Необходимость совместно делать уроки отравляет жизнь многих семей. Ведь часто проверка и выполнение домашки откладывается на поздний вечер, когда все устали. Рассмотрим типичные причины ученической несамостоятельности и способы помочь ребёнку.
Убедитесь, что ребёнок не перегружен
Психологи и педагоги говорят о том, что у школьника должно быть около 2–2,5 часов свободного времени каждый день. Это время не включает душ, завтрак, дорогу до школы и обратно. Если после уроков ваш ребёнок мчится на секцию, а придя домой включает онлайн-занятие по иностранному языку, не удивляйтесь, что у него нет сил делать уроки. Бездельничать тоже полезно .
Проанализируйте, куда уходит время вашего ребёнка. Расспросите его, насколько он устаёт, что его тяготит, а какие занятия приносят радость. Подумайте, от каких дополнительных активностей можно отказаться, чтобы разгрузить ребёнка. Если же все кружки, курсы и секции кажутся значимыми, решите, как быть с домашними заданиями.
В некоторых семьях детям разрешают вообще не делать уроки из-за чрезмерной нагрузки. Другие родители, оценив затраты времени, переводят детей на семейное образование. Это помогает сократить время на освоение школьной программы. Семейники тратят в разы меньше времени на изучение предметов и им не приходится делать уроки.
Ответьте себе вопрос: «Для чего мой ребёнок делает уроки, и почему мне важно, чтобы он выполнял домашние задания сам?». Возможно, вы по-новому увидите ситуацию с уроками и придумаете оптимальное решение для вашей семьи.
Помогите выполнить высокие требования
Иногда требования учебной программы превышают возможности ребёнка. Например, ученик с незначительной задержкой в развитии по настоянию родителей поступает в обычную школу. Даже если внешне и в общении ребёнок не отличается от сверстников, ему будет трудно соответствовать им в учёбе. То же происходит с некоторыми детьми при поступлении в лицей, гимназию или узкоспециализированный интернат. Даже при переходе из обычной школы в спальном районе в престижное образовательное учреждение у ребёнка могут возникнуть трудности в обучение.
Важно признать, что способности ребёнка пока не позволяют ему самостоятельно справляться с нагрузкой. Это не значит, что уроки с ним придётся делать до окончания школы. Однако ему потребуется несколько месяцев, чтобы развить учебные и предметные навыки, накопить багаж знаний, адаптироваться к среде и режиму занятий.
Если у вас нет времени, терпения или знаний, чтобы помочь ребёнку, привлеките другого родственника или репетитора. На индивидуальных занятиях преподаватель поможет разобрать сложный материал и даст столько заданий, сколько нужно вашему ребёнку. Ещё один положительный момент таких занятий — ощущение собственной успешности, радость от понимания нового. Это чувство будет поддерживать ребёнка и вселять уверенность в собственные силы в школе.
Научите учиться
Серьёзная проблема, которая мешает школьникам делать уроки — недостаток самоорганизации. Многие ученики забывают обо всём до прихода родителей. Они играют в видеоигры, смотрят видео в интернете, общаются, потому что не могут заставить себя сесть за учёбу. Если без взрослых ребёнок вообще не способен взяться за дело, не ждите быстрых результатов, вам предстоит долгий путь.
Умение учиться обычно формируется в начальной школе, это занимает 3–4 года. Привычка выполнять задания своевременно, готовить стол к работе, находить нужную информацию, оформлять задачи требует внимания и мотивации. Начните с малого. Например, научите ребёнка разбивать уроки на категории срочных и несрочных, важных и менее важных. Можно помечать задания в дневнике цветными карандашами или выписывать в ежедневник, который всегда должен быть перед глазами.
Методик для организации дел много. Но лучше осваивать их по очереди и уделять каждой не менее недели. Например, многие школьники боятся приступать к урокам, потому что задают очень много. Это убивает мотивацию. Приучите ребёнка смело просматривать весь список заданий по одному предмету и выбирать самое лёгкое, чтобы сделать его в первую очередь. Главное — начать, а потом страх уменьшится.
