Формирование творческих способностей ребенка: подходы и техники

Развитие творческих способностей ребенка необходимо для успешного обучения и исследования мира. Для развития творческих способностей ребенка существуют различные подходы и техники. Важно понимать, что творческие способности должны быть развиты не только для того, чтобы ребенок мог работать с предметами, но и для того, чтобы он мог понимать и развивать свои идеи.

Первым шагом в развитии творческих способностей ребенка является предоставление ему доступа к различным материалам и инструментам. Ребенку нужно давать возможность исследовать и изучать мир вокруг него. Он должен быть вдохновлен и иметь доступ к различным источникам творческих идей, таким как книги, музыка, искусство и т. д.

Другой подход к развитию творческих способностей ребенка — это предоставление ему площадки для самореализации. Ребенок должен иметь возможность использовать свои идеи и реализовать их в практике. Это может быть в виде исследования, проекта, искусства или игры. Также можно предоставить ребенку возможность работать с другими детьми и дать им возможность развивать идеи и делиться ими.

В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей ребенка — это долгосрочный процесс, который требует времени и усилий. Родителям и учителям необходимо предоставить ребенку возможность развивать свои творческие способности, предоставляя ему доступ к различным материалам и инструментам и предоставляя ему площадку для самореализации.

Научный журнал Международный журнал экспериментального образования ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,484

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕБЁНКА

Развитие творческого мышления начинается у ребёнка в раннем детстве. При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Юный моделист-конструктор делает модель по чертежам, сделанным другим человеком, но при этом он может вносить в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают изделию более оригинальный вид.

Л. С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, «которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданной творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1].

В любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, и многие исследователи по поводу этого явления высказываются по-разному, например Яков Александрович Пономарёв называет его – интуитивным, Джой Пол Гилфорд представлял его – дивергентным, то есть «направленным в разные стороны», а Эдвард де Боно говорил, что творческое мышление является – нешаблонным, Макс Вертгеймер, выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, называл творческое мышление – продуктивным. При этом все исследователи придерживаются одинакового направления, считают, что основным признаком творческого мышления, а значит, творчества, является способность личности выйти за пределы общих истин и создать новое оригинальное направление, идею, модель, произведение и другие интересные вещи.

Отечественный исследователь и автор работ по организации творческой направленности личности Марина Валентиновна Голубева обращает внимание последователей на то, что «изучение психологии творческих способностей – это относительно новое направление в изучении знаний о человеке» [2].

Творческая направленность личности успешно развивается во многих образовательных центрах России, примером тому может служить Образовательный центр «Сириус». Здесь развитие творческого мышления является базовой площадкой для создания эффективных условий успешности в любом виде деятельности. Для реализации этой цели специалисты используют различные методы активизации творческого мышления, чтобы разбудить предрасположенность к творчеству.

Исследователи творческого мышления предлагают многочисленные методы его активизации, например «Бином фантазии» Джанни Родари, где приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» – это «состоящий из двух частей». Чтобы применить «Бином фантазии» нужно взять два случайных слова, которые никак не ассоциируются друг с другом. Автор этой методики Д. Родари проводил такую аналогию: «Один электрод не сможет вызвать искру, для этого – нужно два электрода, а для включения фантазии необходимо два слова, которые провоцируют друг друга, они необычны и необъяснимы рядом друг с другом на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое» [3].

Другим направлением творческого процесса является «Решётка идей» Ричарда Вона, в основе которой лежит решётка ФКБ («Фут, коун энд белдинг») всемирно известной рекламной корпорации, являющейся мощным инструментом, дающим возможность сжато представить огромное количество информации. Метод морфологического анализа Фрица Цвикки, разработавшего ряд оригинальных технических решений в ракетостроении, а также отечественная методика Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Современные исследователи творческого мышления определили основные методы, способствующие формированию такого мышления – это:

– Коллективные методы, которые наиболее активно оказывают влияние на развитие творческого мышления. Основополагающим методом этого направления является мозговой штурм.

Опытный педагог, используя эти методы в своей практике, оказывает эффективное воздействие на развитие творческих способностей ребёнка, с помощью которых у любого индивида растёт самооценка, уверенность в своих способностях, а эмоциональный тонус становится положительным по отношению к себе и внешнему миру.

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия, такие как:

– эмоциональная сфера, или – душевное состояние, страсть, приходящие к личности в момент выполнения творческой работы – (аффективность);

– другое понятие, которое затрагивает способность индивида рассматривать несколько противоречащих направлений или способов решений одной задачи, или дивергентность мышления, что в свою очередь является редким проявлением мышления, расходящимся в разные стороны;

– определение, признак или классификацию какой-то единицы называют критерием, с помощью которого производится оценка, производимой творческой деятельности;

– другим направлением измерения показателя конкретного процесса является – параметр, который характеризует какое-то свойство творческого процесса;

– личностные особенности индивида, называются способностями, которые проявляются в конкретной деятельности ребёнка, направленными в ту или иную сторону её творческого развития. Участвуя в творческой деятельности, конструировании, моделировании, дети и подростки испытывают различные эмоции, колеблющиеся от страха до радости озарения.

Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкий считают: «Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых» [4].

