Как быстро научить ребенка понимать время

Часы с электронным циферблатом теперь повсюду. Но их предшественники — часы со стрелками не уходят в прошлое, поэтому умение определять время на любых часах остается ценным навыком, который надо освоить ребенку. Детям дошкольного и младшего школьного возраста бывает трудно понять сложное устройство времени. Есть несколько способов объяснить, как определять время по часам.

В сутках 24 часа

Для детей понятие времени — это нечто абстрактное. Малыши ждут маму в детском саду не в пять или шесть вечера, а «после прогулки» или «когда мы почитаем книгу». Есть долгий, но действенный способ объяснить ребенку, как устроено время:

  1. Возьмите лист бумаги и разрежьте его на семь частей. Это неделя, она состоит их семи дней.
  2. Теперь возьмите один «день», разрежьте на 24 части. За день проходит 24 часа. 12 часов день (условно) и 12 — ночь. Значения a.m. и p.m. означают ante meridiem дословно — «до полудня» (лат.) и post meridiem дословно — «после полудня».
  3. Расскажите ребенку, что если сделать еще более маленькие кусочки станет видно, что и час состоит из минут. В часе целых 60 минут, а в каждой минуте — 60 секунд.
  4. Важно объяснить ребенку и понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «после обеда». Когда ребенок понимает время глобально, будет легче ориентироваться по часам.

Найдите часы

Найдите исправные часы со стрелками. Лучше, если секундная стрелка тоже будет присутствовать. Скажите, что самая длинная, но самая тоненькая стрелка — быстрая, она летит, отсчитывая секунды. Когда она проходит все 60 частей, делений на циферблате, шагает стрелка покороче — минуты. Она не самая быстрая, но и не самая медленная. Следом идет короткая стрелка. Она никуда не торопится, это часы. Когда средняя стрелка пробежит 60 минут, часы подвинутся всего на одно деление, но ей некуда спешить, в сутки она совершает всего 24 шага.

Как определять время по часам

На циферблате недаром нарисованы цифры. Но их не 60, а 12. Часовая стрелка за день совершает два круга по циферблату, ведь 12+12=24. Двигаться «по часовой стрелке» означает двигаться в порядке возрастания цифр, а «против часовой стрелки» — в порядке убывания.

На то, сколько часов указывает маленькая медленная часовая стрелка. Если она стоит на цифре 5 — сейчас 5 часов, на цифре 6 — 6 часов и т.д., но она может стоять и между цифрами. Как бы близко она ни находилась к одной из цифр, пока она ее не достигла, надо называть меньшее число. Если часовая стрелка между 5 и 6, сейчас 5 часов.

Между каждым большим числом — 5 маленьких делений, это — минуты. 12*5=60.

Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах, используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько сейчас минут.Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 2, умножьте 2 на 5, получится 10. Сейчас 10 минут.

Рекомендации

  • Чтобы закрепить навык, почаще обращайте внимание ребенка на часы, интересуйтесь, сколько времени.
  • Если есть возможность подарить ребенку его собственные детские часы с циферблатом, это будет отличной мотивацией самому научиться определять время.
  • Если есть старые часы, можно сделать маркером дополнительные секции, где вы отметите минуты цифрами. Так ребенку будет удобнее первое время.
  • Визуальное расписание тоже можно отметить на самодельных или старых часах («завтрак», «школа», «прогулка», «сон» — все эти привычные ребенку дела можно выделить по секциям).

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Стоит понимать, что для малыша время – это нечто абстрактное, то, чего нельзя ни коснуться, ни увидеть. Ребенок живет моментом: то, что именно сейчас он чувствует, видит и делает – это и есть для него самое главное и единственное.

Как ощущается время маленькими детьми?

Поэтому трехлетний малыш не хочет отдать «на некоторое время» лопатку в песочнице или трёхколёсный велосипед. Ведь «момент» – это для него то же самое, что для нас «вечность». Ребенок очень медленно учится чему-то, если ему говорят, что начать это делать ему уже действительно пора. Например, переходить с горшка во взрослый туалет. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы как можно органичнее приучить его к понятиям, которые имеют связь со временем.

Говорите, например: «Мы сейчас наденем комбинезон, а потом пойдем на прогулку», «Наш папа вернется через час». Вы можете оперировать наименованиями часов, даже если трех-четырехлетний ребенок их пока не понимает. «В пять часов приедет бабушка», «В девять часов мы ложимся спать». Некоторое время спустя – уже названиями дней недели и месяцев.

