Хулиганство детей в школе доставляет немало хлопот родителям и учителям. Часто причина непослушания кроется в поведении взрослых. «Ямал-Медиа» разбирался, что делать, если ребенок плохо ведет себя на уроках.
Почему ребенок плохо ведет себя в школе
Причины плохого поведения в школе
Психолог Ольга Латынцева в беседе с «Ямал-Медиа» напомнила, что ребенок — это зеркало семьи.
Ребенок плохо ведет себя в школе, потому что вы плохо ведете себя дома. Все родители говорят: «Почините моего ребенка», а я всегда говорю: «Посмотрите на себя. Что вы делаете дома? Ругаетесь, деретесь, обзываете друг друга или ребенка? Сколько времени вы выделяете на общение с ребенком?»
По словам Латынцевой, в первую очередь родителям надо смотреть на себя. Работают ли они в хорошем месте, читают ли интересные книги, посещают ли с ребенком мероприятия, делают ли вместе с ним то, что он хочет, налажен ли между ними диалог.
Что делать с плохим поведением ребенка в школе
Уделите ему больше внимания
По словам Дарьи Дугенцовой, в большинстве случаев детям не хватает именно родительской заботы и внимания. Взрослые должны выделять ребенку минимум 40 минут в день на общие дела: без телефонов, компьютеров и других гаджетов. Нужно вместе заниматься тем, что нравится и хочется ребенку. Это могут быть игры, рисование, приготовление еды, просто прогулка.
«Сюда не относится совместное выполнение домашних заданий, просмотр телевизора, или другие дела, которые вы обязаны делать», — уточнила психолог.
Поговорите с учителем
«Иногда ребенку не хватает внимания учителей. В этом случае стоит обратиться к педагогу и попросить его лишний раз поощрить ребенка, давать ему задания, например, вытереть доску или отправить его за журналом. Так ребенок поймет, что он важен», — рассказала Дугенцова.
Научите ребенка правильно выражать эмоции
«Нужно понять причину негатива и исключить его, а также научить ребенка выражать эмоции любым социально приемлемым способом», — сказала Дугенцова.
Например, ребенок может рвать бумагу на мелкие кусочки, пока не успокоится. Надувать и лопать пакет, выпуская агрессию. Разрядить эмоциональное напряжение поможет активная прогулка на детской площадке после школы.
Если рядом нет детской площадки, мы едем вместе в лес и, пусть это звучит странно, кричим на лес. Бегаем, можем пнуть шишку, лишь бы выпустить эти эмоции. Тогда и внутри семьи будет намного лучше, и вы тоже будете успокаиваться, показывать ребенку, что это нормально — кричать на лес. Это прекрасная практика, но люди редко ее выполняют, потому что беспокоятся, что о них подумают. На самом деле все равно, что о вас подумают, просто зайдите поглубже в лес.
Еще один вариант — чтение терапевтических сказок. Благодаря им проще всего объяснить, как нужно выражать свои эмоции.
Следите за своим поведением
«Родитель должен отследить, какой жизнью он живет и какой пример подает детям. Если мы ведем себя, как необузданные обезьяны, думая, что в школе из ребенка сделают человека, — это ошибка», — сказала Ольга Латынцева.
Как правильно разговаривать с ребенком
Дарья Дугенцова объяснила, что учить ребенка правильно себя вести нужно на собственном примере.
«Родитель должен озвучить ребенку свои эмоции и, например, начать рвать лист бумаги на кусочки, а потом выдохнуть и сказать: «Фух, я чувствую, как из меня вышли злость и негатив». Потом можно предложить ребенку повторить это, когда он будет раздражен. Сначала мы показываем, как вести себя на личном примере, а потом обсуждаем, какие эмоции бывают, как они возникают, как у нас получилось или не получилось их сдержать», — заключила психолог.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Важно принять, что это не просто кризис 2-3-7 лет или особенность характера. Мы оказываем медвежью услугу ребенку, списывая все проблемы на «характер весь в отца/мать/прабабку». Как только родители видят своего ребенка-хулигана без прикрас, они понимают, где проблемы и начинают искать решение.
Хулиган или любознательный шалун?
Если чужие дети плохо себя ведут — они невоспитанны, а если свой — он хочет спать, кушать или перевозбужден — так на плохое поведение обычно смотрят родители. Мы хотим оправдать собственных детей, потому что если они плохо себя ведут, то мы не справились. За плохое поведение детей (и тут не важна его причина), на родителей будто ставится клеймо «плохо, не справились». Поэтому гораздо приятнее закрыть глаза. Иногда бывает наоборот — мы слишком широко их открываем и видим плохое поведение там, где его нет.
Как только ребенок становится на ноги — он везде залезет, изучит всю квартиру и без разницы, что вы ему запрещали. Любопытство — ведущая детская черта, и не стоит ее путать с невоспитанностью. К 5-6 годам у ребенка формируется любознательность, от этой потребности зависит успех дальнейшего обучения. Не всегда за шалостью стоит невоспитанность, задача родителя — понять мотив: почему/зачем ребенок покрасил кошку зеленкой, изрисовал стены или толкнул девочку в школе.
Почему дети плохо себя ведут?
Если вы все хорошо взвесили и понимаете, что не любознательность стоит за поступками ребенка, то самое время разобраться, что идет не так и как это исправить.
Связь с родителями появляется с момента рождения: если у тебя есть кто-то, кому ты нужен — ты в безопасности. Семейный психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора» описывает важность привязанности между ребенком и родителем. Именно в ней, зачастую, и кроется суть плохого поведения маленького человека. Пока с привязанностью все нормально, ребенок в безопасности: он изучает мир, ведь он под защитой. Как только привязанность попадает под угрозу — малыш делает все возможное, чтобы проверить: крепка ли ваша связь. Такой «проверкой» может стать именно плохое поведение. Одно следует точно понять и закрепить: просто так ничего не бывает.
Когда ребенок чувствует, что привязанность под угрозой, он словно накрывается куполом. Как следствие: мы говорим, а он не слышит; делает как будто назло и т.д. В этот момент он, действительно, может вас не слышать.
Как исправить плохое поведение?
Допустим, вы уже понимаете, в чем причина трудного поведения и исправляете это. Ребенок растет в принятии, любви, заботе и поддержке, но все равно что-то идет не так.
В книге «Если с ребенком трудно» Людмила Петрановская рассказывает о 7 шагах по исправлению поведения:
Шаг 1: Определяем цель. Родителям часто что-то не нравится в поведении собственных детей. Возьмите блокнот и запишите, что конкретно, без абстрактных фраз «не хочет ничем заниматься», «мало читает», «ничего не ест».
Шаг 2: Изучаем исходные данные. Например, если ребенок врет, разбирайте по пунктам: как часто, по каким поводам и при каких обстоятельствах, как реагирует, если не верят, что делает дальше. Чем больше данных, тем легче понять причину.
Шаг 3: Ищем «пружину». На этом этапе важно понять, почему ребенок поступает именно так. Возможно, понаблюдав за ребенком и выписав все ситуации, вы сами поймете причины поступков, но если нет — спросите у ребенка. Часто даже маленькие дети способны ответить на вопрос «Зачем ты это сделал?».
Шаг 4: Объясняем, что не так. Вам стоит помнить, что дети живут сейчас, а далекого будущего в их картине мира и не существует. Поэтому, говорить о «не выучишь уроки — станешь дворником» — бессмысленно, ведь это будет потом, а потом — не скоро… Используйте «Я-высказывания», говорите с ребенком о чувствах: что испытываете вы, что вас тревожит и как вы видите пути исправления. Например: «Мне очень грустно, когда вы с братиком деретесь. Я была бы рада, если бы вы играли вместе».
Шаг 5: Даем наступить последствиям. Покажите ребенку на его собственном опыте, как устроен мир. Сломал игрушку — теперь обойдешься без нее, забыл подготовиться к занятиям днем — делай это вечером, а не смотри любимые мультики и т.д.
Шаг 6: Помогаем добиваться своего по-другому. Каждый раз, говоря ребенку о том, что он делает не так, не забудьте подсказать — как лучше сделать. Замените плохую установку к действию на хорошую. При разговоре с ребенком отвлекитесь от собственных дел, подойдите к нему, присядьте и спокойно скажите, что собирались.
Шаг 7: Закрепляем достижения. Заменить одну привычку на другую сложно не только ребенку, а даже взрослому. Поэтому вы можете себе представить, сколько сил уходит на это у малыша. Если в тебя не верят, не поддерживают или ты чувствуешь себя неуверенно (подорвана привязанность), то ты начинаешь действовать по старому, испробованному методу, а не пойдешь новым путем. Задача родителя — всегда уверенно и позитивно говорить о будущем, потому что дети нам верят.
Книги, которые могут вам пригодиться:
Л.Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка».
Л. Петрановская «Если с ребенком трудно».
Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
Д.Готтман, Д.Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка».
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Если ребёнок совсем отбился от рук, вредничает и хулиганит, попробуйте на него не ругаться. Очень сложно, правда? Но стоит постараться. Чем больше мы ругаем детей, тем хуже они часто себя ведут. Трудно поверить, но каждый ребёнок хочет быть хорошим, по крайней мере, он очень старается.
Как рассуждает взрослый: сейчас поругаю (отругаю), он задумается о своём поведении, поймёт, что неправ и исправится. (Три раза ха!).
Как рассуждает ребёнок: какая-то злая мама (или папа), мне не нравится, может быть, сделать ей какую-нибудь гадость. Не всегда так, но бывает.
Отруганный ребёнок крайне редко думает о своём поведении. Он думает о том, как он сильно сердится на своих родителей. Помните Эмиля в столярке в книге «Эмиль из Лённеберги»? Себя в детстве?
Почему ругань усугубляет плохое поведение? Для ребёнка крайне важна надёжная привязанность ко значимому взрослому. Ругань — это сигнал о беспомощности взрослого, его ненадёжности. Все системы бьют тревогу. Тут уж не до хорошего поведения. Замкнутый круг. Только взрослый может его разорвать.
Ругань убивает внутреннюю мотивацию быть хорошим. В норме ребёнок хочет быть хорошим для своего взрослого, хочет быть похожим на него. Представляете, он сам хочет быть хорошим. Пусть у него не всегда это выходит, он старается. Когда мы его ругаем, у него не остаётся внутренней мотивации. Вместо этого формируется внешняя мотивация — создать видимость хорошего поведения из страха быть отруганным.
Как установить дисциплину без ругани и наказаний?
1. Ну, если честно, ребёнок вообще не должен всегда-всегда слушаться взрослых. Он отдельная личность, у него может бы своё собственное мнение. Имеет право.
Как пишет доктор Хаим Гинотт: «Конечная цель воспитания состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребёнка»
Действительно, хотелось бы, чтобы выросший ребёнок был способен постоять за себя, умел принимать решения и делать выбор. Поэтому, где возможно, давайте ребёнку выбор, позволяйте принимать посильные для него решения, уступайте, идите на компромисс.
Иногда достаточно отступить всего на полшага, и вот он уже доволен:
— Мы выходим гулять.
— Хорошо, доигрывай, через пять минут я к тебе вернусь.
Через пять минут он уже и не возражает.
2. Помогите ребёнку хорошо себя вести. Если ребёнок маленький, уберите из зоны доступа всё то, что ему нельзя. Не искушайте зря. Если ребёнок раз за разом делает что-то, чего делать категорически не разрешают, значит, он пока не способен этого не делать.
Как бы мы ни просили месячного младенца ходить, он не пойдёт. Так и тут. Это не потому, что ребёнок специально вредничает, просто пока он не может. Значит, надо что-то поменять в среде вокруг.
3. Напоминайте правила: «Сейчас мы войдём, поздоровайся». Только без этого «а что надо сказать…».
4. Правила должны быть чёткими и понятными. Не «в библиотеке надо хорошо себя вести» (хорошо — это как?), а «в библиотеке разговариваем тихим голосом, не бегаем, книги листаем аккуратно и ставим на место, потому что…».
5. Правила едины для всей семьи. Мы все и всегда моем руки после улицы. Все чистят зубы два раза в день.
6. Поддерживайте в ребёнке добрые намерения. Даже если изначально намерения были так себе: «Да, я видела, что ты хотел помочь сестре и уронил её случайно», «Ты не рассчитал силу и не ожидал, что толкнёшь Васю так сильно. Ты не хотел его обидеть. Будь внимательнее».
7. Не воспитывайте ребёнка в момент эмоционального взрыва: гнев, истерика, сильное расстройство. Бесполезно. Проблемную ситуацию лучше обсудить потом, в спокойной обстановке.
8. Когда сдерживаться уже невозможно и кажется, что вот-вот взорвётесь, используйте тайм-аут. Для себя. «Ой, у меня суп убегает. Через пять минут вернусь». И бегом на кухню, медитировать, делать дыхательные упражнения, разговаривать с водой, стоять в планке. Кому что помогает.
9. Настраивайте ребёнка на себя. Смотрим в глаза, улыбаемся и задаём вопросы, на которые ребёнок точно ответит «да»: «Ты играешь в машинки? Это твои любимые игрушки? Понравилось тебе на прогулке?». Потом даём указание. Не используйте завладевание вниманием только для выдачи указаний. Просто так время от времени настраивайте ребёнка на себя.
10. Если ребёнка очень часто ругают, а он становится всё вреднее, то, вероятнее всего, в нём включился механизм сопротивления. Это такой специальный механизм, позволяющий нам сохранить себя. У вас он тоже есть. Ведь правда очень хочется ещё сильнее сгорбиться, когда родная мать внезапно дубасит вас по спине и говорит: «Выпрями спину!».
Как справиться с противлением? Попробуйте поменьше ругать ребёнка. В этом вам помогут девять пунктов из списка выше.
Поведение детей и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка произошел сбой.
- Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки?
- Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?
На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки:
Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.
Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.
Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.
В такие, порой очень непростые периоды своей жизни ребенок требует очень чуткого и нежного отношения к себе со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов: врачей и психологов.
Основные выводы
От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и, может быть, менее «заметными» для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей; может быть, более ярко вспомнить свое детство для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречий окружающему миру.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Семейный психолог Елизавета Филоненко рассказывает, от чего зависит уровень детской агрессии, как родителям его контролировать и стоит ли категорически подавлять такие проявления у ребенка.
Если дело в контексте
Первое, что нужно сделать, если ребенок ведет себя агрессивно, — посмотреть, что происходит в его среде. Ведь уровень агрессии, который мы воспринимаем как норму, зависит от контекста, в котором мы живем. Когда у ребенка он адекватен среде, сделать что-то с этим будет трудно.
В наши времена их вообще реже оставляют без присмотра, а в случае драки быстрее разнимают. Но например, 30 или 40 лет назад мальчики дрались гораздо больше, чем сейчас. То, что считалось нормальным много лет назад, сейчас стало экстремальным. Где-то и сейчас приемлемо всегда быть готовым дать сдачи или начать драку, а в другой среде такое поведение считают стыдным.
Кроме общества на уровень агрессии влияет семья. Если дома ребенка бьют или как-то сурово наказывают, подрастая, он будет копировать то, что он видит в семье. В такой ситуации загасить агрессию очень трудно. Если папа бьет сына, практически нет шансов, что такой мальчик не будет бить одноклассников, которые ему не нравятся. Этого нельзя истребить никакими наказаниями, потому что пример воспитывает лучше, чем слова.
Если дело в темпераменте
Бывает и так, что ребенок себя агрессивно, находясь в совершенно дружелюбной, мягкой среде. И тут может быть два варианта.
Первый: у ребенка просто такая психофизиология. У него высокий уровень тестостерона, природный темперамент, который побуждает его к постоянной экспансии на чужую территорию, борьбе за лидерство. Такому типу детей полезно дать какой-то канал для реализации этой наклонности. Идеальный вариант — спорт, причем соревновательный: хоккей, дзюдо и т. п. Ребенок может добиться на этом поприще заметных успехов, успокоиться и перестать проявлять повышенную агрессию в других сферах.
Однако этот совет подходит не всем. Многие мальчики, которые проявляют повышенную агрессию, не хотят идти ни в какой такой спорт. Их состояние имеет совершенно другое происхождение: это невротическая, защитный агрессия. Она возникает не от переизбытка энергии, а, наоборот, от слабости, угнетенности и постоянного эмоционального напряжения.
Отправлять такого ребенка в спортивную секцию бесполезно. Во-первых, источник агрессии от этого никуда не денется. Во-вторых, ребенок, скорее всего, будет заниматься через силу, без удовольствия.
Задача родителя в этом случае — найти источник негативных эмоций. Может, ребенок постоянно сравнивает себя с другими, или испытывает какое-то давление со стороны взрослого? Найти причину агрессии можно самостоятельно, если родитель наблюдательный и эмпатичный. Но если такой возможности нет, то надо обратиться за помощью. Большинство психологических диагностик достаточно легко вскрывают источник психологического напряжения.
Стоит ли подавлять агрессию?
Какой бы ни была причина агрессии, искоренять ее проявления совсем не стоит: так у ребенка не будет возможности защищать себя.
Иногда ко мне на прием приводят мальчиков, которые вообще не в состоянии проявить агрессию и защититься даже от младшей сестры. Однажды на консультации мальчик лет семи буквально избивал своего старшего брата, которому было 17, и тот ничего не мог сделать в ответ — просто зажался и терпел.
Такое бывает с детьми, которых очень сильно наказывали за проявления ранней агрессии. Например, мальчик ударил кого-то, а его за это сильно отлупили, закрыли в темной комнате. И он так перепугался, что навсегда запретил себя проявлять агрессию.
Кроме того, в попытках подавить проявления агрессии есть риск привить ребенку капитальное чувство вины: «ты плохой, если злишься на кого-то, защищаешь себя». Эта установка уходит глубоко в ядро личности, мешает человеку защищаться и отстаивать свои интересы.
Агрессия часто бывает нам необходима — в спорте, в бизнесе, в самых разных жизненных ситуациях. Подавлять ее — дело бесполезное, и иногда и вредное. У человека должен быть выбор: проявлять ему агрессию или нет. Если проявлять, то как: в словесной форме или в физической? А если в физической, то насколько энергично? Этому и стоит научить своих детей.