Организуйте поддержку
Если вы попробовали и никакие методики не работают, а вы по-прежнему до ночи вместе сидите над тетрадками, найдите помощника. Часто ученику нужно только внимание, небольшая побудительная сила со стороны. Например, бабушка, которая сидит рядом и подбадривает, учитель на продлёнке, который напоминает, что пора делать домашние задания. Или даже одноклассник, с которым можно учиться по видеосвязи.
Старшеклассники и студенты часто готовятся к экзаменам вместе. Это помогает перестать откладывать работу и начать штудировать конспекты. А ещё совместные занятия, обсуждения, шутки помогают лучше разобраться в материале и прочнее запомнить. Конечно, в компании сверстников дело идёт не так быстро, как с репетитором. Зато это бесплатно и результативнее, чем в одиночку.
Ещё один вариант поддержки для школьника, который делает уроки — тьюторское сопровождение. Тьютор — не репетитор, но он умеет учить самостоятельности. С помощью вопросов и упражнений тьютор помогает ребёнку развить мягкие навыки. В результате через несколько недель школьник сможет более ответственно и самостоятельно выполнять задания: планировать свою работу, отличать, что он знает, а чего не знает, находить нужную информацию в книгах или в интернете.
Именно для родителей, а не для их детей. Дети же довольно спокойно относятся к невыученным урокам. Поэтому вам неоднократно придется напоминать о домашнем задании, ибо маленькие школьники склонны вообще забывать об этой «повинности», мотивировать детей выполнять задания, объясняя пользу и важность своевременно приготовленных уроков.
Ведь пока дети ходят в начальные классы, они только учатся учиться. Задача же родителей – помочь. Как помочь ребенку в учебе и при этом не сойти с ума, рассказывает директор центра психологии «Альта» — Татьяна Тимофеева.
— Дети в младших классах сильно устают от занятий, поэтому нужно дать им время для отдыха, как минимум 1,5 – 2 часа. Некоторые дети в это время играют, смотрят мультики, а некоторые ложатся спать. И это вполне нормально. Уже после отдыха можно садиться за уроки.
— После того, как родители вместе с ребенком проговорили домашнее задание, нужно приступать к его выполнению. В первом классе домашнее задание ребенку лучше делать в присутствии взрослого. То есть, родители должны просто быть рядом для поддержки. Помните: каждые 15-30 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв.
— Для родителей период, когда ребенок пошел в школу – это «второй раз в первый класс». Во время учения уроков родитель должен учиться вместе с первоклассником, быть ему наставником, а не учителем. Учительница объяснила материал в школе. Дома нужно увеличивать авторитет педагога и научиться пользоваться полученными знаниями. Например, спрашивать, «А как вам объясняла учительница?», «Слушай внимательней, что тебе говорят на уроке».
Дома же родитель – это друг, который знает и умеет немного больше, чем ребенок. Он вместе с ребенком складывает слоги, читает, делает арифметику, рисует. Родитель-наставник живет за принципом: «Делай, как я». Например, ребенок учится читать. И у него никак не получается превратить буквы в слоги или слоги в слова. Родитель для примера может начать слаживать слоги, читать по слогам. Или же наоборот, красиво прочесть текст. Мол, смотри, как нужно, будешь учиться, сможешь читать так же.
— Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания в зависимости от возраста ученика?
— Для первоклассника будет лучше, если кто-то из старших будет находиться около него. Ему просто необходима помощь и поддержка. Родителям-помощникам не нужно выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.
Где-то во 2 классе нужно потихоньку приучать ребенка к самостоятельности, доверять ему часть работы. Причем выбирать нужно то, с чем ребенок точно справится.
В 3-4 классе дите уже может без посторонней помощи и поддержки делать уроки. Но лучше, когда кто-то из близких находится неподалеку, например, в соседней комнате. Малыш должен знать, что к нему придут на помощь, если понадобится.
