Детский сад воспитание обучение

Учреждение работает по образовательной программе ДОО, построенной с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Обязательная часть программы построена с учетом Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вариативная часть программы построена с учетом парциальной программы «Цветные ладошки» под ред. И.А.Лыковой. коррекционная работа ведется по программе для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи детей» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой

Основные направления в работе детского сада:

Главной задачей ДОУ является разностороннее гармоничное развитие каждого воспитанника. Для этого создана предметно- пространственная развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию ребенка, развитию его творческих способностей и укреплению здоровья.

— Формирование гармонично развитого ребенка в условиях обновления развивающей среды;
-Воспитание социально активной, творческой личности;
-Развитие познавательных способностей, пространственного воображения, логического, творческого активного мышления, речевых и математических способностей посредством новых методик и технологий;
-Формирование основ экологической культуры, развитие экологического сознания детей, понимания самоценности природы;
-Формирование правильного звукопроизношения, коррекционная деятельность, логопедическая деятельность;
-Эстетическое воспитание дошкольников, художественно-творческое, музыкальное развитие детей, ознакомление с искусством.

С целью разностороннего развития дошкольников в детском саду оборудованы:
-музыкальный зал, спортивный зал, кабинет логопеда, методический кабинет, кабинет старшей медсестры, процедурный кабинет.

Все формы и содержание методической работы были направлены на реализацию программных задач, повышению педагогического мастерства, качества образовательного процесса в ДОУ.

Продолжаем внедрять проектные методы в ДОУ.

Педагоги постоянно повышают уровень своей квалификации на курсах при ПИППКРО, методических объединениях, педагогических конференциях .

В ДОУ функционирует 9 групп, из них 1 – для детей раннего дошкольного возраста до 3-х лет, 8 групп –для детей среднего и старшего дошкольного возраста, из них 2 группы – логопедические, для детей старшего дошкольного возраста.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций, моторики, высших психических проявлений – восприятия, внимания, памяти, мышления. Благодаря дифференцированному учению, детям с нарушением речи даются задания адекватные их возможностям, с постепенным усложнением. Это дает положительный результат в работе.

Коррекционная работа осуществляется по программе Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», О.Н.Лиманская «Конспекты логопедических занятий 2 год обучения», В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН».

Образовательный процесс ДОУ №11 обеспечивает разностороннее гармоничное развитие каждого воспитанника, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

В основе комплексного подхода лежат идеи единства , целостности, неразрывности образовательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей и задач и отдельных операций воспитания и обучения. С этой целью педагогами разработаны интегрированные перспективно-тематические планы, на основе которых строится работа всех специалистов ДОУ.

В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения эффективности функционирования, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований:

  • практической направленности,
  • системности,
  • оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов работы.

Основными формами организации работы с детьми являются:

  • НОД,
  • игры,
  • прогулки,
  • экскурсии,
  • наблюдения,
  • художественно-продуктивная деятельность.

Важнейшими направлениями методической работы являются:

  • оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с воспитанниками;
  • подбор новых технологий, совершенствующих уровень знаний воспитанников;
  • реализация творческих способностей с целью самовыражения
  • совершенствование педагогического мастерства;
  • обобщение, распространение передового опыта педагогов ДОУ.

Работа коллектива строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает – личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении воспитанников. Ключевые позиции состоят в следующем:

Игра позволяет максимально непринужденно подать ребенку новую информацию, которая будет быстро им восприниматься. Воспитатели используют различные методики обучения детей во время игры.

Развитие мышления и интеллекта обеспечивается в ходе игрового процесса, требующего от малышей проявления смекалки. Оптимальным вариантом является занятия с конструкторами и кубиками.

Рекомендуется не только читать с детьми сказки, рассказы, но и пытаться вместе сочинить сказку, после чего предложить детям самостоятельно придумать свою историю с подсказки направления воспитателями.

Не менее умственного развития важно физическое развитие детей. Желательно подобрать методику, сочетающую себе и то и другое. Хорошо, если подвижные игры, физкультура будут проходить на свежем воздухе.

