Первого сентября за парты впервые сядут более 1,5 миллиона ребят. Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать «домашку»? «Российская газета» разбирается вместе с экспертами — председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.
Первое — ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью. У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и элементарно обслуживать себя. К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе уже никто кормить не будет.
Второе — это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, дружить со сверстниками, общаться со взрослыми. А еще понимать, зачем ему нужно идти в школу.
— Для оценки психологической готовности в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, — рассказала психолог Анастасия Кузнецова. — Такой мини-скрининг поможет папам и мамам сориентироваться, над чем еще «поработать» с будущим первоклашкой, чтобы он легко адаптировался к школе.
Репетитор в началке — это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы
Ну и третья важная составляющая — предметная готовность. Это умение читать, различать звуки, слоги, слова, предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.
— Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки — «обязательная программа», а предметная готовность — «произвольная», — говорит психолог. — Потому что при сформированности первых двух, третье — дело быстро наживное. А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и «Онегина» декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам, высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.
Должен ли ребенок знать слово «надо», и что делать, если его этому слову не научили?
— Знать слово «надо» — значит уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам. Хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с принятыми нормами, — замечает Анастасия Кузнецова. — В психологии это называется «произвольность», она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил.
К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…
Лайфхак для первоклашки
Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не переучивать?
— Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и «проходить» материал заранее, — уверен председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов. — Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно. Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.
Кстати, некоторые семьи в желании помочь своим школярам даже нанимают репетиторов уже в первом классе!
— Это странное явление, — считает Максим Иванцов. — Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их. В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности. Поэтому репетитор в началке — это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.
Родителей всегда волнует вопрос: сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Но вообще для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать.
— Здесь необходима синхронность: как в школе — так и дома. Поэтому первое и главное правило — постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми. В рамках этого алгоритма и нужно действовать, — считает Максим Иванцов.
Как пройдут линейки первого сентября?
«Все будет зависеть от эпидемиологической обстановки, — рассказали «РГ» в Роспотребнадзоре. — Очевидно, что наша обычная жизнь изменилась, и теперь многие традиционные формы проведения мероприятий приобретают онлайн-формат. Обычно во время школьных линеек детей группируют по классам, и каждая группа находится на достаточном расстоянии друг от друга. Если погода и климат позволяют, линейки проводятся на открытом воздухе. В некоторых школах линейки для учеников 1-4-х классов проходят отдельно от учеников средней и старшей школы. Есть уверенность, что администрация школ справится с задачей и сможет обеспечить принципы социального дистанцирования при проведении мероприятий 1 сентября».
Должен ли первоклассник уметь читать? Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. На самом деле умение читать и писать при поступлении в школу не является обязательным.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Министерства образования и науки, в общеобразовательную организацию принимаются все дети, проживающие на территории, которая закреплена за школой. Ребенок может пойти в школу с шести с половиной лет, но не позже восьми.
Как правило, к школе ребенок должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д).
- Уметь находить в группе предметов лишний. Например, из группы «Одежда» убрать цветок.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
На этой странице вы узнаете:
- Что такое готовность ребенка к школе?
- Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
- Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Что такое готовность ребенка к школе?
Многие родители задаются вопросами, как понять готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам.
Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная. Как правило, в детских садах штатный психолог проводит специальную серию тестов, в ходе которой и определяет готовность ребенка.
Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Для определения уровня готовности к школе психологи используют различные методики, такие как «Тестовая беседа», тест Керна-Йирасека, «Графический диктант» и другие.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
1.Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
2.Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
3.Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
4.Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
Активизируем познавательные способности
1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметх, находящихся в поле вашего зрения.
3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Обучаем взаимодействию
Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
1. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
2. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей
Какие официальные требования? Должен ли ребенок уметь читать и писать перед школой?
