Уверенность в себе — важная психологическая черта человека, которая во многом определяет дальнейшее качество его жизни и успешность. Именно поэтому важно помогать ребёнку с раннего возраста в обретении такой черты или в борьбе с уже сформировавшейся неуверенностью.
Неуверенность ребёнка в себе и ее последствия
Уверенность в себе можно определить как адекватную самооценку самого себя и веру в свои возможности. Формирование этой черты начинается еще в раннем возрасте, примерно в 3 года, когда ребёнок проявляет свою самостоятельность в действиях и решениях, и в то же время остается еще на многое неспособным в силу своего возраста. Именно этот период характеризуется завышенной самооценкой ребёнка, нескончаемой верой в себя и представлением о том, что весь мир вращается лишь вокруг него.
Желая приспособить детей к жизни в социуме и чему-то научить, часто родители неосознанно формируют в них неуверенность, которая может проявляться в какой-то одной сфере или убеждении. Этот процесс обратим, но если вовремя не заметить и не исправить погрешности воспитания, детская неуверенность перейдет во взрослую жизнь и повлечет за собой неприятные последствия. Она значительно влияет на общее качество жизни, мешает в построении отношений с окружающими людьми, даже близкими, препятствует достижению успехов и провоцирует появление психологических и неврологических проблем.
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Причины неуверенности в себе у детей
Дети трехлетнего возраста имеют такую характерную черту, как эмоциональный эгоцентризм, который проявляется в их четкой убежденности в том, что они являются центром всего. У ребёнка развивается чувство неуверенности, когда всяческими действиями и словами его в этом разубеждают. Исходя из этого, можно выделить три основные причины потери ребёнком уверенности в себе:
- Недостаток любви.
Дети раннего возраста нуждаются в определенном объекте привязанности, которым зачастую является кто-то из родителей, и постоянном проявлении любви к себе. Если он не ощущает, что его любят, ему постоянно не хватает внимания, ребёнок может чувствовать себя одиноким и покинутым. Эмоциональное отвержение родителями порождает в нем отчужденность к окружающим, тревогу и неуверенность в своих силах.
Детские капризы и непослушание — неминуемый этап развития и воспитания, который нужно вовремя заметить и правильно скорректировать. Некоторые родители, не справляясь в такой ситуации, прибегают к манипуляциям и запугиваниям, которые для ребёнка выглядят как агрессия и вызывают чувство отчуждения, недоверия и неуверенности в себе.
- Отсутствие поддержки.
Ребёнок постепенно осваивает окружающий мир и, попадая в новую обстановку, он испытывает некоторый стресс и даже страх. В такие моменты для него очень важна поддержка взрослого, которая может выражаться даже в простом присутствии рядом и физическом контакте. Отсутствие такой поддержки вызывает у него чувство покинутости, страх и стресс при этом усугубляются, что влияет на общее психологическое состояние.
Рекомендации родителям для формирования в детях чувства уверенности
Воспользуйтесь следующими советами, если ваш ребёнок столкнулся с проблемой неуверенности в себе, или же вы хотите предотвратить возникновение у него такого чувства:
- Хвалите ребёнка и проговаривайте, за что вы это делаете.
Ребёнка нужно обязательно подбадривать и поощрять словами к новым достижениям, однако и в этом важно соблюдать меру. Если он делает что-то по вашей просьбе, или выполняет соответствующие возрасту обязанности, стоит просто его поблагодарить. Хвалите за новые достижения и хорошо сделанную работу, не преувеличивайте и обязательно говорите, за что вы его хвалите. Также не стоит употреблять оценочных выражений вроде «молодец» и «умница», лучше сказать о том, насколько вам нравится то, что он делает, и как хорошо он придумал.
- Позвольте ошибаться.
Тревожные родители очень часто чрезмерно опекают ребёнка, уберегая его от неудач и поражений. Однако встречаясь с трудностями как с нормальным жизненным явлением, дети учатся их преодолевать и добиваться успеха. Не стоит критиковать ребёнка, контролировать каждый шаг, предупреждая ошибку — позвольте ему встретится с неудачей и вынести из нее урок.
- Научите принимать решения.
После двух лет дети стремятся к самостоятельности во всем. Дайте малышу возможность самому решать посильные вопросы. Не нужно ставить его перед сложным выбором или решением, просто предложите на выбор несколько свитеров для прогулки или блюд на обед.
- Вселяйте оптимизм.
Все дети огорчаются и разочаровываются, испытывая неудачи, не стоит при этом утешать их общими фразами, говоря, что они все равно лучше всех. Отнеситесь к проблеме ребёнка с пониманием, объясните, что все мы отличаемся друг от друга и поэтому достижения у каждого разные, предложите путь совместного решения назревшей проблемы.
- Помогите найти увлечение.
Поощряйте ребёнка к посещению всяческих кружков и секций, к развитию собственных талантов и интересов, к поиску того, что ему действительно интересно. Дети, занимающиеся делом, которое их вдохновляет, склонны добиваться успеха и в других сферах, что делает их гораздо увереннее в себе.
- Научите ребёнка договариваться.
Даже в раннем возрасте детей можно научить решать посильные проблемы самостоятельно, что поможет им стать увереннее в своих силах. Например, при возникновении спора за игрушку на детской площадке, с помощью наводящих вопросов натолкните его на мысль о том, как решить этот вопрос бесконфликтно.
- Научите помогать другим.
Воспитывайте в ребёнке доброту и всячески поощряйте его желание помочь вам по хозяйству — это вселит в него уверенность в своих силах и научит быть ответственным.
- Создайте для ребёнка взрослое окружение.
Помимо родителей, в кругу его общения должны присутствовать и другие взрослые, общаясь с которыми он сможет расширить свой кругозор, развить мышление и навыки общения с другими людьми.
- Мечтайте вместе.
Пока ребёнок еще мал для серьезных решений, позвольте ему мечтать о несбыточном или маловероятном — это вселяет в детей уверенность. Расскажите, как вы выбирали свою профессию, и не заставляйте совсем по-взрослому смотреть в будущее, ведь его планы будут меняться еще далеко не единожды.
Часто неуверенность у ребёнка является причиной обращения родителей к детскому психологу. Но нерешительность — это не единственная проблема, которая может его беспокоить. Психолог Наталья Писаренко рассказала о причинах появления неуверенности у детей и о том, как её избежать.
Наталья Писаренко, Юнгианский аналитик, детский психотерапевт, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), РОАП (Российское общество аналитической психологии)
Неуверенность у ребёнка — очень размытая жалоба родителей, поэтому для начала они должны чётко сформулировать, в чём она проявляется, ведь под ней, как под маской, может скрываться много самых разных проблем.
Неуверенность как побочный эффект
Нежелание что-то делать
Некоторые родители жалуются, что дети не выполняют домашние задания самостоятельно, потому что они не уверены в своих силах. Хотя причина может быть совершенно другой. К примеру, они просто не хотят заниматься этой работой. В некоторых семьях дети находятся под таким давлением, что боятся заявить о том, что они не хотят что-то делать. Но даже маленький человек имеет право говорить: «Я не хочу». Многие родители боятся, что после того, как они разрешат детям высказывать своё негативное отношение к чему-нибудь, то они перестанут это делать. Но в действительности у каждого человека просто должно быть право жаловаться.
Депрессивность
Иногда родители считают, что ребёнок не уверен в себе, но на самом деле он просто может быть в депрессии. В этом случае советую оценить эмоциональный фон ребёнка в целом. Что ему нравится в жизни? Есть ли вещи, которые его радуют? Если положительных ответов нет, значит, у ребёнка действительно депрессия.
