Все родители стремятся к тому, чтобы их дети учились только хорошему и не брали ни с кого дурных примеров. Между тем, мамы и папы порой даже и не догадываются, что ни улица, ни соседи и ни дяди из телевизора, а они сами становятся главными носителями дурного примера. «Я – родитель» решил посмотреть со стороны за действиями взрослых, отобрать основные «нельзя, но сейчас можно» и разобраться в том, как непоследовательные действия мам и пап вредят воспитанию детей.
Нельзя нарушать правила безопасности. Мама, переходя дорогу с ребенком, увидела подружку на другой стороне улицы. От радости встречи хватает малыша и, не смотря на светофор, несется навстречу давней знакомой. У ребенка в голове возникает вопрос, он даже может спросить напрямую: «Мама, почему мы бежим, если светофор красный?» И услышит в ответ: «Мы же посмотрели, что на дороге нет машин, и побежали навстречу друзьям, это же особый случай!» Тогда грань строгого правила безопасности в голове ребенка стирается и в следующий раз он может побежать на красный при наступлении уже своего «особого случая».
Все правила, которые могут угрожать жизни ребенка, необходимо строго соблюдать в течение всего времени взросления ребенка.
Это касается не только правил поведения на проезжей части, но и работы с электроприборами в домашних условиях, газом и пр.
Нельзя врать. Каждый родитель хочет иметь доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда понимать, где находится ребенок и что происходит в его голове. Это трудно и очень немногие могут этим похвастать. «Врать – очень плохо!» Эта истина известна каждому малышу с самого раннего возраста. Но как эта истина может соотносится с поведением мамы, которая, придя уставшая после работы, просит ребенка: «Если кто-то будет звонить, скажи, что меня нет дома»?
Нельзя постоянно использовать гаджеты «Я кому сказала, сначала каша, потом мультики! Сколько можно сидеть за планшетом! Это вредно!» — восклицает мама, просматривая очередное видео на своем телефоне. Если в семье присутствует желание минимизировать использование гаджетов, то сделать это всерьез не получится, если сами родители постоянно ими пользуются. В этом случае срабатывает поговорка «запретный плод сладок» и ребенок не понимает, почему папе сидеть весь день на диване с планшетом можно, а ему нельзя.
Нельзя кричать и ругаться. Ссор между родителями избежать невозможно, но возможно все-таки сдерживать себя при ребенке, иначе ему будет не понятно, почему он в садике должен решать все конфликты мирно, если дома мама и папа чуть что – сразу начинают кричать друг на друга. Контролируйте свои эмоции во время выяснения отношений с супругом или супругой, и тогда вы не подадите дурного примера ребенку.
Нельзя использовать нецензурную лексику. Если вы считаете, что употребление нецензурных слов недопустимо, вам придётся следить за своей речью дома. В противном случае в голове ребенка вновь возникает вопрос, почему мне нельзя, а родителям можно? Разумеется, ситуации бывают разные и если уже произошло то, что произошло, и ребенок услышал из ваших уст красное словцо, используйте свои ошибки в качестве педагогической возможности и отругайте себя за ругань. Пусть ребенок понимает: если даже папе стыдно за это слово, значит его действительно говорить нельзя.
Нельзя критиковать значимых для ребенка взрослых в его присутствии. Если ученик знает из домашних разговоров, что учительница «сумасшедшая», он не сможет её уважать и у неё научиться, не сможет прилично вести себя на уроке. Если у вас конфликты, недопонимание с бабушкой/дедушкой вашего ребенка, то они никак не должны отражаться на отношениях с ними вашего ребенка. В результате при обсуждении с ребенком действий значимых для него взрослых, не стоит нарушать сложившиеся авторитеты и ломать связи, которые заложены изначально или приобретены в ходе жизни ребенка.
Юлия Шершакова
Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.
То, как мы ведем себя с детьми, напрямую влияет на их эмоциональное развитие, поведение и дальнейшую жизнь. У тревожных родителей тревожные дети. Если мы несчастны, то и наши дети, скорее всего, обречены на несчастье. Вот несколько ошибок, которые многие допускают по привычке, не думая о последствиях для ребенка.
Ошибка №1: манипулирование
Угроза перестать любить — самые страшные слова, которые могут нанести ему серьезную травму. Быть любимым — базовая потребность любого человека. Малыш должен знать, что ваши чувства к нему безусловны, вы полностью принимаете его. В противном случае вы приучаете его к тому, что любовь не дается просто так, ее надо заслуживать. Вырастая, он продолжает заслуживать эту любовь у окружающих, пытаться угодить, быть для всех хорошим, это влияет на выбор будущего партнера и взаимоотношения с ним.
Ошибка №2: чрезмерная опека
Излишний контроль убивает самоконтроль, самостоятельность. Такие дети вырастают в инфантильных взрослых, не способных принимать решения, отказывать окружающим.