Определить или выявить творческие способности личности можно с помощью специальных тестов креативности, но такие тесты основаны словесным, числовым и графическим материалом, которые удобны для получения статистических результатов и не могут сразу конкретизировать творческую направленность личности. Помимо тестирования, творческие способности можно определить с помощью выполнения практических заданий разной степени сложности, при их выполнении педагог ведёт наблюдение, как дети и подростки подходят к выполнению того или иного задания. Некоторые после объяснения смело приступают к выполнению, допускают ошибки, но придумывают различные способы выполнения, опираясь на свой небольшой опыт и навыки. Другие с первого задания начинают «причитать» – «У меня не получится!», «Я боюсь, вдруг сломается!». В этом случае педагог должен морально поддержать такого ребёнка и оказать помощь, повторяя действия за педагогом, такие дети убеждаются, что они в силах выполнить это задание, и у них появляется уверенность в своих силах и возможностях.

И. В. Хромова, М. С. Коган говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития, и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии» [5].

Поэтому рассмотрим этимологию самого слова – диагностика, оно происходит от греческого «diagnostikos» – способный распознавать. Таким образом, диагностика является особым видом познания или распознавания того или иного творческого события.

Мы часто искренне верим полученным результатам при тестировании креативности, успешное же выполнение задания теста даёт возможность считать, что личность творческая, однако невыполнение тестовых заданий не может служить доказательством тому, что человек не творческий. Специалисты по этому поводу говорят, что показатель творческого развития личности может отличаться у того или иного индивида в силу его личностных качеств и предрасположенностей.

Например, исследуя наличие креативности, можно использовать метод наблюдения и рисунки, с помощью которых определяют творческую направленность той или иной личности (рисунок).

Наблюдение за исследуемой личностью можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка или подростка. Педагогу следует помнить, что у творчески одарённых детей могут возникать различные социальные проблемы, которые необходимо преодолеть, но при этом он не должен потерять основные творческие качества, для этого необходимо создать такие условия, в которых талантливый ребёнок не ощущал бы себя отверженным и не поднимал бы себя на пьедестал величия.

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных характерных признаков творческих детей и подростков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые раскрывают и дают подробные объяснения социальным проблемам, присущим творчески одарённым детям.

Следовательно, педагог, работающий с творческими детьми, должен акцентировать свое внимание на развитии следующих личностных качеств детей и подростков, таких как «Я – концепция», самооценка, мотивация деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

– в «Критериальной характеристике творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности, разработанной Л. Н. Дроздиковой»;

– в «Критериальных Признаках высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу»;

В качестве примера можно воспользоваться диагностикой, предлагаемой И. В. Хромовой, М. С. Коганом и др. (таблица).

Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

«Нужно ответить на вопросы и подсчитать баллы. В скобках в пятом столбце таблицы указаны баллы, которые нужно проставить при согласии с вопросом или несогласии: первый – за ответ «Да», второй – за ответ «Нет».

14–16 очков: У ребёнка буйная фантазия. Если её умело направлять, то жизнь ребёнка станет гораздо богаче и принесёт много радости и ему, и окружающим его людям.

9–13 очков: Фантазия ребёнка достаточно сильна, однако нуждается в тренировке и дальнейшем развитии.

5–8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках. В определённой степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Ему нужно помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии» [5].

При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.

Как говорил Жан-Поль Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь» [6].

Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта.

Автор утверждает: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности, поскольку личность имеет различную направленность, то поэтому чёткой систематизации методик для изучения внутреннего мира человека пока в практике исследований нет» [7].

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения.

Выполняя ту или иную операцию в осуществляемой трудовой деятельности, дети и подростки приобретают необходимые навыки, помогающие им решать порой довольно сложные технологические задачи. Педагог, формируя условия для выполнения эффективной трудовой деятельности, создаёт определённый игровой фон, в котором дети и подростки комфортно себя ощущают, как с физиологической, так и с психологической позиции.

Рассмотрев ряд способов и методов воздействия на детей и подростков в процессе дополнительной деятельности, нельзя её сравнивать с базовым образованием, поскольку ребёнок идёт заниматься любимым делом со значимым взрослым в своё удовольствие, надеясь, что при этом его уровень саморазвития станет выше и более значимым, так же думают и его родители.

Таким образом, мы рассмотрели ряд методов и способов выявления творческой направленности детей и подростков, которые необходимо использовать в повседневной работе педагога дополнительного образования, а также некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности их и активизировать её в дальнейшей совместной деятельности. Практические же задания, имеющие в своей основе творческую базу, могут способствовать развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности с детьми и подростками.

Международный журнал экспериментального образования

Журнал издается с 2007 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публик

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги .

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги .

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

21. Хвалите ребенка

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

27. Если нравится музыка, ходите на:

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

Развитие творческих способностей у дошкольников

Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Что такое творческие способности и зачем их развивать?

Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.

Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение , логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.

Условия для развития творческих способностей

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.

Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

Младший дошкольный возраст

. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.

. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Старший дошкольный возраст

Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.

Младший школьный возраст

. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.

Как развивать творческие способности дошкольников?

Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.

На что похожа фигура?

Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.

Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне .

Сочиняем историю

Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.

Мозаика из зерен, семян

Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.

Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.

Волшебные кляксы

Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).

Три предмета

Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.

У кого какой характер?

Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.

Изобразительная деятельность

С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.

Лепка

Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном. Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу. Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.

Аппликация

В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д. Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.

Нетрадиционное рисование

Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.

В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.

Музыка

Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.

Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.

Театрализованная деятельность

Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни. В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.

Чтение и литературное творчество

Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами — сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.