Интровертность
Часто родители называют неуверенностью нормальное поведение детей-интровертов. С рождения такие малыши действительно очень быстро устают от общества. Это проявляется даже в первые годы жизни: они не стремятся играть со всеми детьми на площадке, не любят большие праздники, потому что не хотят быть в центре внимания. Если родители понимают, что ребёнок — интроверт, то своим поведением они могут показать ему, что уставать от коллектива — это нормально. Бывает, что такая особенность малыша не признаётся, игнорируется. Например, оба родителя считают, что человек должен быть лидером в коллективе. Тогда дети начинают всей душой верить в то, что они необщительные, и это плохо. А после начинают свою замкнутость как-то компенсировать, но ничего хорошего из этих попыток не выходит.
Проблемы с развитием
Ещё одной причиной появления неуверенности могут быть проблемы с развитием. К примеру, малыши с плохим зрением могут чувствовать себя не очень комфортно в обществе. А родители будут списывать это на обычную нерешительность, хотя проблема здесь совершенно в другом.
Отношение к самому себе
До этого мы говорили о неуверенности как о результате какой-то другой проблемы. Но что же такое настоящая неуверенность в себе? Она связана с плохой самоидентификацией. Взрослый уверенный человек принимает себя со всеми своими особенностями и недостатками. У ребёнка это чувство укрепляется только в подростковом возрасте. На протяжении всего детства оно формируется. Если родители относятся к процессу этого чувства без особого уважения, то у малыша будут проблемы с ощущением себя как личности.
Поэтому, когда ребёнок маленький, он должен постоянно слышать, как он похож на своих родителей: «У тебя такие же вьющиеся волосы, как у мамы», «Ты такой же смелый, как твой дедушка». Это важно для формирования чувства принадлежности к семье. В то же время ему нужно часто говорить о том, какой он уникальный: «Какой же ты вежливый», «Ты такой аккуратный». Такие фразы нужны для того, чтобы малыш понял, чем он выделяется среди всех.
На мой взгляд, частая ошибка родителей в том, что они начинают нахваливать ребёнка без особой причины. Это разрушительная практика, потому что она его перевозбуждает. Ещё дети очень хорошо распознают фальшивые интонации. Похвала должна иметь отношение к реальности.
Победа над неуверенностью
Проявлением неуверенности может быть нежелание общаться с окружающими. К примеру, в школе ребёнок успел накопить опыт социального неуспеха, попадал в ситуации, в которых не знал, как себя вести. А вся проблема кроется в том, что родители просто не отработали с ним социальные навыки. Особенно это касается городских детей, потому что деревенские больше общаются друг с другом. Важно научить малыша дружить, объяснить, как себя вести, если обижают. Жаль, что эти простые истины в реальности использует так мало людей. Как и любой навык, их нужно отрабатывать постоянно.
Неуверенность у ребёнка может нанести очень сильный удар по самооценке родителей. Здесь самим родителям важно для себя понять, что дети имеют право быть неуверенными, что испытывать это чувство — нормально.
Мама и папа могут рассказать ребёнку какие-то истории про себя, например, про то, как они в детстве боялись выступать на сцене или отвечать на уроке. Если таких историй нет, то их можно придумать. Помогут книги и фильмы, в которых герои стесняются. К примеру, такие персонажи есть в книге «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен и в рассказах про «Муми-троллей» Туве Янссон. После чтения или просмотра фильма можно обсудить с ребёнком поведение этих персонажей, объясняя, что неуверенность — обычное дело, и справиться с ней можно вместе.
Что такое уверенность в себе?
Уверенность в себе – это позитивное видение мира, высокая самооценка и самоуважение, вера в свои силы, ощущение собственной правоты. По мнению детских психологов, развитию уверенности способствуют в первую очередь родители, благоприятная атмосфера в доме и правильное воспитание. Также это качество зависит от того, получается ли у ребенка выстроить отношения со сверстниками и взрослыми, в каком свете он видит мир.
Как понять, что ребенок не уверен в себе?
- Он стесняется в незнакомом месте, боится новых людей, молчит или говорит чуть слышно, например, купить что-то в магазине самостоятельно – для него практически невыполнимая задача.
Агрессивно относится к чужим людям, убегает, хамит, хотя обычно ведет себя спокойно, вежливо, ласково.