Вчера, сегодня, завтра

Три таких, казалось бы, невзрачных слова, а на самом деле это основная триада, объединяющая прошлое, настоящее и будущее. Рассказывайте малышу о том, что произошло вчера, что вы делаете сегодня, и какие у вас планы на завтра. Показывайте сегодняшние последствия событий из прошлого: «Вчера мы купили бананы, они зеленоватые, сегодня они полежат в темном шкафу, а завтра они уже будут спелые и вкусные». Опишите, как будущее может быть связано с сегодняшним днем: «Сегодня мы подготовим подарок для бабушки, потому что у нее завтра именины».

Время на стене

Безусловно, очень полезно иметь дома на видном месте календарь. Кстати, вы можете рассказать о том, как выходил из положения на необитаемом острове Робинзон Крузо. Поскольку него не было календаря, он использовал насечки на дереве. Объясните малышу, почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом. Это значит, что этот день выходной, когда никто не работает. Став чуть постарше, малыш может попробовать сосчитать, сколько дней еще осталось до «красного дня» календаря или значимого праздника, дня рождения.

Если закрепить памятные даты в календаре заранее, то ребенок увидит, в каком темпе приближается этот замечательный день.

Внимание! Приготовьтесь к тому, что для детей время, как правило, тянется по ощущениям дольше, чем у взрослых.

Времена года

Их только четыре, они имеют простые и короткие названия, поэтому на самом деле детям проще всего их начать распознавать. Но длятся они так долго, что маленькому ребенку трудно охватить пониманием такой долгий срок, а уж тем более расставить их в правильном хронологическом порядке. Проще всего с зимой, потому что это снег, дед Мороз и Новый год. С летом тоже не все так плохо – ассоциируется с отдыхом и солнцем.

Труднее даются связки ребенку с весной и осенью. Что предложить? Пасху, День Победы, листья на деревьях, таяние снега? Осень – листопад, дождь? А может, у вас есть какие-то свои, семейные ассоциации? Попробуйте вместе раскрашивать, вырезать и клеить, все, что связано с временами года и раскладывать по темам.

Ориентироваться во времени – когда придет навык?

Не ждите, что скоро. Чтобы ребенок научился определять время на часах, нужно, во-первых, понимать разницу между большой и малой стрелками. Во-вторых – уметь считать до двенадцати, а затем и до двадцати четырех. В-третьих – распознавать часы на циферблате. Ну и, в-четвертых (если не самое главное) – хотеть все это узнавать. Конечно, навыки всегда приобретаются легче, когда видно, для чего приобретенные знания смогут пригодиться.

Поэтому растолкуйте ребенку, что с помощью часов люди могут друг другу назначать встречи. А также знают, когда вовремя выйти из дома, чтобы успеть в кино или не опоздать на рейс автобуса. У них реже подгорает пирог, и точно будет сварено яйцо не крутым, а всмятку.

Установите будильник или песочные часы

Даже малыш, который пока не ориентируется во времени, может почувствовать его течение. Покажите ему, как оно длится на примере временных отрезков.

Установите будильник, засекая час, перед началом игры, или при выходе на прогулку. Малыш, скорее всего, сначала будет нетерпеливо спрашивать, сколько же прошло времени, а потом, отвлекшись, забудет о будильнике. Но, когда будильник прозвенит, в итоге, будет удивлен, что час – это так много.

Когда малыш подрастет, постарайтесь объяснить, что время проходит всегда одинаково. Полчаса веселья с папой длятся столько же, как и полчаса в приемной у врача, хотя иногда и взрослым в это трудно поверить.

Покажите, какие разные бывают часы – традиционные механические и с дисплеем, на батарейках и с маятником, карманные «луковицы» и большие, настенные, на зданиях, песочные, цветочные, солнечные часы, секундомер.

Предложите малышу нарисовать что-нибудь на засеченный промежуток времени. К примеру, надо успеть нарисовать домик, прежде чем просыпется весь песок в песочных часах.

А что, если человечка или сразу двоих?

Сделайте сами свой календарь

Довольно трудно ребенку понять, что в жизни с одной стороны, постоянно происходит что-то новое, с другой – неизменно повторяются дни недели, месяцы и времена года.

Для понимания последовательности дней в неделе поможет совместно сделанный календарь. Сделать его довольно просто.

Приготовьте семь листов бумаги. Попросите малыша, чтобы он с понедельника до воскресенья, каждый день рисовал, что случилось сегодня. Какое ему запомнилось важное, смешное или приятное событие. Если на каждом листе делать несколько зарисовок, то при сравнении рисунков одного дня недели бок о бок можно увидеть общее. Тогда ребенок быстрее поймет, что каждую неделю повторяются одни и те же дни.

О роли ощущения времени в развитии образного восприятия

Растолкуйте чаду на жизненных примерах смысл фраз, метафор, крылатых, иносказательных выражений, мемов. Например, таких, как:

время от времени;

на наш век хватит;

«Время и Стекло» (время истекло);

без пяти минут двенадцать;

утро вечера мудренее;

утренний час дарит золотом нас;

не думай о секундах свысока;

делу время – потехе час;

Это будет способствовать развитию абстрактного мышления и образного восприятия у вашего ребенка.

Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.

Вложение Размер
rekomendacii_dlya_roditeley.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».

Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.

1. Сделайте макет часов вместе с ребенком или используйте механические часы с крупным циферблатом.

2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.

3. Объясните ребенку, что часовая и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.

4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?

5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.

6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)

Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа).

7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.

8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.

9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.

ОКНо или очень короткие новости о том,

Как разные люди определяли время

Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет, использовали такой способ:

Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.

Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.

Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.

“Как совершать путешествия – прогулки”

— Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.

— Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.

— После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.

— Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.

Памятка “О чем расскажет календарь”

Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.

Предложите ему определить, какой это день недели, время года.

Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.

Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка определять время?»

К 6 — 7 годам мозг ребёнка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку необходимо начинать намного раньше.

Как научить ребенка определять время по часам

Совет , как научить ребенка определять время по часам,с чего начать.

Как научить ребенка определять время по часам

Как научить ребенка определять время по часамВремя – это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. А как извест.

Как научить ребенка определять время по часам.

Рекомендации для родителейКонсультация «Как научить ребенка определять время по часам».Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с р.

Как научить ребенка определять время по часам.

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими поня.

Как быстро научить ребенка определять время по часам.

Объясните ребёнку, что прошлое связано с тем что уже было.Настоящее — это один миг, здесь и сейчас.Будущее — то, что только произойдёт.

Консультация для родителей “Как научить ребенка определять время”

Консультация для родителей “Как научить ребенка определять время” К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно.

Понятие времени сопровождает ребенка с самого рождения. При соблюдении режима дня «внутренние часы» подсказывают крохе, когда пора вставать, обедать или принимать водные процедуры. Ближе к 4 годам у подрастающего чада появляется интерес к определению времени по циферблату. Но научить ребенка понимать время, используя механические часы, бывает непросто. Обучение времени потребует сил и разъяснений. Как рассказать дошкольнику о минутной и часовой стрелках, как научить определять время по часам — все это вы узнаете в нашей статье.

С какого возраста учить ребенка определению времени?

Как понять, что ребенок готов разбираться и ориентироваться во времени? Для умения легко и правильно «считывать» текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • способность визуально различать числа в пределах 12;
  • написание чисел от 1 до 12;
  • понимание счета шагом через 5 (для изучения минут).

Если все вышеописанные действия под силу вашему чаду, то будьте уверены, что вы всего лишь в одном шаге от понятия времени. 2-3 занятия, и ребенок сможет определять значения циферблата.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.

Времена года

Календарь — вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна — всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого «особого» дня и считать время до них.

На заметку! Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик «Двенадцать месяцев».

Время суток

Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем («полдник у нас в 11 часов дня», «в 5 часов вечера придет бабушка» и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям «час», «минута» и «секунда».

Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы — это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.

  • Секунда — самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
  • Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты — довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут — озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
  • Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки — это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.

Учим понятие времени в игровой форме

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы «что такое часы?» и «как они показывают время?»

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную — длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а минуты более мелкими.

  • На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть, покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он — как часовой мастер, поэтому должен обращаться с временем бережно.

На следующем занятии повторите пройденное и спросите — который час? Так как числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знание по часам, можно переходить к минутам.

Определяем время на часах

Проще всего ребенку, умеющему считать до 100, использовать для учета времени электронные часы. С их помощью можно контролировать время и не нужно высчитывать минут. Если вы ищете ответ на вопрос, как научить быстро узнавать время, то это, вероятно, самый простой вариант. Но электронный прибор может лишить стимула учиться использовать обыкновенные механические часы. На стадии обучения старайтесь не давать ребенку «послабления» в виде циферблата на дисплее.

    Приобретите детские часы из дерева или картона с возможностью самостоятельно двигать стрелки. Цифры должны быть написаны по часам и по минутам, так будет проще ассоциировать расположение стрелки и количество времени.

Секундной стрелкой при определении времени мы пользуемся редко, поэтому заостряйте внимание, прежде всего, на часовой и минутной стрелках.

Покажите, в какую сторону движутся стрелки на часах. Значение «по часовой стрелке» будет часто сопровождать ребенка. Объясните, что стрелки движутся только в одном направлении.

На часах обычно написаны цифры от 1 до 12, но важно сразу рассказать что день включает в себя целых 24 часа. Сутки — это когда маленькая часовая стрелка дважды обходит весь циферблат.

Что такое час? Это когда часовая стрелка на любой из цифр, а минутная ровно на 12. Сначала сморим на часовую, потом на минутную, и ни в коем случае не наоборот.

От теории переходите к практике. Покажите, что сдвиг минутной стрелки на единицу означает 5 минут. Еще раз сдвинули — уже 10 минут (5+5).

Обратите внимание! Если ребенок знаком с таблицей умножения, то проще объяснить, что два умножить на пять — это десять. Ряд умножения на пять — это и есть «минутный» циферблат. Не знакомы с умножением? Можно просто запомнить скороговоркой — 5,10,15,20 и т.д.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

Когда ребенок ориентируется во времени, с ним проще договариваться. К примеру: «Гуляем еще пять минут, а потом идем домой». Или «Играешь 20 минут, а затем возвращаешь мне смартфон». Однако, чтобы это случилось, необходимо обучить чадо. Мы подготовили инструкцию, с помощью которой ребенка будет проще научить. Запасайтесь терпением, так как процесс длительный и пошаговый.

Подготовка к обучению ребенка

Прежде, чем научиться определять время, дети должны иметь базовое представление о нем. Это происходит примерно к пяти-шестилетнему возрасту. Ребенок уже знает, что время делится на такие единицы, как дни, часы и минуты.

Вы можете поговорить с детьми об их распорядке дня. Это можно делать с помощью карточек со списком действий, которые являются частью повседневной жизни. Нарисовать их, а затем попросить детей разложить карточки по порядку, показывая, что происходит с утра и до вечера.

Малыши также должны иметь некоторые базовые математические навыки: должны уметь считать до 60.

Объясните понятие часа, минуты. А затем научите считать до 60 пятерками: 5, 10, 15, 20 и так далее. Ребенок освоит это, когда сможет считать и писать от 0 до 60 по памяти.

Лучшие часы для обучения

Обучайте ребенка на крупных часах с двумя стрелками: часовой и минутной. Секундная стрелка может запутать, поэтому про нее расскажете, когда чадо освоит первые две.

Как учить ребенка определять время по часам

Покажите ребенку разницу между часовой и минутной стрелкпми: часовая меньше и крупнее, минутка — длиннее и тоньше. Часовая двигается медленнее, минутная — быстрее.

Покажите, как читать часовую стрелку: «Я вижу, что часовая стрелка указывает на _, значит, я знаю, что сейчас _ часов». Передвиньте стрелку на следующую цифру и так далее по всему циферблату: от «1» до «12».

Расскажите ребенку, что в одном часе 60 минут. Если малыш испытывает затруднения, нарисуйте на бумаге количество минут в качестве подсказки.

Поначалу учите определять время, когда минутная стрелка стоит на «12», а часовая — на отметках от «1» до «12». Когда этот этап будет освоен, задачу можно усложнить, добавив минуты. В этом деле нужна последовательность. Избегайте фраз вроде «пять минут пятого». Ребенку это сложно понять. На этапе обучения называйте время так: «Четыре часа 5 минут».

Не поймет ребенок и обозначение времени вроде «половина», «четверть», «без четверти». Это рано делать в дошкольном или в младшем школьном возрасте.

Важно отметить, что часовая стрелка не всегда указывает прямо на число. Она может находиться и между отметками. Чтобы понять время, ребенок должен обратить внимание на ту число, за которым стоит часовая стрелка.

Изучение определения времени — это навык, который нужно тренировать. Используйте любую возможность и вскоре ребенок станет мастером измерения времени. К примеру, говорите, что вы отправляетесь на прогулку в 10 часов утра и просите, чтобы ребенок поставил стрелки на часах. И так с любыми понятными ребенку событиями из его жизни: завтрак, обед, ужин, время купания или укладывания спать.