Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Никитины – здоровые и умные дети
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
«Воспитание» и «воспитанник» — родственные слова. В основе лежит передача опыта учителя ученику.
Нравится нам это или нет, но мы, родители, являемся главными учителями для наших детей. Расширение нашего репертуара методов воспитания позволяет нам адаптировать имеющиеся в нашем распоряжении методы сообразно возрасту, темпераменту, опыту обучения нашего ребенка и нашим собственным ценностям. Возможно, некоторые из этих вариантов пригодятся для применения на практике в вашей семье.
- Игнорируйте проблемное поведение, если оно не опасно. Если обращать внимание, то это просто подкрепляет такое поведение, так что оно может повториться в будущем.
- Переключите внимание ребенка на другое занятие.
- Реорганизуйте среду таким образом, чтобы убрать или минимизировать соблазны к плохому поведению. Это обычно называют подготовкой пространства к присутствию ребенка и это особенно подходит для детей младшего возраста.
- Обратите внимание на позитив. Старайтесь акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное поведение.
- Пересмотрите свои ожидания. Может быть, поведение ребенка вообще нормально для этого возраста? Иногда поведение, которое расстраивает родителей — например, плаксивость или желание «делать всё самостоятельно» — является нормальной частью процесса обучения на определенной стадии развития.
- Используйте метод тайм-аута — прекращение текущей деятельности на некоторое время. Спокойно поместите неуправляемого ребенка в скучное, но безопасное место. Кратко расскажите ребенку, почему оскорбительное поведение неприемлемо и что теперь ему нужно посидеть и подумать, ничего не делая, пока вы не разрешите ему вернуться к тому, чем он занимался. Общепринятым руководством к расчету времени тайм-аута является одна минута на каждый год возраста ребенка. Если ребенок повышает голос, огрызается или устраивает истерику, это автоматически приводит к перезапуску таймера. По окончании тайм-аута, не возвращайтесь больше к этому вопросу — не надо корить, отчитывать или обвинять. Ребенок неизбежно будет испытывать ваше терпение. Важно оставаться твердым и спокойным.
- Изучите свое собственное поведение. Возможно, ребенок реагирует на ваши собственные нечеткие ожидания, непонятные ему слова, угрожающее отношение или непоследовательность? Если это так, то изменение поведения родителя, вероятно, является самым быстрым путем к изменению поведения ребенка.
- Меньше значит больше. Когда дети ведут себя плохо, для родителей или других взрослых велик соблазн реагировать аналогичным образом — гневными словами и невербальными признаками физического напряжения. К сожалению, это часто усугубляет ситуацию. Вместо этого найдите способ успокоиться, смотрите в глаза ребенку, говорите тише. Спокойствие заразительно!
- Прикосновение. Есть много видов прикосновений, которые могут вернуть детей к нормальному поведению – мягко положить руку на плечо, погладить волосы, провести ладонью по спине. В нашем все более изолированном бесконтактном обществе нежное прикосновение обладает огромной силой, о чем люди все меньше догадываются.
- Проговорите недопустимое поведение. Хотя это кажется очевидным, иногда родители просто предполагают, что ребенок сам знает, что именно он сделал неправильно, или что достаточно будет общих слов, вроде «веди себя прилично». Не предполагайте, лучше просто укажите, что не так и почему. Например, можно сказать «Нельзя колоть младшего брата острыми предметами. Ему больно».
- Изучите обстановку и среду на предмет недопустимых моделей поведения, которым может подражать ребенок. Может быть, он слышал такого рода нецензурную лексику от папы, из телевизора или от друга? Мама тоже ходит насупившись или хлопает дверью, когда злится? Дети до обидного точно имитируют наше самое недостойное поведение. Возможно, чтобы изменился ребенок, нужно измениться тому, кому он подражает.
- Позволяйте наступать логичным последствиям. Если кто-то забыл сделать домашнее задание, то логичным последствием будет плохая оценка в школе. Если кто-то потратил все карманные деньги сразу, то у него не будет их, чтобы купить то, что будет хотеться через день. Не ограждайте ребенка от последствий. Пусть учится на них, но без ваших нравоучений в духе «А я говорил!».
Как «главные учителя» наших детей, мы должны учить их последовательно, мудро и с любовью, используя весь наш воспитательный репертуар.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
Методы воспитания детей в семье
Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:
Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.
Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.
Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.