Дома он прекрасно подготовил стихотворение, но в классе не смог рассказать даже первое четверостишие и получил двойку.
Восемь способов помочь ребенку стать увереннее
1. Проявляйте уважение и будьте корректны в высказываниях
Не позволяйте никому унижать и оскорблять ребенка, никогда не делайте этого сами. То же самое касается ехидных замечаний. Дети не понимают сарказма и принимают сказанное Вами за чистую монету. Когда ребенок поймет, что Вы обращаетесь с ним уважительно, то он начнет сам себя уважать.
2. Верьте в малыша
Когда в нас кто-то верит, мы можем горы свернуть, правда? Чаще говорите ребенку, что Вы его очень любите, верите в него, что он особенный и способен на многое. Простая фраза: «Я знаю, что это трудно, но уверена, что ты справишься», воодушевит его и поможет побороть неуверенность. Кстати, оценочных похвал типа «Ты – самый лучший» нужно избегать, иначе он будет сильно огорчаться каждый раз, когда не сможет оправдать подобных ожиданий.
3. Цените старания ребенка
Если у малыша что-то не получилось, обратите его внимание на позитивную сторону. Например, Вы можете сказать что-то вроде: «Это было тяжело, но я видела, как ты старался, в следующий раз обязательно получится. Молодец!», «Да, по чтению у тебя тройка, но зато ты прекрасно считаешь, а чтение мы подтянем!» или «Не получилось нарисовать человечка, но зато эти цветы совсем как настоящие». У него должно остаться чувство удовлетворения, что с частью задачи он справился великолепно.
4. Давайте посильные задания
Не нужно давать ребенку поручения и игры, слишком трудные для детей его возраста. Вряд ли он выполнит их на пятерку с плюсом. Усложняйте их постепенно, после того, как увидите, что ребенок справляется хорошо. Если нужно, ненавязчиво предложите помощь. Всегда благодарите ребенка за то, что он сделал. «Спасибо, что ты так хорошо пропылесосил», «Спасибо, что ты так быстро убрал игрушки на место», «Бутерброды получились, просто объеденье! Я знала, что ты сможешь сам их сделать» – сказать такое несложно, а пользы от этих слов будет много. В случае если ребенок не справился, например, плохо вымыл посуду, не перемывайте ее при нем, сделайте это, когда он ляжет спать, чтобы не обидеть его.
5. Хвалите за хорошее и игнорируйте плохое
Обращайте внимание, когда ребенок ведет себя хорошо: улыбнитесь ему, похвалите, угостите леденцом. Если он капризничает или проявляет агрессию при гостях, не кричите на него, а решительно попросите выйти из комнаты. Когда он успокоится, разрешите ему вернуться и похвалите, что он принял правильное решение. Если Вас не устраивает его поведение, то скажите прямо, что не нравится, не задевая при этом самого ребенка: «Ты хорошая девочка, но огрызаться и толкаться – это плохо».
6. Разрешите ребенку быть самостоятельным
Психологи считают, что дети, которые постоянно находятся под родительской опекой, чувствуют себя более неуверенно, чем те ребята, которым давали свободу действий. Не указывайте постоянно, что и как делать ребенку, не выполняйте то, что он может сам. Фраза «Я сама сделаю, ты не сумеешь» должна быть под запретом. Не делайте за малыша то, что он хочет сделать сам, но пока не решается. Дайте ему время и право на ошибку. Не получилось с первого раза – получится со второго.
7. Все могут ошибаться
Покажите, что взрослые тоже совершают промахи. Создайте ситуацию, где вы окажетесь в незавидном положении, как часто это происходит с ребенком. Попросите у него помощи и поддержки. Например, вы рассыпали крупу и ее нужно собрать, разбили тарелку и т. д. Помогая и утешая вас, малыш почувствует себя сильным и незаменимым.