Обычно в 5-ом классе, школьник делает уроки самостоятельно. Для работающих мам и пап – это праздник. Но вечером все-таки лучше проверить уроки, и объяснить ребенку то, что осталось непонятным.
-Что делать, если ребенок приходит с подготовительной группы или школы и не хочет садиться за уроки, придумывая кучу причин, халтурит, некачественно выполняет работу?
— Нужно помнить, что все дети – манипуляторы. Они ленятся и не любят учиться, если не показать им насколько это классно. Поэтому, во-первых, донесите ребенку месидж – учиться это здорово. Сделать это можно с помощью позитивных примеров, мотивационных фильмов и мультфильмов, реальных историй из жизни.
Во-вторых, покажите реальную пользу от знаний. У ребенка должна быть мотивация. Например: «Ты сейчас выполнишь домашнее задание, и мы пойдем гулять» или «Закончишь успешно год – поедем на море, в летний лагерь и т.п.». Одним словом, ребенок должен понимать, какую реальную пользу принесет учеба.
Также нужно учитывать темперамент ребенка. Бывает, что ребенок не увиливает от работы, а просто не в состоянии ее качественно выполнять. В моей психологической практике был случай, когда ребенок спал на уроках и ни педагоги, ни родители не могли найти тому объяснение. А все дело в том, что мама приходила с работы вечером и, естественно, за уроки они садились тоже вечером. Ребенок же – флегматик по типу темперамента. Мало того, что он очень медленно выполняет задания, так еще и вечерние занятия ему не подходили. Мы нашли другой выход – учить уроки утром. После того, как они с мамой начали учить уроки утром (для этого им приходилось просыпаться в 5 утра), у ребенка повысилась успеваемость и он перестал спать на уроках.
Для флегматика – главное отдых. Только когда ребенок полностью отдохнет, тогда уже можно приступать к урокам.
Для холерика важно максимальное переключение. Каждые 15 минут нужно делать перерывы, менять вид деятельности. Флегматику такое не подходит – он очень долго переключается.
С сангвиниками обычно проблем не возникает. Они все быстро делают, быстро воспринимают информацию. Единственное, что нужно сангвинику – это контроль. До конца школы ребенка с данным типом темперамента желательно ненавязчиво контролировать. Потому что только взрослый пустит учебу на самотек – ребенок сразу займется своими делами и тем, что ему интересно, забросив другое, менее интересное.
Меланхоликам же нужны впечатления. Даже уроки им нужно делать на волне вдохновения. И если поймать волну не удается – нужно создать ее искусствено. Фильм, рассказ, песня, мотивация прогулкой или конфетой – и быстренько за уроки.
— Однозначно, в пятницу. Выходные созданы для того, что ребенок отдыхал. Также и на каникулах. Не стоит учить уроки на каникулах или читать программные тексты. Это время, когда ребенок отдыхает, занимается хобби, развивает свои таланты, читает интересные книги, смотрит познавательные фильмы.
— Каково ваше мнение относительно платы за оценки. Насколько эффективен такой метод борьбы за знания?
— Ребенку желательно платить деньги не за оценки, а за повышение уровня знаний. То есть, если ребенок учится на 8-9 баллов, то платить за эти оценки не стоит. Но если ребенок, имея такой уровень, получил 10 или 12 баллов, то можно и материальное вознаграждение выделить. Так ребенок не просто зарабатывает деньги, а стремится быть успешным.
Дистанционное обучение обострило вечную родительскую проблему – подготовка уроков вместе с детьми. Для многих семей этот процесс превращается в пытку, растягивается на несколько часов и, что хуже всего, сопровождается скандалами. Мамы и папы не хотят быть учителями, школа настаивает, что без дополнительной самостоятельной работы обучение невозможно. Собрали советы, которые помогут сделать процесс выполнения уроков с ребенком более продуктивным и позитивным для детей и родителей.
Замечай, какие эмоции ты вкладываешь в процесс подготовки уроков
То, как сам ребенок воспринимает учебу, во многом зависит от родителей и другого взрослого окружения. Если все вокруг сочувственно провожают малыша в первый класс, вздыхая, сколько лет ему теперь мучиться и говоря о школе, как о тяжелом испытании, вряд ли он будет рад таким переменам. То же и с уроками – когда ребенок постоянно слышит ваши жалобы о том, как вам надоело заниматься с ним, какие сложные сейчас задания, он будет садиться за занятия со вздохом и тяжелым сердцем. Даже если необходимость после работы сидеть за уроками тебя не радует, постарайся не транслировать свои негативные эмоции на детей. Относись к этому, как к другому приятному совместному времяпрепровождению с ребенком. Выполнение уроков может стать хорошим способом лучше узнать его и укрепить вашу связь, если не подходить к этому процессу слишком напряженно.
Помоги ему сохранить мотивацию
В любом сложном процессе нужна мотивация, ребенок не может учиться просто ради абстрактной пользы. В классе его может подстегивать личность учителя, оценки, конкуренция с другими ребятами. Дома влияние всех этих факторов ослабевает, поэтому важно дополнительно поддерживать интерес ребенка к урокам. Только не стоит использовать в качестве мотивации угрозы, постарайся сформулировать позитивные стимулы. Одну и ту же фразу можно подать по-разному: «Не сделаешь уроки, никакого компьютера» и «Сделаешь уроки, сможешь посвятить час любимым играм». Второй вариант звучит куда оптимистичней, а значит, вызовет у ребенка меньше негатива.
Ограничивай время выполнения задания
Чтобы не превращать подготовку уроков в бесконечный процесс, регламентируй его по времени, как в школе. Определи, сколько примерно времени требуется ребенку на выполнение того или иного задания. Можно поощрять ребенка, если он укладывается в отведенное время. Так у него появится стимул меньше отвлекаться, начнут формироваться навыки следования дедлайнам: понимание, как распределять силы, с каких задач начинать в первую очередь и так далее.
Не ругай ребенка за ошибки
Часто родители воспринимают заданные уроки, как личный вызов, и стремятся, чтобы все было выполнено идеально, что в корне не верно. Цель домашней работы – показать, что ученик усвоил пройденный материал. Ошибки в заданиях укажут учителю, где у ребенка остались пробелы. А если он принесет вылизанное родителями задание, у педагога не будет повода усомниться в знаниях ученика.
Ошибки – важнейшая часть любого обучения, поэтому не нужно воспринимать их, как что-то негативное. Не ругай и не наказывай за них ребенка, а постарайся вместе разобрать и дать ему шанс все исправить.
Не стесняйся признаться, что чего-то не знаешь
Неудивительно, что знания родителей могут отставать от знаний учителя – школьная программа давно забыта, к тому же со времен твоего детства она могла измениться до неузнаваемости. Разрешить ошибаться и быть неидеальным нужно не только детям, но и себе. Так что не стесняйся признаться ребенку, что чего-то не знаешь, и не вини себя за это. Ты можешь сказать: «У меня нет ответа, но я предлагаю поискать его вместе». Так ребенок поймет, что не страшно чего-то не знать или не уметь, главное, быть готовым это исправить.
Приучай его к самостоятельности
То, насколько самостоятелен будет ребенок в учебе, тоже во многом зависит от родителей. Если ты берешь на себя роль ментора, следя за каждым движением его ручки по листу, рвешься поправить и сделать сама, очень скоро он не сможет без тебя выполнить даже элементарных задач.
Постарайся во время выполнения уроков быть для ребенка другом, а не надзирателем. Спроси, что он проходил на этом предмете в школе – это поможет ему еще раз повторить полученные знания, поделиться с тобой эмоциями и будет стимулировать его интерес. Попроси ребенка объяснить тебе задание, а не наоборот, даже если понять получится не с первого раза. Когда вы обсудите предстоящую задачу, оставь его работать над ней самому, и скажи, что если возникнут трудности, ты к его услугам. Ребенок должен знать, что всегда может получить помощь, но привыкать к мысли, что учеба – это его ответственность, а не твоя.
