Плохое самочувствие ребенка во время болезни приводит к капризам и нежеланию выполнять лечебные рекомендации. Ухаживающие за маленьким пациентом взрослые вскоре устают, испытывают раздражение и дискомфорт от необходимости развлекать и уговаривать ребенка. От этого может появиться чувство вины и у родителей, и у детей. Особенно сложно переживается ситуация, когда необходимо некоторое время выдерживать постельный режим.
На помощь придут игры. Ведь при этом можно не только развлечь ребенка, но и воздействовать на болезнь. Да-да, некоторые игры с элементами дыхательной гимнастики не только веселые, но и полезные!
Что важно знать, играя с больным ребенком
Первое, что нужно определить родителям, – это цель игры. Ребенка можно развлекать, успокаивать и отвлекать, развивать и оздоравливать. Также нередко используют игру как средство поощрения после неприятных процедур, уколов и других манипуляций. Но не надо злоупотреблять таким способом. Возможно, потом ребенок будет ожидать их после любого общения с медработником.
При проведении игр следует ориентироваться на самочувствие маленького пациента. Нередко при болезни повышена утомляемость и рассеянность, так что даже новые или любимые занятия и игрушки не смогут надолго занять ребенка. Поэтому родителям придется принимать достаточно активное участие, самостоятельно придумывая сюжеты и как бы разыгрывая представление. Если ребенок устал и не желает продолжать делать что-либо, не надо его заставлять. Период болезни – не время для проявления твердости характера.
Но не стоит идти на поводу у больного ребенка и позволять ему многочасовые просмотры телевизора или длительное использование игровой приставки. Дело в том, что это может ухудшить его самочувствие, привести к появлению головной боли и раздражительности, вызвать утомление глаз.
Во что можно поиграть
В игровую программу надо включить элементы дыхательной гимнастики. При этом вовсе не обязательно делать скучные упражнения под монотонный счет! Развивать легкие и проводить профилактику застойной пневмонии можно весело. Например, предложите ребенку игру в воздушный хоккей. Для этого вручите ему трубочку от коктейля и маленький бумажный шарик. Сами возьмите то же самое. А теперь начинайте играть: надо дуть на шарик через трубочку, стараясь загнать его в ворота противника. Еще можно пускать пузыри на поверхности мыльной воды.
Еще одним веселым вариантом гимнастики является надувание воздушных шаров. Потом из них можно делать гирлянды или фигуры и отпускать для хаотичного полета по комнате или же использовать как музыкальный инструмент. Для маленьких деток подойдут игры в животных, когда требуется изображать определенные звуки на выдохе.
Малыш пробует свои силы во всём, до чего дотянется, и задача родителей — научить малыша играть, а после не мешать ему в играх. Это не такая уж и сложная наука — играть, просто родители немного забыли о ней, потому что выросли. Есть правила, следуя которым взрослые не только помогут малышу освоить навыки таких занятий, но и научатся получать удовольствие от совместных игр с детьми.
Правило №1: Играть только тогда, когда этого хочется
Научиться играть с ребёнком получится, если не делать этого через силу. Если сейчас ресурса родителя хватает только на то, чтобы почитать книгу за пять минут до сна, не надо пытаться спасать принцессу из башни или сражаться с воображаемым драконом. Ребёнок чувствует настрой взрослого, поэтому лучше честно сказать малышу, что у мамы или папы нет настроения. Взамен можно заняться вместе чем-то другим, а к игре вернуться позднее.
Правило №2: Территория игр
Как играть с ребёнком? Шумно и по всей квартире. На какое-то время родителям придётся смириться с тем, что идеально убранный дом превратится в место сражений инопланетян, после переквалифицируется в больницу для мягких игрушек, а потом перепрофилируется в кафе для динозавров. Если планируется урок танцев или постановка балета, нужно расчистить для них место, если ожидается дождь из лего — подготовить зонтик.
Правило №3: Время для игры
Начинать игру, как и любое другое дело, нужно только тогда, когда этого хочется ребёнку, когда он весел, бодр и активен. Нельзя заставлять ребёнка играть насильно.
Правило №4: Игры отдельно – обучение отдельно
Не стоит смешивать обучение с игрой. На время забав нужно отключить в себе учителя и наставника хотя бы на полчаса. Не надо комментировать, какого цвета кубики складываются в башню и из каких овощей будет вариться суп для симпатичного медведя. Овощи и цвета можно выучить после, а сейчас — просто поиграть.
Правило №5: Быть полноправным игроком
Это значит, что если малыш играет в доктора и родитель — пациент, то надо стараться не спать, а действительно изображать пациента и участвовать в игре. Игра будет интереснее, если все будут активно играть свои роли.
Правило №6: Позволить ребенку просто понаблюдать
Совсем маленькие дети попросту не знают, как играть. Поэтому сначала мама показывает, как собрать пирамидку, как построить башню, как можно озвучить перчаточную куклу и как вылечить зайца, и повторяет эти простые вещи не раз и не два. Дети сначала с удовольствием разбирают и обрушивают мамины постройки и только со временем начинают повторять её действия. Не стоит торопить малыша и предлагать игры, которые ему не понравились.
Правило №7: Игра кружит по кругу
Дети могут просить прочитать одну и ту же книжку 500 раз, и с играми — то же самое. Малыши могут проводить чинное чаепитие каждый день на протяжении нескольких месяцев, а после до боли в горле играть в кафе-мороженое, выучить всех динозавров, которые поселятся на подоконнике в детской. Здорово вместе играть в любимые игры ребёнка, а чтобы внести разнообразие, можно воспользоваться правилом № 8.
Правило №8: Импровизация — превыше всего
У каждой игры есть правила и рамки, однако кто, как не мама, может их раздвинуть? Кто сказал, что хороводы водят только малыши, которые умеют ходить? Хоровод может быть и у мамы на руках. Кто сказал, что пирамидку можно собирать только в правильном порядке? Можно в любом, по цвету, например, или в обратном порядке.
Родители могут менять правила игры, подстраивая её под интересы и способности малыша. И параллельно с этим можно добавлять в игру новые элементы, которые, возможно, увлекут кроху не меньше прежних.
Импровизировать можно и нужно не только с игрушками, но и с самыми неожиданными предметами:
- Прежде чем выбрасывать коробку из-под бытовой техники или старое одеяло, можно устроить из них нору или постель.
- Лучше не выкидывать сразу пустой флакон от шампуня, а оставить его на бортике в ванной. Тогда малыш с удовольствием поиграет во время купания.
- Кусок ненужной пушистой ткани, заправленной в штанишки малыша, станет великолепным хвостиком.
- Носок, надетый взрослым на руку, может превратиться в неведомое существо. Оно порадует ребенка, если будет петь песни или просить покушать.
Ребёнок с энтузиазмом подхватит любую нетрадиционную игру, а родителям станет легче придумывать и радоваться.
Правило №9: Game over
Это непреложное правило: заканчивать играть прежде, чем малыш устанет. Пусть игры будут короткими, но повторяются многократно, если он того хочет. Игра не должна надоедать, она должна приносить только радость — радость открытий новых миров, способностей и возможностей. Задача родителя — повернуть ключ в двери в эти миры и тихонечко её приоткрыть.
У родителей и так полно забот и дел, так ведь еще и с детьми надо поиграть. Кто-то играет самозабвенно, от души, а кому-то катание мячика и кормление медведей невидимой кашей по семьдесят пять раз на дню не доставляет большого удовольствия. Что тогда делать? Как развлечь ребенка и не умереть от скуки?
«Играя, ребенок познает мир». «Игра – лучшая форма обучения». Все так, но мне самой и многим родителям, которых я знаю, игры даются не без труда. Иногда после работы по дому или работы на работе на это нет сил, а иногда – просто скучно. И если в первом случае у уставших родителей есть «уважительная причина», то во втором – мам (а может быть и пап – стоит спросить, кстати) мучает совесть. Но нет, это нормально. Совершенно нормально, что взрослому человеку скучно пить чай с Пеппой, строить башню из Лего или возить по квартире машинки. С другой стороны, отрицать, что детям нужно играть, невозможно. Предлагаю взгляд профессионального психотерапевта в качестве теории и пять способов, которые помогли мне найти компромисс между своими возможностями и потребностями ребенка, в качестве практики.
Просто попробовать
Вот что говорит психотерапевт Марина Филоненко: «Детям важно знать, что их любят и ими интересуются. Для маленького ребенка еще недостаточно слов, которые бы это выражали, – важно взаимодействие». После окончания грудного вскармливания и до начала эпохи серьезных разговоров именно игра – наиболее доступный для ребенка вид взаимодействия. Специалист продолжает: «Человеку, который хочет полюбить играть, важно осознать, что ребенку нужно знать, что его любят! И кроме как через отношение он это не узнает. Не через гору игрушек, а именно через контакт и игры».
Это, конечно, серьезный стимул, но с чего начать, если то, что есть дома, не вдохновляет, а от выбора в магазине разбегаются глаза? «Вспомните, какие игры и игрушки любили в детстве вы. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?» – предлагает обратиться к себе психотерапевт. На начальном этапе неважно, что эти занятия могут быть, например, не по возрасту ребенку, главное, чтобы вы сами вспомнили, каково это – играть с удовольствием. Ну и заключительный аргумент от профессионала: «В конце концов, игра – это вклад в ваши отношения с ребенком. И период, когда ребенок хочет играть с родителями, сравнительно короток. Воспользуйтесь им».
Направить шопоголизм в мирное русло
Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.
Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.
Изучая офлайн или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.
Эксплуатировать детский труд
Мы все знаем, что делать что-то вместе с родителями очень важно для детей. При этом мы также знаем, что дети с радостью превращают в игру любое занятие. Так почему бы не извлечь из этого пользу для себя и ребенка?
Это вполне может быть win-win solution, но при определенном подходе, конечно. Во-первых, не стоит рассчитывать на реальную помощь (наша задача – поиграть). Во-вторых, лучше выбрать такое домашнее дело, которое не закончится травмой, поломками бытовой техники и яростью.
Например, вы можете попросить ребенка помочь разобрать сумки из магазина. Позаботьтесь заранее, чтобы пакеты с бьющимися и тяжелыми вещами достались вам, а вот все остальное вполне можно предоставить ребенку. Прекрасная возможность обсудить, что съедобно, а что – нет, что где хранится, как называется, что для чего нужно, каких оно цветов и как что использовать.
Не стесняться
Развивающие игры и игрушки – это, конечно, хорошо. Но на них свет клином не сошелся. Бесеж и дурачество – это тоже игры. Хохотать, бороться, гоняться, щекотать, кричать, пугать и на что только у вас всех хватит сил – это не только весело, но и полезно. Особенно для взрослых, которые ходят на работу, где им не разрешают бегать, прыгать и орать.
Делегировать
Если все же ресурсов на игры у вас нет, делегируйте. Для этого отлично подойдут старшие и младшие родственники, няни и ситтеры, друзья и их дети, развивашки и даже детские комнаты в кафе! Кстати, можно сходить с ребенком на пару занятий в детский клуб – возможно, удастся перенять у ведущих что-то интересное и вдохновиться.
Самое главное при этом не вернуться к чувству вины. Лучше не играть вовсе, чем делать это стиснув зубы. Найдите альтернативу. Например, когда ребенок попросит поиграть, предложите почитать книжку, это не потребует у вас особой ловкости и больших физических усилий, но зато помогает быть вместе и получать удовольствие.
Ставить таймер
Издание Lifehacker советует: выделите на игру 20 минут. Это не много и не мало. И установите таймер. Только по-честному: отложите гаджеты, домашние дела и посторонние мысли. Погрузитесь в игру и проведите с ребенком эти 20 минут максимально самозабвенно (кстати, можете разделить игровой период на две части: например, 10 минут утром и 10 минут вечером), чтобы как следует напитать ребенка своим вниманием и «наиграть» его так, чтобы он был доволен. Срабатывающий по истечение 20 минут будильник обычно действует безотказно, многим детям кажется, что это какая-то магия, и раз пора заканчивать, значит, пора заканчивать.
Научить ребенка играть
Самый главный стратегический ход – приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок научился играть и иногда делал это сам. Нужны инвестиции: необходимо провести достаточно времени за совместным приготовлением игрушечной еды, конструированием домов и строительством гаражей, чтобы в будущем у вас появилась возможность поработать или посмотреть сериал, не отвлекаясь.