Развитие основных групп мышц обеспечивается в ходе игр на турникетах, использования скакалки, а зимой – традиционная лепка снежной бабы.

Что включает в себя познавательное развитие:

  • природоведение и окружающий мир;
  • социальные знания (понятие семьи, друзей, близких людей, детского садика и др.);
  • географические понятия (Родина, город, в котором живут дети, улица).

Простейшие примеры про количество яблок, оставшихся после дележа с другом, способствуют логико-математическому развитию.

Программа развития в детском саду разработана с учетом подготовки детей к обучению в школе.

Оригинальные виды рисования в детском саду

При умелом подходе детям будет не скучно с обычным листом бумаги, кисточкой и красками. Однако сегодня современным малышам доступны нетрадиционные виды рисования.

  • Нитками. Для самых юных художников рисуется контур какого-то изображения или распечатывается на принтере шаблон, взятый в сети Интернет. Ребенок, приклеивая нить по контуру отдельных элементов рисунка, создает объемную картину.
  • Монотопия. При помощи гуаши наносится рисунок на целлофан, который потом прижимается к бумажному листу, получается необычное изображение. Второй вариант, лист бумаги складывается пополам. На одной половинке рисуется, например, половина бабочки, после тут же лист складывается пополам и изображение отпечатывается на второй части листа. Или таким способом можно создать зеркальное отображение нарисованной фигуры, пейзажа и др.
  • Рисование точками. Любая фигура или плод детского воображения наносится точками, которые делаются смоченными красками ватными палочками.
  • Рисование марлей. Лист бумаги смачивается водой, на него накладывается марля, которая фиксируется по бокам скрепками. Ребенок рисует, все, что ему нравится. После того, как краски высохнут, марля убирается и остается изображение-отпечаток фактуры марлевой ткани.

Плюсы изучения английского языка в детском саду

Не только английский, любой иной иностранный язык дошкольники быстро осваивают, особенно, если воспитатели интегрируют новые для ребенка слова в повседневную жизнь, используя простые выражения.

Таким образом, дети «входят» в язык незаметно для себя и создают базу для последующего более глубокого его изучения. На специальных курсах не получится воссоздать такую естественность.

Легкое освоение английским языком обеспечивается также за счет отсутствия у детей психологических барьеров, они не боятся чужого наречия, неправильно произнести слово или построить предложение, поскольку им еще неведом страх совершения ошибки.

У ребенка, привыкшего с самого раннего возраста воспринимать большой объем новой информации лучше память и способность к систематизации и анализу разных сведений.

Знакомство с другой культурой, ведь в ходе обучения используются английские сказки, мультфильмы и игры.

Детский сад называют вторым домом для ребенка, рекомендуется ответственно подойти к его выбору и одним из критериев выбора обязательно должна быть предлагаемая заведением программа развития ребенка.

Слушателям предоставляется возможность приобрести умения и навыки для формирования профессиональных компетенций в организации работы по финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

Дата начала

36 ак. часов заочная

Вы познакомитесь с особенностями и логикой проведения исследовательской деятельности и сформируете знания по истории развития исследований в области педагогики и психологии.

Дата начала

16 ак. часов заочная

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития и самовоспитания.

Дата начала

36 ак. часов заочная

Какова роль семьи в жизни ребенка? В рамках курса разбираем типы семей и семейные системы с точки зрения психологии, учимся вовлекать родителей и стимулировать их заинтересованность в эффективном общении с детьми, преодолеваем трудности, возникающие в процессе общения педагогов и родителей, разбираем семейные проекты и строим «Школу первоклассных родителей».

16 ак. часов заочная

Данный курс позволит педагогам дошкольного образования по-новому взглянуть на значимость последнего года воспитания и обучения в детском саду. Воспитатели научатся диагностировать психологическую готовность ребёнка к школе, а также организовывать взаимодействие с родителями и другими педагогами. В курсе также будет показан аналогичный зарубежный опыт детских садов (Финляндия, Австралия, Япония).