Если у ребенка появилось желание что-то сделать, предоставьте ему такую возможность, но сначала научите его. Особенно важно не торопить трехлетних детей в разгар кризиса самостоятельности. Часто в спешке родителям проще самим одеть малыша, чем ждать, пока он «возится». Выход: будить его раньше, чтобы оставалось достаточно времени на сборы.
Ошибка №3: неспособность понять, что ребенок — личность
Ошибка №4: гипоопека
В некоторых семьях дети предоставлены самим себе, лишены внимания и заботы, чувствуют себя нелюбимыми и нежеланными. Их близкие выполняют обязанности чисто механически, считая, что с главной своей задачей — научить самостоятельности — они справились. Но научить самостоятельности — одно, а пустить воспитание на самотек — другое. Родители игнорируют проблемы ребенка, часто раздражаются. В результате ребенок чувствует себя «плохим», «глупым», виноватым в проблемах семьи.
Ошибка №5: развитие любой ценой
Зачастую из благих побуждений ребенка заставляют заниматься через «не хочу», повторяя: «Вырастешь — спасибо скажешь». Возможности ребенка действительно огромны, и при желании можно научить его читать, говорить на иностранном языке в очень раннем возрасте. Вопрос: зачем?
Усиленно стимулируя интеллектуальное развитие малыша, мы ущемляем его в эмоциональном развитии. Перегруз кружками и секциями приводит к эмоциональному выгоранию. Бывает, что дошкольников так «загружают» учебой, что они не чувствуют ни малейшего желания идти в школу. Нередко родители впадают в крайности, стремясь дать детям то, чего когда-то не получили сами. В стремлении реализовать амбиции они начинают рассматривать малыша не как отдельную личность, а как «бизнес-проект», который должен приносить дивиденды.
Ошибка №6: бесконечные запреты
Сначала мы десятки раз за день одергиваем: «Нельзя!», «Не трогай это», «Не лезь сюда» — а потом удивляемся, что он становится безынициативным и неуверенным, и корим его за это. Категорический запрет без объяснения причин лишь акцентирует на этом внимание и создает еще больший интерес.
Действия ребенка продиктованы желанием исследовать окружающий мир, и если мы не позволяем ему идти на риск, ошибаться, набивать шишки, он не приобретает необходимый опыт. Важно создавать для ребенка безопасное пространство для экспериментов, показывать, что уважаете его интересы. Тогда, став взрослым, он не будет страдать от неуверенности в себе и незнания своих желаний и потребностей.
Ошибка №7: телесные наказания, крики, игнорирование
Не разговаривать с ребенком — самое тяжелое с психологической точки зрения наказание, это своего рода психопатология и признак невротического поведения.
Ошибка №8: неконтролируемое использование гаджетов
Совсем запретить современному ребенку пользоваться смартфоном, ноутбуком, планшетом вряд ли возможно, но мы обязаны контролировать этот процесс. Зачастую родителям проще поставить малышу мультфильм на планшете, чтобы он не мешал заниматься делами. Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, у трети из них обнаруживается общее недоразвитие речи при сохранном интеллекте. Они не умеют мыслить образами, излагать мысли на письме, выстраивать устные ответы.
Многим удобно, когда ребенок «сидит в компьютере»: формально он дома, а не в сомнительной компании, и нет нужды беспокоиться о его безопасности. Но это вредно не только для зрения и осанки, но и для умственного развития. Вместо общения со сверстниками в реальной жизни ребенок пропадает в виртуальной реальности, нарушается его эмоциональная связь с близкими. Часто это путь к игромании, наркомании, алкоголизму и другим формам зависимости.
Ошибка №9: жизнь ради детей
Нельзя упрекать детей за вклад, сделанный в их развитие. Сам факт существования ребенка — награда и компенсация за вложенные в него любовь, душу, время.
И потом, какой пример и какую любовь мы можем дать детям, если не любим самих себя? Наша неспособность заботиться о себе, относиться к себе с должным вниманием может передаться ребенку, сформировав множество комплексов от завышенных требований.
Ошибка №10: отсутствие личного примера
Истина предельно проста: у несчастливых родителей не может быть счастливых детей. Если мать и отец тревожные, невротичные, дети будут воспринимать их страхи, неврозы, неуверенность. Бесполезно читать нотации о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: психика ребенка формируется под влиянием вашего общения, поступков, поведения. Не пытайтесь воспитывать ребенка, он в любом случае будет похож на вас. Воспитывайте себя.
Счастливые и психически стабильные родители — залог будущего счастья детей.
Каждый родитель устанавливает для себя определённые правила воспитания. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка. Но заставлять ребёнка делать некоторые вещи — просто нельзя.