Методы воспитания детей в семье Выбор методов воспитания родителями зависят от того, на что направлено воспитание. Одни хотят видеть своего ребенка эталоном послушания, другие – интеллектуалом, третьи направлены на развитие творческих способностей, сколько семей, столько направлений и особенностей воспитания. Сами методы не имеют принципиального отличия от общеизвестных педагогических методов, применяемых в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях, но обладают своей спецификой. Главной отличительной особенностью семейного воспитания является индивидуальность. Родители имеют возможность максимально учесть психические особенности своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, настроение и эмоциональное состояние. Другое отличие состоит в особенностях личностей самих родителей, их воспитанности, понятий о нравственности и морали, осведомленности в вопросах воспитания детей, целей и стиля отношений в семье. Одни и те же методы в разных семьях могут иметь различный характер. Например, в одной семье наказанием считается понимание ребенком того, что он совершил плохой поступок и его переживания по этому поводу, а в другой – наказание – это лишение какого-либо удовольствия. В одних семьях поручение – это признак доверия и признания определенных достижений ребенка, а в других – поручение принимает форму наказания. Методы и средства воспитания в семье многочисленны и разнообразны, среди наиболее общих методов, регулярно применяемых практически в каждой семье убеждение, поощрение, наказание, разъяснение, личный пример. Существуют некоторые общие условия, от которых зависит выбор тех или иных методов воспитания детей: знание особенностей ребенка, личностные особенности родителей, наличие совместной деятельности, педагогический уровень родителей. Рассмотрим их более подробно. Знание родителями собственных детей вовсе не является непременным атрибутом современной семьи, в связи с этим возникают серьезные недостатки в воспитании, имеющие зачастую плохие последствия не только для ребенка, но и для людей. Его окружающих. Некоторые родители не знают и не стремятся узнать об интересах и увлечениях своих детей, об их круге общения, местах посещения. Многие матери и отцы считают своим долгом в воспитательном отношении контролировать учебный процесс и наказывать за плохую успеваемость и плохое поведение. В реальности же такие действия вовсе не имеют воспитательного эффекта, дети чувствуют истинное отношение к ним родителей, и отсутствие заинтересованности в их жизни они учатся использовать по-своему, родители постепенно теряют свой авторитет и дети вынуждены искать его в другом месте, что часто приводит к неправильному выбору, аморальной системе ценностей, складывающейся у ребенка. Часто такие дети становятся преступниками и общественными нарушителями. Искренняя заинтересованность родителей в жизни и деятельности детей, совместная деятельность эмоционально сближает их, создает атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания и поддержки. Дети, при таком отношении, ощущают свою ценность для родителей, а родители имеют возможность мягко и, вместе с тем эффективно, оказывать влияние на своего ребенка в положительном направлении. Личностные особенности родителей, их опыт, характер отношений в семье во многом определяет выбор методов воспитания. Родители с богатым и разнообразным жизненным опытом часто используют в воспитательных целях личный пример, рассказывают истории из собственной жизни, наглядно демонстрируют последствия тех или иных действий и поступков. Такие родители склонны к использованию метода приучения. Наличие совместной деятельности создает разнообразную почву для общения и возможность использовать наиболее разнообразные и действенные методы. Многие родители совершают с детьми совместные прогулки, во время которых много разговаривают, обсуждают увиденное, у них появляются традиционные места прогулок. Некоторые семьи совместно посещают театры, музеи, выставки и т. д., это развивает эстетическую сторону человеческой личности, а родители имеют возможность привить детям понятие прекрасного, узнать их вкусы, склонности в области искусства. Есть семьи, которые практикуют совместное творчество, занятия спортом, музыкой. При этом у родителей и детей появляются совместные интересы, хобби, что так же может служить опорой для воспитания, а, кроме того, является полезным и интересным способом проведения досуга. Все это сближает детей и родителей и благотворно сказывается на воспитании. Образованность и степень осведомленности родителей в области педагогики имеет огромное значение в воспитании детей, выборе методов и средств воспитания. Практика показывает, что в семьях образованных людей дети вырастают лучше воспитанными, имеют больше предпосылок к полноценной взрослой жизни и самореализации. Изучение родителями основ педагогики часто меняет их взгляды на этот процесс и отношение к ребенку, родители начинают уделять этому вопросу больше внимания, знания вопросов воспитания помогает им охватить все сферы развития человека и выбрать наилучшие методы для каждого конкретного случая с учетом индивидуальных особенностей их семьи и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия.» Консультация для родителей на тему «Молитва матери в деле воспитания детей в семье». Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК.
Статья на тему: Психологическое воспитание — эффективный метод воспитания детей.
Статья для родителей на тему: Психологическое воспитание — эффективный метод воспитания детей.
АВТОРИТЕТ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ, КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане нашей страны. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспиты.
Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»
Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок.
Стили и методы воспитания ребенка в семье
Тест для родителей.
Анкета «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
Анкета«Стили и методы воспитания ребенка в семье» Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно — то вернется домой с синяком, то обиженный…а) Вы спрашиваете, что .
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о методах воспитания, которые используют россияне сегодня. Как показала статистика, 76% населения страны воспитывают детей наставлениями и нравоучениями. Физическую силу в отношении детей применяют 20% респондентов.
Тренер Всекавказского молодёжного тренингового центра, эксперт по личностному развитию Елизавета Хакунова уверена, что уровень образования родителей – показатель того, какой из методов воспитания ребёнка они выбирают.
– Если учесть, что родители занимают активную жизненную позицию, воспитание детей с помощью слов становится более востребованным. Объясняется это просто: ребёнок, видя адекватную реакцию на своё поведение, не закрывается от родителей, а готов обсуждать с ними большинство интересующих его вопросов. Уровень доверия между родителями и детьми в данном случае растёт, что, естественно, способствует спокойствию и гармонии в семье, – считает эксперт.
– Лишение возможности пользоваться гаджетами – довольно распространённый способ воспитания, но менее эффективный, так как не формирует у ребёнка ответственности за своё поведение. Что понимает ребёнок, которого лишили гаджета? Что он должен что-то сделать, если хочет получить свой гаджет обратно. Хотя родители зачастую пытаются таким образом объяснить детям необходимость выполнения различных дел без напоминаний и замечаний, не отвлекаясь на игры в гаджетах. Наказание в виде стояния в углу, на мой взгляд, никак не помогает в воспитании. Более того, оно чревато последствиями в виде размалёванных стен или оторванных обоев. Если родитель хочет заставить ребёнка подумать над своим поведением, ставить в угол нет никакой необходимости. Телесные наказания и тем более ремень, если верить статистике, ещё где-то применяются, но с точки зрения эффективного воспитания эти методы не подходят. Ребёнок в такие моменты чувствует унижение и беззащитность перед взрослым. В его сознании формируется убеждение в собственной малозначимости, а если такой вид наказания применяется родителем для ребёнка в сознательном возрасте, то у маленького человека формируется принцип «жертвы». Всё это скажется на его будущем понимании мира и осознании себя в этом мире, – резюмировала Елизавета Хакунова.