Исследователь в области образования из Гарвардского университета Джин Чолл выделила пять этапов развития чтения. Первый — предварительная подготовка — начинается с рождения и до шести лет. В это время дети получают представление о природе слов: что их можно разбить на части, что некоторые звучат похоже, что такое рифма. [1] В этот период закладывается фундамент будущего навыка.
Дорисуй воображением: как заинтересовать ребенка чтением
Нет рекомендации, в каком возрасте нужно начинать учить читать. Это зависит от развития ребенка.Современные дети стали учиться читать раньше, а вот этапы физиологического развития остались прежними.
Например, есть сензитивные периоды взросления, когда ребенок учится ориентироваться в пространстве. Занимать этот период обучением чему-то другому неправильно.
Количество энергии у детей ограничено, нужно всегда понимать, на что ее тратить. Ребенок до пяти-шести лет должен развить большое количество навыков. Например, умение ориентироваться в пространстве. Формирование этого навыка происходит до четырех лет и забирает много сил и времени.
Если мы потратим время не на движение, а, например, на чтение, то в будущем получим подростка и дальше взрослого, который не чувствует свое тело в пространстве, не может выполнять сложные физические задачи, спотыкается, когда идет по незнакомой дороге. Это один из тех навыков, который гораздо важнее чтения в этом возрасте: научиться чтению после четырех лет можно, восполнить навык движения с тем же качеством — уже нет.
Обучать чтению стоит тогда, когда у ребенка сформирована система «образ — слово». Например, ребенок при слове «ваза» может ее представить: как она выглядит, из какого материала сделана, для чего нужна. Если навык не сформирован или сформирован плохо, то ребенок научится читать, но не будет представлять образ предметов и явлений, а значит, не будет до конца понимать, что обозначают слова.
Нужно ли учить ребенка читать до школы
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нет требования, что в дошкольном возрасте нужно уметь читать. [2] Однако специалисты считают, что для первоклассников навык не будет лишним. Дело в том, что программы построены таким образом, что у ребенка нет времени учиться чтению с нуля. Кроме того, если класс переполнен, педагог не сможет уделять время каждому обучающемуся.
Как показывает практика, многие дети начинают читать в дошкольном возрасте. Зачастую в школе бывает так: один ребенок читает по слогам, а другой уже целые тексты. Здесь есть только один совет — узнайте требования и уровень учеников в школе, куда собираетесь поступать, посмотрите программы, по которым вашему ребенку предстоит учиться.
Родители привыкли, что в школе всему научат. Это, конечно, так. С другой стороны, педагогическая наука развивается стремительно и сегодня может предложить нам несколько проверенных методик для раннего обучения чтению. Почему бы не воспользоваться ими и таким образом подготовить ребенка к школе.
С чего начать обучение ребенка чтению
- изучение букв и звуков;
- соединение букв в склады или слоги;
- чтение слов;
- чтение словосочетаний;
- чтение предложений и текстов.
Обучение чтению начинается до того, как ребенок знакомится с буквами или словами на бумаге. Основа и база — это «слово — образ». Начните с описания происходящего вокруг. На прогулке можете спрашивать, что видит ребенок, пусть он опишет конкретные вещи: какой они формы, какого цвета. Просите рассказать, чем запомнился малышу день и так далее. Затем начинается изучение букв: как они выглядят, как произносятся. Закрепляйте визуальный образ буквы — можно ее лепить, рисовать, выкладывать из крупы.
Если ребёнок не умеет читать…
Одни причины этих трудностей обусловлены возрастными рамками; другие, ошибками, которые допускаются в процессе обучения; третьи, связаны с нейропсихологическими нарушениями.
Зачастую, родители пытаются ускорить момент научения чтению, ориентируясь на своих знакомых и рекламные буклеты новомодных технологий, обещающих научить читать в 2 года. Однако, незрелость психических процессов не позволяет продвинуться далеко в этом трудном процессе, ребенок оказывается просто не готов к пониманию технологии чтения. Даже если ребенок выучит буквы, он не сможет перейти к слоговому этапу, не сможет понять смысла прочитанного слова, не сможет правильно поставить ударение, и уж точно, не вспомнит предыдущее слово. Основными причинами этого являются неразвитость фонематического слуха и недостаточный словарный запас.
Но это не значит, что ребёнка не стоит готовить к процессу чтения. Например, всем детям с трудностями со слоговой структурой и недостаточно развитой связной речью рекомендовано ранее обучение чтению, так как это способствует решению этих проблем.
Другая трудность, в неспособности научить ребёнка читать, состоит в неправильном процессе обучения. На первоначальных этапах обучения чтению для ребенка не существует разницы между понятиями буква и звук. В основе чтения лежит звук, для того, чтобы ребенок правильно переводил букву в звук необходимо изучение именно звуков каждой буквы алфавита, а не их название. Например, имя буквы «Бэ», но звук «Б»; имя буквы «Вэ», но звук «В» и т. д. Таким образом родители дотягивают, зачастую, до школы, а после нового года начинают судорожно искать репетитора. Это самая частотная проблема. Такой ребёнок есть в каждой группе нашего центра. Это выглядит так – «мэамэа», дети не в состоянии понять слово, которое они прочитали, а процесс переучивания отнимает в разы больше времени с сил, чем просто обучение чтению, даже незнающего ни одной буквы (правда, таких мы давно не встречали).
Ещё одной причиной, почему ребенок не читает, является обучение побуквенному чтению. Прочитывая слово, ребенок произносит каждый звук отдельно. Этот «способ» неправильного чтения является очень стойким, и его очень сложно исправить. Для того, чтобы у ребенка не возникло таких трудностей, необходимо изучение именно слогового чтения. Следует объяснить, каким же образом буквы сливаются в слоги. Первый согласный звук нужно протягивать, в дальнейшем соединяя его с гласной, не делая пауз.
Не всегда родители самостоятельно могут выявить и решить проблему с неспособностью начать читать. Есть ряд причин, которые перетекают в «дислексию» (нарушение процесса чтения). С этой проблемой самостоятельно справиться почти невозможно, необходима помощь опытного педагога, либо логопеда. Например, дети читают слева направо, переставляют буквы и слоги местами, не могут слить буквы.
Чтение – это сложная деятельность, в которой участвует большое количество психических процессов, таких как мотивация, слух, зрение, внимание, память, ориентация в пространстве и другие. Если у вашего ребёнка возникают какие-либо проблемы с чтением, то приходите к нам на занятия. Программа коррекции позволит справиться со всеми нарушениями в чтении, поможет улучшить технику чтения. Наши педагоги специально проходили обучение по решению данных проблем. Если ваш ребёнок ещё не умеет читать, то он сможет научиться у нас в центре. Записывайтесь, мы ждём вас.
А как же привить любовь к чтению у детей?
Чужой пример – заразителен. Пример родителей всегда перед глазами ребенка. Как же ребенок полюбит читать, если он не видит в руках у родителей книгу.
Все мы проходили этот этап, видя перед собой эталон для подражания. И мы можем помочь ребенку выбрать тот инструмент, который в будущем сделает его всесторонне развитым и успешным.
Как научить ребенка читать
Умение ребенка читать — один из главных поводов для хвастовства на детской площадке. В погоне за ранним развитием родители начинают учить ребенка читать уже в один-два года. Такой подход, напротив, может только навредить.
Как говорят физиологи, мозг ребенка в таком возрасте еще не сформирован достаточно. И раннее обучение чтению — это попытки заставить малыша сделать то, что он физически пока не в силах. Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем так и не может читать нормально — в прямом смысле глядит в книгу и видит фигу. И вместо того, чтобы получать удовольствие от прочитанного, чувствует только усталость от непонятных слов и предложений.
Когда начинать учить ребенка читать
Оптимальный возраст для того, чтобы научить ребенка читать — это три-четыре года. Но дети растут и развиваются по-разному. Кто-то дорастает до книжек в три года, а кто-то в семь, и ничего страшного в этом нет.
Пора начинать учить малыша читать, если он:
— Достаточно хорошо разговаривает, использует полноценные фразы, может описать окружающее.
— Выговаривает все буквы (если нет — бегом к логопеду!).
— Ориентируется с направлениях, знает, где верх-низ и право-лево.
Даже если у ребенка все в порядке по всем трем пунктам, это не значит, что его надо сразу сажать за букварь. Методы есть разные и стоит попробовать их сочетать, чтобы понять, что сработает лучше именно для вашего ребенка.
Метод Марии Монтессори
Хорошо подходит для первого знакомства с буквами. Попробуйте порисовать с ребенком разные крючки и петельки, полепите их из пластилина. Получилось — начинайте лепить и рисовать отдельные буквы и произносите вслух их названия.
Суть в том, чтобы ребенок запоминает, как выглядят буквы и их очертания. А потом ему будет проще переключиться с печатных букв на прописные.
Дальше можно искать знакомые очертания в букваре и других книжках, на уличных вывесках во время прогулки или даже на упаковках продуктов. Кстати, печенье или суп с вермишелью в виде алфавита тут тоже придется к месту.
Метод Николая Зайцева
Когда ребенок уже более-менее освоил отдельные буквы, можно начинать учить его читать по складам. Склад — это комбинации из двух букв, например, «ма», «ба», «ть», «пр» и другие.
Для начала лучше выбрать те, которые заканчиваются на гласные — ребенку будет легче их произносить. Такое склады можно громко произносить и даже петь, и их легко соединять между собой.
Тут на помощь могут придти кубики. Лучше выбирать сразу те, на которых написан целый слог. Из них ребенку будет проще составить осмысленное слово.
Метод Глена Домана
В магазинах есть целые наборы со специальными карточками, которые помогут научить ребенка читать по этому методу. Его суть в том, что дети учат не отдельные буквы или слоги, а сразу запоминают, как пишется то или иное слово, написанное на карточке
После того, как малыш запомнил 10-15 слов, из них начинают составлять предложения, а из предложений — небольшие истории.
Основные правила
Ребенок все равно научится читать, рано или поздно. Не получилось что-то сразу — это не повод для криков и наказаний. Если ребенка ругают за то, что у него что-то не получается, в его организме от стресса вырабатываются гормоны, которые только больше меняют ему запоминать что-то новое.
Все занятия в таком возрасте должны проходить в форме игры, тогда ребенок будет заниматься с охотой и удовольствием, и будет учиться быстрее. Лучше заниматься по 15 минут, зато ежедневно, чем про три часа в выходные.
Переходить к новому стоит только тогда, когда ребенок запомнил старое. И самое главное — почаще хвалить за реальные успехи и придумать свою систему поощрений, чтобы поддержать интерес к учебе.
Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное
Научить ребёнка читать — не такая уж простая задача. Научить читать быстро — ещё сложнее. Психолог и автор книги «Скорочтение для детей» Шамиль Ахмадуллин рассказал, как помочь ребёнку освоить этот навык.
Для чего ребёнку скорочтение
Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.
Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.
Как научиться быстро читать
Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.
Развить произвольное внимание
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Расширить поле зрения
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Уменьшить проговаривание
Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.
Убрать возвратные движения глаз
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
Уметь выделять главное в тексте
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
Как научить ребенка читать на английском — 3 важных этапа
Чтение — один из базовых навыков для ребенка, который учит английский язык. Именно посредством чтения он в дальнейшем будет воспринимать и учить необходимую базу языка. Предлагаем 3 проверенных шага, которые нужно пройти с ребенком, чтобы сделать из него уверенного читателя.
Этап 1: БУКВЫ
Знаем, для многих это звучит дико, но не нужно с ребенком учить алфавит. Незачем усложнять жизнь и требовать от ребенка выучить названия букв — мы с вами знаем, что в чтении ему это не поможет. Вместо этого сконцентрируйтесь на том, как буквы звучат. В этом вам помогут такие упражнения:
№ 1. Показывайте ребенку на каждом занятии видео ниже. Здесь озвучены все буквы алфавита подряд. Это станет первой ступенькой на пути к успешному освоению чтения.
№ 2. Чтобы ребенок лучше запоминал буквы — их произношение и написание — используйте «ABC songs». Это веселые разноцветные детские песни о буквах.
№ 3. Начинайте писать с помощью прописей. Наша рекомендация — книга прописей издательства Pearson «Alphabet Fun».
№4. Используйте обучающие песни и игры. Наш вариант — обучающая игра «Brown cat, brown cat, what can you see?»
Возьмите два распечатанных набора английского алфавита (желательно на бумаге двух разных цветов), емкость, куда можно складывать буквы, и игрушечный коричневый кот. Дайте один набор алфавита ребенку, а один оставьте у себя. Игрушку и емкость также держите вы.
С вопросительной интонацией вместе с ребенком обращайтесь к игрушечному коту с вопросом «Brown cat, brown cat, what can you see?». Далее показывайте одну букву со словами «I can see |буква| looking at me». Ребенок должен найти такую же букву у себя и положить ее в емкость.
Посмотрите видео, где София наглядно показывает, как играть в эту игру:
Игра включает коммуникативную практику (вопрос), изучение букв и даже упражнение на моторику (возможность положить буковку).
№5. Используйте учебные пособия. Oxford Phonics World 1 как раз подходит для поставленной цели. Книгу можно посмотреть в видео-варианте.
Этап 2: СЛОГИ
Если ребенок уже ориентируется в буквах, можно переходить к их смешиванию и сочетанию. Ничего страшного, если ребенок путает отдельные буквы или ошибается в написании, например, одну палочку пишет не туда, — со временем все станет на свои места. Главное, продолжайте практику.
Итак, смешивание. Я рекомендую сделать такую blending board:
Читайте слоги сверху вниз. Каждую строчку проходите два раза.
Сначала продемонстрируйте, как вы соединяете буквы при чтении. Для этого скажите отдельно «b» и «а», затем скажите слитно «ba». То же повторите со всеми слогами на «b». Прочитывая строчку во второй раз, уже не разделяйте буквы, а читайте слитно. Пусть ребенок словит алгоритм и начнет читать вместе с вами.
Таблица длинная, так что не ставьте себе за цель прочитать все от начала до конца. Сделайте половину, треть или 5 строчек. Лучше как следует усвоить часть материала и продолжить на следующем занятии.
Этап 3: СЛОВА
Для изучения слов рекомендуем пользоваться системой языковых семей. Каждая семья имеет определенное окончание слова. Это могут быть окончания – at, — am, — an, — ad, — ap, — ag, — et, – en, — ed, — ig, – it, — ip, – id, — in, — ug, – ut, — un, – ot, – og, – op.
В начале каждого из этих слогов добавляется одна буква. На примере семьи на – at это будут слова «rat», «mat», «bat», «cat». Так с помощью одного слога ребенок научится читать несколько слов.
Такой подход облегчает задачу, так как слова систематизированы, а не свалены в кучу. За раз обрабатывается только одна «семья»: все на – at или все на – ag и т. д.
Регулярные упражнения обязательно дадут свои плоды, а ваш ученик будет все более и более уверенно читать на английском. Главное помните, что оптимальное время занятий с детьми — 30 минут. Это максимум времени, на который вы сможете удержать внимание ребенка.