Очевидно, что сегодня человек так сильно влияет на природу, что она просто не успевает с этим справиться. Но ведь от здоровья и благополучия природы зависит и наше благополучие, поскольку мы используем все ее блага и ресурсы. И очевидно, что наличие здоровой и комфортной окружающей среды — это, прежде всего, необходимость для нас самих.
Нужно с раннего возраста рассказывать об этом детям, потому что такие знания, взгляд на мир, мышление и привычки формируются в дошкольном возрасте. Ребенок более открыт и восприимчив, ему проще пробовать что-то новое, выстраивать, в том числе, экологическое мышление.
Кроме этого, дети — будущее нашего мира: политики, учителя, обычные люди. От того, какое мышление и какие взгляды мы им поможем сформировать в детстве, зависит, каким будет наш мир.
Экологическое мышление — навык видеть взаимосвязи в природе, видеть, как наши действия влияют на окружающую среду, чувствовать ответственность за сегодняшний день и за будущее. В ближайшие 5–10 лет это мироощущение будет жизненно необходимо во всех сферах человеческой жизни, в любых компаниях, на любой должности. И в каждой профессии экологическое мышление станет одним из базовых навыков, поэтому его стоит прививать с детства.
С чего начать экологическое воспитание детей?
Я бы посоветовала понаблюдать за тем, что ребенку интересно, и стараться заходить именно с этой стороны. Мне в детстве были интересны животные и природа, благодаря этому я и выросла экологом.
Кому-то может быть интересна экономика — можно рассказывать про экологическую экономику.
Также рекомендую родителям воспитывать ребенка личным примером, ведь он подсознательно повторяет действия за взрослыми. Любые экопривычки, которые можно применять дома (не использовать пластиковые пакеты или выключать воду и свет), нужно вводить сначала в свою жизнь. Так, это не будет казаться ребенку чем-то сложным.
И, конечно, я бы начала с объяснения и демонстрации того, какой мир вокруг разнообразный, красивый и уникальный. Показать, зачем его стоит сохранять. Показать, сколько всего потрясающего! Ведь можно смотреть фильмы, читать книги на эту тему.
Как применять на практике полученные знания?
Повторюсь, вводить экопривычки. Например, вы с ребенком изучили, что пластик — это плохо. Теперь важно перейти от теории к практике. Проще всего начать сортировать отходы, использовать многоразовые вещи, чтобы была связь: есть проблема — я могу повлиять.
Какие советы вы можете дать для воспитания детей разного возраста?
Очень условно разделим детей на три большие возрастные группы:
Дети до 7 лет. Здесь большую роль играет влияние родителей. Личным примером стоит показывать правильные привычки, помогать, давать возможность изучать, быть больше на природе, смотреть, что в мире происходит. Можно добавить интерактивный формат, — перевести все в игру.
Дети 7-14 лет. В этом возрасте дети начинают активно читать, этим можно воспользоваться и давать им тематические книги. Плюс есть много разных мультфильмов и фильмов на тему экологии для детей. В начальной школе многим предлагается сделать собственный проект, так предложите сделать его именно на экологическую тему.
Дети с 14 лет. В этом возрасте можно участвовать в проектах на более серьезном уровне: как сделать школу экологичнее, изменить свои экопривычки. Можно волонтером или стажером участвовать в молодежных конференциях и движениях. Это хороший опыт и иногда даже профориентация. Возможны поездки с классом на ООПТ, биостанцию или посещение биокружков. Главное, стараться быть активными в любом возрасте.
впервые услышать от воспитателя о «теплых краях», куда улетают на зиму птицы.
определять и самому называть состояние погоды;
знать элементарные признаки сезонов года: осени, зимы, весны, лета;
устанавливать простейшие связи между явлениями природы : светит солнце – теплее, дует ветер – холоднее, качаются ветки деревьев – на улице ветер;
понимать, как одеваться в разные сезоны года.
работать с глиной;
использовать свойства песка, камешков, снега, воды, льда для строительных игр;
начать собирать мусор и опавшие листья на своем участке;
расчищать дорожки и скамейки от снега.
