Дети и деньги: зачем и как нужно говорить с детьми о деньгах?

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами? Когда у ребёнка должны появляться собственные деньги? Как часто нужно ему их давать карманные деньги и сколько? Должен ли он зарабатывать, каким образом и с какого возраста? Как научить его тратить деньги «с умом» и как воспитать бережливость? Подобными вопросами задаются, пожалуй, все родители. Мы попытаемся дать некоторые рекомендации по поводу денег, но самое важное — сосредоточить наши усилия на развитии психологической зрелости ребёнка.

Деньги — очень хорошее средство привить ребёнку такие качества, как терпение, настойчивость, щедрость, честность, верность, справедливость, ответственность; научить искать компромиссные решения, планировать и разумно тратить свои ресурсы. Деньги — всего лишь способ удовлетворения желаний, а раз так, значит, надо, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах, умел контролировать свои желания.

Дети и деньги: зачем и как нужно говорить с детьми о деньгах?1. Помните, что дети начинают разбираться в товарно-денежных отношениях примерно в возрасте 5 – 6 лет. Не стоит давать им карманные деньги раньше. Трёхлетнему ребёнку требуется больше родительского внимания и чётко обозначенных взрослыми правил поведения.

2. Карманные деньги — это учебное пособие. Решите, какие уроки вы ходите преподать детям, и стройте дальнейшие планы, отталкиваясь от этого решения. Обсудите с ребёнком, на что он хотел бы потратить свои средства, и проконтролируйте расходы своего чада.

3. Не пользуйтесь карманными деньгами как рычагом воздействия. Связывая деньги с эмоциональным или поведенческим контролем, мы не способствуем появлению у ребёнка полезных финансовых привычек. Если для ребёнка карманные деньги — награда или способ наказания, он отвлекается от главной задачи — приобретения навыка разумно обращаться с деньгами.

4. Карманные деньги — это средство, а не самоцель. С возрастом увеличивайте сумму карманных денег, но при этом ребёнок должен получить и дополнительные обязанности. Если восьмилетней девочке дают, к примеру, 50 рублей в неделю (на сок и наклейки в коллекцию), то десятилетнему мальчику можно вручить 80 рублей, на которые он купит сок, положит какую-то сумму в копилку и ещё отложит на благотворительность. Если пятнадцатилетний подросток успешно распоряжается деньгами, выданными на неделю, можно назначить ему месячный бюджет. Но если шестнадцатилетний юноша так и не научился откладывать часть карманных денег и копить их, если десятилетний ребёнок не умеет до сих пор подсчитать сдачу, не увеличивайте сумму, пока они не начнут справляться с финансовыми обязанностями, соответствующими их возрасту.

5. Преподавайте финансовые уроки по обстоятельствам. Ребёнок может учиться копить на учёбу в институте или колледже, оплачивать занятия по любимому виду спорта или дорогостоящее хобби. Не настаивайте, однако, на том, чтобы ребёнок копил деньги. Если он будет вкладывать часть своих денег в оплату своих желаний, он быстрее поймёт, насколько ценно его увлечение. Дети должны пройти через собственный период экономического спада — когда страшно нужны деньги, а они уже все потрачены, чтобы узнать, что такое деньги. И дети, и взрослые овладевают искусством экономно распоряжаться деньгами, только пережив период полного безденежья. Финансовые уроки подкрепляют систему семейных ценностей. Учите ребёнка откладывать часть средств на благотворительность.

6. «Правильной» суммы не бывает. Золотое правило предписывает начать с малого и увеличивать сумму карманных денег, если ребёнок будет справляться с растущим списком обязанностей. Если же ваш сын или дочь вечно занимает у вас деньги в счёт будущей недели, урежьте сумму на карманные расходы и научите ребёнка распоряжаться деньгами, а не копить. Ваша задача — приучить правильно распоряжаться деньгами, а не создавать накопления.

7. Помните: карманные деньги — ещё одно средство, подкрепляющее семейную систему ценностей. Не упустите ценную возможность разъяснить ребёнку систему основных финансовых приоритетов вашей семьи.

Обучая ребёнка распоряжаться деньгами, дайте ему время самому оценить свои бесчисленные желания и возможность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них. Если попадём в «яблочко» как с психологической точки зрения, так и с материальной, жизнь будет обходиться ему дешевле. А взрослый уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромисс и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.

Финансовая грамотность: зачем и как нужно говорить с детьми о деньгах?

