Ничто так не расстраивает и не раздражает неопытных родителей, как капризы ребенка. Почему кричащий на весь супермаркет малыш буквально вьет веревки из своих пап и мам, добиваясь в итоге своего («купи»!)? Как быть, если ребенку вот–вот идти в школу, а с нытьем и истериками он расставаться не желает? Полезными советами с «Фонтанкой» поделилась педагог-психолог, автор многочисленных книг для родителей Роза Хазиева.
— Капризничает большинство детей. Эта своеобразная «болезнь роста» появляется обычно к двум годам и благополучно проходит к пяти—шести. Поэтому родителям не стоит драматизировать ситуацию и искать виновных («у моего сына ужасный характер» или «я плохой родитель, раз мой ребенок устраивает истерики»). Каприз – это нормально, потому что ребенок взрослеет, начинает осмысливать слова взрослого и перестает их безоговорочно воспринимать. Это, наконец, проявление характера, воли, инициативы. Но нередко упрямство и своеволие малыша настолько сильны и регулярны, что даже опытные родители пребывают в растерянности. Как же добиться выполнения требований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша?
Единых рецептов быть не может, ибо каждый случай индивидуален. Для родителей самое важное понять, почему капризничает именно его ребенок, и что в своем (родительском) поведении ему нужно изменить. Ведь каприз ребенка — это отражение того, что творится в его душе, а наша реакция на каприз – это отражение того, что творится в нашей душе.
Каприз нередко возникает, когда мы просим ребенка что-либо делать (пойти спать), когда мы просим ребенка что-либо прекратить делать (есть сладкое перед обедом), и когда мы отказываем ребенку в какой-либо просьбе (я не буду покупать тебе еще одну машинку).
Все мамы и папы, бабушки и дедушки любят своих детей, внуков и хотели бы дать им абсолютно все, что только те пожелают. Но это невозможно по многим причинам. Есть слова «Нельзя!» и «Надо!». Получается, что перед ребенком стоит задача добиться во что бы то ни стало своего. А перед взрослым — научить его согласовывать свои желания с запретами, нормами, правилами и требованиями, принятыми в обществе, в семье, в данной культурной среде, в то же время сохранить с ним любящие, теплые отношения.
Игнорировать капризы (не обращать внимания – «само пройдет») или, напротив, грубо подавлять сопротивление ребенка («я сказала, и будет так!») неправильно. Чем раньше малыш научится справляться с разочарованиями («в жизни бывает, что не все получаешь сразу же, как только пожелаешь»), тем лучше для него. Умение мириться с дискомфортом и трудностями помогает в конце концов добиваться желаемых целей. Не секрет, что благополучные и счастливые взрослые – это те, кто научился переносить разочарования, а несчастные и неудачливые – нет!
Надо помнить, что не всегда плохое поведение — это каприз. Иногда ребенку может быть грустно, тревожно, обидно, и он, как нам кажется, «капризничает». Когда ребенок заболевает, он хнычет и требует к себе больше внимания, чем обычно. Здесь нет столкновения интересов, нет конфликта, и от родителей требуется только сочувствие, внимание, и помощь.
Известно, что есть дети, которых относительно несложно растить, это так называемые «легкие» дети. С ними легко договориться, они послушны в силу своих природных особенностей. Но также есть дети, о которых сложнее заботиться, с которыми тяжелее общаться, которых мучительнее растить. Это – «трудные дети». Они потребуют от своих матерей значительно большей отдачи, чем «легкие» дети. Больше капризничают «трудные» — импульсивные, самолюбивые, обладающие повышенным чувством достоинства, активные и энергичные от природы дети. Так же условно на «трудных» и «покладистых» можно разделить и родителей.
Родителю с трудным характером свойственны категоричность суждений, приказной, повелевающий тон. Такой родитель стремится к тому, чтобы его приказы выполнялись ребенком немедленно, не обсуждались и не откладывались. Часто трудный родитель проявление самостоятельности рассматривает как проявление своеволия и упрямства, а попытки ребенка все делать по-своему его только раздражают. Трудным родителем можно считать и тех, кто часто чем-нибудь недоволен, беспокоен, не умеет переносить разочарования, не сдержан, конфликтен, чрезмерно эмоционален, плохо переносит перемены в жизни.
Родитель с покладистым характером спокойный, жизнерадостный, добродушный, уступчивый. Он приветствует активность и самостоятельность в своем ребенке, допускает инакомыслие. Они рассудительны, умеют переносить разочарования, легко приспосабливаются к переменам в жизни. Покладистый родитель демократичен, но порой демократичность перерастает в неумение устанавливать разумные границы!
Разным родителям с разными детьми разнообразные советы
Поскольку мы условно разделили родителей и детей на легких и трудных, то возможны четыре варианта отношений: легкий ребенок и покладистый родитель, трудный ребенок и покладистый родитель, легкий ребенок и трудный родитель, трудный ребенок и трудный родитель. В разных сочетаниях от родителей требуются разные умения, направленные на изменение поведения ребенка.
«Мы всегда сможем договориться…»
Вот уж кому повезло, так это родителям легко воспитуемого ребенка, потому что такой ребенок благоразумен и легко признает, что родители – главные.
Диане 4 года, она ходит в садик. Иногда по утрам Диана не хочет вставать.
— Мама, я не хочу в садик.
-Доченька, мне и папе надо на работу.
— Мама, я не хочу. Я не выспалась.
-Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще полежишь. Когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь и соберешься. (Диана знает цифры до пяти).
Мама уходит. Диана лежит в постели и смотрит на часы. Ждет. Время тянется медленно. Когда большая стрелка приближается к пяти, Диана вскакивает и начинает одеваться.
Эта мама поступила мудро: не стала возмущаться, слегка уступила, дав возможность дочери немного полежать в постели, позволила девочке самой контролировать время — оставила ее одну.
Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.
В каждом возрасте свои капризы
Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.
Капризы у детей до двух лет
В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.
Капризы у детей от двух до пяти лет
В период с двух до пяти лет ребенок начинает активно выражать свое несогласие с действиями родителей и пытается заставить их выполнять собственные желания. Взрослым не стоит устанавливать диктат и давить на малыша авторитетом старшего. Такие взаимоотношения с детьми считаются наиболее неблагоприятными для формирования личности. Согласно исследованиям, эффективным стилем воспитания детей является сотрудничество, в основе которого лежит принцип объединения всех членов семьи. О том, какие существуют стили воспитания, вы можете узнать, прочитав статью «Проблемы воспитания».
Капризы у детей после пяти лет
Капризы у детей в возрасте пять и более лет – следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Рекомендации родителям в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.
Как бороться с капризами ребенка: 7 советов родителям
Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. Детский психолог портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.
1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации
В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.
2. Наберитесь терпения
Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.
3. Держите свое слово
Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.
4. Используйте разумные доводы
Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».
5. Переключайте внимание ребенка
Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.
6. Предупреждайте детские капризы
Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.
7. Не оставляйте ребенка одного
Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.
О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.
Екатерина Кушнир
Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.
Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители! Тогда детей никогда бы не приходилось ругать и наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей нет, и дети – не исключение.
Детям иногда свойственны припадки бурного проявления эмоций, во время которых они падают на пол, бьют по полу ногами, кричат, колотят окружающих. Понимание причин возникновения вспышек плохого настроения и поведения у детей может помочь родителям разработать меры предупреждения неприятных эпизодов.
Вспышки плохого поведения детей, как правило, происходят, если ребенок устал, голоден, разочарован.
Чаще всего такое поведение возникает как ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку.
Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками: например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.
Психологи выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:
1. Ребенок хочет обратить на себя внимание;
2. Не хочет подчиняться взрослым;
3. Хочет одержать верх над ними;
4. Мстит взрослым за то, что не любим и обижен.
Игрушки
В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение появляется в следующие периоды развития детей: два-три года, пять лет, семь-восемь лет, в подростковом периоде. В эти критические периоды дети стремятся заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими. Как правило, в критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию. Ребенок не может облечь в словесную форму происходящие в нем перемены, выразить свои чувства и желания. Кроме того, в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима, поэтому он также подвержен вспышкам плохого поведения.
«Что же делать?» – спросите вы. Попробуйте уделить чуть больше внимания эмоциям вашего ребенка. Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.
Если произошла истерика, рекомендуются следующие тактики:
- Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым).
- Если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
- Не рекомендуется в момент ярости ребенка поднимать его с пола и насильно брать его на руки.
- Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно.
- Однако, если взрослый сам находится в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой, не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния. Поэтому желательно контролировать свои эмоции именно тогда, когда мы требуем этого от ребенка.
В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но, когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.
А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с вашим капризным ребенком.
- Своим поведением показывайте ребенку пример – сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но и в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
- Помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребенку необходимо 8 – 10 ласковых дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день;
- Поймите, истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требовании, лучше, когда ребенок упокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
- Если, несмотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к специалисту.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»
Шопинг со слезами: предпосылки
- Если родители берут с собой в магазин уставшего, перевозбужденного или голодного ребенка, то вероятность капризов возрастает многократно. Любой раздражитель послужит катализатором для бурной реакции. Причиной физического дискомфорта также может быть перегрев – если дети тепло одеты, а в магазине жарко.
- Долгое хождение по торговым залам, когда мама выбирает «себе» много покупок, а малышу – ни одной, может закончиться капризом. Взрослым следует планировать свои визиты в магазины заранее и стараться делать утомительные закупки без ребенка.
- В «группе риска» дети из семей, где нет четких правил относительно всех «можно» и «нельзя». Например, папа запрещает кушать много сладостей, а мама выполняет все детские капризы. Последний будет использовать все возможности для проверки границ лояльности слабохарактерного родителя.
- Плохой пример, который показывают родители, совершая ненужные приобретения, тоже может повлиять на формирование модели детского поведения в магазине. Лучше, если визит туда предваряется составлением списка, и все покупки должны быть в его рамках.
Существуют более глубокие причины капризов, кроющиеся в проблемах семейных взаимоотношений. В этом случае маленький человек старается привлекать к себе внимание не только в магазинах. Иногда, чтобы справиться с постоянными капризами, следует показать ребенка специалистам. Начать можно с консультации психолога в детском саду.
Это нужно обязательно сделать, если:
- всплески капризов происходят в возрасте старше 4–5 лет;
- по завершению истерики ребенок выглядит бледным, усталым;
- малыш плохо спит, тревожно ведет себя днем;
- детские истерики носят агрессивный характер; ребенок старается ударить кого-либо из окружающих.
Что делать с капризным покупателем?
Можно долго рассказывать о том, как нужно воспитывать детей, чтобы родителям не приходилось справляться с капризами в магазинах. Но эти рассуждения никак не помогут погасить истерику, если она все-таки произошла. Ниже – советы, которые могут пригодиться родителям своенравных «покупателей».
1. Фразы, которыми можно выиграть у истерики пару минут и использовать их для переключения внимания малыша:
- «это отличная игрушка! Давай посмотрим, хватит ли у нас на нее денег» (открываем кошелек и начинаем «считать»);
- «мне не очень нравится, расскажи, почему ты хочешь это купить» (во время дискуссии еще есть шанс «заговорить» ребенка и справиться с ситуацией);
- «помоги найти в корзине (наименование предмета). Не помню, положила я его туда или нет». Сработает, если в корзине много покупок и этого товара в ней еще нет (малыш роется в покупках, обнаруживает его отсутствие, вы отправляетесь искать предмет на магазинных полках);
- «давай посмотрим, все ли мы купили по списку» (если он есть, конечно).
2. Если уже произошла протестная реакция, то единственный выход – увести (или унести на руках) малыша из магазина. Идеальный вариант – уйти домой или сесть в свою машину и дать ему время справиться с эмоциями. Взрослым в это время не следует кричать или уговаривать его замолчать. Когда истерика прекратится, надо поговорить с ним, объяснить, почему нельзя так себя вести.
3. В некоторых случаях помогает так называемая холдинг-терапия – кроху нужно крепко прижать к себе и тихонько говорить о том, как его любят и переживают из-за его слез. Обычно через 5–10 минут малыш успокаивается.
Чтобы не сталкиваться с детскими капризами в магазине, нужно придерживаться с рождения установленных правил; тактику поощрений и запретов обязаны соблюдать все члены семьи. Дети должны уметь выражать свои желания «цивилизованным» способом и понимать, что капризы не помогут получить понравившуюся игрушку.
Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.
Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.
Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.
Объяснение всему происходящему следующее:
- Все это называется утверждением своего собственного «Я».
- Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!».
- Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.
Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.
Но необходимо помнить:
*скоро этот период пройдет;
*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства).
Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.
Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы?»
1. Первая ситуация
Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать, тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем!»…..
2. Вторая ситуация
Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли, не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам. Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили: ребенок стал очень капризным, постоянные истерики, слезы, непослушание.
3. Третья ситуация
Артему 4 года 3 месяца.
Артем стал капризным и упрямым ребенком. Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно: ежедневные слезы, истерики.
Недавно в семье родилась девочка. Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной. А тут еще и беспричинные капризы Артема, которые «выбивают маму из колеи».
4. Четвертая ситуация
Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.
Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.
- Закупки
- Электронные образовательные ресурсы
- Независимая оценка качества оказания услуг
Оператором получено согласие субъектов персональных
данных на размещение персональных данных на сайте
Детские капризы возникают тогда, когда желания ребенка не согласуются с представлениями взрослых. Они могут возникать уже в 1,5 -2 года.
Если просто отмахнуться от каприза ребенка, заставить подчиниться, проблема может вырасти в еще большие неприятности.
Если же попытаться понять причины капризов, а затем выработать стратегию, которая поможет быстро справиться с капризом, — этим вы сможете предоставить возможность ребенку получить позитивный опыт, научиться управлять своими эмоциями.
Случается, что капризы возникают на фоне возбуждения, переутомления, или когда ребенок заболевает. В этих случаях погасить каприз помогут привычные способы: снять эмоциональное напряжение, предоставить ребенку возможность отдохнуть, успокоиться.
Ребенок может капризничать, пытаясь удовлетворить свои потребности во внимании, в желании побороться за власть. В этом случае, поняв причину возникновения капризов, взрослый может подумать о том, как можно удовлетворить такие потребности ребенка без вреда для его характера. Нормально развивающийся ребенок быстро усвоит допустимые поведенческие нормы, если взрослый будет последователен.
Ребенок постарше может капризничать, испытывая границы дозволенного. Если взрослый уступит капризу из нежелания демонстрировать на людях плохое поведение ребенка, то малыш получит подтверждение своей способности манипулировать взрослыми. Оказывается, он может управлять их эмоциями! Для ребенка важно, что он может сам пробуждать во взрослых эмоции. Он нуждается в образцах позитивного поведения. Освоив эти образцы и выяснив, что они вызывают одобрение окружающих, малыш будет ими пользоваться.
Целесообразно, справляясь с детским капризом, придерживаться тех же правил, которые касаются развития любого конфликта во взаимоотношении с ребенком.
На первой стадии самое главное,- понять чего хочет ребенок, и оценить, возможен ли компромисс детских желаний с вашими решениями. Если вы решили, что вопрос принципиальный, и уступить желанию ребенка нельзя, ваша задача коротко и понятно донести до ребенка мысль, почему его желание не может быть выполнено в настоящий момент.
Далее у ребенка должно быть время, чтобы совершить выбор: стоит ли настаивать на своем желании или лучше послушаться маму. Если ребенок принимает решение капризничать дальше, от вас требуется придумать и озвучить ребенку наказание за непослушание. Наказание должно быть выполнимым для вас, не стоит угрожать ребенку тем, что вы не сможете исполнить.
И снова необходимо дать ребенку время на раздумье. Здорово, если он передумает капризничать, — это может случиться, если вы придумали значимое наказание, которого он захочет избежать.
Если каприз продолжается, — ваша задача настоять на своем, признаваясь себе, что в этот раз победителей нет, — каприз не удалось погасить на ранних стадиях. А затем приходит время исполнить обещанное наказание, не поддаваясь на уговоры ребенка после того, как ссора уже состоялась.
Если вы будете последовательны и сможете сохранить спокойный уважительный тон в разговоре с ребенком, вы дадите ему шанс в следующий раз попытаться справиться со своими эмоциями и научиться управлять собой. Не стоит раздражаться на то, что капризничая, ребенок пытается отстоять свои интересы. Признайте за своим ребенком право чего-то страстно хотеть и добиваться приемлемыми для вас способами. Поддержите его словами о том, что вам понятны его чувства, объясните, как его желания могут быть удовлетворены в других обстоятельствах. Постарайтесь помочь ему переключиться со своего каприза на конструктивное поведение. Придумайте игру, которая поможет ребенку увлечься делом, на которое вы хотите его настроить.