Обучение детей дошкольного возраста является составной частью педагогического процесса в детском саду и направлено на формирование развитой личности. Это сложный и длительный процесс, планомерно осуществляемый па занятиях и в повседневной жизни: в играх, труде, быту.

Поскольку ребенок совершенно беспомощен, необходимость в его воспитании и обучения обусловлена самой природой и представляет собой вечную задачу человечества.

Известно, что помимо родового опыта, человек в течение своей жизни приобретает и индивидуальный, который, разумеется, есть и у животных. Но в отличие от них у человека имеется еще и третья форма опыта, которая полностью отсутствует у животных. Учеными вскрыта удивительная особенность обучения. Окалывается, что знания нельзя передать ребенку в готовом виде. Воспитатель не может передать имеющиеся знания путем лишь речевого общения с ребенком. Ребенок может получить их только в результате собственной познавательной деятельности. Конкретные виды познавательной деятельности ребенка и есть процесс учения.

До систематического обучения в школе ребенок часто усваивает понятия путем проб и ошибок. При этом ориентировка фактически происходит по несущественным признакам, но и силу сочетания их в предметах с существенными оказывается в определенных пределах верной. В других случаях ориентировка происходит на существенные признаки, но они остаются неосознанными.

Обучение на занятиях переводит процесс усвоения знаний из стихийной деятельности в деятельность целенаправленную и организованную. Задача обучения состоит в том, чтобы деятельность ребенка по усвоению понятий была выделена и всесторонне организована. Это будет способствовать тому, что процесс усвоения понятий будет постепенно восходить от ориентировки на изолированные, внешние, случайные признаки к ориентировке на систему существенных признаков, характеризующих суть явления, будет помогать формированию у детей четкой системы знаний.

В дошкольном возрасте, особенно на ранних его ступенях, усвоение детьми знаний во многом неосознанное. Об этом свидетельствует тот факт, что дети не могут объяснить правильность своих действий и на вопрос воспитателя «Как ты узнал?», «Как решил?» они или не отвечают вовсе или указывают ложные основания, а зачастую просто отвечают: «Знаю, что правильно». Формируя осознанное отношение детей к процессу учения, воспитатель тем самым обеспечивает живой интерес, внимание, сосредоточенность, познавательную активность, сообразительность ребенка в процессе обучения.

Таким образом, обучение для ребенка является одновременно источником и средством умственного развития, в особенности в тех случаях, когда воспитатель дает возможность детям самостоятельно делать маленькие открытия. Сделать деятельность учения внутренней потребностью ребенка — серьезная педагогическая задача, так как, чем любознательнее ребенок, чем активнее он в удовлетворении своей любознательности, тем успешнее идет его умственное развитие.

Что собою представляет обучение дошкольников? Это. сложный, взаимосвязанный проносе деятельности воспитателя и ребенка, в ходе которого воспитатель организует, направляет, руководит познавательной деятельностью ребенка, а ребенок активно усваивает обобщенный опыт, накопленный человечеством в виде знаний, умении, навыков. В центре обучения находится, с одной стороны, воспитатель, который разнимает познавательные способности и творческие силы ребенка, а с другой — ребенок, его учение, его активное движение к познанию все более глубоких связей и зависимостей, существующих в предметах и явлениях окружающей действительности.

Успех учения дошкольников, а следовательно, и развитие их познавательных способностей зависит, во-первых, от содержания учебного материала, во-вторых, от педагогического мастерства воспитателя, использования им передовых методов и приемов обучения; в-третьих, от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка.

Таким образом, суть деятельности учения дошкольников состоит прежде всего в усвоении способов решения умственных и практических задач, в развитии познавательных и творческих возможностей и способностей ребенка.

Обучение в детском саду имеет свою специфику, оно отличается от школьного обучения своим содержанием, организационными формами и методами

В отличие от школьного обучения, где учащиеся усваивают основы научных знании, и дошкольных учреждениях дети усваивают элементарные, научно достоверные знания об окружающих предметах и явлениях.

Основная форма обучения в детском саду — занятие, которое отличается от школьного урока гибкостью (разнообразием структуры, изменением длительности). Большой удельный нес в педагогическом процессе детского сада занимает обучение дошкольников в повседневной жизни: в играх, быту, труде.

Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.

В этот период развиваются основные психологические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку возможность всестороннего познания окружающего мира и познакомить его с социумом, в котором ему предстоит жить и развиваться.

Воспитание детей в семье и в детском саду

По достижении ребёнком двух-трех лет, родители предпочитают отдать ребёнка в детский сад, так как считают, что в общении с другими детьми ребёнок всесторонне развивается, там ведётся подготовка к школе. Воспитатели — первые учителя для детей. Они передают свои знания и умения своим воспитанникам. Далеко не все родители обладают необходимыми знаниями. Дошкольники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью. При правильном воспитании в семье и дома у них появляются такие чувства, как сочувствие, любовь не только к близким, но и к более широкому кругу людей.

Основные задачи дошкольного образования

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые закладывают основу самоорганизации ребенка дома и, в дальнейшем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом — во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это — необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя — предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов — познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

Особенности воспитания детей в детском саду

Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. Основная задача воспитателей детского сада – дать и развить все необходимые для будущей жизни навыки. Поэтому подбираются такие виды занятий, которые смогут подойти каждому малышу. Существует много разновидностей подачи информации, это и ролевые игры, и практические задания, и пояснение материала воспитателем. Но объединяет их одна цель – ребенок должен принимать активное участие, а не строго (иногда бездумно) выполнять указания. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Различны организационные формы обучения в детском саду и школе. Основная форма дошкольного обучения — занятие, которое отличается от школьного урока продолжительностью, структурой, уровнем требований, предъявляемым к детям. В детском саду не задаются домашние задания, не выставляются оценки; проверка усвоенных знаний осуществляется в процессе сообщения новых.

Дошкольное обучение отличается и методами. Большое место занимают наглядные методы, широко применяются дидактические игры и игровые приемы. Усвоение нового материала происходит главным образом в процессе активных действий: практических манипуляций с предметами, разнообразных игр, рисования, конструирования. Однако, как и в школе, обучение в детском саду носит программный характер: для воспитателя является обязательным полное выполнение программы, усвоение знаний и умений всеми детьми. В процессе обучения он опирается на те же дидактические принципы.

Обучение — процесс двусторонний. Оно имеет успех только при активном участии в нем и воспитателя, и детей. Воспитателю принадлежит руководящая роль: он не только сообщает новый материал, но и добивается его усвоения, активно влияет на познавательную деятельность детей, руководит ею. Ребенок приобретает знания и умения от взрослых. Это предъявляет большие требования к их речи как по содержанию, так и по форме. Воспитатель должен также обладать различными умениями в рисовании, конструировании, пении, ритмических движениях и т. д., так как в обучении дошкольников нередко используется показ.

Результат обучения выражается как в усвоении знаний, умении и навыков, так и в изменении личности ребенка, которое происходит в ходе учебной деятельности.

Учебная деятельность — это самостоятельная деятельность деятельность ребенка, по усвоению знаний, умений и навыков, способов действий. Она протекает под руководством воспитателя. Учебная деятельность дошкольника характеризуется тем, что он понимает поставленную перед ним задачу, способен выбрать необходимые пути и средства для ее осуществления, а также обеспечить самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи и самопроверку итогов своей работы. Основными компонентами учебной деятельности являются, таким образом, принятие задачи, выбор путей и средств для ее осуществления и следование им, самоконтроль и самопроверка. Каждый из этих компонентов требует от ребенка соответствующих умений. Так, чтобы принять поставленную задачу, дошкольники должны уметь слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его указаниям в овладении познавательным содержанием, навыками, приемами действия. Чтобы ребенок был способен к выбору путей и средств для осуществления поставленной цели и мог следовать им, необходимо знание возможных путей и средств, умение продумывать план работы; действовать по нему. В ходе работы он должен проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, действовать самостоятельно, достигать определенных результатов в выполнении задания.

Учебная деятельность формируется постепенно. Наиболее высокий уровень характеризуется тем, что дети слушают инструкции воспитателя, активно руководствуются ими в работе, правильно оценивают сделанное и спрашивают о непонятном, достигают нужных результатов. На этом уровне дети действуют осознанно, не прибегают к механическому подражанию. В этом случае можно считать, что учебная деятельность у дошкольников в основном сформирована.

Школа — новый и весьма важный этап в жизни каждого ребенка. Обучение в дошкольных учреждениях позволяет дать ему необходимый багаж знаний, но нередко его оказывается недостаточно для того, чтобы вчерашний детсадовец чувствовал себя в принципиально новых условиях вполне уверенно.

Дело здесь не только в высоких требованиях программ начальной школы. Дети должны быть готовы справляться с новыми интеллектуальными, физическими, психологическими нагрузками, а значит стоит задуматься об организации планомерной подготовки, которая поможет сохранить познавательную мотивацию, интерес к учебе, сделав переход к школьным занятиям более плавным и безболезненным.

Именно эту задачу решает комплексное дошкольное обучение детей, которое осуществляют специалисты гатчинского детского сада «Планета Детства». Система обучающе-развивающих занятий нашего ДОУ предусматривает гармоничное и всестороннее развитие ребенка как личности. Курс, который проводится в познавательной и увлекательной игровой форме, знакомит ребят со структурой учебного процесса. Это дает возможность осваивать материал и получать необходимые навыки в той форме, которая наиболее приемлема для дошколенка.

В детском саду «Планета Детства» подготовка детей к школе ведется по следующим направлениям.

Окружающий мир. На занятиях ребенок знакомится с увлекательным и загадочным миром Земли и космоса, получает информацию об окружающей человека среде, флоре, фауне, знакомится с историей и географией, узнает много интересного о путешествиях и приключениях, реальных, легендарных и сказочных героях.

Основы математических знаний, логики — занятия вводят ребенка в мир цифр. Дети знакомятся со счетом, составом числа, усваивают понятие «множество». Материал для освоения и закрепления — различные задачи, задания, упражнения с геометрическими фигурами, математическими действиями, предметами разной величины, цвета, формы, назначения.

Развитие речи, знакомство с грамотой. Обучение детей дошкольного возраста направлено на пополнение их лексического запаса, освоение азов грамматики, способности выстраивания устного рассказа. Ребята знакомятся с произведениями народного творчества, художественной литературы, обучаются чтению, письму печатными буквами.

Творческая мастерская. Под руководством педагогов дети осваивают ремесленные навыки — лепку, рисование, аппликацию, конструирование, занятия способствуют развитию эстетического вкуса ребенка.

Музыкальная культура. Знакомство с известными музыкальными композициями, пение, движения под музыку — все это обогащает духовный мир ребенка, стимулирует его общее развитие и творческий потенциал.

Физическое воспитание. На занятиях ключевое внимание уделяется заботе о здоровье детей, развитию таких двигательных качеств, как ловкость, сила, гибкость, быстрота, общая выносливость, а также совершенствованию основных нервных процессов, уравновешенности, психологической устойчивости.

Дошкольное воспитание и обучение детей в рамках групповых занятий приучает их к умению слышать педагога и сверстников, находить взаимодействие в учебной ситуации (выполнение заданий, ответы на вопросы). Основные принципы подготовки к школе: опираясь на опыт самих детей, учить их наблюдению, сравнению, усвоению знаний от простого к сложному, поддерживать личный интерес и успех каждого.

Социальные мероприятия в рамках подготовки детей в школе

Умение адекватно вести себя в социуме — один из самых важных уроков, который должен усвоить дошкольник. Навыки социализации обязательно будут опробованы в условиях школы, поэтому дошкольные программы обучения включают занятия на их тренировку. Общие групповые, индивидуальные занятия, самостоятельные сюжетно-ролевые, ситуативные игры детей – это проявление навыков внимания к себе и друзьям, умения выполнять задания, играть по правилам, устанавливать контакты, планировать свои действия в условиях игры или учебного упражнения.