Современная жизнь развивается очень стремительно, поэтому нужно успевать идти в ногу со временем, и обучаться с детства намного большему, чем это предполагает школьная программа. Кто, как не родители, должны помочь своим детям получить основы финансовой грамотности. Поэтому в нашем материале мы рассмотрим, как правильно научить детей распоряжаться денежными средствами.

Денежные средства – это инструмент, которым нужно научиться правильно пользоваться. И чем раньше это произойдет, тем лучше для ребенка и его родителей. Именно поэтому сейчас довольно популярны различные курсы о финансовой грамотности, а также специализированные уроки в школах. Но не стоит забывать о роли родителей в процессе обучения – именно они являются его фундаментом.

В возрасте 4-5 лет дети задают миллион вопросов на разные тематики. Тема денег не является исключением. Советуем начать с ребенком разговор о деньгах, в те моменты, когда он хочет купить “все и сразу”.

Расскажите ребенку, что деньги нужно зарабатывать, чем и занимаются родители, на это нужно время и силы, и что денежные средства имеют свойство заканчиваться. Попробуйте поиграть с ним в “магазин”. Это забава сможет научить малыша не тратить все деньги, пусть и ненастоящие, сразу, понять, что их нужно распределять.

После этого, в случае, если ребенок снова захочет купить множество вещей сразу, напомните ему об этой игре, и дайте время подумать. Не бойтесь сказать “Нет”. От этого вы не станете плохим родителем, но на собственном примере докажете ценность денежных средств.

Когда ребенок станет немного старше, расскажите ему, что потребление должно быть осознанным. Для этого нужно научиться не только анализировать необходимость покупки, но и планировать ее очередность.

Для этого заведите красивый разноцветный блокнот для записи желаний ребенка, которые позже вы сможете обдумать вместе с ним. Помимо этого, собираясь за покупками в магазин, составляйте вместе список необходимых продуктов, а придя в супермаркет, рассказывайте, что продукты разделяются по весу, качеству, бренду и так далее, чтобы ребенок научился сравнивать и находить самые оптимальные варианты покупок.

В более старшем возрасте, выделяйте ребенку деньги на личные расходы. Пусть будет небольшая сумма, но это будут его личные средства, которыми будет необходимо научиться распоряжаться. В этот период предложите ребенку копить на что-либо, например, какую-нибудь игрушку. Не говорите категоричного “Нет” на его предложения о покупках, а лишь аккуратно советуйте и обсуждайте с ребенком его планы.

Также не стоит резко увеличивать сумму карманных денег, ведь ребенок при этом может начать тратить намного больше и не задумываться о границах дозволенного.

Важно также иногда поощрять ребенка деньгами, как бы обучая зарабатывать. Но делать это нужно не в тех случаях, когда нужна элементарная помощь, например, по дому, а когда ребенок сделает что-то особенное, например, поможет вымыть машину. Ни в коем случае не мотивируйте ребенка деньгами при уходе за его животным. Он должен понимать, что несет за живое существо огромную ответственность, а не зарабатывает на нем. Это же касается и хороших оценок при обучении в школе – работа над собой должна происходить по собственному желанию.

Отличный способ для обучения финансовой грамотности ребенка уже в более старшем подростковом возрасте – это оформление детской банковской карты. Такая дебетовая карта будет прикреплена к счету родителей, поэтому с ее помощью можно будет отслеживать сумму расходов своего чада, а также количество покупок. Но, вместе с этим, подросток сможет научиться пользоваться банковскими инструментами и распоряжаться уже безналичными средствами.

Заметим, что получить собственную карту, не прикрепленную к счету родителей, школьник сможет уже в возрасте от 14 лет, когда получит свой первый паспорт, а вот оформлять кредиты или займы несовершеннолетним запрещено. Эти действия возможно будет осуществить только после достижения 18 лет. При этом важно рассказать, как отличить “серых кредиторов” от легальных.

Развивать финансовую грамотность у ребенка достаточно непросто. Это требует времени и сил, но такие навыки помогут ребенку как можно быстрее адаптироваться во взрослой жизни. Подойдите к обучению с креативом, ведь процесс должен проходить интересно и познавательно, и ребенок с удовольствием окунется в мир финансов уже с раннего возраста.

Как научить ребенка быстро считать в уме

К моменту поступления в первый класс большинство детей уже без проблем считают и совершают простейшие математические действия. Родители помогают малышам освоить базовые навыки, чтобы на школьных занятиях они чувствовали себя увереннее и комфортнее. Одна из задач, которые взрослые ставят перед собой, — научить ребенка быстро считать в уме. Эффективно решить ее помогут простые упражнения, выполнять которые следует ежедневно.

