Что делать если ребенок пишет неграмотно

У меня вообще много вопросов к российской системе младшего школьного образования. Но один из самых больших – это фонетический разбор слов в 1 классе.

Гласные – согласные ладно, фигня. Но твердые – мягкие согласные, количество букв и звуков, транскрипция… Я со школы все это хорошо помню, мне это легко…

Но, черт возьми, я никогда не пойму, ЗАЧЕМ это знание первоклашке. Зафигом ему голову этим забивают?!

… Читала тут на днях статью в блоге одного уважаемого издательства. Статья так и называлась «Почему ваш ребёнок неграмотно пишет».

Там учительница начальных классов – автор статьи – на полном серьезе утверждала, что проблема неграмотного письма связана с тем, что ребенок – ОКАЗЫВАЕТСЯ – фонетический разбор не выучил!

Несколько раз перечитала, чтобы убедиться, что правильно ее поняла.

То есть бедный малыш и так еле-еле слово «кОрова» запомнил. А ему такие: «Кстати, а теперь напиши транскрипцию «кАрова»». Всё. Полный разрыв шаблонов. Занавес.

…Или, как рассказывает моя подруга, половина ее знакомых детей после изучения фонетического разбора в 1 классе пишут «Йожик» вместо «Ёжик».

…Или как Шурик, который уже с 6 лет пишет в основном грамотно (ну, кой-каких сложных нюансов грамотности, мож, не знает), сначала читает правило «точка, дочка пиши без мягкого знака» и спрашивает: «Зачем я это учу? Кому придет в голову писать там мягкий знак?»

Но на следующий день он проходит Всегда Мягкий звук «Ч» – и всё. Дальше после «Ч» ему хочется ставить мягкий знак всегда.

И такие примеры я могу приводить бесконечно: из школьной программы, из учебников и даже дошкольных развивашек.

Спрашивается «Какого черта была изуродована природная грамотность ребенка?!»

Это всё школьное образование: фонетический разборы, дебильные правила…

Кто виноват, что ваш ребенок пишет с ошибками? Школьная программа.

Мы все начинали писать с ошибками. А потом к кого-то вдруг вскрывалась «врожденная грамотность».

Почему и у кого? Нет, это не наследственность.

Подскажу – выдуманная (и существующая только в русском языке) «врожденная грамотность» обнаруживалась у тех детей, кто сумел «отфильтровать» в мозге реальную грамотность от образовательного мусора вроде фонетики и правил.

А значит, у любого есть шанс стать грамотным – надо всего лишь избавиться от мусора, которого накидали в головы в 1 классе.

Так что же делать с грамотностью

Университет у меня был американский, в смысле – в Америке. Разумеется, при поступлении говорила и писала на английском я вполне прилично, чтобы поступить. Но всё же недостаточно грамотно.

В универе был факультатив по английскому, чтобы «подтягивать» таких как я (да, американцы тоже не все поголовно грамотно пишут на родном английском). И вот учительница оттуда дала мне задание: «Переписывай в тетрадь «Портрет Дориана Грея» Оскара Вайлда. Когда закончишь – будешь писать грамотно.»

Переписывала я его почти 4 месяца, ежедневно уделяя этому не менее получаса. В результате по-английски я пишу не менее грамотно, чем по-русски.

И дело тут не в волшебной именно этой книге…

… Для того, чтобы грамотно писать, не нужны правила. Нужно просто тренироваться писать.

Вам под силу сделать неграмотного ребенка грамотным в любом возрасте. Сейчас расскажу, как.

Нам потребуется книга русского писателя с максимально богатым (и, желательно, более-менее современным) языком. Обратите внимание на произведения Чехова, Горького, Пришвина, Булгакова, Катаева.

Лично я бы выбрала Булгакова «Мастер и Маргариту» независимо от возраста ребенка 🙂 Нам не важно, понимает ли ребенок смысл. Важно, чтобы это был хорошо структурированный, грамотный, литературно богатый не переводной текст; и около 300+ страниц.

Всё. Берем книгу и ежедневно – без выходных и праздников – полчаса переписываем красивым почерком.

Переписывая, сначала прочитываем вслух предложение, которое будем писать. Потом Вслух проговариваем по буквам слово, которое собираемся писать. И затем, в момент написания, проговариваем каждую букву, которую собираемся написать.

