Что делать если ребенок не понимает слово нельзя

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы – как объяснить ребёнку, что нельзя?

Вы говорите: “Нельзя!”, а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак – начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное – мы конечно же ему запрещаем.

За сутки, если посчитать, то очень часто количество запретов просто зашкаливает, и таким образом мы с вами не произвольно провоцируем ребёнка на капризы, на истерики, на агрессивное поведение.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо – таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово “нельзя”?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

  • кто-то очень внимательно посмотрит на маму ,
  • другой ребёнок может пустить слезу,
  • третий может начать капризничать и кричать: “дай, дай, дай” ,
  • а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово “нельзя”.

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали “нельзя”, то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что “нельзя” произносится очень часто, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: “Ваня, нельзя, Ваня, нельзя” и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово. Об этом я также рассказываю в статье Ребенок не понимает слово «нельзя»>>>

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

  • нельзя совать палец в розетку,
  • нельзя трогать горячее,
  • нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

И так далее, я думаю что суть понятна. Читайте полезные статьи про организацию безопасного пространства для ребенка дома, а также про безопасность ребенка на улице>>>

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

  • Не трогай,
  • положи на место,
  • будь осторожен,
  • это легко бьётся,
  • это мамино,
  • это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так – “Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши”.

Как правильно формулировать просьбы, чтобы они выполнялись с первого раза, а также о том как повысить свой материнский авторитет и распрощаться с детскими капризами смотрите в подробном курсе Мама — главная!>>>

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку – если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: “Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно”.

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения?

С течением времени в жизнь маленького ребенка входят определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя». По мере взросления малыша запреты эти меняются, и если совсем маленькому ребенку нельзя было трогать, например, ножницы, то когда малыш подрастает и приобретает навыки обращения с данным предметом, соответственно, запрет на него снимается. На место запретов, потерявших свою актуальность, приходят новые запреты, и чем старше становится ребенок, тем больше ограничений на него обычно накладывают. Накапливаясь, они значительно влияют на поведение ребенка, а следовательно, на его судьбу.

Зачастую родители жалуются, что ребенок не понимает слово «нельзя», и это, в свою очередь, приводит к таким негативным последствиям, как ссоры и скандалы между ребенком и его родителями.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется следовать несложным правилам воспитания.

1. Запретов не должно быть слишком много. Пусть основные «нельзя» касаются исключительно тех предметов и действий, которые могут повредить жизни и здоровью малыша.

2. Запрет должен быть постоянным, вне зависимости от настроения родителей. В том случае, если сегодня вы запрещаете что–то малышу, а уже завтра разрешаете, ребенок не будет воспринимать запрет.

Многие родители относят «нельзя» к разряду волшебных слов, посредством которых можно незамедлительно сделать ребенка шелковым и послушным. Но так не происходит!

Конечно, не следует ожидать, что как только вы произнесете свое первое «нельзя», ребенок сразу же вас поймет и сделает все так, как вы хотите. Для того чтобы малыш начал реагировать на запреты надлежащим образом, родителям придется потрудиться, проявить максимум терпения и согласованности между собой.

Начинать такое обучение можно следующим образом: если вы заметили, что малыш подходит, например, к газовой плите, начинает крутить ее ручки, возьмите малыша на руки, отнесите его от опасного предмета, при этом строго посмотрев в глаза и выразительно сказав «нельзя». Повторяя данные манипуляции каждый раз, когда ребенок приближается к плите, через некоторое время вы заметите, что малыш уже начинает понимать ваш запрет, реагирует уже непосредственно на само слово «нельзя», и вам не придется каждый раз уносить его от плиты. Это правило можно применять относительно многих ситуаций!

Далее следует учесть, что успех в обучении зависит во многом от того, насколько согласованно будут действовать родители. В том случае, если мама что–либо запрещает, а папа это разрешает, должного эффекта ожидать не приходится. Запрет должен быть единым, исходить от всех членов семьи, в которой живет малыш.

Объяснять ребенку слово «нельзя» необходимо спокойным, ровным тоном. В том случае, если несмотря на ваш запрет ребенок ослушался, необходимо поговорить с малышом, рассказать, какие чувства вызвал у вас поступок ребенка, а также проговорить, какое именно поведение вы ждете от вашего крохи.

На первый взгляд это кажется сложным, однако после определенной тренировки вы заметите, что можно добиться желаемого поведения от ребенка, не прибегая при этом к физическому воздействию, крику и скандалам. Более того, вы продемонстрируете малышу не агрессию, а нормальное, адекватное поведение, которому ребенок впоследствии будет учиться у вас.

Многие родители, стремясь что–либо запретить ребенку, начинают бить его по рукам всякий раз, как ребенок приближается к запретной «вещи». Этого делать нельзя, ведь таким образом вы убиваете в ребенке интерес к исследованию окружающего мира, к его познанию. Кроме того, такое поведение со стороны родителей вызывает у ребенка вполне обоснованное чувство гнева, который будет постепенно накапливаться. Исходя из этого, необходимо запомнить, что нельзя применять к ребенку меры физического воздействия, лучше просто поговорить с малышом, будьте уверены, что ребенок вас обязательно поймет.

Консультация для родителей «Об отношении к своему ребенку» Как добиться хорошего отношения между родителями и детьми? Об этом много пишут в специальной литературе, говорят и советуют специалисты.

Консультация для родителей «Почему нельзя опаздывать в детский сад?» Уважаемые родители, сегодня хочется поговорить о важной теме «О соблюдении внутреннего распорядка детского сада родителями», а точнее, об.

Консультация для родителей «Ребенка бить нельзя» Все родители вроде бы и знают, что ребенка нельзя бить, но иногда об этом забывают. А потом происходит непоправимое. Если родитель хоть.

Консультация для родителей «Слово «нельзя» в жизни ребенка» Любовь родителей к своим детям, а особенно бабушек и дедушек к внукам порой не знает границ. Малышам разрешается все, и выполняются любые.

Консультация для родителей «Важные запреты» Очень часто родители произносят слово «нельзя» в адрес детей. А есть «нельзя» и для родителей. 1. Бить ребенка «нельзя» Если вы слегка шлепнули.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

Советы родителям «Это слово — нельзя!» Родители так часто используют это слово, что оно стало просто любимым для них. Ну, а дети как раз его не любят. Только это слово не для.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка застегивать пуговицы на одежде» Ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило, с того и начинается: он с ней.

Ранее мы писали о японской традиционной системе воспитания икудзи, согласно которой малыш до 5 лет — бог. Он не слышит слов «нет» и «нельзя», делает то, что хочет. Методика эффективна, но не совсем применима в западном обществе.

Для нас ребенок, который не понимает слова «нельзя» , сродни трагедии. Он кажется избалованным и совершенно неуправляемым. Но только потому, что большинство взрослых использует запреты в качестве основной воспитательной меры.

В нашей статье мы постараемся разобраться с ситуацией, когда дети не воспринимают запретов. Хорошо это или плохо? Стоит ли бить тревогу родителям?

В каком возрасте ребенок уже должен понимать слово «нельзя»

Начнем с примера: у 6-месячного малыша режутся зубки. Он хочет почесать воспаленные десна и хватает ртом то, до чего может дотянуться — мамину грудь. Нужно ли запрещать это делать? Ответ однозначный: да. Несмотря на то, что кусание маминого тела обусловлено плохим самочувствием малыша, установить правило неприкасаемости к другому человеку стоит именно в этом возрасте.

Другой пример. Двухлетний карапуз приноровился рвать любую бумагу, которая оказывается у него под рукой. В итоге порвал папины документы и чуть не принялся за мамин паспорт. Что же делать? Здесь ответ не менее однозначный: запрещать.

То есть мы приходим к выводу, что запреты нужны практически с первых лет жизни. Они служат ориентиром для детей: что можно делать, а что нельзя. Что безопасно, а что опасно. Уже к 3-м годам ребенок должен хорошо понимать слово «нет» и не капризничать в ответ на обоснованные запреты.

Узнайте как првильно говорить ребёнку «нет», чтобы он сам выполнял запреты без истерик и протестов — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Осознанный и неосознанный возраст

В предыдущем разделе мы не зря упомянули 3 года — в этом возрасте дети переживают первый кризис. В его сути — отделение своей личности от личности мамы. Первые попытки проявить самостоятельность.

В момент, когда ребенок уже начинает понимать слово «нельзя» и может проанализировать последствия своих действий, предугадать реакцию родителей, появляется осознанность.

Наверняка у вас были случаи, когда кроха с воодушевлением размазывал кашу по столу и в это время наблюдал за вашей реакцией. Он вполне осознавал, что делает кое-что не совсем правильное, но хотел проверить, действительно ли такие игры под запретом. Или же когда ребенок вроде и понимает , что нельзя , но делает вид, будто забыл или не услышал запрет. Это тоже проверка границ.

Если вы хорошо сдадите этот «экзамен», то у малыша со временем сформируется четкая система запретов и поощрений. Если будете совершать ошибки (потакать, игнорировать), получится хаос, от которого пострадают все стороны.

Неправильные запреты

Обилие запретов — первая ошибка родителей, которые спутали понятия «хорошо воспитанный ребенок» и «удобный ребенок». Все детские шалости немедленно пресекаются, ставятся жесткие ограничения. А непослушание чревато строгим наказанием. Со временем такие дети или ломаются (начинают подчиняться), или бурно выражают протест.

Вторая ошибка — отсутствие согласованности запретов среди значимых для малыша взрослых. Мама запретила — бабушка разрешила. Папа запретил — мама позволила. Как же научить ребенка слову «нельзя» , если взрослые не могут договориться друг с другом?

Еще одна ошибка — запрещать без объяснения. К примеру, почему нельзя дергать кота за хвост — это же так весело! Если просто сказать «нельзя», то ребенок, скорее всего, продолжит свои эксперименты над животным. А чтобы добиться понимания, нужно терпеливо и подробно объяснить малышу, что котику больно и неприятно.

Как правильно запрещать что-либо ребенку

Чтобы постигнуть дзен правильных запретов, уясните такую вещь: большинство шалостей малыши делают не со зла, а из-за естественной любознательности. Они не хотят огорчить родителей или совершить что-то плохое. Просто познают мир.

Понимание истинной мотивации детей должно стать для вас фильтром эмоциональных реакций. Буквально руководством к действию: не выходить из себя, а объяснять. Не кричать на малыша, а предложить исследовать вопрос более гуманно и безопасно.

Если же вы столкнулись с тем, уже достаточно взрослый ребенок (около 5 лет) не понимает слова «нельзя», то предстоит системная работа, которая состоит из нескольких этапов:

Слова «нет» и «нельзя» — мощные воспитательные инструменты. Как говорится в книге «Французские дети не плюются едой» (П. Друкерман), « без запретов дети потерялись бы в море своих желаний» . Очень важно научить ребенка понимать слово «нельзя», но делать это нужно как можно мягче, спокойнее и без давления.

Слово «нельзя» в воспитании детей связано с безопасностью, именно поэтому мамы и папы так расстраиваются, когда ребенок игнорирует запреты. Особенно остро стоит вопрос с малышами в возрасте до трех лет – они искренне не понимают значение «нельзя». Почему так происходит и что могут сделать родители?

Эта тема затрагивается в издании «Пойми меня, мама. Главные проблемы воспитания малышей» (авторы М. Григорян, Е. Жаркова).

С разрешения издательства «Питер», выпустившего эту книгу, мы публикуем из нее отрывок про частую родительскую проблему «Мой ребенок не понимает слово “нельзя”». Здесь вы найдете и объяснения, почему так происходит, и советы по воспитанию.

Ребенок не понимает слово «нельзя»

«Сто раз объясняла, что нельзя от меня далеко убегать, все равно бежит!»

«Говорю ему: “Нельзя туда!” — а он лезет как ни в чем не бывало».

«Я ему объясняю, что это нельзя, опасно, что полка плохо закреплена, упадет на него сейчас и ему будет больно. А он продолжает лезть, да еще хохочет».

«Стараюсь по-хорошему ей объяснить, но пока не шлепну, не понимает!»

Это очень острая проблема для родителей деток полутора — трех лет. Ведь от некоторых запретов зависят жизнь и здоровье малыша, а также спокойствие мамы. Хочется, чтобы ребенок раз и навсегда понял, что значит «нельзя», и моментально слушался! Но нет, приходится повторять одно и то же, оттаскивать или забирать запретный предмет. Сколько сил уходит на объяснения, уговоры, угрозы и запугивания последствиями! И каждый раз все сначала — ребенок словно не понимает, а иногда кажется, что вообще делает назло.

С течением времени в жизнь маленького ребенка входят определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя».

Предварительный просмотр:

Как объяснить ребенку слово «нельзя»?
С течением времени в жизнь маленького ребенка входят определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя». По мере взросления малыша запреты эти меняются, и если совсем маленькому ребенку нельзя было трогать, например, ножницы, то когда малыш подрастает и приобретает навыки обращения с данным предметом, соответственно, запрет на него снимается. На место запретов, потерявших свою актуальность, приходят новые запреты, и чем старше становится ребенок, тем больше ограничений на него обычно накладывают. Накапливаясь, они значительно влияют на поведение ребенка, а следовательно, на его судьбу.
Зачастую родители жалуются, что ребенок не понимает слово «нельзя», и это, в свою очередь, приводит к таким негативным последствиям, как ссоры и скандалы между ребенком и его родителями.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется следовать несложным правилам воспитания.
1. Запретов не должно быть слишком много . Пусть основные «нельзя» касаются исключительно тех предметов и действий, которые могут повредить жизни и здоровью малыша.
2. Запрет должен быть постоянным, вне зависимости от настроения родителей . В том случае, если сегодня вы запрещаете что–то малышу, а уже завтра разрешаете, ребенок не будет воспринимать запрет.
Многие родители относят «нельзя» к разряду волшебных слов, посредством которых можно незамедлительно сделать ребенка шелковым и послушным. Но так не происходит!
Конечно, не следует ожидать, что как только вы произнесете свое первое «нельзя», ребенок сразу же вас поймет и сделает все так, как вы хотите. Для того чтобы малыш начал реагировать на запреты надлежащим образом, родителям придется потрудиться, проявить максимум терпения и согласованности между собой.
Начинать такое обучение можно следующим образом: если вы заметили, что малыш подходит, например, к газовой плите, начинает крутить ее ручки, возьмите малыша на руки, отнесите его от опасного предмета, при этом строго посмотрев в глаза и выразительно сказав «нельзя». Повторяя данные манипуляции каждый раз, когда ребенок приближается к плите, через некоторое время вы заметите, что малыш уже начинает понимать ваш запрет, реагирует уже непосредственно на само слово «нельзя», и вам не придется каждый раз уносить его от плиты. Это правило можно применять относительно многих ситуаций!
Далее следует учесть, что успех в обучении зависит во многом от того, насколько согласованно будут действовать родители . В том случае, если мама что–либо запрещает, а папа это разрешает, должного эффекта ожидать не приходится. Запрет должен быть единым, исходить от всех членов семьи, в которой живет малыш.
Объяснять ребенку слово «нельзя» необходимо спокойным, ровным тоном . В том случае, если несмотря на ваш запрет ребенок ослушался, необходимо поговорить с малышом, рассказать, какие чувства вызвал у вас поступок ребенка, а также проговорить, какое именно поведение вы ждете от вашего крохи.
На первый взгляд это кажется сложным, однако после определенной тренировки вы заметите, что можно добиться желаемого поведения от ребенка, не прибегая при этом к физическому воздействию, крику и скандалам. Более того, вы продемонстрируете малышу не агрессию, а нормальное, адекватное поведение, которому ребенок впоследствии будет учиться у вас.
Многие родители, стремясь что–либо запретить ребенку, начинают бить его по рукам всякий раз, как ребенок приближается к запретной «вещи». Этого делать нельзя, ведь таким образом вы убиваете в ребенке интерес к исследованию окружающего мира, к его познанию. Кроме того, такое поведение со стороны родителей вызывает у ребенка вполне обоснованное чувство гнева, который будет постепенно накапливаться. Исходя из этого, необходимо запомнить, что нельзя применять к ребенку меры физического воздействия, лучше просто поговорить с малышом, будьте уверены, что ребенок вас обязательно поймет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей1. «Нельзя» должно быть немного. Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «.

Как научить ребенка понимать слово «нельзя»

«Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова нельзя». Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, .

Консультация «Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать».

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей.

Как научить ребенка слову «НЕЛЬЗЯ»!

Воспитывая ребенка, с одной стороны, всячески поощряя его любознательность, родители невольно начинают с ней бороться, если она становится чрезмерной. Прививая интерес к игрушкам, различным предметам.

Как научить ребенка слову «НЕЛЬЗЯ».

Вocпитывая ребенка, с одной стороны, всячески поощряя его любознательность, родители невольно начинают с ней бороться, если она становится чрезмерной. Прививая интерес к игрушкам, различным предметам.