Что стимулирует речь ребенка

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — стимуляция речи для вашего ребенка.

В последнее время всё чаще на приём приводят детей возраста 2-3 лет, у которых частично или полностью наблюдается отсутствие стимуляция речи. В анамнезе у таких детей присутствуют данные о комплексных органических нарушениях, что значительно затрудняет любую развивающую работу по стимуляции речи у ребенка, что требует новых специальных коррекционных подходов.

Основа стимуляции речи ребенка

Для полноценной стимуляции речи должно присутствовать следующее:

  • врожденная языковая способность;
  • первично сохранный интеллект;
  • стимулирующая/подходящая по возрасту среда;
  • мотивация к речи и общению;
  • полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и речевыми зонами головного мозга.

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Специалисты относят сюда следующие проявления:

    ; ; , аутоподобный синдром;
  • интеллектуальная недостаточность;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение слуха (не глухота).

Причины задержки развития речи

  • Главной причиной задержки развития речи является отсутствие мотивации, мотивации к общению, коммуникации, к взаимодействию.
  • Еще одной причиной является недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности.
  • Недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности, т.е. речи как моторного/двигательного акта, в основе его лежит адинамия, недостаточность движений, недостаточность сенсорных впечатлений, опыта экспериментирования в окружающей среде.

Основные цели стимуляции речи

  • Развитие речевой инициативы, потребности в коммуникации одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона, и представлений об окружающем мире.
  • Формирование у ребёнка способности к речевому высказыванию (создание внутреннего плана, программы высказывания, поначалу — примитивного).
  • Создание среды для обогащения сенсорного и моторного опыта, возможности экспериментирования, в том числе дома, под руководством специалистов.
  • Развитие и совершенствование всех видов движений (крупная моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика).

Важность стимуляции речи ребенка

Стимуляция речи ребенка является одним из важных факторов, влияющих на его развитие. При этом у каждого маленького человека может быть свой индивидуальный темп развития речи. Чтобы помочь малышу в этом процессе, в нашем центре используется комплексная методика стимуляции речи.

Стимуляция речи заключается в активном общении с маленьким пациентом, обучении правильной и четкой артикуляции звуков, использовании разнообразных игр и заданий, помогающих развивать речь. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и поощрение в своем развитии, в том числе и в развитии речи. Стимуляция речи помогает ребенку уверенно и грамотно выражать свои мысли и чувства, повышает его общительность и самооценку.

БЛОКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

  • разных видов восприятия;
  • физиологического и речевого дыхания;
  • артикуляционных навыков.

Своевременно начатые коррекционные занятия по стимуляции речи помогут вашему ребенку успешно и гармонично развиваться в дальнейшем.

Для записи в наш центр можно воспользоваться кнопкой обратной связи, либо позвонив по телефону на сайте.

Речевое развитие ребенка — дело очень индивидуальное. Некоторые малыши начинают говорить очень быстро, в то время как у других коммуникативные навыки развиваются только в дошкольном возрасте. Как поддержать речевое развитие ребенка, чтобы предотвратить трудности в будущем? Когда стоит посетить логопеда?
Сепсис, заикание, изменение звуков или неправильная артикуляция — проблемы с правильным произношением все чаще диагностируются у детей. Многие родители не знают, какие трудности возникают в результате естественного развития их ребенка, а какие требуют соответствующей поддержки и упражнений — часто узнают об этом у дошкольного логопеда и только после этого принимают меры.

Способы предотвратить или облегчить течение трудностей

1. Разговор с ребенком

Поговорите со своим ребенком , назовите то, что окружает, задайте вопросы и ответьте на те, которые задает сам. Это самый простой способ научить ребенка миру, постепенно обогащать словарный запас и формировать способность формулировать собственные мысли.

Добзие, бубу, кушетка, хельбатка, вау, руки. Нет, это не слова малыша, а взрослые опекуны! Очень часто, когда разговариваем с ребенком, преуменьшаем слова, балуем слова и даже начинаем шепелявить и искажать звуки. Это большая ошибка — он слышит произношение и начинает повторяться с ошибками.

3. Разнообразие блюд

Наряду с расширением диеты малыша, меню должно включать в себя блюда с разнообразной структурой и размером отдельных ингредиентов. Кусание и жевание — отличная подготовка речевого аппарата к произнесению различных звуков и развитию мускулов губ и языка.

4. Развлекайтесь и тренируйте лицо

Гимнастика для рта и языка должна быть частью дня каждого малыша. И дело не в организованных занятиях — тренируйтесь вместе с малышом через игру. Гримасничайте, пытайтесь насвистеть, дуйте на предметы через трубку и без, попробуйте коснуться кончиком носа и подбородка языком или пересчитайте зубы. Это также отличное упражнение для имитации разных звуков и даже … облизывания тарелки!

5. Технологии? Да, но в меру

Цифровые устройства стимулируют правое полушарие головного мозга, которое, в частности, отвечает за для приема и обработки звуковых и графических стимулов. Чем больше ребенок пользуется планшетом или смартфоном, тем больше «страдает» левое полушарие. о получении и создании языка. Другими словами — преобладание правополушарных раздражителей вызывает нарушение, задержку естественного развития речи . До двухлетнего возраста малыш вообще не должен пользоваться цифровыми устройствами и смотреть телевизор!

6. Чтения никогда не бывает достаточно

Чем больше книг прочитаете, тем больше слов услышите, которые останутся в голове ребенка и в личном словаре. Кроме того, книги учат правильности речи, дают свободу произношения, помогают выражать мысли и чувства, развивают легкость речи. Читайте ребенку каждый день — достаточно 20 минут до сна. Кроме того, не избегайте чтения — хороший пример — лучшее поощрение, чтобы позже прочитать самостоятельно .

7. Умело исправляйте

Подправляйте ребенка, но косвенно и выделяя ошибки — повторяйте неправильно произнесенные предложения и слова в соответствующей форме. Например, если ребенок спрашивает «Который час?». Вместо того, чтобы сказать, что сказал неправильно, повторите «Который час?». Пять на пять. Таким образом, услышит правильную форму, но не будет подвергнут критике.

Когда к логопеду?

Если беспокоит речь ребенка и чувствуете, что необходима консультация специалиста, не медлите ни секунды — лучше спросить и узнать, что делать, чем просыпаться, когда проблема уже хорошо развита. Обязательно сходите на консультацию логопеда, если:

  • годовалый ребенок не произносит даже самых простых слов типа баба, бобо, папа;
  • речь трехлетнего ребенка не понимает никого из окружающих;
  • во время разговора ребенок скользит языком между зубами;
  • создается впечатление, что малыш говорит через нос или неправильно слышит;
  • ребенок заменяет звуки, говорит, например, курил вместо воздушного шара или танапта вместо бутерброда;
  • ребенок 5-6 лет неправильно произносит звуки сз, цз, до и не пытается произносить звуки р;
  • у первоклассника очень много проблем с обучением чтению и письму.

Логопед проверит, являются ли наблюдаемые трудности результатом естественного развития или требуют терапии, поможет выбрать подходящие упражнения и наметит курс действий. Всего 10-15 минут упражнений в день достаточно, чтобы заметить прогресс и помочь ребенку преодолеть трудности.

Запуск речи у неговорящих детей — процесс, направленный на стимуляцию речи у детей, у которых речь не соответствует нормам или вообще отсутствует. Целью запуска речи является помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.

Этапы речевого развития у детей

Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов.

Первый этап – предречевой период, начинается примерно в 2-3 месяца. В этот период младенцы начинают издавать звуки, кричать, использовать жесты и мимику.

Второй этап – период произношения звуков, начинается примерно в 6 месяцев. Дети начинают произносить и повторять одинаковые слоги, например, «гы», «ля», «га». Это начальный этап формирования речи.

Третий этап – период односложных слов, начинается примерно в 12 месяцев. Дети начинают говорить и понимать простые слова, например, «мама», «дай», «нельзя».

Четвертый этап – период двусложных слов и фраз, начинается примерно в 1,5-2 года. Дети начинают комбинировать несколько слов, чтобы выразить то, что они хотят, например, «дай машинку», «мишка поел».

Пятый этап – период грамматического развития, начинается примерно в 2-3 года. Дети начинают говорить более длинными фразами, но их речь может быть нескладной.