Каждый родитель устанавливает для себя определённые правила воспитания. Мы уже говорили о том, что нельзя говорить ребенку. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка («Делай, что тебе говорят!», «Я лучше знаю!»). Но заставлять ребёнка делать некоторые вещи — просто нельзя. Даже если вам кажется, что вы действуете во благо самого ребёнка.
Пожалуйста, не заставляйте ребенка делать следующие вещи:
1. Лгать. В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства.
2. Есть, когда ребенок не голоден. Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. И надо ли говорить, что все дети отличаются друг от друга. И даже один и тот же ребенок в разном возрасте ест по-разному, то более, то менее охотно. Наши организмы спроектированы так, что они предупреждают нас о том, когда нам нужно есть и когда пить. Научить ребенка правильно распознавать эти сигналы – вот задача родителя, желающего иметь здорового ребенка, а не впихивать в него кашу или суп любой ценой.
4. Извиняться неизвестно за что. Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться.
5. Здороваться с незнакомыми людьми. Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства.
6. Дружить с тем, кто им не нравится. Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он.
7. Резко менять свои привычки. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными.
8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой. Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии.
9. Ночевать там, где ему некомфортно. Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома.
10. Делать то, что у них получается плохо. Я не призываю вас воспитывать людей, опускающих руки при малейшей неудаче, но если ваш ребенок после многомесячных тренировок все еще не может устойчиво стоять на коньках, да еще и ненавидит этот процесс, то, может, стоит заменить фигурное катание на музыкальную школу, как бы вам ни хотелось быть мамой фигуриста-чемпиона мира. Бесконечные провалы воспитают в ребенке комплекс неудачника. И наоборот, малейшие удачи вдохновят его на дальнейшие подвиги и упорный труд. Лучше быть хорошим гандболистом, чем плохим футболистом, даже если второй вид спорта намного престижней, чем первый. Позвольте ребенку самому сделать выбор.
В любом случае, помните, что ваш ребенок – это не только ВАШ ребенок, но и самостоятельная маленькая личность. Чем раньше ребенок научится сам принимать решения, тем раньше он научится нести ответственность за свои поступки.
Все родители задумываются о том, как построить правильную модель воспитания ребёнка. Учитель Жак Горелик рассказала немецкой версии издания The Huffington Post о том, чего нужно избегать в общении с детьми.
1. Не заставляйте ребёнка обнимать чужих людей
Нельзя научить детей уважать личное пространство другого человека, если при этом мы заставляем их делать что-то. Не надо запрещать ребёнку обниматься других, если так он хочет выразить свою симпатию. Просто дети должны сами решать, как они будут проявлять свои эмоции по отношению к другим людям.
Не нужно ставить перед ребёнком задачу — исполнять все желания родственников или друзей. Если дети захотят, они сами подойдут и обнимут человека. Иногда вежливого общения вполне достаточно, чтобы проявить симпатию. Ребёнок должен чётко это понимать.
2. Не нужно навязывать ребёнку симпатии к противоположному полу
Не нужно говорить дочке: «Ты такая красавица, все парни будут твоими». Детей это пугает. «Мне кажется, ты ей нравишься» или «О, этот мальчик очень милый», — это фразы, которые родителям лучше избегать при общении с ребёнком. Детям всё это неинтересно. Они говорят о футболе, кошках, драконах, а не об отношениях между мальчиками и девочками. Дети сами всё поймут, когда им станет это интересно.
3. Не навязывайте ребёнку стереотипы, связанные с его полом
Сейчас гендерные стереотипы очень распространены в нашем обществе. Девочек одевают в розовые платья, мальчикам покупают голубую одежду. Постарайтесь избавиться от этих условностей. Выбирайте занятия, которыми могут заниматься дети обоих полов: например, рисование, лего, игра с мячом, катание на роликах.
4. Не акцентируйте внимание на внешней красоте
Не нужно говорить, что внешность — это самое главное. Красота — понятие очень условное и субъективное. Ребенок не должен стыдиться своего тела, даже если у него есть какие-то недостатки. Рассказывайте, что красивое тело — это прежде всего необходимость. Ведь это означает, что человек много занимается спортом, а это полезно для здоровья.
Первые три года ребенка — особенно важные для воспитания. Каждый месяц малыш приобретает новые навыки, много слушает и запоминает. В возрасте до 3 лет важно выработать у ребенка правильные модели поведения. Мы собрали полезные советы для родителей по воспитанию и уходу за ребенком в первые годы его жизни
С момента, когда ребенку исполняется год и до трех лет родителям становится с одной стороны проще, а с другой намного сложнее, ведь это самый ответственный период в его жизни. Именно в это время в человеке начинает формироваться личность и закладываются ее основы. Поэтому несмотря на то, что в этом возрасте дети становятся уже более самостоятельными и способны сами себя занимать, крайне важно проводить с ними много времени и правильно общаться.
Не забывайте, что начиная с одного года у ребенка начинается бурная активность, и ваша основная задача состоит в том, чтобы сделать ваш дом как можно более безопасным для него. Постарайтесь посмотреть на окружающее пространство глазами вашего малыша, внимательно изучите его любимые места и уберите все опасные предметы. Все острые углы во избежание травм желательно закрыть каким-нибудь толстым и мягким материалом. Поставьте на розетки заглушки, уберите скатерти, чтобы ребенок не опрокинул на себя то, что стоит на столах. Следите за тем, чтобы вокруг ребенка не было мелких предметов, которые он может проглотить или засунуть себе в нос. Закрывайте дверь на балкон.
Здоровье
Все приборы на кухне старайтесь не включать без необходимости. На кухонном столе лучше держать как можно меньше предметов. Во время использования различных электроприборов по возможности включайте функцию защиты от детей, которая есть в большинстве современной техники.
В ванной уберите бытовую химию как можно дальше. На полу обязательно поместить коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.
В полтора года ребенка уже можно сажать на горшок. Около двух лет детей начинают приучать соблюдать правила личной гигиены, самостоятельно чистить зубы, мыть руки перед едой и после прогулки, пользоваться салфеткой.
В возрасте до трех лет ребенку нужно спать примерно 10-11 часов ночью и 1-1,5 часа днем.
Развитие
К трем годам ребенок уверенно бегает и прыгает, и самое время научить его кататься на трёхколёсном велосипеде.
В три года малыш должен уверенно пользоваться карандашом и фломастерами, разукрашивать картинки. В 3 года уже можно начинать учить ребенка читать.
Кроме того, в этом возрасте дети уже способны запоминать стихотворения в несколько строчек, и нужно обязательно тренировать с ними этот навык и развивать их память.
Важно также постепенно учить ребенка концентрироваться на какой-то задаче в течение хотя бы 3-5 минут и самому пытаться найти решение.
Помимо навыков личной гигиены, о которых было упомянуто выше, к трем годам следует научить ребенка пользоваться не только ложкой, но и вилкой, научить его аккуратно есть и пить.
Если ребенок хочет помочь маме на кухне — нужно обязательно поддержать его инициативу. Пусть он достанет продукты из шкафа или холодильника, поможет вам раскатать тесто, лепить пирожки. Так вы постепенно привьете ребенку полезные навыки, а заодно он почувствует себя участником взрослой жизни.
Как мы уже упомянули, этот период в жизни ребенка наиболее важный. Помимо закладывания основ личности в этом возрасте у детей начинает формироваться самооценка, и здесь очень важно не навредить ребенку. Старайтесь всегда признавать важность эмоций своего ребенка, как положительных, так и отрицательных. Ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, ведь иначе у малыша сформируются установки о неверности и неважности его чувств и эмоций, которые он унесёт во взрослую жизнь.
Для того чтобы понять ребенка, учитесь смотреть на мир его глазами. Например, если он потерял любимого плюшевого мишку, то вам нужно осознать, что для него это потеря лучшего друга, поэтому не стоит говорить ребенку, что ничего страшного в его потере нет и он плачет из-за ерунды. И уж тем более нельзя ругать ребенка в такой ситуации. Если ребенок плачет — дайте ему возможность выплакаться, обнимите его. Тогда ребенок поймет, что он может доверять вам и рассчитывать на вашу поддержку, и у него сформируется ощущение, что его дом — это надежное место, где его всегда поймут и утешат, где его чувства всегда важны. Слушайте ребенка очень внимательно, задавайте уточняющие вопросы.
В три года дети переживают первый кризис. Они впервые начинают осознавать свою самостоятельность и проявлять свои желания. Начинают чаще звучать слова «хочу» — «не хочу», «не буду». Начинаются упрямство и капризы. Может появиться агрессия.
В этот период важно поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности, уважать его личное пространство. Не пытайтесь все время помочь ему и во всем его контролировать. Ваша задача — обеспечить безопасность ребенка и похвалить его за успехи (какими бы они ни были).
Ругать малыша следует только за неправильные поступки, при этом не отождествляя поступок с личностью ребенка. Не надо вешать на него отрицательные ярлыки и сравнивать ребенка с другими детьми. Гораздо лучше будет сказать «ты не прав» или «ты нехорошо поступил» и объяснить почему. Если вы будете уважать личность ребенка, вы сохраните его доверие и не навредите его с самооценке.
Старайтесь считаться с мнением своего ребенка. Когда есть такая возможность, обязательно давайте ему право выбора.
Также важно помнить, что в этом возрасте ребенок уже хорошо осознает свою половую принадлежность. Если у вас девочка, давайте ей возможность самой выбирать одежду, делайте ей красивые прически, купите первые украшения.
Самая главная психологическая задача родителей — дать возможность своему ребенку почувствовать себя «большим».