Подготовительный этап

В 5−6 лет дети, как правило, уже способны проводить легкие вычисления без помощи пальчиков, калькулятора и ручки с бумагой. Естественно, освоить навык самостоятельно в один день они не могут, поэтому родителям необходимо оказать помощь и поддержку. Перед тем как перейти к счету в уме, следует определить базу, которая уже есть у малыша. Ребенок уже должен уметь выполнять следующие действия:

  • Простой счет;
  • сложение и вычитание — письменное и визуальное;
  • понимание категорий «больше» и «меньше».

Малыш должен хорошо ориентироваться в числах, без проблем определять количество предметов, а также прибавлять и отнимать на бумаге. Очень важно научиться считать в столбик — это поможет быстрее освоить устный счет. Визуальное представление играет большую роль в математике, и без умения считать «на бумаге» крайне сложно осуществлять счет в уме.

От визуализации к счету в уме

Начинать занятия нужно с самых простых заданий. Малыш должен научиться считать предметы в уме, а лишь затем озвучивать ответ. Тренировать этот навык можно в течение дня. Положите на стол несколько яблок и попросите ребенка сосчитать их количество, не называя при этом цифры вслух, а озвучив только конечный ответ. То же самое можно делать с книгами, фломастерами, игрушками, счетными палочками Поначалу малыш будет сбиваться, пытаться тихо проговаривать цифры, но со временем освоит навык.

Затем переходите к более сложным задачкам. Спросите у малыша, сколько окажется на столе яблок (игрушек, книг, счетных палочек), если принести еще одно (два, три, четыре ). Теперь ребенок не будет видеть действие своими глазами, поэтому ему придется произвести все расчеты в уме. Первое время малыш может и не справляться с заданием, совершать ошибки, но ругаться на него не стоит — через некоторое время он без затруднений будет называть правильный ответ.

Хорошей практикой станет изучение вариантов составления чисел. Расскажите и покажите ребенку, с помощью каких действий можно получить, например, 4 + 6, 9 + 1 Можно использовать при этом карточки, чтобы малыш имел визуальное представление действий. Дошкольники обычно быстро запоминают состав чисел, что очень важно для выполнения математических действий в уме. Со временем ребенку и самому будет интересно считать без помощи вспомогательных средств. Он будет делать это постоянно, считая все, что видит вокруг себя и придумывая параллельно увлекательные игры.

Упражнения на счет в уме

Чтобы быстрее и эффективнее учиться устному счету, а конкретно — счету в уме, будущим первоклассникам нужно регулярно заниматься. Многие родители проводят дома полноценные занятия, а иногда даже нанимают репетитора. Однако в большинстве случаев необходимости в таком серьезном подходе нет. Достаточно просто выполнять простые упражнения на счет, которые помогут малышу в освоении навыка.

Естественно, у каждого родителя свой взгляд на то, что должен уметь будущий первоклассник. Кто-то уже до поступления в первый класс осваивает с малышом умножение и деление, а кто-то полагается на школьных преподавателей и не занимается с ребенком дома. Однако в каждом конкретном случае следует учитывать особенности ребенка — не требовать от него математических сверхспособностей, но и позволять ему слишком расслабляться перед началом школьной жизни.

А ваш ребенок уже научился считать в уме? Какие упражнения и методики вы бы посоветовали другим родителям? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Как научить школьника бережно относиться к деньгам

Финансовая грамотность, увы, не передаётся с молоком матери. И только родители, осознав всю важность вопроса, могут помочь ребёнку научиться бережно относиться к деньгам. Если ваш сын или дочка уже ходит в школу, то вы наверняка выделяете какие-то карманные деньги. Правда, дети пока не умеют грамотно распоряжаться средствами, поэтому спонтанные и бессмысленные траты — это абсолютно нормально (честно говоря, и у взрослых есть такая проблема). Как это скорректировать — будем разбираться вместе.

Начните с себя

Родители — это главный пример, который видит ребёнок. Поэтому постарайтесь посмотреть на себя со стороны и оценить отношения к деньгам в вашей семье. Бывает ли такое, что вы много тратитесь на бесполезные вещи? Не считаете и не откладываете деньги? Живёте в кредит? Школьник всё видит, и если у родителей не налажены здоровые отношения с финансами, то он с большой вероятностью это переймёт.

Говорите о деньгах

Не нужно сажать ребёнка за стол и устраивать ему лекцию «Как бережно относиться к деньгам». Просто обсуждайте между собой финансовые вопросы так, чтобы ваш школьник тоже это слышал. Не нужно вдаваться в терминологию или выдавать какие-то денежные секреты вашей семьи (дети любят рассказывать посторонним истории, которые услышали дома). Важно дать ребёнку понять механизмы, которые работают во взрослом мире, где деньги играют не последнюю роль.

