«Ты сам вымыл руки? Вот это да! Ты лучше всех!». Поощряя в детях самолюбие, родители подчас превращают их в наркоманов похвалы. Считая, что ему, ребенку, должны быть благодарны даже за самую обычную работу по дому, он может не в состоянии закончить начатое дело без дополнительного одобрения.
Похвалы должны перевешивать замечания примерно в отношении три к одному. Если у вас это соотношение сильно завышено, ваши похвалы, возможно, неискренни или преувеличены; если занижено, может быть, вы слишком критически настроены.
1. Отношение к детям как к маленьким взрослым.
Детям не хватает вашей рассудительности и опыта. Чем более демократичны вы к детям с самого раннего возраста, тем более требовательными и испорченными они становятся. Нет необходимости обсуждать каждое правило. Малыши больше уважают действия, чем слова, и «потому что я так сказал» — достаточное объяснение. По мере того, как дети становятся старше и начинают подвергать сомнению правила, можно беседовать с ними, спрашивая их мнение. Но дайте понять, что последнее слово останется за вами.
2. Потеря самообладания.
Старшие дети дерутся, младшие хнычут, и вдруг вы кричите, перекрывая голоса всех остальных. Ваши дети моментально утихомириваются, но вы при этом потеряли самообладание. Передохните. Когда успокоитесь, наклонитесь, посмотрите детям в глаза и строго поговорите с ними (нельзя устанавливать ограничения в легком тоне). Приберегите крики на случай крайней необходимости.
3. Последовательность любой ценой.
Последовательность нельзя путать с негибкостью. Что годится на одном этапе, может не сработать в будущем. И не бойтесь признавать свои ошибки. Если вы признаете, что сожалеете о чем-то, это говорит о взаимном уважении. Это учит детей извиняться, когда они не правы, вместо того, чтобы насуплено отмолчаться.
4. Одинаковое отношение к разным детям.
Малышам нужны правила, обеспечивающие их безопасность и направляющие их темперамент в спокойное русло. Для дошкольника добавьте правила вежливости и бережного отношения к собственности. Дети школьного возраста понимают, когда взывают к их чувству справедливости.
5. Попытки избежать наказаний.
Если ребенок не осознает последствий своего дурного поведения, он вряд ли извлечет какие-то уроки. Нет ничего страшного в наказании, если оно справедливо и гуманно. Оплеухи действенны лишь какое-то время; регулярные физические наказания могут вызвать лишь обратный эффект.
6. Игры в психотерапевта.
Дети слушаются, когда родители настроены решительно. Пресекайте недопустимое поведение, прежде чем исследовать его причины.
7. Неправильное поощрение.
Награда в обмен на хорошее поведение – это взятка, которая подразумевает, что правило само по себе лишено внутренней ценности. Используйте награду только для поощрения уже совершенного хорошего поступка.
8. Споры в присутствии детей.
Когда дети слышат, как родители спорят о семейных правилах в их присутствии, они испытывают неловкость и неуверенность. Дети учатся подыгрывать одному родителю за счет другого. Урегулируйте разногласия с глазу на глаз, чтобы иметь одинаковую точку зрения по принципиальным вопросам, ищите компромисс. Не допускайте, чтобы один из родителей целиком отвечал за дисциплину; это провоцирует детей выходить за рамки, когда этого родителя нет дома.
9. Предположение хорошего.
Считая, что ваш ребенок заведомо виноват, вы даете понять, что он плохой по натуре. Сосредоточьтесь на действии, а не на личности. Дайте понять, что ребенок в состоянии оправдать ваши ожидания, даже если он и не оправдал их на этот раз. Когда дети знают, что вы на их стороне, они чувствуют и ведут себя лучше.
Как исправить ошибки в воспитании ребенка?
У каждого из нас есть болезненные воспоминания, которые связаны с нашим детством. Мы говорим себе: «Я никогда не буду делать так, как делали мои родители». Но когда появляются свои дети, ситуации удивительным образом начинают повторяться. Вот вы уже кричите так, как это делала когда-от ваша мама или говорите те же фразы, которые ранили вас в детстве.
Всё дело в психологических установках и программах из детства. С ними можно и нужно бороться. Но что же делать, если вас мучает чувство вины перед своим ребенком? Как быть, если вы уже допустили ошибки в воспитании?
Задайте себе следующие вопросы
- Что я могу сделать в настоящий момент, чтобы исправить ту ситуацию, которая случилась в прошлом?
- Могу ли я исправить то, из-за чего виню себя каждый день?
- Может ли чувство вины улучшить отношения с ребенком?
- Как я могу реагировать, отвечать и действовать так, чтобы у меня не возникало чувство вины?
Найдите авторитетную информацию
Проанализируйте различную информацию о воспитание. Найдите способы, которые позволят вам побороть чувство вины, а также простить себя и своих родителей (попробуйте медитацию «Прощение»).
Извинитесь перед ребенком
Многих родителей возмущает тема извинений перед ребенком: «Да он сам меня вывел, а я еще извиняться должен?». Всегда помните, что вы являетесь опытным и рассудительным взрослым, который должен контролировать свои эмоции. Если произошел конфликт, и вы вышли из себя (ударили ребенка, накричали, обозвали), обязательно извинитесь. Признайте, в чем конкретно вы были неправы: «Да, я поступила неверно, но я не знала как вести себя в этот момент. Эмоции оказались сильнее меня». На самом деле дети не забывают такие ситуации, во время сна весь негатив уходит в подсознание, и кажется, что ребенок уже обо всем забыл. Но в дальнейшем все эти подсознательные воспоминания становятся причиной развития неврозов и депрессивных состояний. Поэтому обязательно проговорите вместе с ребенком ту ситуацию, которая у вас произошла.
Не переносите чувство вины на ребенка
Не стоит говорить таких фраз: «Это ты меня разозлил/ ты сам довел меня до такого состояния». Так вы перекладываете ответственность за свои эмоции на ребенка. Скажите о своих чувствах от своего имени: «Я разозлилась на тебя/ я расстроилась». Ваша главная задача заключается не в том, чтобы донести ребенку о его неправильном поведении. Вам просто нужно принести извинения за свои слова и действия. Помните, что дети берут с нас пример. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок мог искреннее извиняться и признавать свои ошибки?
Если ситуация произошла давно
Что делать, если ситуация произошла давно, вы её не проработали, а теперь мучаетесь и переживаете за своего ребенка? Тогда необходимо вспомнить случившуюся ситуацию. Только не стоит вспоминать подробности, которые были унизительны для ребенка. Скажите, что вы сожалеете о произошедшей ситуации и извинитесь за свое поведение. Так вы сможете проработать свое чувство вины, а ребенок постарается понять ваш прошлый поступок.
Правильное общение
Помните, что чувство вины ни к чему хорошему не приводит. Сначала вы ругаете ребенка, потом испытываете чувство вины. Чтобы задобрить ребенка вы превращаетесь в добрую маму, которая все разрешает. Таким образом, ребенок живет в эмоциональных качелях. Будьте взрослым последовательным человеком, несмотря на свое настроение и возникающие проблемы.
Личностный рост
Ситуации, в которых мы поступаем неверно, являются для нас отличным поводом для личностного роста. Если вы умеете анализировать своё поведение и понимаете все те ошибки, которые вы совершаете, значит, вы уже сделали первые шаги на пути своих изменений. Помните, что в некоторых ситуациях вы действительно не знали, как поступить, поэтому и совершили все прошлые ошибки. Самое главное – сделать выводы и не повторять то, что вызывает у вас неприятные чувства.
Не стремитесь быть идеальными родителями
Вы не сможете стать идеальным родителем, ведь понятие идеала у всех разное. Не бойтесь показать своё несовершенство и признать ошибку. Просто скажите ребенку: «Я был не прав. Я не справился. Я не нашел правильного решения». Именно такие слова приблизят вас к тому идеалу, о котором вы мечтаете.
А что бы вы посоветовали тем родителям, которые испытывают чувство вины?
Какие четыре ошибки допускают родители в воспитании детей?
– Детские психиатры и психологи выделяют четыре основных типа родительских ошибок. Во‑первых, это так называемый тип воспитания золушки, когда ребенок угнетен, унижен. Это тот случай, когда взрослые предъявляют к нему завышенные требования, не признают его успехов, не учитывают его психологических и возрастных особенностей. К примеру, начинают учить читать, когда он к этому еще не готов, и сердятся, видя, что ребенок не понимает, как складывать слоги, сравнивают его с более успешными сверстниками. Ребенок-«золушка» недополучает ласки и подарков. Он часто бывает неряшливо, небрежно одет, плохо ест, многого лишен… В его воспитании наказания преобладают над поощрениями и похвалами.
Второй, противоположный тип неправильного воспитания, – это кумир семьи. Такому ребенку все позволено. От него тоже требуют быть всегда первым, но это требование проявляется весьма специфическим образом: что бы ни сделал кумир семьи, он, по мнению родителей, всегда лучше всех. Даже когда он откровенно хулиганит в школе или в детском саду, родители (чаще мама) винят педагогов, других детей и их родителей, общество, государство. Кого угодно – только не своего любимца. Он никогда ни в чем не знает отказа, в нем поощряется эгоизм. Такой ребенок может быть искренне уверен в том, что мир крутится вокруг него. Ему неизвестно, что значит усиленно трудиться. Он не в состоянии уступить, поделиться, проявить доброжелательность к другим людям.
Третий тип неправильного воспитания – гипоопека, это когда ребенок недополучает необходимой ему помощи от окружающих. Попросту говоря, им не занимаются, и возникает педагогическая запущенность, безнадзорность.
А есть и четвертый способ неправильно воспитывать ребенка: проявлять гиперопеку, стараться везде «подстелить соломку», проживать жизнь за своего ребенка, чтобы он ни в коем случае не совершил никакой ошибки, не столкнулся ни с какими трудностями. В младенчестве такого ребенка не спускают с рук. Потом долго не приучают к самостоятельности, ограждают от любых испытаний. Все это в дальнейшем может породить разнообразные психологические проблемы, серьезно помешать социализации малыша.
Что не стоит делать, воспитывая ребенка
Мало завести ребёнка, его ещё нужно воспитать. А воспитание детей – это не такой процесс, который поддаётся автоматизации. Нужно суметь подобрать особый подход к каждому малышу, так сказать проявить индивидуальное воспитание ребенка.
Воспитание детей дошкольного возраста мало чем отличается от воспитания младенцев или школьников. Мало того, иногда случается так, что мама с папой не останавливаются на воспитании даже тогда, когда их отпрыск справил совершеннолетие. Ведь для своих родителей дети всегда остаются маленькими крошками.
Нет одного конкретного ответа на вопрос, как правильно воспитывать детей. Но есть несколько вещей, которых ни в коем случае делать нельзя. О них мы и поговорим.
Топ ошибок, которые совершают родители
Родительство — это работа на полный день без всякого обучения. Так что ошибки совершают все родители, особенно в первые годы. Допускать промашки вполне естественно, а вот исправлять их — нет. Психотерапевт Шон Гровер призывает нас набраться мужества, чтобы заметить неверные шаги, признать их и учитывать в будущем.
Дети добавляют ракетного топлива в нашу эмоциональную жизнь. Мы просыпаемся в приподнятом настроении, а через час уже выходим из себя. Ощущаем эйфорию — и тут же отчаяние. И то, как мы справляемся с этими сильными чувствами, в конечном счете определяет качество наших отношений с ребенком.
Если делать ошибки вполне естественно, то исправлять их — нет. Требуется мужество, чтобы признать свои промахи, особенно перед детьми. Опять начинать с нуля и выстраивать новые, более здоровые отношения с ними очень трудно.
Но родительство — это еще и подарок: дети дают нам возможность развиваться. Расти вместе с детьми — значит, становиться лучшим родителем. И лучшим человеком тоже. Итак, давайте подсчитаем ошибки, которые каждый родитель обязан сделать:
1. Микроменеджмент. Микроменеджеры — целеустремленные и трудолюбивые люди. Они любят детей и хотят, чтобы те преуспели. Проблема в том, что они делают для своих чад слишком много. В результате дети надолго остаются зависимыми от взрослых и испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь: они не умеют управлять собой, им не хватает энергии и мотивации.
Ведите себя так, как вы хотите, чтобы ваши дети себя вели. Будьте тем, кем хотите видеть своего ребенка
Даже несмотря на высокий интеллект, они оказываются эмоционально незрелыми. Перестаньте руководить ребенком, дайте ему лучше инструменты, которые помогут развить независимость. Чем больше задач ваши дети успешно решают без вашего участия, тем сильнее будет стимул преуспеть во взрослой жизни.
2. Попустительство. Родители, как правило, всегда действуют из самых лучших побуждений, но отказ от всяческих ограничений и запретов — одна из самых катастрофических тенденций воспитания. Когда отец и мать потакают всем желаниям и нуждам детей, те не умеют строить равноправные отношения: они ожидают, что все остальные будут им угождать.
Они уклоняются от проблем и избегают трудной работы. И живут с ощущением, что все им должны. Им присуще странное сочетание низкой самооценки и высокомерия. Стремитесь пробудить в детях личную ответственность, поощряйте их действовать и достигать целей. Попустительство и расширение полномочий — разные вещи.
3. Дурной пример. Хотят того родители или нет, но они прежде всего становятся для детей ролевой моделью, образцом для подражания. Мать и отец, которые без конца скандалят, обвиняют других, говорят неправду или играют роль жертвы, невольно учат детей делать то же самое. Упрекать их в плохом поведении и вредных привычках, которым вы их научили, все равно что обвинять зеркало в своем отражении. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы ваши дети себя вели. Будьте тем, кем хотите видеть своего ребенка. Прежде чем обвинять детей в их поведении, подумайте о том, чтобы изменить свое собственное.
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Воспитание детей – это важный процесс, который в конечном итоге приводит к формированию личности и поведения. С самого раннего детства взаимодействие родителей и детей направлено на то, чтобы привить им определенные знания, навыки и умения, которое очень пригодятся на протяжении всей жизни и будут играть важную роль при взаимодействии с социумом и в межличностных контактах. Ошибки в воспитании могут проявиться, через пять, десять и даже двадцать лет, поэтому родителям нужно внимательно подходить к такому сложному вопросу, как воспитание. Основной задачей воспитания является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и выявление индивидуальных особенностей, талантов и способностей у ребенка, возможности их реализации, а также формирование системы ценностей, которая будет определять поступки ребенка.
Итак, какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании.
Ошибка первая – недостаточность ласки
Дети нуждаются в ласке. Именно ласка позволяет ощутить ребенку, что он любим. Это придает ему уверенность в своих силах. Не отказывайте ребенку в ласке, дайте ему немного уверенности в своих способностях. Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи, поощряя их маленькие победы. Проступки так же не должны оставаться незамеченными. Просто объясните ребенку, что вы его любите, но такое поведение не одобряете. Неодобрение поступка – это не повод отказывать ребенку в ласке, так как ребенок должен чувствовать и понимать, что он любим не смотря ни на что.
Ошибка вторая – непоследовательность и несогласованность в воспитании
Начиная с раннего детства, у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Требования к ребенку должны быть четкими и выполнятся всеми членами семьи. Колебания в требованиях к ребенку способствуют дезориентации у ребенка, ему трудно в том что «можно» и что «нельзя». В дальнейшем это способствует формированию социально-психологической дезадаптации у ребенка. Если требования правил разные по отношению к ребенку у членов семьи, то ребенок просто научится приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция не выгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.
Ошибка третья — детей балуют
Многие родители готовы сделать ради своего ребенка все. Мотивируя, это тем, что — детство короткая пора, что в детстве нужно получать самое лучшее и т. д. На само деле, избалованным детям очень трудно приходится в жизни. Нельзя лишать ребенка самостоятельности и возможности учится на своих ошибках, в дальнейшем это может при вести к множеству проблем. Когда родитель создает»рафинированные» условия для своего ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот — он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать сам, а если не получится, я тебе помогу»– вот один из вариантов подхода в воспитании.
Ошибка четвертая – слишком строгое воспитание
Здесь родитель придерживается такого принципа: дети должны слушаться старших беспрекословно, «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что в доме я — главная». На самом деле дети обязательно должны понимать: почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно выполнять все, когда вы рядом и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. В случае необходимости можно сказать ребенку так: «Ты сейчас делаешь, как я сказала, а вечером мы все обсудим».
Ошибка пятая – наполеоновские планы
Здесь родитель думает примерно так: «Мой ребенок будет заниматься (теннисом, плаваньем, живописью, танцами и т. д), я не позволю ему упустить свой шанс». На самом деле, дети, к сожалению, не всегда оценивают усилия родителей. Желание детей и родителей не всегда совпадают. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых, но по мере взросления и появления своих убеждений, желаний, ценностей возникает желание вырваться из родительской клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием психоактивных веществ, поход на ночные дискотеки. Поэтому, планируя день ребенка, нужно оставлять ему время для его личных дел.
Роль семьи в воспитании детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Бывают в семьях конфликтные ситуации в воспитании детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить оппозиции второго. Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка . Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредовательность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
10 заповедей воспитания
1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление на школьных праздниках и т. д.
7. Учите ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность.
14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия остаются на всю жизнь!