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
иметь желание поддерживать чистоту участка.
РАСТЕНИЯ.
узнавать и называть 2-3 вида комнатных растений, 2-3 травянистых растения участка, 2-3 вида деревьев, 1-2 вида кустарников;
называть окраску листьев, цветов и стволов, знать 4-6 цветов;
познакомиться со строением надземной части растения, кроме листьев и цветов выделять стебель, различать у дерева ствол и ветки;
узнавать по вкусу овощи и фрукты в сыром и обработанном виде.
понимать и употреблять в активной речи существительные с обобщенным значением «трава», «куст», «дерево», «фрукты»;
запомнить, как выглядят растения в разное время года;
запомнить, что всем растениям нужна вода;
получить первые представления о сборе урожая.
сажать лук в ящики и в баночки с водой;
сеять крупные семена в горшки и в открытый грунт на участке;
выполнять простейшие трудовые поручения, помогая воспитателю при уходе за растениями уголка природы участка : протирать крупные листья, поливать;
собирать букет из трех цветов;
при рисовании с натуры подбирать цвет карандаша или краски, соответствующий натуре.
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
желание ухаживать за растениями и активно его проявлять;
начать работать на участке и в уголке природы.
ЖИВОТНЫЕ.
различать 2 вида птиц;
называть части их тела;
впервые узнать, что осенью некоторые птицы улетают в теплые края;
знать некоторые сведения об образе жизни 2-3 видов диких животных : чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают;
различать в естественных условиях бабочку, жука, лягушку;
запомнить название детенышей нескольких животных;
отличать детенышей от взрослых по размеру;
узнавать животных по описанию; в конце года начать играть в игру «Узнай по описанию».
понимать смысл слова «зверь», т. е. иметь первичное обобщенное представление об общих признаках животных, относящихся к классу млекопитающих;
знать, в каких условиях, живут рыбы, птицы и некоторые звери;
запомнить факт: летом зайчик бывает серым, а зимой – белым;
весной сходить на целевую прогулку в грачевник для наблюдения за птицами, высиживающими птенцов.
помогать воспитателю ухаживать за животными уголка природы;
выполнять самостоятельно отдельные трудовые поручения;
начать подкармливать птиц и живущих свободно;
на занятиях по изобразительной деятельности рисовать и лепить фигурки животных.
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
положительно реагировать на животных;
иметь желание ухаживать за ними;
активно проявлять это желание в уголке природы;
проявлять беспокойство, есть ли у животных еда и вода, не остались ли они голодными.
«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.
Что должны знать и уметь дети 3–4 лет Художественное творчество: В рисовании: — правильно держать карандаш, фломастер, кисть и др. и действовать с ними; — проводить линии в разных.
Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.
Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Правила эти должны знать все дети». Конспект НОД по безопасности в старшей группе на тему «Правила эти должны знать все дети» Задачи: Познавательное развитие: • пополнить.
НОД по ознакомлению с живой и неживой природой: «Домик для рыбки». Программные задачи: — дать первоначальное представление о строение рыбы (вытянутое тело, голова, хвост, спинка, брюшко). — познакомите.
понимать простейшие причинно-следственные связи между отдельными явлениями.
Труд
уметь играть с водой, песком, камешками, снегом;
начать работать с глиной;
начать помогать воспитателю убирать участок;
делать первые попытки изображать в рисунках некоторые явления природы.
Охрана природы
не травмировать себя и других детей при игре с предметами.
Растения
Факты
запоминать названия 1-2 видов растений участка и 1-2 видов растений уголка природы;
отличать по внешнему виду и вкусу наиболее часто встречающиеся овощи и фрукты;
называть растения полным названием;
различать окраску некоторых цветов и листьев (знать 4 цвета).
Обобщенные понятия
иметь первичные обобщенные представления о трех жизненных формах растений – траве, деревьях и кустах;
выделять у растений такие органы, как листок, в типичной форме;
различать жизненные формы растений в нескольких вариантах.