Некоторые родители считают, что деньги — это тема для взрослых, а не для детей. Но как иначе воспитывать у ребёнка финансовую грамотность, если не посвящать его в денежные вопросы семьи? Объясняйте, почему, к примеру, в семье возникли трудности с деньгами и как вы планируете это решать. Не вводите табу на эту тему, а показывайте, что из любой ситуации есть выход.

Выделяйте карманные деньги

Давать ребенку немного денег на личные расходы можно уже с младшего школьного возраста. Да, есть вероятность, что он всё потратит на конфеты и игрушки, но лучше сейчас, чем в 30 лет. Бывает, что взрослые дяди или тёти спускают зарплату на свои хотелки, так как в детстве родители запрещали «покупать всякую ерунду». Ребёнку нужно давать деньги, чтобы он смог понять их ценность.

Заведите копилку

Научить ребёнка откладывать и экономить поможет обычная копилка. Он должен почувствовать эту радость, когда накопленная сумма достигает определённой планки и может покрыть цену на желанную вещь. Детям постарше можно открыть банковский счёт или завести детскую карту. Это поможет ощутить ответственность за свои траты и больше понять некоторые финансовые принципы.

Ходите вместе за покупками

Сделайте ребёнка ответственным за финансовые расчёты перед семейным походом в магазин. Вместе определите, какая у вас есть сумма и какие продукты необходимо купить, разделите покупки на первостепенные и второстепенные. Со стороны дети не очень понимают, что взрослые рассчитывают, сколько денег и на что потратить, поэтому полезно показать им процесс изнутри.

Учитесь через игру

Детей, даже если мы говорим про вполне себе сформировавшихся подростков, можно учить финансовой грамотности через игру. Для тех, кто помладше, подойдут книги и мультфильмы на эту тему. Ребятам постарше можно предложить настольные игры. Причём это не обязательно должна быть «Монополия» — сейчас реально найти огромное множество игр на тему экономики и бизнеса («Мачи Коро», «ВонгаМания», «Колонизаторы» ). Это будет полезно и взрослым. А детям поможет закрепить даже такие непростые понятия как инвестиция и процент вклада.

Научите зарабатывать

А вот платить ребёнку за выполнение домашних обязанностей или высокие оценки в школе мы категорически не рекомендуем — это вырабатывает финансовую мотивацию к тому, к чему её быть не должно, так как это обязанности, а не работа.

Как видите, вариантов научить школьника бережно относиться к деньгам не один и не два, вам точно будет о чём подумать и над чем поработать. Мы уверены, что для осознанных родителей решение этой проблемы окажется по плечу.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar. by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Ребенок ворует деньги: как правильно реагировать

О значении денег дети узнают достаточно рано. Когда мы берем с собой в магазин кроху, он видит, что родители дают тете бумажку ― денежку, а она взамен то, что хотят родители. Ребенок тоже ХОЧЕТ в магазине что-то для себя. Но мама говорит: «Денег нет». Вот здесь и возникает то самое желание иметь деньги.

Когда можно говорить о воровстве

Воровство ― это осознанный поступок. Он предполагает мотив, планирование и действие. Для ребенка дошкольного возраста это слишком сложная комбинация, несмотря на то, что дети бывают даже в столь юном возрасте разные: и вредные, и шкодные, и упрямые, и умные, и хитрые. Главное, они еще не осознают полностью весь негатив своего поступка. Так что, даже если ребенок дошкольного возраста берет деньги без спроса регулярно, это не воровство. Это неправильная форма поведения, которую нужно корректировать. Оставлять ― «так пройдет» ― нельзя. Но необходимо правильно реагировать. Об этом несколько позже.

Если же без ведома родителей деньги берет ребенок — младший школьник, нужно выяснять причины такого поведения и потом над этим работать. В этом возрасте дети более ранимы, нежели на других возрастных этапах, и со стороны родителей должны быть проявлены терпение и такт в этом вопросе.

А вот к воровству денег в подростковом возрасте нужно подходить серьезно и категорично. Оправданий в данном случае уже быть не может. Даже если это случилось первый раз, ― это сигнал тревоги для родителей: «Что-то пошло в воспитании не так».

Итак, о воровстве денег как явлении мы будем говорить в тех случаях, когда речь идет о подростках и, в некоторых ситуациях, ― младших школьниках.

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

  1. Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
  2. Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности. Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
  3. Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
  4. Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег).

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т. п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.