Если вы готовы самостоятельно делать что-то для развития речи своего ребёнка, так как хотите, чтобы он или она владел(а) двумя или тремя языками на сравнительно одинаковом уровне, то самое время начать поддерживать имеющиеся языки (особенно слабый, каким часто для проживающих за рубежом детей русскоязычных родителей является впоследствии именно русский язык) прямо сейчас!
Ниже вас ждут 11 простых и легко выполнимых шагов для развития речи вашего малыша.
① Погрузиться в волшебный мир языка, нырнув туда с головой
Для того чтобы создать погружение в языковую среду совершенно любого языка, с ребёнком нужно много говорить. Несмотря на очевидность данного факта, многие родители не чувствуют себя комфортно в одностороннем общении с малышом, когда, скажем, годовалый ребёнок, толком не понимает да и сам ещё не говорит. Исследования, однако, показывают прямую связь между тем, как часто родители разговаривали с детьми в первые годы жизни и уровнем владения языком в более старшем возрасте. Кроме того, немаловажно говорить при ребёнке с другими людьми на своём языке . Если же малыш чаще слышит то, как вы легко общаетесь на немецком или английском языке, это, к сожалению, не будет способствовать возникновению его собственной потребности отвечать вам на вашем же языке в дальнейшем.
② Накрасить губы и подурачиться
К слову, важно отнюдь не только то, что мы говорим, а как мы говорим . Для этого в русском языке есть красивое слово – артикуляция. Проговаривайте звуки и слова чётко и медленно. Как-то раз мне встретился совет: маме накрасить губы яркой помадой/папе сделать рот клоуна. Тем самым вы привлечёте ещё больше внимание к вашему рту, малыш легко запомнит сказанное и позабавится.
Сколько детских книг имеется в распоряжении малыша у вас дома? Литература воспитывает красивый и чистый язык. Используйте её в качестве мощнейшего инструмента и союзника в вашем билингвальном путешествии. Читайте вслух. Регулярное, т.е. ежедневное чтение детям вслух (и активное комментирование разных действий в книге) играет невероятно значимую роль в развитии языка (и нескольких языков) ребёнка, а также в развитии интереса к книгам и грамотности в целом . К слову, из пункта о важности чтения и прививания любви к книгам вытекает сразу ряд следующих пунктов.
④ Поощрять любые попытки произнесения
Чем больше с ребёнком общаются, чем больше ему читают, тем охотней и скорее он будет пытаться произнести что-либо сам. Отзеркаливайте звуки, которые произносят самые маленькие. Повторяйте слова, сказанные ребёнком, который активно начинает говорить. Дайте понять, что вы его услышали и поняли – скажите слово целиком или произнесите его верно, если малыш этого ещё не делает сам.
⑤ Наладить телесный контакт
Совместное чтение, игры сближают родителей и детей независимо от возраста. Бережно цените это тесное взаимодействие, ведь малышам просто необходимо чувствовать близость к взрослому пальчиками, ладошками, всем телом. Используйте пальчиковые игры, пестовальную гимнастику. Активные игры пальчиками влияют не только на развитие речи на обоих языках, но и на её выразительность и формирование творческих способностей. Более подробно о развитии мелкой моторики и речи детей я писала в статье «Рождённый быть билингвом» , посвящённой занятиям языком с самого рождения.
⑥ Поощрять детское любопытство
Отвечайте на вопросы юных почемучек, задавайте их сами. Вопросы прекрасным образом стимулируют развитие речи и любознательности. Комментируйте свои действия на прогулке, в гостях или транспорте, обращайте внимание ребёнка на то, что происходит в окружающем мире, словесно объясняя увиденное. Добавляйте к вашим описаниям всё больше и больше деталей, это обогатит словарный запас малыша.
⑦ Ценить личность и уникальность ребёнка
Родителей постоянно спрашивают: «Как развивается ребёнок?», «Что он уже научился делать?», «А это он уже умеет?» …Мы все живём в развитом обществе, мы слышим множество разных мнений. Зачастую мы забываем о том, что наш ребёнок уникален. Старайтесь избегать сравнений с другими детьми.
⑧ Взаимодействовать активно
Прибегая к обучению языку посредством мультфильмов и телепередач, нужно отдавать себе отчёт в том, что этого совсем не достаточно для дальнейшего активного использования услышанного ребёнком. Такое восприятие языка является лишь пассивным. Если мы хотим, чтобы ребёнок говорил на языке, наши действия должны быть активного характера : живое общение с настоящим человеком перед ним, а не на экране. Речь взрослого, обращённая к малышу, оказывает сильнейшее влияние на его речевое развитие, а помимо этого закладывает основу в становлении родного языка. Активным должно быть и общение со сверстниками. Пока наши дети маленькие, именно мы создаём для них окружение. В том числе языковое. В наших силах обеспечить им полноценное общение со сверстниками, которые уже говорят на «слабом языке» (не доминирующем языке) и растут в похожей языковой среде.
⑨ Сделать музыку инструментом в развитии речи малыша
Пойте песни сами или пойте вместе, и вы сможете заметить, что ребёнок повторяет слова или ваши интонации. Ваше активное участие здесь не всегда обязательно. Включите музыку с песнями на русском языке, когда не можете поиграть с малышом: пока вы едете в машине или когда занимаетесь домашними делами.
⑩ Путешествовать вместе
Возможность оказаться в стране, где все говорят на одном из языков ребёнка, поможет запустить процесс говорения, разговорить малыша или открыть много нового в, казалось бы, привычном языке. Это один из самых мощных ресурсов, который нужно использовать всем тем, кому эта возможность доступна.
⑪ Следить за собой
Наверное, это самый значимый пункт. Именно мы, самые близкие люди малыша, – пример для подражания. Ребёнок перенимает нашу манеру общения, использует наши же фразы и выражения, которые обращены к нему самому или другим людям. С большим вниманием относитесь к своей речи. Было бы хорошо не мешать языки самим и развивать в себе умение переключаться с языка на язык, что и нам, взрослым, служит хорошей гимнастикой для ума. Как часто в Германии можно услышать: «А сейчас поедем в Kit’у» или «Давай-ка наденем твои Regenhose». Каждый раз ловите себя на этом и старайтесь найти нужное слово на родном языке.
Умение говорить красиво не является врожденным, его можно тренировать. Что же нужно делать, чтобы развить навыки устной речи? «Учёба.ру» решила выяснить, как научиться говорить правильно.
Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры. Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.
В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?
Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы. Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.
2. Слушать аудиокниги
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
3. Следить за своей речью
Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».
4. Тренироваться
Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию. Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!». За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.
5. Развивать воображение
Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей. Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам. Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — . ». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?
6. Подружиться с фразеологическим словарем
Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.
7. Играть в настольные игры
Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.
Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».
8. Украшать речь прилагательными
Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется. Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д. А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.
9. Учиться задавать интересные вопросы
Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.
10. Смотреть публичные выступления
Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов. Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж. Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.
Некоторые родители считают, что речь ребенка формируется сама по себе и не нужно прикладывать для этого никаких дополнительных усилий. Но это не так. Специалисты настаивают, что большое влияние на общее развитие малыша, в том числе и на речь, оказывает уровень его двигательной активности. Поэтому так важно с первых месяцев жизни ребенка уделять особое внимание крупной и мелкой моторике. О том, как связаны речь и движение и как с помощью упражнений и подвижных игр помочь ребенку освоить навыки общения, рассказывают специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Юнона».
Речь развивается с рождения
Вопреки представлениям многих родителей, развитие речи у ребенка начинается не с первого слова, а с первого крика при рождении. Понимание речи тоже развивается раньше, чем малыш начинает говорить. Через звуки у него накапливаются знания об окружающем мире: музыка, шелест листьев, шум дождя, пенье птиц и т.д. И из этого многообразия детское ушко постепенно учится вычленять человеческую речь.
«Читайте детям прибаутки, потешки, поговорки, пословицы, скороговорки. Развивайте у ребенка слуховое восприятие, это поможет ему улавливать и различать множество звуков и понимать их происхождение. Простые упражнения с мячом („Покатай“), куклой („Покачай“), мишкой („Потанцуй“) помогают ребенку в развитии слухового внимания и координации движений, что впоследствии будет благотворно сказываться на речи малыша», − говорит воспитатель Центра Елена Тонконоженко.
Активные игры — основа формирования речи. Родителям следует поддерживать и развивать двигательную активность ребенка. Учить ребенка основным видам движения — ходьбе, бегу, можно, например, сочетая упражнения с речевыми подсказками. В таких случаях ритм речи помогает сохранить ритмичность движения и наоборот.
Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения ребенка, развивают слуховое, зрительное, пространственное восприятие. Например, использование стихов при выполнении физических упражнений помогает ребенку четче двигаться, формирует ритм дыхания, развивает слух и память. Дети вообще очень хорошо откликаются на стихотворную форму, она вызывает у них эмоциональный подъем, а положительные эмоции обеспечивают эффективность занятий.
Секрет развития ребенка — на кончиках его пальцев
«Ученые доказали, что между мелкой моторикой, речью и мышлением ребенка есть тесная связь. А значит, любые формы стимулирования моторики — массаж пальцев и ладоней, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, лепка, рисование — очень важны для полноценного развития малыша», − отмечает педагог.
Для развития общей моторики существует множество игр и упражнений. Повороты и наклоны, хождение на носочках и пяточках, махи, приседания, подскоки учат ребенка контролировать свое тело. Игры со скакалкой, упражнения на метание и попадание в цель помогают развить внимание и глазомер. Танцы, езда на велосипеде, самокате, роликах способствуют укреплению мышц.
«Между физической и интеллектуальной деятельностью есть особая взаимосвязь. Дефицит физической активности может привести ребенка к апатии и нежеланию заниматься умственным трудом, спровоцировать снижение работоспособности, ослабить память и внимание», − комментирует Елена Тонконоженко.
Важно помнить, что двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному развитию их речи!
Играя с ребенком в пальчиковые и артикуляционные игры, вы таким образом подготавливаете его ручку к более тонким и сложным движениям, которые в дальнейшем помогут успешно овладеть письмом. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность, способность сосредотачиваться, воображение и фантазия. Кроме того, такие игры помогают взрослым установить более тесный эмоциональный контакт с малышом и приносят радость и родителям, и детям.
«Двигательные упражнения, ритмические упражнения с использованием музыки и стихов формируют и развивают у ребенка чувства темпа, ритма, мелодику, дыхание, голосообразование и артикуляцию. Помогают формированию речи, облегчают общение с другими людьми, тем самым влияя на характер и поведение. Малыш становится увереннее и активнее», − убеждена воспитатель.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Среди разных элементов развития ребенка особое внимание уделяется развитию речи. Оно протекает у разных детей очень по-разному в зависимости от темпов и от физического развития (физиологического развития речевого аппарата), и от развития психического.
Оценить, есть ли у ребенка задержка речевого развития, может только специалист – детский врач-невролог. Однако родителям полезно знать возрастные нормы – ведь родители лучше знают своего ребенка, наиболее внимательны и чутки к изменениям и при необходимости могут обратить внимание врача на возможные проблемы.
Итак, ориентировочные нормы развития речи у детей:
Развитие речи у детей до года
Развитие речевого аппарата начинается уже у новорожденного. Ребенок с рождения видит лица взрослых и движения их губ, слышит их речь, и это первый шаг к формированию собственной речи. Уже через 2-3 недели после рождения ребенок начинает улыбаться во сне.
Ребенок в возрасте 1 месяц уже воспринимает речь, обращенную к нему. К двум месяцам ребенок реагирует на интонацию взрослого мимикой – улыбкой, плачем.
К трем месяцам ребенок начинает «отвечать» взрослому на улыбку и обращенную к нему речь «гуканьем» — произносит согласные «г», «к», «н», а также разные гласные звуки.
Смеяться ребенок впервые начинает к 4 месяцам. Также к этому времени он начинает узнавать лица и разделять взрослых на «своих» (тех, кого он видит постоянно, проживающих в одной квартире) и «чужих».
В пять месяцев ребенок может менять интонацию голоса. К полугоду он распознает знакомые голоса. У ребенка появляются в речи первые слоги – «ма», «ба».
В возрасте 7 месяцев дети уже хорошо управляют голосом, используют разные интонации и реакции, чтобы привлечь внимание взрослого. С удовольствием играют со взрослыми.
В восемь месяцев на смену гуканью приходит лепет. Ребенок повторяет одинаковые слоги по два раза («мама», «баба», «папа» и так далее). Параллельно с речью развивается коммуникация при помощи жестов. Девятимесячный малыш играет в ладушки со взрослым, понимает некоторые жесты.
В возрасте 10 месяцев у ребенка уже формируется словарный запас. Как правило, в этом возрасте он пользуется одним или двумя словами, состоящими из повторяющихся слогов: «мама», «баба» и т. п. Со временем таких слов должно становиться больше.
Годовалый малыш использует уже 3-4 «лепетных» слова. Знает «своих» взрослых – может по просьбе врача показать, где мама или папа, хорошо знакомые предметы. Указывает пальцем на предметы. Этих признаков обычно достаточно, чтобы констатировать, что у ребенка задержки речевого развития нет.
Развитие речи у детей от 1 до 3 лет
Второй, не менее важный этап развития речи у ребенка – от года до трех. Это возраст, в котором дети начинают, собственно, говорить.
В 1 год 3 месяца ребенок уже использует 4-6 слов. Его понимание речи взрослого позволяет ему находить на картинках знакомые предметы, которые называет взрослый, выполнять простые просьбы без дополнительных жестов.
В полтора года словарный запас ребенка увеличивается до 10-20 слов. Как правило, в этом возрасте дети уже могут показывать некоторые части тела. К двум годам это умение развивается, ребенок может четко показать части тела, которые называет взрослый.
Возрастная норма развития речи для двух лет – словарный запас минимум из 50 слов. Увеличивается также количество звуков, которые может выговорить ребенок: в его речи появляются свистящие и шипящие звуки («с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч», «щ»). Однако «р» и «л» он, как правило, еще не выговаривает.
Двухлетний ребенок уже может использовать фразы из двух слов. Правильно применяет в речи местоимения («я», «ты»). Понимает инструкцию, состоящую из двух действий – например, «подойди к бабушке и возьми у нее игрушку».
Возрастная норма развития речи в 3 года включает в себя словарный запас от 250 до 700 слов, и он постоянно увеличивается. В этом возрасте ребенок уже задает вопросы, что значит то или иное слово. Он с удовольствием слушает и понимает короткие рассказы и сказки, читает несложные стихи, поет песенки. Он даже может оценить свое и чужое произношение.
Трехлетний ребенок может назвать свое имя и возраст. Он использует в речи существительные, глаголы, простые предлоги и союзы, множественное число. Инструкции, которые он может выполнить, также усложняются, включают в себя предлоги: «положи игрушку на стол», «…в ящик» и так далее.
Что делать, если у ребенка задержка речевого развития
Задержка речевого развития может быть диагностирована у ребенка в разном возрасте и иметь совершенно разные проявления. Нужные рекомендации вам даст профильный детский врач, поставивший диагноз, – невролог, логопед. (Без диагноза ни о какой ЗРР речи идти не может – не подменяйте собой врача). Однако есть пять правил, применимых практически при любой задержке речевого развития. Они облегчат жизнь и ребенку, и родителям и позволят преодолеть проблему:
Формирование речи может происходить как в детстве, так и в более взрослом возрасте. От него зависят уровень вербального (словесного) мышления и литературного творчества, а также коммуникативные навыки человека.
В каких направлениях необходимо развивать речь детей
Чтобы становление речи проходило гармонично, необходимо уделять внимание всем ее аспектам. Специалисты выделяют такие направления.
Звуковая культура речи
- воспитание интереса к художественному слову;
- улучшение и развитие произношения;
- обучение восприятию звуков.
Развитие словаря
Это постижение малышом значений слов, пополнение словарного запаса. А также это умение верно употреблять слова, опираясь на контекст конкретной ситуации.
Усвоение грамматического строя речи
Такой аспект необходим для понимания ребенком основ построения речи. Например, морфологии, словообразования и синтаксиса.
Развитие связной речи
Подготовка к обучению грамоте
Зачем развивать речь ребенка
Что влияет на развитие речи?
Все ребята разные, и в становлении их речи допустимо небольшое отклонение от среднестатистической нормы.
Слуховое внимание
Умение различать звуки речи (т.н. “фонематический слух”), а также музыку необходимо для правильного формирования речи. Это позволит правильно реагировать на определенные слова, различать звуки, понимать интонацию и эмоциональную нагрузку высказывания (например, похвалу или порицание). С помощью слухового внимания ребенок подражает ритму и темпу речи взрослых, а также их произношению.
Моторное развитие
- артикуляция;
- мелкие движения пальцев рук (к примеру, игры с мелкими деталями);
- крупные движения (например, бросание мяча в корзину);
- сенсомоторика:
- координация тела, ориентировка в пространстве;
- чувства равновесия, ритма;
- умение отличать предметы на ощупь;
- способность различать звуки, запахи, поверхности, цвета и формы.
Интеллектуальное развитие
Речь неразрывно связана с умственным развитием. Но стоит помнить, что речевые ошибки не всегда означают слабый интеллект. Чаще всего, они отражают лишь своеобразные ассоциации ребенка, его мысли или взгляд на мир. Родителям не стоит сразу поправлять ошибки в высказываниях своего чада. Лучше, если малыш подумает над своей фразой и исправится самостоятельно.
Эмоциональное развитие
На умение говорить влияет и эмоциональное развитие. Эмоциональные связи с близкими взрослыми побуждают малышей подражать им в речи. Спокойные, уверенные в себе и в родителях дети чувствуют поддержку близких и практически всегда хорошо говорят. А вот тревожные ребята, которые часто испытывают стрессы, могут отставать в речевом развитии. Кроме того, чрезмерное подавление чувств и желаний ребенка, чрезмерная авторитарность со стороны родителей также могут привести к проблемам с речью.
Общение
Самый главный стимул формирования речи — это стремление малыша к общению. Взрослым следует поддерживать это желание своего чада и положительно реагировать на его попытки поговорить. А также дошкольнику важен положительный пример общения от значимых взрослых.
Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом.
Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь?
Знания ребёнка в 3-4 года
В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять уровень развития речи, необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.
Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи. Говорит своё имя, фамилию и отчество. Знает имена родственников и друзей. Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию. Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные. Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д. Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др. Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит. Повторяет услышанное. Пересказывает мультфильм или сказку. Говорит не только громко, но и тихо. Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.
Особенности развития речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.
Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие. Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет. Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно. В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно.
Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас. Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают. Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.
Стишки для развития речи
Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет .
1. Кра-кра-кра – уходите со двора. Ас-ас-ас – дождь пойдёт сейчас, Ить-ить-ить – не хотим уходить, Жу-жу-жу – я по лужам хожу.
2. Один, два, три, четыре, пять – хочу ворон я посчитать. Одна ворона на дереве сидит. Вторая ворона в окошечко глядит. Третья ворона – кричит ребятам «кар». Четвёртая – весь выпила нектар. А пятая ворона захотела лопнуть шар.
3. Купила муха сапоги, оказались велики, Пошла муха на базар, поменяла их на самовар. Угостила чаем всех своих друзей, Только не захотела угощать людей.
Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.
Учимся играючи
Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно. Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом, у малыша будет развиваться речь.
· Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.
· «Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д. «Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.
· Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.
Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.