Ведь чтобы какое-то дело приносило удовольствие, нужно чтобы оно получалось. Человек примется за пазл, если уже знает принципы складывания, а за ролевую игру в одиночку – если знает «сценарии». Игра приобретет содержание и форму, когда вы будете помнить о конечной цели: немного вашего свободного времени и самостоятельность ребенка.
Каждый раз, когда у нас появляется свободное время, мы думаем, как бы провести его с пользой для ребенка. Психолог, автор проекта «Домашняя игротека» Александра Романова считает, что полезнее всего – просто поиграть.
Играть – биологическая потребность ребенка. Это приносит им радость, удовольствие, ощущение счастья от жизни. Такой эмоциональный настрой важен и для психического, и для физиологического развития. Кроме того, игра – средство самопомощи. В игре дети проживают сложные ситуации, им проще осмыслить то, что непонятно, через символические действия с предметами, проигрывание произошедшего. К примеру, детям дошкольного возраста важно проявить себя, почувствовать себя компетентным. Если мы, взрослые, чувствуем себя достаточно состоятельными, активными и включенными в социальные отношения, то у детей этого нет, им нужна специальная деятельность, особая реальность, которую можно создавать вокруг себя. Игра – средство освоения мира, она отражает взрослую реальность, повторяет, но не копирует ее. В игре создается своеобразная творческая модель мира, переработанная в связи с потребностями и возможностями ребенка.
Нет детей, которые не любили бы играть. Но есть такие, которые играют мало. Часто дело в том, что они просто не умеют. Родителям важно запустить процесс игры, научить ребенка играть. Есть два пути: наблюдать за играющими детьми и помогать им или быть внимательным к ним и понимать, во что им хочется играть. К примеру, ребенок от года тянется соединять друг с другом разные предметы, вкладывать одно в другое, раскладывать по кучкам или собирать штучки в плошки… Предоставьте ему такую возможность. Ребенок растет, и вы замечаете, что ему хочется покормить и уложить спать куклу. Снова идите от этих потребностей и обогащайте игру: подбирайте игрушки, предлагайте разные виды взаимодействия.
Современная жизнь, к сожалению, не вызывает у детей желания играть. Все меньше среди них тех, кто любит и умеет это делать. Все игры в основном сводятся к гаджетам. Возможно, мы видим рождение нового типа игры, но пока не имеем возможности его оценить. Можно лишь говорить о том, что традиционные игры с появлением компьютерных и планшетных увлечений пострадали. С другой стороны, компьютерные игры предлагают все больше возможностей для развития. Вместо примитивных «стрелялок» теперь можно создавать, придумывать и строить города, даже целые миры. Это дает надежду.
Новая школа на Мосфильмовской — это частная школа, которая работает как образовательный центр. Курсы, мастер-классы, лекции, встречи с интересными людьми, концерты, спектакли открыты для всех, кому важно развитие, — от дошкольников до взрослых.
Каждый день у нас в Школе происходит что-то новое и необычное — запускаем клубы для детей и взрослых, проводим фестивали и лекции, организуем выступления звезд, снимаем кино, ставим спектакли со звездами, открываем различные направления и многое другое. Чтобы не пропустить важного, подпишитесь на наши новости, а мы обещаем, что не будем надоедать слишком часто.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Многие родители, когда их малышу всего лишь несколько дней от роду, при вопросе: «Как играть с грудничком?», воскликнут: «Он же еще ничего не умеет!» Поверьте, играть с ребенком никогда не будет рано! Развивать малыша с помощью игр не только можно, но и нужно, а более благодарной публики вы не найдете.
Игра – это не только способ воспитания и обучения малыша, но и развитие необходимых его способностей, игра поможет родителям научить ребенка понимать речь взрослых, думать, действовать с предметами. С помощью игр в жизнь малыша приходит радость и интерес, так они становятся уверенными в себе и своих возможностях. В процессе игры дети обнаруживают и вырабатывают ряд навыков и способностей, получают свое первое представление об окружающем их мире. Но главную роль здесь играет не столько приобретаемые умения, сколько общение малыша и взрослого. Забота и любовь, которую вы подарите своему ребенку в первые месяцы его жизни, очень нужны для его умственного, физического и социального развития, к тому же они принесут вам фантастическую радость.
Вы наверняка приметили, как затихает и начинает внимательно наблюдать ваша кроха, когда вы напеваете ему песенки или с выражением читаете стихи? Это происходит не случайно. Таким образом он прислушивается к речи, запоминает интонацию и выражение вашего лица, чтобы потом воспроизводить все это в точности.
Детям нужно, чтобы вы реагировали на их интеллектуальные и эмоциональные потребности, пели и читали им, обнимали, укачивали, разговаривали бы с ними, а не отделывались ничего не значащими фразами. Как бы это странно ни звучало, но нужно подходить к играм ответственно – помните, что у детей, с которыми в детстве мало играли, может впоследствии возникнуть ряд сложностей с социальной адаптацией.
Помните, малыши любят общение, им необходимо ваше одобрение и внимание. Копируйте мимику и жесты малютки, разговаривайте с ним. Но не забывайте при проведении и подборе игр внимательно следить за настроением ребенка, будьте внимательны, не забывайте, что время активного бодрствования, когда ребенок может воспринимать новую информацию, длится недолго, он быстро устает. Внимательно следите за поведением своей малютки. Как только он начнет смотреть по сторонам или капризничать через нескольких минут, дайте ему отдохнуть, не принуждайте продолжать игру.
А теперь перейдем к играм
• Как правило, малышам нравится тесный физический контакт – поносите его на руках, покажите, что происходит вокруг, потанцуйте и покачайтесь с ним в ритме музыки.
• Обязательно разговаривайте с ребенком, пойте ему. Потом, когда он станет постарше, можно гримасничать, веселить малыша и заставлять его смеяться.
• Многие дети любят следить за тем, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Вы не пожалеете потраченного времени, а ваш малыш будет в восторге.
• Через некоторое время после родов ребенок с интересом начинает исследовать части своего тела. Натяните ему на ножку носок с яркой расцветкой или привяжите воздушный шарик наполненный гелием. Поначалу ребенок будет просто лежать и смотреть на свою ногу, но потом начнет пытаться схватить ее. А когда удастся, это станет большой победой вашего малыша.
• Возьмите ребенка за талию, приподнимите, поднимите на вытянутых руках, потом опустите вниз и немного подержите в горизонтальном положении, покачайте как маятник. Это упражнение очень хорошо развивает вестибулярный аппарат малыша.
• Если ваш ребенок уже может передвигаться, ползая или ерзая и извиваясь , положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре ребенок поймет: чтобы получить игрушку, необходимо доползти до нее. Но не разочаровывайте его, если у малыша не получается в течение нескольких секунд дотянуться до игрушки, положите ее рядом.
• Тихонько потрясите погремушку сначала справа, а потом слева от малыша. Сделайте это тихо, а потом погромче. Некоторое время спустя ребенок поймет, что звук, который он слышит, идет откуда-то извне. Он будет искать глазами источник звука (кстати, если в банку из-под кофе или сока положить несколько сухих горошин или макаронин, получится отличная погремушка).
Кстати об игрушках
Повешенный над изголовьем кроватки музыкальный мобиль с медленно вращающимися игрушками способствует развитию зрительной координации малыша.
Развивающий коврик с дугами, на которых висят игрушки-подвески, будет подталкивать ребенка к тому, чтобы он старался дотянуться до игрушек, стучать по ним, трясти или тянуть их на себя.
Игровой мат, состоящий из материалов с разной текстурой, поможет ребенку осязательно познавать окружающий мир.
Книжки с яркими картинками отлично подойдут как для совместного чтения, так и для самостоятельных экспериментов со страницами юного исследователя.
Если рассматривать игру деток до шести месяцев, то это, как правило, исключительно исследование физических свойств окружающих их предметов с помощью органов чувств (потрогать, посмотреть, постучать, попробовать на зуб, потрясти). Позже у малыша к исследованиям добавляется осознанное манипулирование предметами: разобрать, вытащить, покрутить, бросить на пол (не уронить, а бросить специально), переложить, собрать, разобрать, покатать, понажимать на кнопки, подергать за рычажки, вкладывать друг в друга, крутить-вертеть, рвать и так далее. Малыш может повторять эти элементарные манипуляции с игрушками подолгу и часто. Для него это всегда будет ново и интересно.
Напоследок повторюсь: обязательно играйте со своими детками, даже самые маленькие дети любят общение, им необходимо ваше внимание и одобрение. Новых открытий вам и вашему крохе!