Государственные школы обязаны брать всех детей вне зависимости от уровня знаний — это говорит закон об образовании . Если ребенок не умеет читать или писать, это не должно стать препятствием для поступления в школу.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте есть список навыков (doc) , которыми рекомендуется владеть ребенку перед поступлением в 1 класс. Гимназии и лицеи часто используют его, чтобы распределить детей на параллели по уровню: тех, кто читает и считает до 20 отправят в параллель «А», тех, кто знает меньше — в параллель «Б» и так далее.
Перед поступлением в государственную школу все дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию. По ее итогам детям могут дать индивидуальные рекомендации по обучению. Например, если есть проблемы со слухом, могут отправить в школу для слабослышащих.
Если вы хотите поступить в какую-то конкретную школу, изучите правила поступления туда и готовьтесь к ним. Обычно они выложены прямо на сайте, но если нет — можно задать вопрос по телефону.
Государственные школы обязаны брать всех детей вне зависимости от уровня знаний — это говорит закон об образовании . Если ребенок не умеет читать или писать, это не должно стать препятствием для поступления в школу.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте есть список навыков (doc) , которыми рекомендуется владеть ребенку перед поступлением в 1 класс. Гимназии и лицеи часто используют его, чтобы распределить детей на параллели по уровню: тех, кто читает и считает до 20 отправят в параллель «А», тех, кто знает меньше — в параллель «Б» и так далее.
Перед поступлением в государственную школу все дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию. По ее итогам детям могут дать индивидуальные рекомендации по обучению. Например, если есть проблемы со слухом, могут отправить в школу для слабослышащих.
Если вы хотите поступить в какую-то конкретную школу, изучите правила поступления туда и готовьтесь к ним. Обычно они выложены прямо на сайте, но если нет — можно задать вопрос по телефону.
Что по мнению психолога ребенку нужно знать и уметь, прежде чем идти в школу. ⠀
— Ориентировка в пространстве. Ребенок, идя в школу должен четко различать, где право, лево, верх, низ, перед, назад, между, под, над, на, из-за, через и т.д. Зачем это нужно? И почему это важно? Когда ребенок приходит в школу, и учитель говорит: ⠀
— Справа от себя положите пенал и линейку, слева — тетрадь и книгу. Открываем тетради, слева, в левом верхнем углу на второй строке отступаем два пальца,затем записываем. (и ребенок пишет. если успел всю информацию, сказанную учителем воспринять, проанализировать и перенести на свою тетрадь, понять где это справа, слева, вверху и т.д. то напишет там, где нужно, а если нет, то начинаются проблемы, родители охают, ребенка ругают.. А вся проблема в том, что заранее эти все моменты не отработаны. ⠀
— Достаточный словарный запас. Часто сталкиваемся с таким, что ребенок не знает название различных предметов, одежды, посуды, транспорта, явлений природы, действий. и т. д.Вследствие этого ребенок не может выразить свою мысль, составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, объяснить увиденное. А эти все навыки приобретаются в общении взрослого с ребенком, просто в бытовых условиях, рассуждение вместе с ребенком что, как, почему и зачем происходит в окружающем мире(говорю сейчас общими фразами). Когда родители приучили ребенка рассуждать, задавали наводящие вопросы, учили видеть детали, слышать речь говорящего и запоминать смысл, развивали память, внимание, мышление посредством различных игр, то всё намного легче идет в школе.
⠀ Итак, что еще важно ребенку уметь и иметь, перед тем, как идти в школу? «Чувство речи». Этого понятия почти нигде нет, но оно есть на языке «в народе». Речь нужно чувствовать. кому-то при рождении дано это(как говорят), а с кем-то нужно много работать, развивать это «чувство речи», тренировать навык.