8. Не откупайтесь дорогой игрушкой
К сожалению, никакие брендовые вещи не могут повысить самооценку, они ее заменяют, но ненадолго. Кстати, один из признаков неуверенности в себе, низкой самооценки – это просьбы ребенка купить ему новый гаджет или вещь с лейблом, ведь они придают уверенности и поднимают самооценку. Лучше дайте ребенку понять, что когда есть такая возможность, вы никогда для него не пожалеете денег.
Итак, рецепт уверенности в себе не так уж и сложен: любите малыша, уделяйте ему внимание, не забывайте чаще хвалить его, и тогда он вырастет счастливым!
Адекватная самооценка позволяет человеку чувствовать себя комфортно в обществе. Уверенные в себе люди знают о своих возможностях и не боятся реализовывать их. Важно, что и ошибки воспринимаются ими спокойно. Из каждой неудачи можно извлечь опыт и использовать его для роста и самосовершенствования. Умение не заниматься самоедством, любить и уважать себя некоторые люди не могут развить всю жизнь. Проблемы часто тянутся из детства: родители, учителя, тренеры не всегда находят ключ к детскому внутреннему миру. Чтобы ребёнок рос уверенным в себе, с ним не стоит обращаться как с бесправным малышом. Разговор на равных и справедливое отношение помогает вырасти не закомплексованному человеку.
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Причины низкой самооценки ребёнка
Большинство людей склонны проявлять неуверенность в себе, особенно в детские годы. Она вызвана недостатком опыта, страхом провала, юношеским максимализмом. Школьники часто боятся выделяться, быть не как все. Дети чувствуют, когда кто-то отличается от них происхождением, верой или материальным положением, и могут проявлять жестокость, издеваясь над чужаком.
Есть люди от природы более застенчивые, чем окружающие. Их часто можно определить по тихому голосу, сбивчивой речи, неприметной одежде. С врожденными особенностями характера и темпераментом работать труднее, поэтому лучше начинать это делать в юном возрасте.
Отношения с родителями, братьями, сестрами влияют на восприятие себя и окружающих. Когда малыш обделен вниманием, ему приходится самому бороться с внутренними противоречиями, кризисами и страхами. Не играет роли, по какой причине родители не находят времени и возможности поговорить с детьми. Но если это затягивается, наступают неприятные последствия.
Единичные случаи, неудачи могут надолго западать в душу. Если ребёнок скрытен, он не захочет ни с кем ими делиться и не сможет до конца справиться с проблемой. А также, научиться правильной реакции на плохие оценки, конфликты, поражения на соревнованиях.
Социализация, поиск места для себя в коллективе — важный этап в самопознании. Детство часто не безоблачно. У мальчиков и девочек есть потребности: они хотят, чтобы с ними дружили и тяжело воспринимают одиночество. Неспособность найти себе друга может вызывать чувство неуверенности, озлобленности или отчужденности.
Возможные последствия неуверенности в себе
Неуверенный в своих силах взрослый или ребёнок испытывает много переживаний. Злость на себя, разочарование, новые страхи могут не отпускать даже в моменты счастья. Люди, которые постоянно себя в чем-то винят, часто сознательно лишают себя удовольствий, считая, что не заслужили отдыха. Так издеваются над собой не только взрослые люди, но и дети.
С виду благополучные отличники часто очень самокритичны и отказываются от похода в кино из-за тройки по математике. Даже если взрослые не упрекают их, они сами выступают в роли судьи. Как следствие — физическое перенапряжение, эмоциональное выгорание, апатия, проблемы с аппетитом и сном.
Упуская момент, не замечая, что ребёнок теряет веру в себя, можно вырастить эмоционально нестабильного человека. Он либо будет прятать эмоции, либо выражать их слишком импульсивно, подолгу живя в стрессе.
Непослушание, отсутствие близости и доверия в отношениях с родственниками, непонимание и конфликты часто происходят в подростковом возрасте. Они могут быть вызваны не столько желанием молодого человека противопоставлять себя окружающим, сколько его комплексами. Желая скрыть собственную ранимость и обиды, ребёнок неосознанно отдаляется от любимых людей.
