Что делать если ребенок не хочет заниматься

Что делать, если ребенок, который учится в коррекционном классе, отказывается учиться дома и это становится причиной ссор с родителями? Разбираемся вместе с психологом Ольгой Бульбой.

Вопрос. Мой двенадцатилетний сын учится в коррекционном 4-м классе. Он категорически не хочет заниматься дома, начинает делать наоборот все, о чем я прошу, и это приводит меня в бешенство. Заканчивается все это криком, слезами с обеих сторон. Подскажите, что делать?

Ответ. Первая причина, по которой ваш сын не хочет заниматься, заключается в том, что он переживает начало переходного возраста. В этот период у многих подростков пропадает мотивация к обучению.

Во-вторых, постоянное акцентирование внимания на том, что ваш ребенок ленив, в какой-то момент и вправду может сделать из него лентяя. Если постоянно повторять ребенку, что он ничего не делает, он и не захочет ничего делать, ведь родителям уже все про него понятно.

В-третьих, подросткам бывает просто скучно делать домашнюю работу. И это тоже довольно распространенная причина.

Наконец, он может испытывать страх, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей. Очень часто ребенок отказывается делать задания по тем или иным предметам, потому что они кажутся ему непонятными и сложными.

Как лучше поговорить с сыном?

Если вы хотите сказать ребенку о том, что вам не нравится, постарайтесь сформулировать свою мысль, не критикуя ребенка. Например, можно использовать фразу «Некоторые задания требуют от тебя больше времени и внимания».

Если хотите похвалить сына, тоже делайте это внятно и открыто — хвалите достижения сына, а не его самого, замените фразу «Ты у меня такой умный» на «Мне очень нравится ход твоих мыслей».

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

Будьте для своего ребенка помощником, а не руководителем, и постарайтесь максимально упростить процесс выполнения домашней работы:

1. Создайте удобное рабочее место. Будет идеально, если в комнате для занятий не будет слышно прохожих и машин, а вокруг не будет лишних электронных устройств.

2. Выберите время, до которого все домашние задания должны быть выполнены.

3. Помогите сыну понять, какой тип заданий для него самый трудный. Если ребенок будет сначала работать над сложными заданиями, у него будет больше сил на их выполнение.

4. Обсудите правила выполнения заданий дома. Проговорите с ребенком то, что на первый взгляд может показаться мелочью: в какое время он будет заниматься, сколько времени, когда будет делать перерывы. Таким образом вы установите негласные правила, о которых сможете напоминать, если ребенок будет лениться. С другой стороны, у вас появится лишний повод похвалить сына за выполнение договоренностей.

5. Когда ребенок не достигает поставленной цели, не указывайте ему на это. Просто напомните, что вы договаривались о выполнении заданий, выскажите свое отношение к этому и скажите, что надеетесь, что завтра он задание все-таки выполнит.

6. Используйте поощрения для дополнительной мотивации. Похвала за хорошую работу или принятие неудачи помогут ребенку работать лучше и без лишних нервов.

7. Наградите ребенка за выполненную работу. Нужно обязательно похвалить его за организованность и ответственность. Очень важно проговорить, почему вы так гордитесь вашим ребенком, чтобы он и сам это знал. Идея состоит в том, чтобы «ловить» детей на том, что они делают хорошо, и говорить им об этом.

Пусть настоящие награды будут простыми — прогулка по парку, пицца. Так вы больше времени проведете с ребенком и он сам будет заинтересован в выполнении домашних заданий.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Все мы знаем, что дети от природы любознательны и любят учиться новому, и если процесс обучения проходит согласно детской психологии, то дети будут заниматься с удовольствием.

С ребенком до 3х лет – самое главное это контакт с мамой, всё развитие ребёнка сконцентрировано на маме, если мама отвела ребёнка на развивашки и хочет посидеть подождать, ничего хорошего не получится.

Мама должна максимально включиться в занятие вместе с ребёнком, выполнять задания педагога, даже если ребёнок сначала будет просто наблюдать, позже он присоединится к занятиям.

Ещё важно для детей до 3х лет, как и для других детей — системность и ритуальность, например песенка в начале и в конце занятия, это может помочь вам в самостоятельных занятиях дома.

Так же не надо говорить «давай заниматься буквами» нужно позвать ребёнка играть в буквы, потому что ведущая деятельность ребёнка дошкольника – ИГРА

В игровой форме ребёнку будет учиться в радость, нужен сюжет, сценарий и игровое задание.

Очень понравятся различные квесты и викторины

Сидеть за партой дошкольнику не обязательно

Не критикуйте, не ругайтесь, не пугайте ребёнка если он не хочет заниматься.

Что мешает ребёнку учиться :

1. Критика – например малышу надо сложить мячики в корзинку, а он бросает мимо, и мама говорит «нет, ты делаешь не то» отрицание и есть критика, конечно он сделал не то, но ребёнок делает что может. Нужно сказать, да мяч сейчас улетел не туда, а теперь давай попробуем положить его в корзину, мягко направляйте деятельность.

От 3х и старше – детей оценивают, «ой посмотри какая кривая буква», ребёнок это считывает как критику, или например, ответил на вопрос, а вы говорите — нет не правильно, и всё у ребёнка пропадает мотивация что-то делать.

Надо мягко сказать, хорошо, у тебя получается такая версия, а давай подумаем ещё раз или давай попробуем нарисовать ещё раз, не критикуете предыдущий результат и предлагаете двигаться дальше.

Дети очень чувствительны к критике и оценке.

Даже если ребёнок сам понимает что получилось не очень, он все равно на вас обидится за критику, если видите плохую работу, можно сказать: «я вижу что ты полностью сделал задание, и в следующий раз у тебя получится ещё лучше», давайте позитивный прогноз на будущее, поддерживайте

2. Чрезмерная жёсткость требований и рамок – например «есть только один правильный способ играть в эту игру»,

Или слишком много требований, «сядь красиво, ручку положи сюда, начинай отсюда и т. д.».

Надо помнить, что у ребёнка дошкольного возраста основная задача – получить удовольствие от занятий, радость и ощутить радость познания.

3. Ещё одна проблема — перенасыщенный график.

Надо трезво оценивать нагрузку на ребёнка, не надо записывать на много развивашек, нервная система ребёнка будет перегружена

5. Слишком трудно, ребёнок считает себя не успешным на занятии.

Всегда лучше отталкиваться от сильных сторон ребёнка, это даст ему ощущение успешности, если любит музыку, то не надо отдавать на рисование

— Превращайте все занятия в игру

— Ищите сильные стороны ребёнка

— Прислушивайтесь к его желаниям

И помните – главное чтобы ребёнок получил удовольствие от занятий.

Педагог-психолог: Кристина Александровна Чистякова

МБДОУ №32 «Соловушка»

Консультация «Не хочу заниматься» » НЕ ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ!» При организации занятий дома частой проблемой является нежелание ребёнка заниматься. На мой взгляд, это обоснованное.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

1. Используйте игровые приёмы. Подключайте к занятию любимую игрушку, интерпретируйте любимые игры ребёнка.

2. Проявляйте свой собственный интерес, будьте образцом для подражания, будьте инициативны, используйте творческий подход. Помните, что если у вас нет мотива совместной деятельности с ребёнком, если вам самим не интересно, то и у ребёнка не возникнет этот мотив.

3. Используйте для занятий наиболее благоприятное время. Если ребёнок увлечен другой игрой или устал и хочет спать, то мотивации к занятию не будет. Понаблюдайте, в какое время дня ребёнок наиболее расположен выполнять домашнее задание. Лучше, чтобы занятие предвосхищало что-то приятное, например, просмотр мультиков, любимую игру, прогулку.

4. Для того, чтобы ребёнок мог ощущать временные границы занятия, можно использовать таймер или песочные часы. Тогда у ребёнка не будет возникать вопрос «Когда мы закончим?» Занятия не должны быть продолжительными.

5. Предоставляйте ребёнку выбор. Например: «Ты хочешь заниматься за столом или на полу? Мы будем заниматься сейчас или после того, как ты посмотришь мультфильм?» и т. п. Таким образом ребёнок будет ощущать себя полноценной личностью, мнение которого имеет вес.

6. Используйте «активное слушание». Если ребёнок жалуется, например, на нежелание заниматься, не игнорируйте это. Вместо привычных назиданий и критики, раздражающего многословия в виде нравоучений желательно использовать подобные фразы: «Тебе трудно. Давай попробуем вместе!»

7. Подкрепляйте мотивацию положительными эмоциями от результата.

8. Проявляйте терпение! Нужно осознавать тот факт, что вышеперечисленные советы не гарантируют моментального решения всех проблем. Только систематическое использования данных приёмов, настойчивость со стороны родителей дадут положительные результаты.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок манипулирует родителями?» Если ваш ребёнок всегда добивается того чего хочет, умеет выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Если вы замечаете, что ребёнок.

Консультация «Что делать, если ребенок плачет при расставании? Что делать?» Утро, утро. Все бегом, все на бегу, столько всего надо сделать, что лучше бы и не ложиться совсем. Все равно рубашки не поглажены, осталась.

Что делать, если ребенок старше 3 лет никак не хочет приучаться к горшку? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТАРШЕ 3 ЛЕТ НИКАК НЕ ХОЧЕТ ПРИУЧАТЬСЯ К ГОРШКУ? Зачастую родители ожидают, что ребенок, если не сразу, то после.

Консультация «Что делать, если у вас проблемный ребенок» Что делать, если. у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок Определите причины: Возможно, конфликтность — следствие эгоистичности ребенка. Если дома он.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в детский сад» Нежелание ребенка идти в детский сад – проблема частая, и касается она как родителей, недавно отдавших детей в дошкольное учреждение, так.

Консультация «Что делать, если ребенок не слушается?» Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок обманывает» Консультация для родителей Что делать, если ребенок обманывает? Педагог-психолог Кротова Татьяна Ивановна Некоторые дети начинают.

Консультация для родителей ДОУ «Если ребенок хочет какое-нибудь животное» Рано или поздно этот случится обязательно. «Мама, подари мне котеночка (щеночка, черепашку) – попросит малыш. При этом будет говорить,.

Консультация для родителей «Если ребенок не хочет учить стихотворение?» Если ребенок не хочет учить стихотворение? Бывает такое, что ребенок не хочет учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок дерется?» Консультация для родителей на тему: «Что делать, если ребенок дерется?». Как научить ребенка не драться с другими детьми. Различные методы,.

Предупреждаем сразу: правильного ответа на этот вопрос не существует. Невозможно предугадать, пойдут ли ребёнку на пользу дальнейшие занятия или обернутся пустой тратой времени и нервов. Тем более нельзя спрогнозировать, оценит ли ребёнок ваше решение в будущем. Предполагаем, что и вы вспомните много случаев, когда выросшие дети упрекают родителей, что те позволили им бросить занятия. И ровно столько же, когда родителей винили за обратное.

Так что решение нужно принимать не из расчёта на будущее, а руководствуясь факторами, которые актуальны здесь и сейчас. Прежде всего нужно понять, почему ребёнок решил бросить занятия.

Далеко не всегда школьник может внятно объяснить причину. Обычно в ход идут такие аргументы: надоело, разонравилось, больше неинтересно. Но понять, что стоит за нежеланием ребёнка заниматься, необходимо. Чаще всего он не хочет продолжать занятия из-за целого комплекса причин. Вот лишь несколько из возможных.

Изменились интересы

Ребёнку просто разонравилось, и это нормально. С 7 до 10 лет — возраст самого активного поиска себя. Вот юный исследователь увлёкся археологией, а уже через месяц мечтает стать чемпионом мира по плаванию. В это время взрослым бывает трудно уследить за сменой интересов ребёнка — так быстро она происходит. Но если ребёнок решил бросить занятия, на которые с удовольствием ходил долгое время, возможно, дела обстоят сложнее.

Что делать? Иногда дети теряют интерес, потому что не чувствуют поддержки. Поговорите с ребёнком о его занятиях — что там сейчас происходит? Что изменилось за последнее время? Интересуйтесь успехами ребёнка, предложите продемонстрировать то, чему он научился. Хвалите за новые успехи. Возможно, ваша обратная связь вдохновит ребёнка продолжать заниматься.

Возросла нагрузка

С каждым следующим классом увеличивается количество уроков и объём домашних заданий. Нужно всерьёз готовиться к контрольным, участвовать во внеклассных мероприятиях, помогать родителям по дому и при этом ещё успевать отдыхать и иногда развлекаться. В таких условиях на посещение секции или кружка, особенно если их несколько, просто не остаётся сил.

Что делать? Чтобы исключить фактор усталости, лучше принимать окончательное решение не в конце учебного года, а перед началом следующего. Грамотное распределение времени обычно решает проблему учебных завалов — попробуйте научить ребёнка тайм-менеджменту. Но если нагрузка действительно большая, от каких-то занятий всё же стоит отказаться. Какими бы впечатляющими ни были результаты, они не оправдают эмоциональное выгорание ребёнка.

Столкнулся с трудностями

До сих пор ребёнку легко удавалось выполнять все требования преподавателя, что он с удовольствием и делал. Но вот перед ним возникла задача, которая требует длительного усердного труда. Занятия превращаются в рутину и больше не приносят удовольствия.

Что делать? Тот редкий случай, когда ответ более-менее однозначен: постарайтесь убедить ребёнка продолжить. Да, не всё в жизни даётся легко, и это здорово. Ничто так не укрепляет самооценку, не делает нас сильнее и не даёт такого удовлетворения, как достижение цели, ради которой пришлось выложиться на все сто. Чтобы повзрослеть, ребёнку необходим такой опыт.

Но и здесь есть свои нюансы: например, если таланты ребёнка находятся в другой сфере и то, что легко даётся другим детям, для него превращается в мучение. В этом случае, возможно, стоит сменить род деятельности, чтобы разочарование в занятиях не переросло в разочарование в себе.

Возник конфликт

Конфликты в подростковой среде — скорее норма: взросление без них не обходится. Но если они становятся причиной, по которой ребёнок решает бросить дополнительные занятия, стоит вмешаться. Постарайтесь разобраться в случившемся: поговорите с ребёнком, с преподавателем, если необходимо, с родителями других ребят и выясните, как можно решить проблему.

Что делать? Всё зависит от сложности ситуации. Если после урегулирования конфликта ребёнок согласится продолжать — всё отлично. Но если вы столкнулись с травлей или неадекватными действиями преподавателя — возможно, ребёнку стоит заниматься в другом месте. Может случиться и так, что теперь занятия будут вызывать у ребёнка слишком неприятные воспоминания — в таком случае заставлять его продолжать будет жестоко.

Чужой выбор

Часто нежелание ребёнка продолжать заниматься в секции или кружке объясняется просто: пойти туда не было его решением. Наверняка у вас есть знакомые, которых родители в своё время «отдали» в музыкальную школу, и с тех пор они никогда не подходили к инструменту, а слово сольфеджио вызывает у них неприятные ощущения. Стоило ли тратить восемь лет жизни на обучение тому, что не было нужно? Конечно нет. Или всё-таки да?

Вот один из реальных примеров: мальчик ненавидел музыкалку всей душой и наконец бросил её в 8-м классе. В 27 лет, после двух неоконченных вузов, он осознал, что музыка — его призвание, получил высшее музыкальное образование и успешно работает по специальности — участвует в концертах, пишет аранжировки и даёт уроки игры. Но это уже был его собственный осознанный выбор.

Что делать? Какие бы занятия ни посещал ваш ребёнок, он должен понимать, зачем ему это, и получать от них удовольствие. Иначе нужно бросать, потому что это никому не принесёт счастья. Позвольте ребёнку заниматься тем, что нравится ему, даже если вам эти занятия не кажутся чем-то стоящим. Даже если он объективно талантлив в совсем другой сфере — например, восхитительно рисует, но хочет стать боксёром. Он имеет право на собственные мечты и амбиции.

Что делать если ребенок не хочет заниматься

Если во время учебного года ребёнка ещё можно было как-то стимулировать заняться учёбой, то в каникулы с этим могут возникнуть проблемы. После 10 минут уроков ребёнок начинает вертеться, скучать и говорить, что устал. Что с этим делать? Рассказывает наш блогер, психолог Наталья Вечерина.

Ваш ребёнок бодро и весело играет, но приходит время читать, заниматься, и всё меняется? Накатывает усталость и от бодрости не остается и следа? А ведь прошло не так много времени. Может быть ребёнок притворяется, ленится или, того хуже, издевается над вами?

Мы всегда сравниваем себя со своими детьми. Но последнее время к таким сравнениям прибавляется родительская тревога: «Что не так с моим ребенком»? Беспокойство родителей небезосновательно. Дети стали другими. Особенности внимания, памяти, параметры умственной работоспособности изменились. Наряду с гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью исследователи определяют характерной чертой нынешних детей повышенную утомляемость.

Именно поэтому ребёнок, выполняя домашнее задание или читая, через непродолжительное время начинает ёрзать, крутиться, менять позу, жаловаться на головную боль или боль в животе, и, в конце концов, выключается из работы, отодвигая книгу, учебник или тетрадь со словами «больше не могу». Никакие воспитательные меры при этом не работают. Что с этим делать и что важно учитывать при организации занятий?

1. Используем правило плавного входа и ритм-график

Существует такое хитрое понятие, как период врабатываемости — время, за которое все системы организма настраиваются на ту или иную деятельность. У каждых возрастных групп есть свои временные периоды врабатываемости. Для детей 5-6 лет этот период составляет 5-6 минут, для детей 6-7 дет — 1,5-3 минуты. У медлительных или ослабленных после болезни детей это время может увеличиваться примерно в 1,5-2 раза.

Что это означает? Что ребёнку перед основным объёмом заданий обязательно нужна настройка, своеобразная подготовка. Ребёнку нужно дать время, чтобы он мог перестроиться на другой вид деятельности.

Облегчить этот процесс помогает организация занятий примерно в одно и то же время или последовательная, спланированная очередность событий, когда ребёнок понимает, что и когда он делает. Например, мы играем, идём в магазин, готовим обед, а потом будем читать.

Нарисуйте вместе с ребёнком на листе ватмана все ваши самые важные дела: игры, помощь маме, занятия

Последовательно идите по ритм-графику, вместе отмечайте выполненное цветными наклейками или значками. В таком случае процесс настройки будет проходить для ребенка в разы проще и легче, а уставать он будет меньше.

2. Учитываем временные сроки оптимальной работоспособности маленьких учеников

Сколько времени ребенок может заниматься продуктивно, зависит от его возраста. В 5-6 лет — это 10 минут, а в 6-7 — уже 15-17 минут. После этого наступает период неустойчивой работоспособности. То есть ребёнок еще выполняет задание, но уже снижается эффективность (этот период длится примерно 5-7 минут), после чего наступает утомление.

3. Учимся и двигаемся

А что же делать, если занятия по времени длятся явно дольше, чем 15-20 минут? Ответ прост: между упражнениями и заданиями должны быть динамические паузы. Это может быть зрительная гимнастика, физкульт-минутки, любая двигательная активность.

Что делать если ребенок не хочет заниматься

«Требования выучить параграф от и до только демотивируют детей»

Кроме предотвращения усталости современные исследования говорят о положительном влиянии движения и физических упражнений на память и развитие нейронной сети. При движении увеличивается производство особого вида белка. Этот белок поддерживает развитие нейронов и стимулирует рост новых. Что, в свою очередь, является важным для нашей долговременной памяти. Кроме того, движение и физическая активность улучшают настроение и повышают когнитивную обработку информации. А это напрямую влияет на качество обучения.

4. Учитываем вид деятельности

Сколько времени без утомления может заниматься ребенок, зависит от того, чем он занимается. Например, продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 минут, в 7–8 лет — 10 мин, в 9 лет — 15 минут. А вот продолжительность непрерывного письма для детей значительно меньше. И составляет для детей 7 лет не более 3 минут в начале занятия и не более 2 — в конце (учитываем среднее время стандартного урока в 45 минут).

5. Применяем специальные приёмы

Чтение — сложный процесс. Отрабатывайте каждый этап до тех пор, пока ребёнок его не освоит полностью. Не торопитесь. Исследования Института возрастной физиологии РАО показали, что несвоевременное форсирование темпа чтения и письма не только не способствует формированию этих навыков, но даже тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру.

Посмотрите как проходит процесс чтения у плохо читающего ребенка. Каждый цветной кружок — это время остановки. У ребёнка с несформированным навыком происходит задержка практически на каждой букве слова. Можно предположить, что удовольствия от такого чтения, как и пользы, ребёнок не получает, а степень нагрузки и напряжённости — колоссальная.

Что делать если ребенок не хочет заниматься

Используйте приём совместного чтения. Часть текста дайте прочитать ребенку, а часть — читайте сами. Разрешайте ребёнку читать не только вслух, но и про себя. В процессе обучения чтению есть своеобразный момент. Мы учим детей читать вслух. В реальной жизни, чаще всего, мы читаем про себя. И, кроме того, те, кто осваивает приёмы скорочтения, хочет читать максимально быстро, сталкиваются с проблемой проговаривания, являющейся одной из самых значимых причин снижения скорости чтения.

Используя эти нехитрые приемы можно помочь ребёнку учиться с удовольствием и при этом оставаться бодрым и здоровым.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.