⠀ Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. ⠀
⠀ Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. ⠀
⠀ Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. ⠀
⠀ Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. ⠀
⠀ Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. ⠀
⠀ Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. ⠀
⠀ Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. ⠀
Какими играми и упражнениями развивать связную речь дошкольника? Приведу примеры некоторых из них: ⠀
⠀ 1.Пересказ по наводящим вопросам. Дети с удовольствием пересказывают сюжеты, которые захватывают их эмоционально. Задавайте вопросы по сюжету любимой сказки или мультфильма, спектакля или циркового представления, и ребёнок всё подробно перескажет вам. ⠀
⠀ 2. Для развития связной речи хорошо использовать ряды сюжетных картинок (их можно вырезать из детских журналов). Возьмите картинки, перемешайте, попросите малыша разложить их в правильной последовательности и рассказать, что получилось. ⠀
⠀
3. Можно предложить ребёнку стать «телевизионным ведущим». Для этого нужно дать ему в руки «микрофон» и попросить взять интервью у членов семьи. Заранее подскажите вопросы, которые может задать малыш своим близким. Например: «Какое твоё любимое блюдо? Какая книга тебе больше всего нравится?» и т.д. ⠀
⠀ 4. Составление рассказа по выполняемым действиям. ⠀ Когда ребенок выполняет какое-то действие (купается в ванной с игрушками, лепит, выполняет аппли
кацию, играет с машинками), взрослый задает ребенку вопросы, добиваясь полных ответов, затем ребенка просим объединить 3-4 предложения в связный рассказ. ⠀
⠀ Ребенок занимается постройкой из конструктора, взрослый задает ребенку вопросы, добиваясь полных ответов: ⠀
— Что ты берешь? ⠀
— Какой по размеру? По цвету? По величине? ⠀
— На что ты ставишь кубик? ⠀
— Будет кубик стоять? Почему он не упадет? ⠀
— Какие детали внизу? Какие вверху? ⠀
— Что ты поставил сначала, а что потом? ⠀
⠀ 5. Умение описывать предмет. ⠀ Игра в магазин: перед ребенком лежат овощи и фрукты, ребенку нужно подробно их описать, называя форму, цвет, размер, какой на ощупь, чтобы купить. Также можно описывать игрушки, посуду, называя цвет, форму, величину, материал, части, действия с предметом. ⠀
⠀
Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для поступления в школу. В наше время появилось много элитных школ и гимназий, изменились и требования к поступающему в школу.
Интеллектуальное развитие.
Старший дошкольник должен уметь контролировать себя, сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми предложений. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.
Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составит труда.
Кроме этого, перед школой ребенок должен знать:
1. Свое имя, фамилию, отчество.
2. Имя, фамилию, отчество родителей.
3. Свой адрес: страну, город и домашний адрес.
4. Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.
5. Отличать диких животных от домашних, знать их детей.
6. Уметь писать в тетради простейшие фигуры: крючки, овалы, волнистые лини и тд.
7. Рисовать карандашами, фломастерами, красками (используя кисть) .
8. Иметь представления о разных профессиях.
9. Как ухаживать за комнатными растениями.
10 Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.
11. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.
12. Находить 5 — 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
13. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
14. Копировать в точности узор или движение.
15. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
· Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
· Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
· Как пользоваться арифметическими знаками действий.
· Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
· Состав чисел первого десятка.
· Прямой и обратный порядок числового ряда.
· Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
· Запоминать 8-10 картинок. Запоминать на слух 8-10 слов.
· Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
· Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
· Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
· Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
· Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
· Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
· Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
· Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
· Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
· Складывать пазлы без посторонней помощи.
· Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
· Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
· Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
· Определять последовательность событий.
· Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
· Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
· Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
· Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Окружающий мир
· Называть свое имя, отчество и фамилию. Называть имя, отчество и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты. Знать свой домашний адрес и город, в котором живет.
· Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
· Называть времена года, части суток, дни недели, месяцы; знать их количество и последовательность. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы. Уметь описывать, что происходит с природой в то или иное время года. Ориентироваться во времени.
· Иметь представление о природных и погодных явлениях.
· Знать основные цвета, основные геометрические фигуры.
· Отличать хищных животных от травоядных. Отличать перелетных птиц от зимующих. Отличать садовые цветы от полевых. Отличать деревья от кустарников. Уметь различать зверей, птиц.
- отличать деревья от кустарников. Уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
- Уметь ориентироваться в пространстве. Знать понятия «право – лево», «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т.д.»
- Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Вот такой большой багаж знаний и умений должен быть накоплен к первому классу.