Подчёркиваю для любителей фонетических разборов- для грамотности проговаривать нужно именно БУКВУ, а не звук (напр., когда я переписывала «Дориана Грея», слово night (найт, ночь) в моей «проговорке» звучало как «ни-г-х-т» дважды: сначала перед тем, как написать – а потом второй раз в момент написания).

Обязательно проверяйте результаты. Если видите ошибку – исправляйте и проговаривайте, почему это ошибка и как надо. Иногда правила будут уместны (напр., мягкий знак в «тся/ться»), иногда достаточно запомнить.

Обещаю, если будете заниматься без пропуска дней и с обязательным проговариванием вслух, к концу книги малыш будет писать грамотно. Если не на 100%, то, по крайней мере, значительно улучшит грамотность.

И на одной книге можно не останавливаться: чем больше ребенок пишет – тем лучше результат.

В идеале было бы хорошо еще и оградить ребенка на этот период от школьных занятий фонетикой. Если не получится полностью их исключить – хотя бы сократите до минимума.

А можно ли не допустить неграмотность

На самом деле можно с самого начала избежать неграмотного письма.

Для этого всего-то и нужно начать обучать ребенка чтению около 5 лет, а с 6 лет начать писать: печатными буквами или на телефоне (так малышам интереснее) под диктовку или свои собственные мысли.

Хотя бы по 15 минут в день, но – так же проговаривая вслух правильное написание по буквам.

Тогда к моменту, когда до вас дотянутся зловещие лапы школьного русского языка, ребенок уже будет иметь достаточно стойкий навык грамотного письма, и никакая фонетика вам будет не страшна 🙂

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а» , а «о» .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь «о» или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

«Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка. Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте.

1. А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина «Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе»;

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о».

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь «о» или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

«Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок пишет с ошибками

Если ребенок пишет с ошибками Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не .

Если ребенок пишет с ошибками.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей, учащихся начальных классов, имеющих те или иные нарушения письма. Дисграфические ошибки являются серьезным препятствием в .

Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте са.

Советы и рекомендации родителям. «Если ребенок пишет с ошибками. »

Советы и рекомендации родителям. «Если ребенок пишет с ошибками. «.

Если ребенок пишет с ошибками.

Советы для родителей.

«Если ребенок пишет с ошибками. » (Беседа для родителей учащихся начальных классов)

quot;Если ребенок пишет с ошибками»- отличный материал для родительского собрания в начальной школе. Текст прост и понятен, содержит конкретные методические рекомендации для педагогов и родителе.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии. Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

Ø Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

Ø Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

Ø Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

Ø Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.

Ø Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Советы родителям

1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.

2. Словесные игры . Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.

3. Упражнение «Корректурная проба». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

4. Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Все что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Например, «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком). Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

5. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Все мы видим и ощущаем стремительные изменения, которые происходят сейчас в современном мире. Возросла скорость появления новых технических приспособлений, молниеносно можно обмениваться любой информацией.

Даже самый маленький ребенок так ловко справляется со всеми гаджетами, что складывается впечатление, как будто они родились уже с этими навыками. Однако по мере взросления взрослые замечают, что дети поздно начинают говорить, в движениях наблюдается неловкость и замедленная реакция, любую обучающую программу усваивают медленнее.

Эксперт сетевого издания «Белновости», учитель начальных классов (коррекционный педагог), специалист по нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося поведения и развития ребенка, детский и семейный психолог Александра Кондрахина рассказала, что делать, если ребенок пишет с ошибками.

Уже с первого класса у ребятишек возникают трудности с написанием букв, письменных работ без орфографических или арифметических ошибок.

Что делать если ребенок пишет неграмотно

Причина такой проблемы носит комплексный характер. Физиологически наш организм не приспособлен так быстро перестраиваться под изменившиеся условия окружающей действительности.

Этот процесс длительный, разделенный на определенные этапы, каждый из которых необходимо пройти полностью. Чтобы ребенок научился писать, ему необходимо быть физически развитым: с раннего возраста больше двигаться, самому пробовать выполнять разные действия с предметами, развивая тем самым крупную и мелкую моторику.

Что же мы видим сейчас? Современные дети с появлением высоких технологий ограничены в движении. Проводя по гладкому экрану планшета, ребенок поднимает мультяшного героя вверх или, указывая направление, наблюдает за тем, как он спускается вниз по лестнице. Но это делает рисунок. Сам же малыш в этот момент сидит практически неподвижно.

Многие родители вместо того, чтобы создать условия, в которых малышу пришлось бы приложить некие усилия, сдвинуться с места и «добыть» себе игрушку, дают ее в руки. Ребенок слышит какие-то звуки, фразы с экрана телевизора или все с того же гаджета, но не имеет представления, что физически необходимо сделать, чтобы самому произнести слово.

Рецепт в этом случае самый простой – хотите, чтобы ребенок заговорил, говорите с ним постоянно, глядя ему в лицо с самого рождения; хотите, чтобы ребенок научился писать, – развивайте его физически, учите его писать.

Скорость выполнения любого действия, в том числе и скорость письма, зависит от двух факторов. Первый – это генетическая предрасположенность. Наш темперамент или скорость восприятия, изучения окружающего мира, быстрота реакции зависит от типа нервной системы. Ребенок появляется на свет со своей скоростью. Наша задача распознать, какая именно скорость у нашего ребенка, принять это и ни в коем случае «не переделывать» или «подстраивать» его под себя или под внешние условия.

Второй фактор медленного письма связан с навыком. Любое новое действие нашим организмом в целом и головным мозгом в частности воспринимается как сложная задача. И на освоение навыка у каждого из нас уходит определенное количество времени: у кого-то больше, у кого-то меньше.

Регулярность и частота повторений новых действий увеличивает скорость усвоения навыка. А дальше, как только организм запомнил последовательность или алгоритм действия, «включается» и скорость выполнения этого действия.

Современных детей очень рано начинают интеллектуально «накачивать» всевозможными знаниями, применяя высокие технологии. Объем информации, который необходимо усвоить ребенку за один только год обучения в школе, в 2.5 раза больше, чем это было 20–30 лет назад. Изучая за неделю 2-3 новых темы, у детей просто нет физически времени наработать новый опыт.

К процессу обучения ребенка навыкам письма следует отнестись очень серьезно. Необходимо понимать, что оно неразрывно связано с чтением. И отправляя на всевозможные курсы скорочтения или быстрого письма перед поступлением в школу ребенка, в надежде, что это поможет «хорошо» учиться, мы получаем обратный эффект.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок пишет с ошибками, то следует выяснить, какого рода ошибки допускает ваш ребенок:

  • Если в письменных работах вы видите ошибки, такие как пропуски, замены, «зеркальное» написание букв (цифр) или слитное написание предлогов со словом, неверный порядок действий в выражении или неправильно выбранное действие в решении задачи, то они связаны с нарушением работы определенных участков головного мозга, которые отвечают за развитие слухового восприятия, в частности, за развитие так называемого фонематического слуха (это не тот слух, когда мы кого-то слышим во время разговора, а тот, который помогает верно воспринимать звуки окружающего мира), зрительного восприятия (восприятия пространства). В этом случае можно говорить о нейропсихологической проблеме.
  • Если же вы видите орфографические или арифметические ошибки (например, неверно написана безударная гласная в корне, падежное окончание имени существительного, словарное слово, ответ при вычислениях получил неверный), то они могут быть связаны с тем, что ребенок не понял правило, пропустил тему по болезни или было мало времени уделено на отработку конкретной темы. А это может говорить о педагогической проблеме.

Таким образом мы с вами видим, что прежде чем решать какую-либо проблему, следует выяснить истинную причину медленного письма и характер ошибок. Для этого следует в первую очередь обратиться к нейропсихологу.

Педагогические проблемы можно решить самостоятельно.

· Объясните ребенку правило, чтобы он понял его суть.
· Попросите ребенка объяснить это же правило своими словами. Так вы поймете, уловил ли он суть.
· Покажите применение этого правила на 2-3 примерах.
· Проверьте, правильно ли ребенок понял, как применять это правило на практике, предложив ему 5-7 примеров.
Во время выполнения письменного домашнего задания по русскому языку просите ребенка выполнить следующее:
· Прочитай полностью предложение, словосочетание или слово, которое следует переписать в тетрадь.
· Прочитай каждое слово так, как оно написано в учебнике (например, бОрОда, а не как мы произносим [бАрАда].
· Произнеси еще раз слово, как ты его должен записать.
· Диктуя себе вслух, запиши это слово.

Для того чтобы увеличить скорость письма, необходимо регулярно тренировать этот навык.

Если вы самостоятельно не можете решить педагогические проблемы, то вам могут помочь логопед или репетитор.