Что способствует чтобы ребенок заговорил

Как же родителям помочь ребёнку начать говорить? Существуют важные составляющие запуска речи, которые формируются дома, в семье.

Важно не упускать из внимания общие принципы запуска речи:

1. Регулярно создавайте ситуации, когда ребёнок вынужден что-то попросить. Да, кроха не говорит, но до возникновения речи ему просто необходимо постоянно поддерживать мотивацию что-то сказать.
⠀Важный этап в запуске речи, когда ребёнок обратился к взрослым с просьбой. «Дай», «открой», «иди» и т. д. Именно на глаголах стоит акцентировать особое внимание.

✅ ДАЙ мяч
✅ ДАЙ машину
✅ ДАЙ куклу
✅ ДЕРЖИ мишу

2. Учите глаголы в игре.
До трёх лет для ребёнка ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, дети с особым удовольствием подражают взрослым, интересуются предметами, которые берут родители
Проговаривайте действия в игре, организовывайте игру так, чтоб включить в неё как можно больше глаголов, подкреплённых действием.

✅Машина ЕДЕТ, би-би (везём машину)
✅Миша СПИТ, бай-бай (кладём игрушку)
✅Ляля СИДИТ (сажаем куклу)
✅Маша КУШАЕТ, ам-ам (кормим куклу ложкой)

Прячьте привлекательные для ребёнка предметы в шкатулки и ящички и проговаривайте: ОТКРОЙ/ЗАКРОЙ.

3. Ребенку полезно наблюдать за тем, как работает артикуляция взрослых при речи. Здесь на помощь приходят яркая помада, приковывающая взгляд к губам, нестандартные головные уборы, очки, маски, усы.
Ребёнок должен смотреть на лицо говорящего.

4. Общение со взрослым должно быть эмоциональным.
Проговаривайте слова четко и артистично, не бойтесь выглядеть глупо или неестественно. Пусть в вашей речи будет больше экспрессии. Не говорящему ребёнку нужно правильно услышать слово, заинтересоваться им.

5. Развивать речь нужно ежедневно.
Для запуска речи не подойдут занятия от случая к случаю. Ребёнку каждый день нужны:
✅нейропсихологические упражнения,
✅работа крупной и мелкой моторики,
✅стимуляция органов чувств,
✅дыхательная гимнастика,
✅организованные игры с предметами и разнообразным сенсорным материалом,
✅логоритмика и т. д.

В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких, как первая улыбка, первых смех, первый шаг. Но, пожалуй, самые сильные эмоции у родителей вызывает первое слово их чада.

Когда Ваш ребенок вовсю разговаривает, Вам уже трудно представить, что когда-то он этого делать не умел. Так здорово знать, что малыш чувствует, что он видел во сне, как он провел день в садике и многое другое. А ребенок просто счастлив оттого, что может теперь задавать бесконечное число вопросов «Что это?» «Почему?» и «Зачем?». Он рад разделить с Вами свои эмоции, рассказать, что ему нравится делать, а что он делать ни за что не будет.

Речь многократно обогащает общение, но все же это не единственная ее функция. Уровень психического развития ребенка напрямую связан с умением говорить. Развитие речи провоцирует прогресс мышления. Ребенок теперь знает, что обозначает, например, слово мяч, и узнает его, будь он большим, маленьким, красным или синим. С помощью речи он учится классифицировать предметы, которые видит, относить их к той или иной группе по определенным признакам, например, геометрические фигуры по форме, машины по наличию колес и т. п.

Еще одна функция речи – это развитие памяти. Подумайте, с какого возраста у Вас сохранились первые воспоминания? Скорее всего, ответ придется на возраст около трех лет, когда Вы уже умели выражать словами свои ощущения. С этого времени память начинает формировать картины прошлого.

То же самое можно сказать про воображение, но относительно не прошлого, а будущего. Малыш может описывать Вам, что он будет делать завтра, представляя себе, как это будет происходить, таким образом опережая настоящее время.

Что же делать, если Вашему чаду почти 2 года, а он до сих пор ничего не говорит?

Во-первых, нужно успокоиться. Первый этап развития речи пассивный, он выражается в понимании слов и накапливании словарного запаса. Чем дольше ребенок не заговаривает, тем резче у него происходит переход от пассивного развития речи к активному. Так что уже завтра Ваш малыш может затараторить и быстро перейти от слов к предложениям. Самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и определял многие предметы по их названиям. Если это так, значит, развитие ребенка идет нормально.

Контактные, общительные малыши заговаривают быстрее, а спокойные, любящие играть в одиночестве – позднее. Но Вы как родитель можете непосредственно повлиять на развитие речи Вашего ребенка. Помните, что в период до 1,5 лет его нужно научить слушать. Для этого малыш должен понять, что звуки касаются непосредственно его и обращены к нему. Разговаривайте с ребенком, читайте ему, слушайте вместе музыку или сказки. Причем дети любят слушать одну и одно и то же несколько раз. Так они учатся узнавать звуки, различать слова, и пытаются их повторять. Разделите с малышом радость от узнавания звуков, поддержите его интерес к процессу осваивания речи.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок быстрее заговорил, не нужно угадывать все его желания по жестам или мимике. Покажите малышу, что Вам непонятно, о чем он просит. Пусть попытается объяснить свои желания с помощью звуков. У него должна возникнуть потребность в произнесении слов, так создайте ему эту потребность. Вам помогут совместные игры с предметами.

Стимулируйте ребенка учиться называть игрушки, просить Вас подать их ему или выполнить с ними какое-то действие.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что для ускорения процесса перехода от пассивной речи к активной родителям необходимо постоянно общаться с ребенком: вместе слушать, вместе играть, читать ему вслух, говорить с ним, при этом проявляя терпение, нежность и любовь. И тогда первое слово из уст малыша не заставит себя долго ждать.

Пальчиковые игры, которые помогут родителям.

Страна телепузиков:

Круглый дом стоит в стране —двумя руками рисуем большой круг соединяем большие и указательные пальцы рук в форме треугольника

Зайки скачут по траве — показываем два пальца, рука поднимается вверх и опускается вниз несколько раз

Телепузики гуляют — показываем четыре пальца (количество телепузиков) показываем «фонарики»

И в игрушки там играют — соединяем подушечки пальцев обеих рук движение «мотор»

Смотрят вместе телевизор у кого-то в животе — показываем «бинокль» двумя руками рисуем в воздухе прямоугольник поглаживаем живот

Оля мячик там бросает — изображаем подкидывание мячика вверх

Петя шляпу одевает — изображаем одевание шапки

Саша — на самокате катит — изображаем катание на самокате (отталкиваемся одной ногой, руками держим воображаемый руль самоката)

Мальчик Витя лёг в кровать — изображаем сон ладони рук складываем вместе и на них кладём голову

И не хочет он играть — поворачиваем голову в разные стороны (нет) движение «мотор»

— Мама, мама ! хлопки в ладоши на каждый слог

— Что, что, что? — «мельница» из ладоней. Запястья «склеены», а ладони поворачиваются в разные стороны.

— Гости едут — ! показываем растопыренные пальцы крутим воображаемый руль

— Ну и что? — движение «мельница»

— Здрасте- здрасте! — два раза пальцы складывать в «замок»

— Чмок, чмок, чмок ! — пальцы правой и левой руки соприкасаются только подушечками

Сова :

Совушка-сова , похлопывание руками по бёдрам

большая голова . руки вверху описывают большой круг и ладони кладутся на макушку

На пеньке сидит , полу присед

головой вертит , крутим головой в разные стороны

глазками хлоп-хлоп , открываем и закрываем глаза

ножками топ-топ . топаем ногами

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого.

Овладение речью – революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение… Именно речь позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением.

Речь – это прежде всего средство общения: высказывания и понимания. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку.

Именно поэтому развитие речи маленького ребенка невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей.

А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится.», или: «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или: «С мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: « Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит».

Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лапотные слова ку-ку, би-би, бай-бай: что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов.

Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п.

Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее. Не боясь повторения одних и тех же слов. Произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, паровозик – туту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. При этом ребенку на первых этапах позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности: жили-были дед и … баба.

Не перегружайте ребенка теле-, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании.

Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить основные цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа: «Сорока-белобока»

Регулярно консультируйтесь со специалистами.

Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.

Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.

В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.

На начальном этапе обучения основная задача взрослых – вызвать у детей подражательную деятельность в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи. У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи может быть различным: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания отдельных грамматических форм слов.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

Современные родители сталкиваются с противоречивой информацией об этапах развития ребенка, о причинах его отставания от нормы и о методах, которые могут ему помочь. Родителям нелегко правильно оценить уровень психического развития своего ребенка. Развивается ли малыш по возрасту? Что делать, если вы подозреваете отставание? Рассказывает Ольга Дмитриевна Азбукина, руководитель центра развития речи «АиБ», научный сотрудник Института коррекционной педагогики.

Почему так важен сензитивный период

Неправильно оценив уровень развития ребенка, родитель рискует ошибиться и потерять время. Это может иметь критические последствия. Дело в том, что для возникновения и развития каждой функции или навыка существует так называемый сензитивный период, то есть наиболее благоприятный период для их формирования. Вне этого сензитивного периода функция формируется значительно труднее, что оказывает влияние на весь ход развития малыша.

Еще сложнее бывает родителям подобрать помощь, которая подходит именно их ребенку. Ведь в основном родители черпают информацию из интернета или получают ее от знакомых, которым довелось столкнуться с подобной проблемой. Далеко не всегда то, что поможет чужому ребенку, будет полезно вашему. Поэтому мы еще раз повторим: обращайтесь к специалистам.

Почему родители упускают время

Родители отлично понимают, что такое речевое развитие, поскольку всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но некоторые взрослые неправильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, повзволяющие устранить проблемы. Как руководитель Центра развития речи «АиБ» я ежедневно сталкиваюсь с подобным. Одни родители, слишком оптимистично оценив ситуацию, успокаиваются и бездействуют, другие, напротив, находят у своих детей несуществующие проблемы — и тревожатся. И то, и другое мешает мамам и папам обратиться за помощью вовремя.

Чтобы этого не происходило, я расскажу о том, какие встречаются мифы о речевом развитии ребенка и почему не надо им верить.

Вредные мифы о развитии речи у детей

Миф 1. Сейчас все дети начинают говорить позже, особенно мальчики.

Миф 2. У каждого ребенка свой темп развития. Подождем до 5 лет.

Миф 3. У наших знакомых сын заговорил после 5 лет. Это нормально.

Все это — большое заблуждение.

Мнение специалистов однозначное: ждать до 5 лет с неговорящим ребенком нельзя! Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, однако временная вариативность при этом колеблется от 1 до 3 месяцев, а уж никак не лет.

Что должно насторожить родителей

Если у ребенка в 9–12 месяцев отсутствует указательный жест;

если в 9–10 месяцев малыш не выполняет речевую инструкцию «Покажи, где мама. А где у тебя глазки? Покажи, где киса»;

если ребенок в 10–12 месяцев не пользуется лепетными словами (ам, ту-ту, би-би);

если у ребенка от 12 до 18 месяцев не появляются первые слова;

если в 18–24 месяца не формируется простая фраза;

то в 2,5 года малыш не начнет использовать распространенные фразы с союзными словами.

Это — отставание от нормы. Повторим еще раз: если ребенок 2,5 лет пользуется единичными словами, лепетными словами, и у него отсутствует фраза, то вам необходима консультация специалиста.

Скорее всего, вам потребуются и специальные занятия. Ведь формирование речи с задержкой — это признак отставания в психическом развитии, а значит, дело нельзя пускать на самотек.

Задержка речи всегда имеет причину, которую должны обнаружить профессионалы, чтобы предложить ребенку подходящую помощь.

Уважаемые родители, не затягивайте с обращением за консультацией. Оценить уровень моторного, психического и речевого развития ребенка поможет специалист-дефектолог. Он не только оценит состояние ребенка, но и поможет вам определиться с дальнейшими действиями.

Рекомендации для речи

  • Ползайте с ребенком как можно чаще. Неврологами доказано, что ползание способствует активному развитию головного мозга в целом и речи в частности.
  • Стимулировать такое занятие помогают яркие погремушки, специальные игрушки и личный пример.
  • Читайте ребенку любого возраста, начиная с рождения (а в идеале и во время беременности)
  • Постоянно разговаривайте с малышом, рассказывайте ему обо всем, что происходит вокруг. Такой подход позволяет «записывать на подкорку» множество слов, которые затем ребенок начнет активно использовать.

Пальчиковые игры

У новорожденных малышей, да и у большинства деток вплоть до 3 месяцев повышен тонус мышц-сгибателей. Следовательно, мышцы нужно расслабить. Для этого сначала погладьте ручки легкими движениями от запястья к плечу и обратно, аккуратно потрите кулачки друг о друга, легонько постучите ими по своим ладоням или по столу. Когда мышцы расслабятся и кисть раскроется, пальчики перестанут сжиматься – можно начинать игру.

Поглаживание

Расположитесь так, чтобы удобно было и вам, и вашему малышу. Сядьте на диван так, чтобы спина имела под собой твердую основу. Кроху положите себе на колени на спинку. По очереди массируйте каждую ручку крохи. Легкими поглаживающими движениями пройдитесь от запястья к локтю, сначала по внешней, а потом по внутренней стороне. Помните, что направление движения всегда строго – от кисти к локтю.

Чтобы ребенку было весело и приятно, сопровождайте упражнение улыбкой и потешкой:

Гладим ручку от ладошки,

Гладим мы ее, как кошку!

Гладим ручку малыша,

Ручка наша хороша!

Возьмите малыша на руки, либо положите на пеленальный столик или диван перед собой. Поиграйте с каждой ручкой крохи отдельно. Перебирайте пальчики, нежно расправляя и поглаживая их и разминая.

Положите ребенка на пеленальный столик или диван на спину. Обхватите его запястья своими руками. Постучите малышковыми кулачками друг об друга, затем нежно об стол. Когда ладошка раскроется, продолжайте постукивать по ней уже своей, так же раскрытой ладонью.

Приговаривайте с улыбкой:

Мой малыш так хлопает,

Ручек не жалеет,

Сильно, громко хлопает,

Вот как он умеет!

Это очень важное упражнение. Дело в том, что такая игра прекрасно тренирует выводить большой пальчик из сжатого кулачка. А это в свою очередь предпосылка к формированию важного навыка – захвата предметов, а в дальнейшем и развития речи.

Расположите малыша, чтобы комфортно было вам обоим. Сначала погладьте кулачки малыша. После этого аккуратным движением выведите большой пальчик поверх сжатой ладошки. Погладьте его, подвигайте в разных направлениях, помассируйте.