Надо ли делать уроки вместе с ребенком? 7 советов школьного психолога
Некоторые родители, когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…
Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.
В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.
Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.
Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди, но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в «фурию», начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:
1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал. Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.
2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков. Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.
3. Не делайте уроки за ребенка. Когда родители сидят рядом, ребенку может показаться, что они сами сделают за него уроки, а ему совсем не обязательно вникать в суть задачи. Поэтому при приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать и найти решение задачи самостоятельно. Не забывайте народную мудрость: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Ежедневно ребенок должен чувствовать радость от того, что ему удалось что-то сделать самостоятельно. Вместо того чтобы подсказать, больше задавайте вопросы, заставляющие его думать. Например, » Ты знаешь, к какому спряжению этот глагол относится?».
4. Сотрудничайте с учителями. Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.
5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому. Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.
6. Наймите репетитора. Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.
7. Постепенно приучайте к самостоятельности. Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
С началом учебного года практически каждый родитель сталкивается с вопросом: как помочь ребёнку с уроками? Ведь важно, чтобы для школьника этот процесс был безболезненным и желанным. Ответить на этот вопрос Лайфу помогла проректор по обучению и развитию Академии «Ростеха» Юлия Шикова. По её словам, есть несколько шагов, которые облегчат этот процесс как детям, так и родителям.
Первый шаг — выписывать на листок предметы, по которым нужно сделать домашнее задание.
Это делается легко и просто: берём школьное расписание, выписываем предметы, по которым нужно сделать домашнее задание. Не важно куда — на листок, в планшет или в гугл-таблицу. Главное, чтобы ребёнку было комфортно вести такую табличку. В ходе записей выяснится, что предметов, по которым домашнее задание задают «сегодня на завтра», всего два или три, а все остальные — только один или два раза в неделю. Соответственно, эти задачи можно сделать на выходных или в свободный день, когда у ребёнка больше времени, пояснила педагог.
Выписываем в столбик домашнее задание «сегодня на завтра».
Например, домашнее задание задали по математике, литературе или русскому языку. Визуализация помогает понять, что делать задания по всем предметам одновременно не нужно, как и удерживать всю информацию в голове.
Разбираемся с «много задают».
К примеру, по одному предмету всего два задания. Ребёнку нужно приблизительно посчитать, сколько времени потребуется на их решение. Если он не сможет ответить, помогите ему. Так, можете провести тест: включите таймер, пока он решает примеры, на это уйдёт около 20-30 минут. Три предмета — это полтора-два, максимум три часа, включая перерывы. Но никак не половина дня и весь вечер.
Четвёртый шаг — пишем распорядок дня.
Специалист также рекомендует ввести в правило распорядок дня: школа, отдых, обед и прочее. Затем — домашнее задание: 30 минут на выполнение упражнений и 15 минут отдыха. Можно ставить будильник, так ребёнку будет легче следить за временем. Если есть желание, можно делать уроки и по нескольким предметам на следующую неделю.
По словам собеседницы Лайфа, иногда дети просто боятся попросить родителей о помощи. Нужно убедить школьника, что в такой просьбе нет ничего постыдного. А мама и папа должны понимать, что нельзя ругать чадо за то, что он что-то не понимает. В таком случае можно и договориться заранее: откладывать сложные задания до прихода родителей домой.
«Спокойное отношение к тому, что у ребёнка периодически возникают сложности с пониманием того или иного предмета, их доброжелательность и вовлечённость помогут как сэкономить время выполнения домашнего задания, так и сохранить нервы себе и ребёнку. Результат: к 18:00 уроки сделаны. При этом ребёнок не устал, занимался собственными делами, сохранил тёплые отношения с родителями», — резюмировала проректор.