Неуверенным в себе людям труднее состояться в профессии, семейной жизни. Они могут либо проявлять грубость, стремясь скрыть свои страхи, либо быть слишком скромными. Обе крайности отравляют жизнь и общение.
Как развить веру в себя с детства?
Детство — это время, когда закладывается фундамент восприятия себя как личности. То, насколько родители уважительно и внимательно относятся к ребёнку, влияет и на их отношения и на его будущую жизнь.
Можно с ранних лет разговаривать с малышом, как со взрослым, спрашивать его мнения по разным вопросам. Хвалить его не абстрактно, а конкретизируя, в чем именно он преуспел. Так он узнает свои сильные и слабые стороны.
Доверительное общение предполагает признание родителями собственных ошибок. Можно рассказывать, что тоже бывает страшно выступать перед аудиторией, делать важные звонки. Или как неловко отстаивать свои права, отвечать на грубость незнакомых людей. Можно обсуждать с ребёнком, что бы сделал он в той или иной ситуации.
Стоит объяснять детям, что прибегать к помощи и советам — это не значит проявлять слабость. Сильные, уверенные в себе люди готовы учиться новому и признавать, что чего-то не знают.
Уверенность в себе рождается из веры в незыблемость отношений с родителями. Если ребёнок знает, что независимо от результата в любой из сфер жизни он нужен, важен и любим, то ему проще переживать неудачи.
Основные ошибки, совершаемые родителями при воспитании детей
Воспитание детей — сложный процесс, которому не учат каждого родителя. Многое делается по принципу, как у самого было в детстве.
Привычка стыдить ребёнка, особенно на людях, сравнивать его с другими воспринимается многими взрослыми как норма. Это травмирует детскую психику. Постоянные одергивания и запреты с младенческого возраста лишают ребёнка решительности. Тотальный контроль отбивает желание проявлять инициативу и самостоятельность.
Неадекватное поведение взрослых в моменты конфликтов: крики, угрозы, шантаж, давление, применение физического насилия — не педагогичны. Ребёнок становится запуганным, замкнутым и подавленным. Или, наоборот, агрессивным и неуправляемым. Это защитная реакция на несправедливость и жестокость взрослых.
Стоит давать себе время остыть, если ситуация выходит из-под контроля, больше говорить о собственных чувствах: огорчении, разочаровании, стыде из-за конкретного поступка сына или дочери, а не вешать на них ярлыки. Выразив свое отношение к происходящему, можно поинтересоваться мнением ребёнка.
Для того, чтобы дети чувствовали, что справляются с поручениями и обязанностями, не стоит требовать от них слишком многого, перегружать их. Даже если их не упрекают при неудаче, они сами могут сделать неутешительные выводы.
Нежелание подчиняться воле родителей, есть предлагаемую пищу, носить купленную одежду может проявляться еще в детском саду. Терпение помогает правильно реагировать на детские отказы. Иногда за ними стоит простое желание проявлять самостоятельность. Можно давать ребёнку свободу выбора в допустимых рамках: например, позволить выбрать любимую шапку для прогулки зимой, съесть другой содержащий клетчатку продукт взамен брокколи. Ощущение собственной значимости начинается с мелочей.
Человек любого возраста может испытывать неуверенность в себе, опасаться каких-то мнимых или реальных угроз. Большинство фобий связано с нежеланием людей потерять жизнь, здоровье, благополучие и близких. Дети больше остальных подвержены тревожным мыслям из-за своей беззащитности и отсутствия опыта. Родители стараются, чтобы ребёнок рос счастливым и уверенным в себе человеком, знал свои права и не усложнял себе существование грустными мыслями и предчувствиями. Победить страхи бывает не просто, но игнорировать их не стоит, иначе они могут надолго закрепиться в подсознании малыша.
Почему дети проявляют неуверенность в себе?
Ребёнок может проявлять нерешительность в силу природных данных и характера. Невысокие, хрупкие, застенчивые мальчики и девочки часто стараются быть незаметными, не привлекать к себе лишнего внимания, опасаясь физической или эмоциональной агрессии со стороны сверстников.
