Математика – наука точная и не всем дается легко. Именно поэтому математическая подготовка должна начинаться как можно раньше. В современном мире формирование элементарных математических представлений начинается в детском саду.
Кроха в 5-6 лет уже должен иметь некоторые математические представления. Тогда при поступлении в начальную школу он легче адаптируется к нагрузке.
В перечень того, что должен знать малыш, входит:
- счет в пределах первого десятка и цифры от 1 до 10;
- знаки сложения и вычитания, равенства, обозначения «больше» и «меньше»;
- обобщение и сравнение по величине;
- написание и состав цифр (от 0 и до 10);
- знать формы квадрат и круг, уметь ровно поделить их на две и четыре составных части;
- знать обратный счет;
- различать понятия – центр, лево, право и другие пространственные термины;
- иметь представление о временах года;
- отличать геометрические фигуры;
- знать понятие «месяц», уметь определять время суток (не детально);
- знать дни недели;
- верно называть числительные, названия фигур, цифры.
Интересные задания
Математика для детей 5-6 лет должна быть увлекательной. Именно поэтому задания проводятся в игровой форме. Все чаще применяются подвижные, игровые и показательные методы обучения дошколят. Урок можно провести с использованием дидактических игр, различных карточек и специальных раскрасок. Занимательное занятие – половина успеха!
Развивающие карточки
Развивающие карточки могут идти в специальных наборах, а могут быть распечатаны на обычном листе. Распечатать можно как свои карточки, так и готовые варианты, можно смотреть на телевизоре онлайн. В таком возрасте задания на карточках помогают более обстоятельно изучить ранее пройденные темы, такие как геометрические формы, пространственные величины.
Задача таких карточек – развить внимательность, мышление, память. Во время работы по ним дошкольник тренирует логику и умение обобщать, различать и группировать предметы.
Сами карточки могут иметь разнообразные вариации. Например, иметь разные цвета и формы. Воспитатель легко может предложить детям отсортировать их по форме. Например, сложить квадраты в одну кучу.
- Воспитатель объясняет, как выглядит фигура, озвучивает ее отличительные особенности и обрисовывает визуально. Детям предлагается выбрать названые фигуры из стопки карточек и отложить их.
- Воспитатель быстро показывает малышам карточки, а малыши должны назвать вслух, какую фигуру им загадали.
- Ведущий показывает карточку с нужной формой. Задача малышей, оглянувшись, найти в помещении предметы, имеющие аналогичную форму. Например, занавеска на окне имеет форму прямоугольника.
- Ведущий показывает одинаковые фигуры на карточках и просит детей найти лишние. Ребята должны быстро справиться с задачей.
По необходимости карточки могут применяться как индивидуально, так и для всей группы. Если карточки применяются коллективно, появляется соревновательный момент, который стимулирует детей к здоровому соперничеству. Несомненно, карточки обеспечивают должный уровень преподавания и помогают качественно обучать малыша.
Логические задачки и дидактические игры
Математика для малышей 5-6 лет включает в себя логические задачки и дидактические игры. В процессе обучения по ним у ребят развивается логическое мышление, это помогает развивать структуризацию информации.
Задачи могут помочь развить соревновательный дух. В целом, они помогают провести веселый, нескучный урок и заинтересовать ребят. В процессе ребята научатся решать несложные задачки, смогут узнать понятия чисел и величин.
Примеры по математике для детей 5-6 лет:
- Воспитатель использует карточки, выстраивая числовой ряд, но одну из цифр пропускает, дети должны найти, какую именно. Например, «два».
- Ведущий называет число и просит детей назвать на число больше. Так, если ведущий называет число «пять», дети должны назвать «шесть». Механизм можно использовать в обе стороны.
- Воспитатель кидает ребенку мяч и задает вопрос. Дошкольник должен правильно ответить и кинуть мяч обратно преподавателю.
В качестве задачек можно использовать любые вопросы. Они не должны быть очень сложными.
Примерный образец с вопросами:
- Сколько лапок у двух котят?
- Какую форму имеет ступенька?
- Сколько соседей у цифры 5?
- Сколько ушек у собаки?
- Сколько предметов одежды надето на ребенка?
Для задачек можно использовать любые предметы, которыми располагает детский сад. Это могут быть игрушки, столы, стулья и другие предметы.
Математические раскраски
Какой ребенок не любит раскрашивать? О положительном влиянии навыка на мелкую моторику знают все. Но, помимо этого, математические раскраски несут в себе и другую пользу. В такой раскраске задания чередуются с раскрашиванием по числам. Чередование активностей положительно сказывается на ребенке, мозг откладывает больше полученной информации.
Есть также раскраски, в которых просто раскрашиваются цвета по числам. В итоге малыш получает красивую цветную картинку.
Также есть вид раскрасок, где нужно раскрашивать указанное количество геометрических фигур. Это позволяет научить малыша счету.
Раскраска представляет собой мини-задачки. Дав правильный ответ, ребенок сможет красиво раскрасить картинку. В раскраске фигурируют любые персонажи, интересные для ребенка.
Советы по проведению занятий
Воспитатель может использовать для своей пользы как методическое пособие, так и различную литературу для детей дошкольного возраста, применять обучающие программы или другой полезный дополнительный материал.
Занятия должны соответствовать возрасту ребенка. Условия задания должны быть четкими и понятными. Обязательно нужно заинтересовать малыша.
Ребенок не должен слишком устать или перенапрячься. Не следует очень уж помогать дошкольнику, но если он не понял вопроса, то необходимо обязательно объяснить, где присутствует ошибка.
Занятия должны проводиться на постоянной основе. Если тема тяжелая и дается ребятам не очень легко, можно создать дополнительный стимул, например, сладкие призы.
В конце занятия нужно обязательно найти положительные моменты в работе каждого ученика, найти, за что похвалить всех ребят. Такие занятия обязательно увенчаются успехом.
Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним.
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Выразительно рассказывать стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть.
Быстро образовывать новые словосочетания (шапка из меха -меховая шапка).
Объяснять содержание пословиц.
Строить сложные предложения, составлять предложения из предложенных слов (рисунок, девочка, рисовать, красками).
Выполнять задания, не отвлекаясь 15 минут.
Находить 5-6 отличий между предметами, рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать узор по образцу, повторять движения за взрослым.
Играть в игры на внимательность и быстроту реакции (если услышишь название игрушки –хлопни, если школьных принадлежностей -сложи руки на столе; если услышишь слово на конце которого буква «а»-подними руку, если в начале- хлопни в ладоши).
Память.
Запоминать 8-10 картинок.
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Повторять текст, состоящий из 3-4 предложений.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Находить и объяснять отличия между предметами, явлениями.
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Определять последовательность событий.
Отвечать на замысловатые вопросы (когда утка стоит на одной ноге она весит 2 кг, сколько она весит на двух ногах).
Находить лишнее слово среди группы слов (гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога).
Закончи предложение (если ручей мелкий, то река глубокая).
Мелкая моторика рук.
Ориентироваться в тетради в клетку, линейку.
Штриховать рисунки, не выходя за контур, аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
Складывать пазлы без помощи.
Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе; выполнять аппликацию на бумаге самостоятельно, так и по образцу.
Складывать из конструктора по образцу любую фигуру, из бумаги простой предмет-кораблик, лодочку, лягушку.
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть.
Составлять предложения из 3-4 слов.
Составлять схему предложения.
Членить простые предложения на слова, слова на слоги.
Различать гласные и согласные буквы.
Определять, на какой слог падает ударение, на слух мягкость и твердость звука в словах.
Определять количество звуков и букв в слове.
Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Называть свое имя, имя родителей и фамилию.
Знать название своего города, название столицы, название нашей планеты.
Знать основные профессии людей, объяснять какую пользу приносят людям.
Называть времена года, все явления природы, части суток, дни недели в их последовательности.
Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
Отличать хищных животных от травоядных.
Отличать перелетных птиц от зимующих.
Отличать садовые цветы от полевых.
«Что нельзя приносить в детский сад». Памятка родителям Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться с моим всегда актуальным для всех воспитателей материалом. Все мы — воспитатели.
Что должен уметь ребёнок младшей группы • Самостоятельно умываться, полоскать рот, чистить зубы щёткой пока без пасты; • владеть приёмами обширного умывания; • самостоятельно есть,.
Досуг по ОБЖ «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок» (для детей старшего дошкольного возраста) «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок»Цель: продолжать закреплять у детей навыки осознанного полноценного безопасного поведения.
Конспект НОД по ОБЖ «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» Тема: «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» Программные задачи: закрепить знания детей об опасностях, которые ждут на улице;.
Памятка родителям! Ваш ребенок стал совсем взрослым и самостоятельным. Но существует опасность, которая чаще других подстерегает ребят. Это движущийся транспорт.
Памятка родителям, чьи дети занимаются футболом О питании юного футболиста Для успешных тренировок важное значение имеет режим питания. Полноценное питание способствует росту мышц у футболистов.
Памятка родителям по формированию культуры общения Памятка родителям о формировании культуры общения. 1. Помогите ребёнку научиться выражать свои просьбы, желания, чувства, ощущения – для.
Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОНР Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок.
Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: • Познакомить родителей.
«Формирование математических представлений дошкольников – что должен знать ребенок в 5 — 6 лет».
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика – что должен знать ребенок в 5-6 лет:
1. Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, расставлять цифры в правильной последовательности.
2. Находить пропущенное число, узнавать цифры
3. Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа)
4. Различать понятие: «количество», «число», «цифра»
5. Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков (>,
6. Уравнивать количество предметов в группе
7. Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
8. Ориентация в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади)
9. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
10. Знать название времен года, месяцев и частей суток, их последовательность.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы педагогом на занятиях и вне их. Для проведения работы педагоги в своей деятельности используют различные средства. Среди которых можно выделить:
· наглядно дидактический материал для занятий;
· оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
· методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
· сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
· учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Но получать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается, убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.
Ребенка в возрасте 4-5 лет понемногу необходимо подготавливать к школе. Математика один из базовых предметов в школе, успеваемость по этому материалу может повлиять на достижения в других предметах в дальнейшем.
Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?
Ребенок четырех-пяти лет должен :
-Знать элементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
-Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.
-Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.
-Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.
-Знать и различать время суток и времена года.
-Учиться правильно писать цифры.
-Уметь сравнивать : что больше, что меньше, а что поровну.
-Знать значение слов : высокий – низкий, широкий – узкий.
Методы и периодичность проведение занятий с малышами.
Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.
Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ. Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:
-согласованность действий и слов.
Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях. Этот метод требует наличия демонстрационного материала:
-живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;
-слайды и другое.
Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.
Что поможет дошкольникам в изучении математики?
Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:
-детские игры с математической тематикой;
-демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
-упражнения в тетрадях и т. д.
Для достижения этих целей, мною были созданы и разработаны дидактические игры.
Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей,.
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: «что должен уметь ребенок 3 лет». Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу». Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.
Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике Рождество» Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике — Рождество». Доброго всем вечера, уважаемые коллеги.
Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.
Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.
– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика – что должен знать ребенок в 5-6 лет:
1. Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, расставлять цифры в правильной последовательности.
2. Находить пропущенное число, узнавать цифры
3. Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа)
4. Различать понятие: «количество», «число», «цифра»
5. Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков (>,
6. Уравнивать количество предметов в группе
7. Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
8. Ориентация в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади)
9. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
10. Знать название времен года, месяцев и частей суток, их последовательность.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы педагогом на занятиях и вне их. Для проведения работы педагоги в своей деятельности используют различные средства. Среди которых можно выделить:
· наглядно дидактический материал для занятий;
· оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
· методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
· сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
· учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Но получать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается, убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.
Список используемых источников:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования