессов, обеспечивающих правильное развитие навыка письма. Вот самые важных из них:
• умение ориентироваться на листе бумаги,
• умение видеть и анализировать расположение букв и знаков в пространстве,
• умение удерживаться в рамках строки в тетради, видеть ее начало и окончание,
• умение следовать заданной программе действий (любое письмо — это последовательное чередование элементов).
Как может помочь родитель. Все не так сложно, как может показаться! Процессуальный блок успешно развивается при регулярном выполнении подобных заданий:
• Графические диктанты. Вы задаете координаты, при правильном соединении которых получается рисунок.
• Различные поисковые игры. Попросите ребенка показать, что находится справа в верхнем углу, предложить нарисовать в левом нижнем углу, например, маленький круг. Кроме того, подойдут такие игры, как «Муха», «Забей гол», «Морской бой», а также составление и разгадывание детских кроссвордов.
• Творческие задания с различными материалами. Рисуйте буквы крупой, выкладывайте их из бусин, лепите из пластилина, изготавливайте картины, посвященные одной букве.
Любой навык нуждается не только в формировании, но и в отработке. Письмо не исключение. Регулярные упражнения, работа с прописями и тренажерами помогут первокласснику писать, не прилагая столько умственных и физических усилий, как в начале этого пути.
При этом нам, взрослым, стоит помнить, что бег впереди паровоза не приводит к хорошему финалу:
не следует форсировать события, нужно дать ученику время на освоение нового и достаточно сложного навыка.
Узнать подробнее о том, как научить ребенка письму, а также задать другой вопрос по развитию и воспитанию детей можно на консультации в «Родительской приемной».