Не все дети любят конкуренцию и наделены честолюбием, чтобы стремиться занимать первые места на соревнованиях или получать пятерки в школе. Родители могут считать, что их ребёнок недостаточно уверен в себе, когда тот просто не ставит перед собой цели быть первым или пробовать что-то новое.
Вежливому ребёнку бывает не просто отстаивать свои права при общении с другими ребятами или взрослыми. Врожденная робость, деликатность и воспитание мешают ему протестовать против несправедливости и выражать недовольство.
Традиции и манера общения родственников так же влияет на детское поведение. Ребёнок, растущий в строгости, привыкший к крикам и упрекам со стороны родителей, боится проявлять инициативу. В отношениях с одноклассниками и учителями он занимает аналогичную позицию, предпочитая подчиняться.
Нервными и плаксивыми иногда растут девочки и мальчики, родители которых предъявляют к ним высокие требования. Загруженный школьными и внеклассными занятиями, музыкальной и художественной школой, курсами иностранного языка и спортивной секцией ребёнок, не успевает делать все на должном уровне, разрывается между разными задачами. В результате человек теряет уверенность в себе, считая, что ни в чем не может преуспеть.
Похвала и поощрение со стороны родителей тоже могут производить обратный эффект: ребёнок начинает думать, что его любят только за достижения, боится разочаровать взрослых, делает все ради оценок и наград, а не саморазвития.
Ощущая себя не на своем месте, занимаясь тем, что не нравится, страдая от неадекватного поведения близких людей и их вредных привычек, любой человек чувствует дискомфорт. Ребёнок в таком положении теряет веру в себя, считая, что он хуже и ему меньше везет.
Подростковый возраст связан с гормональными перестройками и новыми комплексами. Девушки и юноши страдают от своего положения еще не взрослого человека, но уже и не ребёнка, непонимания взрослых, нехватки внимания противоположного пола.
Большую часть времени школьники проводят в коллективе, важно, чтобы им было в нем комфортно. Если в классе царит нездоровая атмосфера, над кем-то издеваются, часто происходят конфликты, многие ребята чувствуют себя неуверенно.
Чего может бояться ребёнок?
Самые распространенные детские страхи связаны с возможным одиночеством и физической болью. Ребёнку страшно потеряться, остаться дома одному, лишиться родителей, их внимания и любви. Маленькие дети могут сильно переживать из-за поломки игрушки, до слез бояться, что закончатся краски или мыльные пузыри, испачкается новая кукла или лопнет воздушный шарик.
Уколы, лечение зубов и простой осмотр у врача вызывает страх и слезы у большинства детей. Им неприятны все эти манипуляции, и родителям приходится прилагать усилия, чтобы отвести чадо к стоматологу или на прививку.
Детям часто страшно проявлять самостоятельность, ходить самим в магазин и поликлинику, ездить на общественном транспорте. Страх неизвестности мешает пробовать новое, ребёнку не хочется идти в детский сад или школу.
И дети, и взрослые боятся высоты, скорости, глубины, замкнутого пространства, темноты, собак, резкого шума. Одним удается контролировать эти страхи и даже избавиться от них, другим приходится сосуществовать с ними.
В каком возрасте человеку особенно нужна поддержка матери с отцом?
В любом возрасте человеку важно чувствовать себя любимым сыном или дочерью. Теряя родителей, каждый лишается поддержки и веры очень близких людей.
В ранние годы ребёнок крайне зависим от матери с отцом. Они — воплощение силы, добра и справедливости для маленького человека. С годами их роль несколько меняется, школьники хотят видеть в родителях соратников, друзей, с которыми можно разговаривать искренне, делиться переживаниями и страхами.
Для взрослого человека родительский дом остается олицетворением надежного тыла, места, где всегда примут. Даже когда мама с папой — уже пожилые люди, сами нуждающиеся в поддержке родственников, дети обращаются к ним за советом.
Как родителям помочь сыну или дочери избавиться от тревог?
Ребёнку важно, чтобы его принимали всерьез. Взрослым не стоит отмахиваться от детских проблем, обесценивать страхи сына или дочери. Лучше работать над ними, искать способы избавления от тревоги. Многие родители стараются не давить на сына или дочь, заставляя их преодолеть фобию, а действовать постепенно и последовательно.
Не обязательно бросать ребёнка в воду, прыгать с ним с парашютом, оставлять одного в темной комнате или в помещении с собаками. Можно записать его на плавание, ходить в гости к друзьям, живущим на 10 этаже и вместе смотреть в окно, купить ночник и включать его все реже, смотреть фильмы и ролики о животных.
Заметив в поведении ребёнка неуверенность и скованность, можно больше времени проводить с ним, общаться, рассказывать о своем опыте, читать книги, улучшать различные навыки, расширять кругозор, работать над внешностью и поведением. Делать все, что поможет человеку почувствовать себя самодостаточным и жить в гармонии с собой.
Не стоит торопить события и слишком многого требовать от детей, некоторым может потребоваться помощь психолога и не один год, чтобы справиться со страхами и комплексами. Лучше поддерживать их и быть рядом.
Родители наблюдают за своим ребенком и часто могут видеть то, что им не нравится. Например, неуверенность, робость, нерешительность. Только угрозами ничего не решить, ровно, как и высмеиванием. Уверенность ребенка напрямую зависит от правильного поведения родителей.
Почему появляется неуверенность
Дети дошкольного возраста очень зависимы от родителей и среды. Они только недавно пришли в этот мир. Поэтому все воспринимают всерьез. Неуверенность может развиваться по разным причинам:
- негативные высказывания со стороны родителей;
- игнорирование потребностей ребенка;
- акцент на неудачах;
- отсутствие такта.
Мало кто из родителей желают плохого ребенку. Зачастую они считают, что поступают как лучше. На самом деле любое негативное слово может ранить и оставить последствия. Помните золотое правило воспитание: оценивают поступок, но не ребенок. Неважно что он сделал — ругайте за действие, но не опускайтесь до уничижительных формулировок.
Даже если вам кажется, что успех дошкольника незначительный — не пренебрегайте им. Поддержка родителей вдохновляет ребенка. В дальнейшем он будет уверенно себя чувствовать.
Иногда неуверенность и чувствительность следствием работы нервной системы. В этом случае нужно создать оберегающий режим. Поместите дошкольника в спокойную обстановку, дозируйте время пребывания у телевизора и компьютера.
Как справиться с неуверенностью
Дайте понять ребенку, что вы верите в него. Для этого поддерживайте его начинания, выслушивайте и подбадривайте. Можете рассказать о том, какие у вас были трудности в детстве. Поделитесь историями о том, как вы их преодолели и справились с ними.
Не оценивайте ребенка по количеству друзей. Это только вызовет негативную реакцию. Всегда подчеркивайте безусловность любви. Не имеет значение число друзей, количество похвалы от воспитателя или объем медалей на стойке. Родители всегда будут любить ребенка.
Иногда дошкольники слишком критично воспринимают критику. Начинают плакать и просить прощения. Это возникает даже в случае, если ребенка никогда наказывали физически. Такое поведение бывает следствием слабого типа нервной системы. Исправить его нельзя, но можно адаптировать ребенка.
Никогда не ругайте его как личность, оценивайте только поступок. Пользуйтесь «Я-Сообщениями» и не перестарайтесь с критикой. Слабые места можно подмечать, но не так чтобы стало обидно.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Вопреки распространенному мнению — это не усиливает азарт и желание превозмогать. Скорее, наоборот, вызывает еще большее падение самооценки.
Если ребенок расстраивается из-за слов других детей, то чаше хвалите его, говорите как сильно его любите и подчеркивает его сильные места. Со временем дошкольник поймет свою ценность как личности и это поможет справиться с неуверенностью в себе.