Что нужно учить с ребенком в 2 года

Когда малышу исполняется два года, он начинает активнее изучать окружающий мир, поэтому родители задаются вопросом: как развивать ребёнка в 2 года правильно? Различные задания для детей этого возраста развивают множество детских способностей, в том числе речь, социальные, тактильные, творческие навыки и др.

Дети от 2 до 3 лет очень активны. Им не усидеть на месте, непременно нужно всё попробовать и везде побывать, ведь они жаждут узнать, как устроен мир вокруг них. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.

Двухлетки впитывают, как губка, невероятное обилие новой информации, и это благодатная почва для раннего развития. При этом вовсе не нужно покупать дорогие игрушки. Достаточно внимательно наблюдать за интересами своего малыша, стараться отвечать на его вопросы, объяснять всё, что он видит вокруг. Но не перестарайтесь: перенасыщение новыми знаниями может привести к отказу ее воспринимать.

2-3-летний возраст считается переходным, от модели поведения раннего возраста к проявлению своего «Я». Очень эмоциональный, малыш еще с трудом задерживает внимание на одном, но, если ему интересно, он может увлеченно заниматься в течение 15-20 минут. Используйте это время с пользой!

Для двухлетки ключевым видом его деятельности служит игра. Через игровые занятия происходит умственное, психическое и социальное развитие. С другой стороны, игра не может быть бесцельной. Чтобы каждая минута приносила ребенку пользу, необходимо, чтобы занятия были направлены на развитие:

— логического мышления;
— устной речи;
— внимания;
— мелкой моторики;
— интеллекта;
— окружающего мира.

Осваиваем пространство и время. Спрячьте какую-нибудь игрушку и предложите малышу найти, помогая подсказками («Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало…»).

Различаем время суток. Можно говорить на эту тему в течение дня, например, за завтраком расскажите малышу, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, чем он был занят утром, днем и вечером.

Учимся считать. Начинать изучение математики лучше не с абстрактных чисел, а с понятных малышу вещей. Считайте всё вокруг: ступеньки, шаги, пальчики, игрушки). Научите ребенка показывать на пальцах свой возраст.

Складываем пазлы. Это сложное задание, поэтому без помощи взрослого не обойтись. Выбирайте картинки из 2-6 элементов. Из двух путей «сложный пазл – помощь мамы» и «легкий пазл, но самостоятельно» – предпочтите второй.

Учимся сравнивать. Изучая понятия «много-мало», разложите две кучки пуговиц – ребенок должен определить, где больше, а где меньше.

Чтение. Возьмите книжку по возрасту, с крупным шрифтом и картинками. Во время прочтения обсудите с ребенком сюжет рассказа. Задавайте вопросы, хвалите за правильные ответы, делайте подсказки, если малышу трудно.

Кукольный театр. Для него подойдут не только специальные куклы, но и привычные малышу игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, показывая пример, затем подключаем ребенка. Доверьте ему главную роль или задачи режиссера.

Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, а малыш ее закончит. Можно иллюстрировать ситуации из жизни: «Здесь стоит красный…», «Эта девочка одета в…».

Расширяем словарный запас. Двухлетка понимает больше слов, чем способен произнести. Проговаривайте с ним все события дня, даже «что ел», «с кем играл». Это занятие улучшает произношение, учит малыша делиться с родными своими мыслями.

Что делать родителям, если ребенок издевается над няней?

Для вас няня – это помощник во всем: привезти-отвезти ребенка, накормить, погулять, поиграть, сделать уроки и т. д. Вы видите в ней «помогателя». А для ребенка все несколько иначе. Когда он видит няню, сразу понимает, что проводить время с мамой и папой он будет меньше. Если раньше его встречали из сада или школы любимые родители, то теперь приходит, практически, незнакомый человек. И принятие няни ребенком становится целой проблемой. Часто при таких ситуациях дети совершенно не идут контакт, не слушаются, начинают капризничать, бить няню и т. д. Все это не потому что дети плохие или няня плохая, все дело в совершенно новой для вашего ребенка ситуации и тут очень важно с самого начала соблюдать определенные правила.

  • Уже при поиске няни обязательно расскажите о своих намерениях вашему ребенку. Спросите, какую бы няню ему хотелось. Приведите примеры известных историй о нянях – Мэри Поппинс. Фрекен Бок, Арина Родионовна. Объясните, почему вам нужна помощь няни. И несмотря, что у ребенка будет няня, объясните, что вы будете стараться уделять ему больше времен.
  • В первый день не стоит сразу оставлять ребенка с няней. Пригласите няню на пару часов к вам в дом, как гостя. Познакомьте с ребенком, расскажите совместно с ребенком о его любимых играх, героях и др. После знакомства, когда няня уйдет, обязательно спросите его мнение: понравилась ли няня, хотел бы он, чтобы она чаще приходила. Пусть это будет, хоть и немного формальный, выбор ребенка. Он будет чувствовать, что вы не просто его отдаете «тете», а вы считаетесь с его мнением и оно ценно и важно.
  • Старайтесь первые рабочие недели няни чаще быть с ребенком. Лучше всего переходить на полный график няни постепенно. Обращайте внимание на поведение ребенка в общении с няней. Никто не знает вашего ребенка, лучше чем вы, поэтому ваши советы для няни — самое ценное.
  • Для няни обязательно составьте список того, что любит ваш ребенок, какие у него есть привычки, о чем о любит разговаривать. Пусть это будет путеводной ниточкой к долгой дружбе.
  • Очень важно также, поддерживать авторитет няни. Проговаривайте с ребенком моменты того, что няня вам помогает, что она столько всего хорошего привнесла в ваш дом. Семья ее ценит, как помощника и друга.

Что же делать, если ситуация уже сложилась и ребенок издевается над няней? В первую очередь, нужно дать себе отчет в том, что в 90% случаев дети таким образом привлекают внимание родителей. Это крик о помощи – «SOS, родители, мне вас не хватает!».

  • В данном случае следует проводить с ребенком больше времени. Было бы хорошо взять недельку и отдохнуть вместе без няни либо немного сократить часы работы няни.
  • Помогите няне найти точки соприкосновения с ребенком – она должна знать о том, что он любит делать. В общем интересном деле может заложиться основа дальнейшей дружбы.
  • Всегда поддерживайте авторитет няни. Объясняйте малышу, что няню нужно уважать, нельзя обзывать, бить. Няня для вас и вашего ребенка незаменимый помощник.

Залог долгих и крепких взаимоотношений с няней – это с самого начала грамотно построенные отношения родителей и ребенка, родителей и няни, няни и ребенка. Уделите этому сразу как можно больше внимания и в дальнейшем у вас не будут возникать трудности.

Как развивается и что должен уметь ребенок? Таблица по месяцам.

В первые 3 года своей жизни малыш должен научиться очень многому. Не упустите это драгоценное время, дав своему крохе все необходимое и обеспечив его гармоничное развитие. А как узнать, правильно ли развивается ребенок? Что должен знать и уметь делать ребенок в месяц, в 1 год, в 2, в 3 года? Эта таблица, сделанная по материалам мюнхенской функциональной диагностики развития , поможет вам. Здесь подробно описаны умения детей. Только помните: каждый малыш уникален, а мы приводим лишь усредненные показатели. Однако, если вы обнаружите, что ваш ребенок существенно отстает в развитие от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.

Что нужно учить с ребенком в 2 года

Что должен уметь ребенок: таблица по месяцам

Социальное развитие

Может отклонять просьбу протестом

В ответ на просьбу дает матери предмет

1 год 0.5 месяцев

Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока»

1 год 1.5 месяца

Ласкает куклу или мягкую игрушку

1 год 2.5 месяца

Катит мяч взрослому

1 год 3.5 месяца

Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т. д.)

1 год 0.5 месяца

1 год 4.5 месяца

Помогает убирать игрушки

1 год 5 месяцев

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали

1 год 2.5 месяца

1 год 7 месяцев

Выполняет простые поручения по дому

1 год 8 месяцев

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут)

1 год 9 месяцев

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро

1 год 5 месяцев

1 год 11 месяцев

Охотно играет с ровесниками в догонялки

Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т. д.)

Какие слова должен знать ребенок в 2 года?

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения. Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент.

При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.

К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.