Шесть лет для ребенка – важный возраст. В первую очередь, потому что идет подготовка к школе. Для того, чтобы малыш легче адаптировался к непривычному окружению, родителям следует уделить больше внимания многогранному развитию малыша. Тогда и процесс образования будет даваться легче. Так в чем особенности его развития в этом возрасте: физического, умственного и социально-общественного? Какие навыки ребенку нужно будет подтянуть, а может и сформировать у ребенка?
Восприятие окружающего мира
В 6 лет ребенок уже имеет понятие об окружающей его внешней среде. И каждый воспринимает мир по-своему. Информацию ребенок получает из разнообразных источников. Это могут быть книги, телевидение, интернет, беседы со взрослыми и своими одногодками. Обязательно помогите своему ребенку запомнить:
- свои фамилию и имя;
- свой домашний адрес;
- как зовут родителей;
- признаки времен года и их чередование;
- месяца и дни недели.
Также он должен уметь перечислить основные виды животных, птиц, рыб, транспорта, предметов быта и т.д.
Особенности умственного развития ребенка 6 лет
Детям в этом возрасте свойственно наглядно-образное мышление. Иногда они поражают взрослых оригинальными ответами на вопрос, не свойственных взрослым. У шестилеток очень развита фантазия и благодаря этому многие из них увлекаются поделками, рисованием, конструированием.
В этом возрасте важно сохранить умение ребенка мыслить оригинально и развивать навыки действовать по шаблону.
Обычно дети в возрасте шесть лет обладают навыками, которые важны на протяжении всей жизни человека. Они умеют ориентироваться в пространстве, проходить разнообразные лабиринты, решать головоломки и загадки. Шестилетка различает свойства и признаки предметов, умеет их сравнивать и различать. Он подбирает обобщающие слова к предметам (яблоко, груша – фрукты; огурец, капуста – овощи и т.д.), умеет делать выводы.
Развитие памяти и внимания
К 6 годам у детей увеличивается внимание и улучшается концентрирование ребенка на одном занятии, особенно если его оно увлекло. Ребенку начинают больше нравиться интеллектуальные игры. Следует уделить внимание таким логическим упражнениям, как «что общего», «поменяй местами», «что лишнее».
При длительных и неинтересных занятиях, ребенку нужно дать отдохнуть. Иначе он потеряет интерес и его внимание трудно будет удержать на задании.
У детей этого возраста активно развивается слуховая и зрительная память. И ребенок может учить стихи и пересказывает несложные тексты.
Речевое развитие
В 6 лет речь ребенка практически сформировалась. В этом возрасте дети должны произносить уже все звуки. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу-логопеду, иначе это вызовет проблемы с речью в дальнейшем.
Запас слов у ребенка 6 лет уже весьма солидный. В этом возрасте дети могут общаться на разные темы, строят сложные предложения, используют в своей речи противоположные и похожие слова по смыслу, ведут достаточно развито диалоги. Для окраски рассказов они уже активно используют интонацию, с помощью силы и темпа голоса передают свои эмоции. Но иногда ребенку все-таки нужно помочь наводящими вопросами или подсказками.
Развить речь шестилетки можно в виде игры. Это интересно и не отбирает много времени, так как может происходить на прогулке, в походах по магазинам, по дороге в детский сад и домой. Можно попросить ребенка назвать свое имя, рассказать куда он идет и что видит вокруг себя. Фантазируйте с ребенком и сочиняйте с ним маленькие забавные истории.
Мелкая моторика в 6 лет
Шестилетний ребенок должен уметь:
- правильно держать карандаш в руке;
- обводить линии;
- рисовать по точкам или пунктиру;
- правильно пользоваться ножницами;
- лепить фигуры из пластилина;
- вдевать нить в ушко иглы.
Обязательно уметь обуться, застегнуть пуговицы, молнии, завязать шнурки.
Развитие крупной моторики
В 6 лет здоровый ребенок хорошо развит физически. Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в жизни. Ребенок должен владеть своим телом, движения должны быть четко скоординированы. Ребенок должен уметь и развивать:
- ходьбу по прямой линии и перекладине;
- прыжки через препятствия;
- попадание в цель мячом.
Он также должен уметь прыгать и стоять на одной ноге, лазить по веревочной лестнице.
Социальное развитие шестилетнего ребенка
В этом возрасте у детей взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня. Потому у них формируется умение работы в команде. Дети учатся помогать, сочувствовать друг другу, контролировать свои эмоции. Среди малознакомых людей ребенок не теряется, хоть и чувствует себя более уверенно с ними, если рядом находится близкий ему человек.
Социальные навыки формируются у детей в основном в ходе ролевых игр. Всем нам так известные «дочки-матери», «больничка», игры в парикмахера или продавца формируют у ребенка осознание взрослой жизни.
Подведем итог
Ребенок в 6 лет уже осознает себя вполне сформировавшейся личностью. У него есть свои интересы, свое мнение, он имеет свое представление об окружающем мире. Малыш знает правила общения с другими детьми и взрослыми, понимает границы дозволенного. У шестилеток происходят физические и психологические изменения, развиваются память, усидчивость, мышление, воображение, речь. Родителям не стоит строго воспитывать своего ребенка, но нужно уделять внимание на то, что дети в этом возрасте делают не так ловко. И попытаться научить малыша самостоятельности, и поддерживать его в сложных ситуациях. Ведь скоро он пойдет в школу и станет совсем взрослым.
Подготовила воспитатель МАДОУ №14: Копосова Ю.Ю. Шебекино 2020г.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика – что должен знать ребенок в 5-6 лет:
1. Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, расставлять цифры в правильной последовательности.
2. Находить пропущенное число, узнавать цифры
3. Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа)
4. Различать понятие: «количество», «число», «цифра»
5. Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков (>,
6. Уравнивать количество предметов в группе
7. Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
8. Ориентация в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади)
9. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
10. Знать название времен года, месяцев и частей суток, их последовательность.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы педагогом на занятиях и вне их. Для проведения работы педагоги в своей деятельности используют различные средства. Среди которых можно выделить:
· наглядно дидактический материал для занятий;
· оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
· методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
· сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
· учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Но получать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается, убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.
Изучение основ математики с детьми 6 -7 лет является продолжением серии уроков по ознакомлению с элементами математики, начатых в возрасте 3-5 лет.
Ранее малыши узнали о том, какие бывают фигуры, формы, размеры, познакомились с понятиями больше- меньше и т. д.
В шестилетнем возрасте идёт усложнение занятий по ознакомлению с элементами математики, появляются новые значения, символы. Например, что такое угол, какие бывают углы; что такое линия, замкнутая линия; что такое плоскость, точка.
Дети знакомятся с цифрами, учатся считать до 10 и обратно; учатся решать логические задачи.
Некоторые из педагогов начальных классов школы выступают против обучения дошкольников математике. Но при этом выбирая первоклассников, предпочитают брать подготовленных детей, а не тех, кто не знаком с элементарной математикой.
Поэтому я рекомендую родителям обязательно готовить детей к школе, давая им знания ещё и по другим наукам.
Что должен знать дошкольник к 7 годам
- Что такое линия, какие бывают линии (прямые, кривые, горизонтальные, вертикальные, наклонные); отрезок линии;
- что означает замкнутая кривая;
- уметь пользоваться линейкой;
- понятие точка (одна, много, проведение линии через одну точку, через две точки);
- знать календарь, ориентироваться во времени, во временах года, в последовательности месяцев, их названиях;
- знать, что такое угол, отличия (прямой угол, острый, тупой, развёрнутый);
- что означает плоскость, уметь ориентироваться на плоскости.
В этом возрасте происходит закрепление полученных ранее знаний о треугольниках (какие бывают), прямоугольниках, многоугольниках, квадратах, круге, овале.
Большое внимание уделяется счёту в пределах 10 — до и обратно. Ребёнок должен ориентироваться в соседних числах, разделять их на множества.
Для укрепления мелкой моторики пальцев рук необходимо предлагать ребёнку 6 лет различные штриховки или рисование предметов с последующей штриховкой.
Прочитав перечень необходимых знаний, вы можете сказать, что в школе ваш сын или дочь всё это узнают и не стоит их нагружать сейчас.
Да, они познакомятся в школе с этими понятиями, но там уроки будут проходить быстро, не останавливаясь для индивидуальной работы. Ваш ребёнок может что-то не понять и незнание приведёт к проблемам в будущем.
Как заниматься с дошкольником
6 лет — прекрасный возраст для ознакомления с математикой. Дошкольник научился хорошо говорить, рассуждать и даже логически мыслить.
Задавайте ему почаще задачи на логику.
Например, сколько хвостов у двух котов?
Сколько колёс у машины?
Сколько лап у двух собак?
Таких загадок можно придумать очень много.
Для развития логического мышления важно научить ребёнка играть в шахматы, шашки.
Все занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в виде игр.
«Строим телевизионную башню»
Берём кубики, ставим их друг на друга. Получается башня.
Показываем одну сторону (грани башни), объясняем, что это вертикальная линия. (Покажите, как она располагается на листе).
Если возьмём кирпичики из строительного набора и будем их раскладывать на столе друг за другом — получится линия, она по сравнению с башней будет иметь горизонтальную линию.
На закрепление спросите у ребёнка, что он видит вокруг себя вертикально расположенное (ствол дерева, дом, эл.столб) и горизонтально (электрические провода, дорожка).
Выстроив ступеньки из кубиков, мы получим наклонную линию. Предложите нарисовать зимнюю горку, используя наклонную линию.
Для знакомства с плоскостью и умения ориентироваться на ней хорошо подойдут «Графические диктанты».
На листе бумаги в клетку (желательно крупную) вы ставите точку (познакомить с понятием точка). От неё ребёнок должен провести линию в том направлении, которое вы ему укажете. Например, провести линию на 2 клетки влево, затем на 3 клетки вверх (вниз, вправо и т. д.).
Если вы заранее подготовитесь к диктанту, то можете придумать фигуру, которую затем можно заштриховать.
Пример рисования ключа
Отступаем на несколько клеточек от края, ставим точку. Диктуем следующее: считаем 8 клеток вправо, проводим линию. считаем 2 клетки вверх, дальше — 4 вправо,5 вниз,4 влево, 2 вверх,4 влево,3 вниз, 1 влево, 1 вверх,1 влево,1 вниз, 1 влево,3 вверх, 1 влево, соединяем с точкой.
Изучаем числа с помощью календаря
Из учение календаря, месяцев, времён года лучше проводить с отрывным календарём. Показывать каждый день какое сегодня число, какой месяц, год. Спросить, какое число было вчера, какой день недели был вчера и сегодня.
Если впереди ожидается какой-то праздник, можно предложить подсчитать дни, сколько их осталось до этого праздника. И, конечно, обязательны прогулки на улице, наблюдения за природой, отмечать в календаре время года,температуру, осадки.
Все игры по знакомству с математикой должны проходить в форме игры, интересно и познавательно.Для игр можно использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, многочисленные головоломки, такие как Колумбово яйцо; математические пазлы.
Изучая основы математики с детьми 6-7 лет, родители будут уверены, что их ребёнок будет правильно подготовлен к школе и будущие занятия в ней не станут для него серьёзным испытанием.
Интересными для обучения основам математики являются Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша
Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем особенности физического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей 6 лет, а также какие умения и навыки желательно сформировать у малыша до школы.
Представления об окружающем мире
К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:
- Свое имя и фамилию;
- Свой адрес;
- Имена родителей;
- Времена года и их признаки;
- Названия месяцев и дней недели;
- Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.
Особенности мышления детей 6 лет
В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.
Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:
- Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
- Умение проходить лабиринты;
- Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
- Сравнение предметов по различным параметрам;
- Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
- Способность подобрать обобщающее слово;
- Установление причинно-следственных связей;
- Умение делать выводы и умозаключения.
Развитие памяти и внимания в 6 лет
В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».
При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.
У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.
Развитие речи
Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.
Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.
Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.
Развитие мелкой моторики в 6 лет
К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:
- Правильно держать ручку;
- Красиво обводить по точкам;
- Рисовать по клеточкам;
- Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
- Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
- Вырезать ножницами;
- Вдевать нитку иголку.
О способах развития мелкой моторики у детей 6 лет смотрите на видео:
Крупная моторика
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Социальные навыки шестилетнего ребенка
На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.
Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.
Выводы
Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.
Заключение
Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, творчество, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!
б) перед низкой нарисуй гриб на толстой ножке, а перед высокой – на тонкой.
- Знает ли Ваш ребёнок названия: а) текущего месяца, б) месяца своего рождения;
- Сможет ли ребёнок на листе клетчатой бумаги изобразить внутри клеточки
а) круг, б) треугольник, в) квадрат.
Приложение №4
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: