Что делать если ребенок стал очень капризным

Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.

В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.

Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.

Как вести себя родителям

Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.

1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.

2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.

3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.

4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.

Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.

Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя

То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.

Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.

Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.

Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.

Как научить ребенка справляться с негативом

Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.

Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.

Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:

С капризами ребенка, его плачем или нежеланием выполнять требования сталкиваются хотя бы изредка все родители. Вам нужно накормить ребенка или уложить его спать, увести от магазинной полки с игрушками или собрать утром в детский сад, а малыш плачет, раздражается, не слушает вас, а иногда даже дерется, топает ножками или устраивает настоящую истерику с катанием по полу. Почему капризничает ребенок? Как вести себя родителям в такой ситуации?

Причины детских капризов могут быть очень разными, и они сильно зависят от возраста ребенка. Совсем маленькие дети с помощью плача выражают любое свое недовольство или боль, ведь другие способы коммуникации им пока недоступны.

Дети постарше капризами отстаивают свою точку зрения и пытаются самоутвердиться — недаром психологи выделяют определенные кризисные периоды, во время которых ребенок постоянно капризничает и становится неуправляемым.

Почему ребенок перед сном капризничает?

Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.

Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:

ребенок поджимает ножки к животу;

взвизгивает или надрывно плачет;

выгибается при кормлении;

у ребенка «бурлит» в животике;

ребенок обильно срыгивает;

у ребенка отсутствует стул;

стул, наоборот, слишком частый и жидкий;

в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.

Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.

Важно

С какими еще проблемами могут столкнуться родители грудничка? Как их выявить и как с ними справиться? Ответы — в видеоуроках Школы родителей Huggies!

Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.

Почему часто капризничает ребенок в возрасте года?

Возраст около года — период, когда ребенок уже умеет ходить, активно играть, взаимодействовать с окружающими, но еще не умеет хорошо говорить и в случае необходимости не может объяснить, что у него не так.

Если ребенок сильно раздражителен и беспокоен, у него ухудшился аппетит и при этом нет температуры, кашля, насморка и других видимых проявлений болезни, возможно, у него болят ушки. Покажите ребенка врачу, который проведет осмотр и при необходимости назначит анализы, чтобы выяснить причину недомогания.

Для решения проблемы вечерних капризов можно проконсультироваться с неврологом. В некоторых случаях детям назначаются успокоительные препараты.

Но всем без исключения капризничающим детям будут полезны следующие рекомендации:

прогулки на свежем воздухе перед сном;

снижение физической активности и запрет на просмотр мультфильмов за несколько часов до сна;

спокойные игры, чтение книг;

при отсутствии аллергии — водные процедуры с добавлением в ванну морской соли, хвои, шишек хмеля, отвара ромашки, мяты, череды;

употребление после консультации с педиатром травяного успокоительного чая из ромашки, пустырника, фенхеля, мяты (можно купить в аптеке готовый сбор).

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;

хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;

протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;

пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;

конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Первые годы жизни ребенка — время непростое для всех членов семьи. Малыш меняет все — от распорядка дня до пищевых привычек родителей. И, конечно, все знают, что ребенок издает огромное количество разных звуков. Чем быстрее «расшифруешь» его пока еще тихое послание, тем больше шансов, что удастся избежать полноценного «концерта».

По мере взросления ребенка становится проще, однако внезапно у малыша начинается кризис трех лет, который часто сопровождается не менее громкими криками и плачем.

Почему же все-таки маленькие дети разного возраста часто кричат, и есть ли какие-то адекватные способы на это повлиять? Рассказывает Елена Борисовна Мачнева, кандидат медицинских наук.

Постоянный плач младенца — истерика?

— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.

Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.

Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.

Как узнать, что крик не связан с состоянием здоровья?

— Если речь идёт о ребёнке до года, то самое главное — внимательно относиться к его потребностям, стараясь своевременно устранять причины дискомфорта. Но не каждый младенец быстро и легко успокаивается, некоторым это очень сложно из-за особенностей нервной системы. Кроме того, иногда дети плачут из-за усталости и перевозбуждения. Здесь имеют значения индивидуальные характеристики нервной системы ребёнка.

Очень важно знать особенности малыша, наблюдать за его текущим состоянием (следить за потерей аппетита и т.п.) и наблюдаться у специалистов (вовремя проходить диспансеризацию и обращаться за консультациями в случае необходимости).

Что делать, если малыш плачет?

— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.

Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.

А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.

Крик — это манипуляция?

— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.

То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.

Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо. Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.

Плач и кризис трех лет

Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.

Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.

В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.

Кризис трех лет у всех одинаковый?

— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.

Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.

Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.

Крики на запреты родителей

— Очень важно проявить терпение и последовательность. Ни в коем случае нельзя отменять то решение или требование, которое стало причиной истерики. В тот момент, когда ребёнок кричит или даже катается по земле, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку, угрожать. Этот момент нужно просто переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — твёрдо останавливать! Можно взять малыша подмышку и унести в менее людное место.

Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих, очень долго не может успокоиться и т.п., необходимо проконсультироваться с неврологом. Причиной повышенной агрессии могу быть неврологические нарушения, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.

Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно вас расстраивает такое поведение.

Отвлекать или переждать?

— Если получается отвлечь – можно и нужно это сделать. Но, если малыш «завёлся» не на шутку и не реагирует на попытку переключить его внимание или начинает ещё сильнее кричать, то нужно переждать истерику.

Общение без истерик

Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.

Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:

Причины истерик детей трехлетнего возраста . Причины агрессивного поведения дома и в саду детей трехлетнего возраста. Физиологические причины истерик детей 3 х лет . Социальные факторы, влияющие на поведение ребенка 3-х лет . Как понять ребенка в 3-4 года . Почему он плачет и дерется.

Нет родителя, не вкусившего ужас общения с трехлетней «яхочухой». «дай мне», «я сам», «уйди»…

— Не знаю, но хочу.

Сейчас главное успокоится, каким образом мы рассматривали в другой статье, и запастись морем терпения. Помните, и педагоги, и родители, сейчас вы имеете дело с одним из интереснейших периодов в жизни ребенка. Именно детские истерики , непослушание и капризы отталкивают молодых и опытных специалистов заниматься с детьми раннего/переходного возраста.

Итак, возраст 3-4 года . Причины поведенческих реакций :

1. Первый шаг к развитию личности .

У ребенка появляется «Я».

Сложно подобрать слова для описания значимости этого местоимения. Обратите внимание, что именно сейчас ребенок начинает говорить — он, она, меньше путаются окончания в согласовании (красная машина, черная куртка). В этот период речь ребенка усложняется, он уже способен вступать в диалоги. Всё это благодаря появлению «Я». Ребенок соотносит себя с окружающим миром и другими людьми. На данном этапе, база для психического развития, создаваемая в течении трех лет, активно начинает работать на построение. Скажем так, «на фундамент начинают возводиться стены». Активно работают процессы анализа. Ребенок учится сравнивать, сопоставлять. А как нам известно, вначале мы учимся сравнивать цветные шарики, а потом людей, выбирая и создавая себе круг общения. Происходит активное развитие навык ов коммуникации ребенка . Вот только не всегда удачно. Ведь получить лопаткой по лбу, если подошел и отобрал мячтак себе удовольствие. И ребенок начинает делать выводы. Только еще не может в полном объеме справится с такой трудной задачей. Вот и появляется бесконечное «мама, мама, мама». Все вышеописанное мы наблюдаем именно с момента появления «Я САМ». Надеюсь, теперь вы понимаете, как важно поддержать ребенка на этом этапе. И терпеливо ждать полчаса, пока он попробует завязать ботинки сам. Понимаете и почему голодный, невыспавшийся ребенок будет плакать на занятии или дома. Дети в этом возрасте очень легко перегружаются и истощаются.

2. Состояние фрустрации.

Мы уже поняли особенности сенситивного периода трех лет (удобнее воспринимать 2,5-4), но, не в лесу живем. В нашу жизнь активно начинает вмешиваться социальный фактор. Ребенок идет в детский сад, посещаем музеи и тд. И самое главное, задает бесконечное количество вопросов. Не всегда нервы родителей выдерживают, и они правильно реагируют.

Ребенок оказывается перед лицом злой реальности. «Я хочу, но не могу». Причин «не могу» очень много: моторная неловкость, маленький возраст, правила поведения (именно в этом возрасте ребенок должен знакомиться с понятием дисциплина) и многое другое. Уровень владения и понимания речи еще не позволяет ему толком объяснить или понять ситуацию, но ребенку плохо и единственный способ донести это до нас — как следует заорать или, если совсем непонятно, что-нибудь кинуть. Аффективные реакции в этом возрасте нормальны.

Коррекционные педагоги меня поймут. С 3-4 лет у д етей с особенностями развития начинаются стойкие, прогрессирующие агрессивные реакции. Но, об этом уже на лекциях.

Терпеть такого рода истерики и агрессию ребенка ни в коем случае нельзя. Как себя вести в таких случаях, поговорим в другой раз.

3. «Я хочу» тянет за собой след причину скандалов — проверка грани ц . Здесь происходит объединения пунктов «Я» и «хочу», т.е ребенок испытывает наше терпение и экспериментальным путем, другой еще будет доступен нескоро, проверяет границы своих возможностей. Часто проверяет границы своей безопасности. Именно поэтому у детей,растущих в режиме вседозволенности или в режиме «решай сам» истерик намного больше.

Плохое поведение в детском саду или на детской площадке также может быть следствием проверки границ. Помните, «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Совочком по лбу получил, понял, что отнимать нельзя, нужно спросить.

Да, на плечи родителей в этом возрасте ложится тяжкая ноша воспитательного процесса.

4. Левополушарная латерализация . Нейропсихологический термин, немного непонятен или педагоги иногда забывают данный физиологический факт. Данное понятие лежит в основе механизма всех тех проявлений, с которыми мы с вами познакомились. У человека доминантно левое полушарие. Активно может быть и правое у левшей, но сейчас об доминировании. А вот рождаемся мы с доминантой правого полушария и процесс перехода к доминанте левого полушария всегда сложен. Появление «своего Я» в три года, говорит нам о том, что левое полушарие головного мозга активно включилось в работу.

Истерики в этом периоде связаны с перегрузкой нервной системы ребенка . Их немного, если не подключаются вышеперечисленные причины. И именно понимание механизма латерализации позволяет педагогу определить структуру занятия в переходный период.

Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:

Многие будущие родители, ожидая своего первенца, рисуют в воображении идеальную картинку из какого-нибудь фильма, где очаровательный малыш исключительно улыбается или сладко спит. Но, когда приходит время, им приходится узнать, что малыши еще умеют плакать. И даже чаще, чем они могли себе представить. Первые месяцы жизни с младенцем не всегда удается понять, чем слезы вызваны, но постепенно родители начинают понимать, что требует ребенок.

В будущем ребенка плача становится, определенно, меньше, но все равно, на протяжении всего детства нам тысячи раз приходится успокаивать своего малыша. Кто-то из детей плачет реже, кто-то чаще. Но однозначно можно сказать: плач – это совершенно нормальная реакция ребенка. Почему? Сейчас расскажем.

Плач – это естественная реакция ребенка на изменяющиеся условия во внеутробной жизни. По сути, это сигнал о том, что что-то не в порядке, малышу нужна ваша помощь. Это эволюционно сложившийся механизм привлечения к себе внимания более сильного взрослого. Пока ребенок не способен рассказать вам, что его беспокоит, ему ничего не остается, как громко плакать, тем самым – призывая вас на помощь. По мере взросления, для ребенка становятся доступными другие способы коммуникации, главным образом речь. Однако в силу незрелости своей нервной системы и неумения контролировать эмоциональное состояние, слезы могут еще довольно долгое время сопровождать жизнь ребенка.

Причины плача у детей до года

Если мы говорим о детях первого года жизни, то причин для слез огромное множество. Проще сказать, что ребенок не плачет только тогда, когда он сыт, в тепле и выспался. Многие родители со временем начинают даже различать плач по интонации и понимают, что в конкретную минуту хочет младенец.
Наиболее распространенные причины плача у детей до года:

  • голод и трудности с кормлением (неправильная техника прикладывания к соску, неудобная поза при кормлении и прочее – обсудите с педиатром или консультантом по вскармливанию);
  • потребность в ощущении безопасности;
  • некомфортные условия внешней среды (слишком холодно или, что чаще, слишком жарко; низкий уровень влажности в комнате; уровень освещенности; громкие резкие звуки – обязательно проверьте все параметры, детки очень чувствительны к этому, и чем младше – чем больше они важны для малышей);
  • пора сменить подгузник;
  • проблемы со здоровьем (болит животик\колики, болит ухо, режутся зубки, раздражение в области подгузника, заложен нос и другие – при исключении первых четырех пунктов обязательно обратитесь к педиатру за консультацией).

Отдельно хочется сказать о необходимости в ощущении безопасности для ребенка. Потребность в безопасности является базовой для всех детей. Подумайте сами: 9 месяцев малыш находился у вас в животе, где было тепло, темно, тихо; ребенок чувствовал, что находится под вашей защитой. Но в один момент все изменилось, и вот он уже – часть огромного мира, где все незнакомо. Это огромный стресс для младенца.
Поэтому особенно первый месяц крохе буквально жизненно важно ощущать ваше присутствие, ваше тепло, ваши прикосновения, чтобы помочь ему познакомиться с новыми для него условиями. Поэтому не бойтесь часто брать ребенка на руки, целовать его, гладить (оставьте каноническую фразу «станет ручным» в прошлом). Именно благодаря вам ребенок поймет, что этот новый мир не такой страшный, потому что рядом есть тот, кто позаботится.

Почему не надо бояться детских слез

“Чем старше становится ребенок, тем проще ему сказать, что случилось и почему он плачет. Уже после года детки могут держаться за животик или за ушко, и нам понятно – в чем проблема. Да, все это до сих пор сопровождается плачем, поскольку слезы продолжают выполнять свою «сигнальную» миссию и подчеркивают важность вашей помощи.”