Труд
делать первые попытки поливать растения при непосредственном участии воспитателя (воспитатель поливает растения руками детей);
начать лепить грибы и ягоды из пластилина.
Охрана природы.
перестать рвать и мять растения участка и уголка природы.
Животные
Факты
наблюдать за птицами, прилетающими на участок;
различать некоторые формы их поведения: садятся на деревья, клюют, издают звуки;
называть полным названием животных ближайшего окружения, а также части его тела;
различать окраску некоторых животных (лиса рыжая, зайчик, волк серые);
указывать на некоторые наиболее характерные признаки животных (у козы – рога, у волка – зубы);
Обобщенные понятия:
понимать смысл слов «рыба» и «птица», т. е. иметь первичные обобщенные представления об общих признаках животных, относящихся к этим двум классам;
Труд.
уметь наблюдать за животными в природе и в уголке природы;
наблюдать, как воспитатели ухаживают за животными уголка природы;
делать первые попытки мыть поилки.
Охрана природы.
иметь положительные реакции на животных;
понять, что животным, как и детям, может быть больно;
перестать причинять животным боль.
«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.
Что должны знать и уметь дети 3–4 лет Художественное творчество: В рисовании: — правильно держать карандаш, фломастер, кисть и др. и действовать с ними; — проводить линии в разных.
Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Правила эти должны знать все дети». Конспект НОД по безопасности в старшей группе на тему «Правила эти должны знать все дети» Задачи: Познавательное развитие: • пополнить.
НОД по ознакомлению с живой и неживой природой: «Домик для рыбки». Программные задачи: — дать первоначальное представление о строение рыбы (вытянутое тело, голова, хвост, спинка, брюшко). — познакомите.
понимать относительность деления на полезные и вредные (из сорняков делают лекарства, используют как корм скоту).
самостоятельно ухаживать за комнатными растениями, дежурить в уголке природы;
сажать в ящики корнеплоды и лук, выращивать рассаду цветов;
определять состояние почвы;
активно работать во все сезоны на участке (собирать листья, ветки для украшения группы, сгребать снег под кусты, деревья, устраивать снегозадержание, ухаживать за всходами, помогать взрослым в работе на огороде весной, летом и осенью: убирать урожай, рыхлить почву, пропалывать)
вести длительные наблюдения и эксперименты по выявлению условий, необходимых для жизни растений; изучать влияние различных способов ухода за растениями;
знать основные сельскохозяйственные профессии и задействованные машины.
Досуг в старшей группе «Правила дорожного движения должны знать все, без исключения» Цели и задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей о светофоре и значении дорожных знаков на дорогах; Расширять представления.
Конспект НОД «Правила движения знать все должны без исключения» в подготовительной группе Социально-коммуникативное развитие. Тема: «Правила движения знать все должны без исключения». Цель: Формировать представление детей об.
Конспект занятия по обобщению у детей знаний о живой и неживой природе «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательную активность, творчество и навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми Задачи: Образовательная:.
Конспект занятия Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе». Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи:.
Консультация для родителей «Что должны знать родители о безопасности движения» Воспитательная работа по привитию навыков по правилам движения достигнет цели тогда, когда сам родитель будет знать правила движения и соблюдать.
Ознакомление детей с живой и неживой природой Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой» Возраст 6-7 лет Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему.
Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой — где оседает, на что похожа,.
Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.
Творческий проект «Знать должны все дети о правах, что защищают их на свете» «Священно не общество, не государство, не нация, а Человек. » сказал Николай Бердяев Одной из важных социальных проблем сегодня является.
В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:
- Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
- Словесные методы (беседы, чтение книг);
- Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.
Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.
Возраст
Одежда, обувь, головные уборы;
Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);
Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);
Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);
Некоторые названия растений (деревьев, цветов);
Части суток (утро, день, вечер, ночь);
Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).
Времена года и их признаки;
Животные и их детеныши;
Кто, чем питается;
Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;
Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
Название (и порядок) дней недели и месяцев;
Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
Живая и неживая природа;
Перелетные и зимующие птицы;
Животные разных континентов, особенности их среды обитания;
При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.
Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире
- «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
- «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
- «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.
Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!