Шестой этап – развитие словарного запаса и связной речи, происходит после 3-4 лет. Дети начинают разговаривать сложными предложениями и рассказывать истории.

Однако все дети развиваются по-разному, поэтому не стоит воспринимать перечисленные этапы речевого развития как жесткую норму. Для того, чтобы речь ребенка правильно развивалась, важно обращать внимание на потребности и особенности ребенка и в случае чего обращаться за помощью к специалисту.

Когда требуется запуск речи?

Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка задержки в развитии речи, стоит обращать внимание не только на соответствие его речи нормам развития, но и на другие признаки: на то, как ребенок взаимодействует с окружающими, нет ли у него трудностей в общении, понимает ли он вопросы, которые ему задают, хватает ли ему словарного запаса для общения со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией к логопеду или дефектологу.

➥ Особое внимание надо обратить на следующие признаки задержки в речевом развитии:

  • Если в возрасте 2 месяцев ребенок редко издает звуки и не кричит.
  • Если в возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет звуки.
  • Если в возрасте 7-8 месяцев ребенок не реагирует на голоса родителей.
  • Если в возрасте 10 месяцев ребенок не начинает лепетать.
  • Если в возрасте 2 лет ребенок не понимает, что его спрашивают, не говорит или использует всего 10-20 слов.
  • Если в возрасте 3 лет ребенок почти не говорит, его словарный запас состоит всего из 50 слов или его речь трудно понять.

5 причин, почему нужно обращаться к специалисту

  1. Обследование неговорящего ребенка логопедом или дефектологом

Специалисты оценят уровень речевого развития ребенка, установят наличие задержек или нарушений и определят причины этих проблем.

  1. Раннее вмешательство

Раннее вмешательство увеличивает шансы на успешную коррекцию речи и поможет предотвратить ухудшение проблем с речью.

  1. Индивидуальный подход

Специалисты разрабатывают индивидуальный план логопедического запуска речи, учитывая особенности и потребности конкретного ребенка.

  1. Советы родителям

Специалисты дадут советы по общению и взаимодействию с ребенком, объяснят, как создать стимулирующую речевую среду дома, дадут рекомендации по чтению книг, играм и другим активностям, которые будут способствовать развитию речи.

  1. Коррекция и развитие

Специалисты помогут ребенку улучшить произношение звуков, расширить словарный запас, улучшить грамматику и связную речь.

Какие есть методики запуска речи?

Запуск речи логопедом или дефектологом осуществляется с использованием различных методик:

Для стимуляции речевого развития задействуют игры, которые позволяют ребенку использовать слова и фразы, помогают ему развить коммуникативные навыки.

Карточки с картинками, кубики или магнитные доски с буквами помогают ребенку запоминать буквы, учить новые слова и сопоставлять их с образами и предметами.

Очень важно, чтобы у ребенка был пример того, как правильно разговаривать. Один из способов – можно повторять фразы, которые произносит ребенок, и раскрывать их. Например, ребенок говорит «машинка», а родители отвечают ему «да, это большая красная машинка».

Когда ребенок повторяет слова за взрослыми, он лучше усваивает связь между звуками и их значением.

Эти способы коммуникации помогают ребенку лучше выражать то, что он хочет сказать. Это особенно важно, когда у ребенка нет необходимого словарного запаса или четкого произношения.

  • Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

Гимнастика и упражнения нужны, когда у ребенка проблемы с произношением слов и звуков. Упражнения способствуют более четкому и понятному произношению.

  • Использование коммуникативных технологий

В тех случаях, когда у ребенка большие трудности с речью, используют альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АСК). АСК – специальные программы или приложения, которые помогают ребенку сказать то, что он хочет, с помощью символов, изображений или звуков.

С каким образованием можно работать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?

Для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей нужно иметь профильное образование — высшее или профпереподготовку. Всем специалистам необходимо уметь проводить логокоррекционную работу с детьми, а также использовать различные методики и технологии по запуску речи у ребенка.

➥ В УРГАПС вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей:

Перечислим этапы развития речи и обсудим, как можно стимулировать речь ребенка, не забывая о том, что говорилось о ДИАЛОГЕ и ПРИЗНАКАХ согласия и несогласия ребенка.

Источник:

Правообладатель:

Перечислим этапы развития речи и обсудим, как можно стимулировать речь ребенка, не забывая о том, что говорилось о ДИАЛОГЕ и ПРИЗНАКАХ согласия и несогласия ребенка

  1. Гуканье. Кряхтение и крики
  2. Гуление. Ребенок говорит сочетания гласных и горловых согласных, например АГУ. Позже развивается певучее гуление — протяжное произнесение гласных звуков. Ребенок поет ААААААА, ЫЫЫЫЫЫ и т.д.
  3. Лепет. Появление цепочки повторяющихся слогов с губными звуками: ма-ма-ма-, ба-ба-ба- и т. д. Иногда могут появиться слоги ля-ля-ля. Для появления слогов ребенок должен научиться смыкать губы, а этому помогает правильная организация кормления. Если лепет не появился до 8-9 месяцев, а гуление стало угасать — срочно проверьте слух ребенка. И в книге, и здесь на форуме есть темы про то, как это сделать.
  4. Лепетные слова и звукоподражания. В русском языке существует большое количество лепетных слов, которые знакомы каждому из нас. Это так называемый, лепетный словарь. Он существует потому, что русский язык характерен тем, что слова понятные и интересные ребенку, сложны в произношении. Поэтому наряду со словами собака, корова и машина мы используем слова ав-ав, му и би-би. Для того, чтобы ребенок их говорил, мы используем и полные/взрослые слова и их детский аналог. Например:»Посмотри какая собачка «ав-ав» Если ребенок скажет «а-а» — это уже будет не просто набор звуков, а детское слово.
  5. Взрослые слова. Если ребенок, который говори на собаку «ав-ав», начал говорить «бака» — это значит состоялся переход ко взрослым словам.
  6. Простые фразы. Могут представлять собой сочетания любых слов или сочетания слов с жестами и движениями.
  7. Связная речь — на начальном этапе представляет собой несколько простых фраз, связанных по смыслу.

Напоминаю, что о трех последних уровнях развития речи (5,6,7)мы говорили в теме «Начинаем говорить».

Посмотрим видео, где у девочки Анечки во время еды происходит замечательное общение с мамой. Здесь вы можете понаблюдать развернутый лепет

Как вызывать у ребенка собственную речь. Понимание речи тесно связано и с развитием собственной речи ребенка.

Если вы пересмотрите предыдущий ролик, то обратите внимание на то, что во время иры-занятия мамы и Ариши, в ситуации эмоционального подъема, Ариша сопровождает свои действия звуками. Звуки интонацией и высотой голоса отражают понятия «большой и маленький».

В следующем видеоролике, вы увидите, как во время знакомства ребенка с картинками, он пытается назвать их, но пока беззвучно. И хотя занятие было направлено на развитие понимания речи, как и в ролике с Аришей, ребенок делает попытки назвать фигурки.

Можно проводить специальные занятия для вызывания отдельных звуков, которые ребенок будет использовать в качестве слов. Посмотрим еще одно видео, на этот раз, группового занятия.

Обратите внимание на паузы, которые делают педагоги, давая детям возможность для повторения. Такие же занятия вы можете использовать дома.

В качестве зрительного подкрепления используется карточка со звуком, которая может сочетаться с символической картинкой, например, рисунок «паровоз»+ буква «У».

Напомним, что для появления у детей слогов с губными звуками важно добиваться смыкания губ ребенка. А этому помогает правильно организованное кормление, в частности твердой пищей. Посмотрите видео с ребенком 7 месяцев, который в первый раз ест детское печенье.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Маркувинас Инна Викторовна

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Маркувинас Инна Викторовна

Возможности использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с дизартрией

Текст научной работы на тему «МЕЛКАЯ МОТОРИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

МЕЛКАЯ МОТОРИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Ключевые слова: развитие речи, артикуляционный аппарат, мелкая моторика пальцев рук, пальчиковая активность.

Движение является главным проводным механизмом между организмом и окружающей средой. Активность помогает поддерживать баланс данной системы, без которой невозможны приспособительные реакции организма, его структурные и функциональные изменения и развитие окружающей среды. В социальном мире следование правилам взаимосвязи организма со средой приводит к изменениям в поведении человека, которое приобретает специфический и качественно новый характер. Развитие системы человеческих взаимоотношений строится на трудовой и учебной деятельности, которые напрямую зависят от степени

способностей рук человека.

Данные законы диалектики имеют действенную силу испокон веков, когда речь, как неотъемлемый механизм общения, зарождалась через знаковую систему -движение рук, сигналы, предупреждающие об опасности, знаки для привлечения или отстранения. Невербальное общение у наших предков сопровождалось мычанием, попытками издать звуки, слова. В дальнейшем при полноценном развитии артикуляционного аппарата, речь продолжала свое сопровождение с невербальной структурой. Так, как область коры головного мозга, отвечающая за двигательную активность пальцев рук, находится рядом с речевым двигательным центром Брока, то работа первого анализатора стимулировала активность второго. В такой

тесной взаимосвязи происходило развитие двух механизмов познавательной сферы человека [1].

Многие ученые считают, что речь, как и вся когнитивная сфера человека, на сегодняшний день своими высшими формами развития обязаны труду, сложным операциям рук, которые начинаются с развития мелкой и общей моторики. Так, например, В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл наши руки видимой частью полушарий головного мозга, именно поэтому, двигательная активность рук благоприятно сказывается на развитии отделов и мышц головного мозга [2]. Развитие речи и мелкой моторики, находясь в прямой и тесной связи, стимулируют развитие всех мозговых структур. Во время движения пальцев рук происходит согласованная работа лобной и височных отделов головного мозга. Практические наработки А.Р.Лурия — три основных функциональных блока мозга, раскрывают нам понятие прямой зависимости двигательной активности мелкой моторики к стимуляции мозговой деятельности. Лобные доли являются составляющими третьего функционального блока мозга, который отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных форм деятельности. При нарушении активной зоны, отвечающей за двигательную деятельность, речевой центр перестает благополучно функционировать. И, наоборот, нарушение артикуляционного

аппарата без повреждения слухового анализатора и присутствия интеллектуальной недостаточности, корректируется развитием мелкой моторики [3]. Речевые области формируются благодаря импульсам,

исходящим от пальцев рук. Речевые движения, как и движения пальцев рук, начинаются с напряжений мышц, где зарождаются первые ощущения. Ощущения являются источником наших мыслей, которые лишь потом перерождаются в слова.

Развитие мелкой моторики начинается с ранних лет жизни ребенка. Для того, чтобы отследить развитие когнитивной сферы ребенка в целом, необходимо уделять внимание его реакции на внешние раздражители, хватательным рефлексам, тактильной чувствительности. По мнению одного из известных педагогов М.М.Кольцовой, нам не обязательно говорить с ребенком, для проведения диагностики его речевого развития. Согласно закону психологического

метаморфоза, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем развитие артикуляции слогов, которая представляется последовательным новообразованием и напрямую зависит от стимуляции мелкой моторики. Если развитие мелкой моторики соответствует возрасту ребенка, следовательно, развитие его артикуляционного аппарата находится в норме [1]. Чем развитей пальчиковая активностей детей, тем выше их творческий потенциал и познавательный интерес. Об этом в своих теоретических разработках нам упоминает известный

итальянский врач и педагог — Мария Монтессори, которая соотносит каждое движение рук ребенка с маленьким открытием, новой складочкой в коре больших полушарий. Наши дарования и способности находятся на кончиках пальцев, так как данная чувствительность является прямым

проводником к окружающему нас миру [4].

Для того, чтобы познать, необходимо соприкоснуться, почувствовать, послать данный зародившийся импульс в определенную область головного мозга, где произойдет переработка информации, стимул ближайших активных зон, после чего данные отправятся в хранилище бессознательного, являясь базой для дальнейшей активации анализаторов. Таким образом, необходимо с ранних лет жизни ребенка уделять особое внимание развитию тактильной чувствительности, которая определяет формирование артикуляционного аппарата и становление когнитивной сферы.

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности).

— М.: Педагогика, 1973. — 144с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.

3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970.

4. Монтессори М. Разум ребенка [Текст] книга / М. Монтессори. — М, 1999. — С. 28 — 93.

Лазаренко Лариса Анатольевна, научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Россия, г.Краснодар)