Определяясь с выбором учреждения по обучению детей дошкольного возраста, родители могут не сомневаться в компетентности и профессионализме специалистов «Планеты Детства». Действующая у нас программа подготовки дошкольников учитывает все условия для получения ребятами базовых знаний, навыков и умений, необходимых для поступления в школу. Активный познавательный интерес, любознательность, энергичность, которые проявляют наши дошколята — залог хороших результатов в дальнейшем.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепил равный доступ к образованию для всех детей, включая детей с ОВЗ. Для последних дошкольное образование может играть более важную роль — чем раньше специалисты начнут работать с таким ребенком, тем выше его шансы на адаптацию в обществе и успешное обучение в школе. Расскажем, как работать с детьми с ОВЗ в детском саду: какие условия создавать, как взаимодействовать и где получить необходимые знания.

Кто такие дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?

«Дети с ОВЗ»— понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство функций организма стойкое, его причиной могут быть врожденные дефекты или травмы.

И тех, и других детей объединяет то, что они нуждаются в специальных условиях, которые позволят им освоить образовательные программы. Подходы к их обучению одинаковы, а программы различаются в зависимости от типа и тяжести заболевания.

Формы дошкольного образования для детей с ОВЗ

Существует три формы дошкольного воспитания и образования детей с ОВЗ в условиях ДОО:

в детских садах компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей с особенностями — такие учреждения посещают дети с существенными отклонениями физического или психического развития;

в группах компенсирующего вида в обычных детских садах;

путем интеграции детей с ОВЗ, по 2–3 человека, в обычную группу вместе со здоровыми детьми — этот способ подходит для детей с легкими формами отклонений, но и для них необходимо создавать особые условия и обеспечивать индивидуальный подход.

Какая именно форма дошкольного образования подойдет ребенку, решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Какие условия для коррекционной работы должны быть созданы в детском саду?

Особый ребенок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности. В ДОО, которые посещают дети с ОВЗ, обязательно создаются условия для коррекционно-развивающей работы: безбарьерная среда, специальное оборудование, индивидуальные планы образования и сопровождения.

Когда в детский сад поступает ребенок с ОВЗ, воспитатель не должен оставаться с ним один на один. В работу включаются разные специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Они не только проводят индивидуальные занятия и занятия в небольших группах, но и дают рекомендации воспитателю и родителям ребенка.

Если заключение ПМПК предусматривает сопровождение тьютора, детский сад должен его предоставить. В обязанности тьютора может входить как постоянное индивидуальное сопровождение 1–2 детей, так и координация работы всех специалистов, воспитателей и родителей. В последнем случае за тьютором закрепляется большее количество детей.

Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?

Поэтому стоит дать им чуть больше времени на еду и одевание, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка.

Индивидуальный подход не означает, что малыша с ОВЗ следует отделять от группы здоровых сверстников. Наоборот, следует включать его в общий процесс, давая ему посильные задания, создавать атмосферу доброжелательности.

Понимая, что особенности поведения и сниженные способности ребенка к обучению — следствие его болезни, а не капризов, педагог должен корректно оценивать динамику его развития. В педагогической работе важно найти положительные стороны личности малыша, сохранные функции, и опираться на них в обучении и воспитании.

Где учат работать с детьми с ОВЗ?

Как и где можно выучиться на воспитателя детского сада , который владеет основами коррекционного обучения? АНО «НИИДПО» предлагает пройти курсы повышения квалификации в этой сфере дистанционно*. Набор Слушателей ведется постоянно, и вы сможете в любой момент приступить к учебе — как только возникла необходимость. Продолжительность программ — от 3 до 8 недель.

Для работы в группах коррекционного и компенсирующего обучения воспитателю будет полезно пройти курс: