Чему учить ребенка до школы

Не исключено, что ваш сын к 1 классу уже трижды гений, освоивший таблицу умножения, считающий в уме в пределах ста и пишущий без ошибок. Это не значит, что он готов к школе и не дает гарантии, что семилетка спокойно впишется в школьный быт. Практика показывает, уделяя внимание знаниям, многие мамы и папы забывают об элементарных навыках. Или же думают, что 1 класс — это, как садик, и учитель будет не только учить, но и ухаживать за ребенком. Но это не так! В итоге некоторые «режимные» вещи становятся для первоклассника серьезной проблемой.

— Быстро переодеваться и быстро есть. Большая перемена — пятнадцать минут. За это время школьник должен успеть, как минимум, позавтракать в столовой. То есть, дойти до нее с классом, вымыть руки, поесть, убрать за собой посуду, вернуться в класс. Навык с быстрым переодеванием тоже важен — семеро одного не ждут. Вы же не хотите, чтобы он схлопотал замечание от учителя физкультуры.

Кстати, зимой в гардеробе тоже придется справляться самому. И как можно быстрее, чтобы не опоздать на урок.

— Знать, как выглядит своя одежда. Иначе это может стать проблемой. Ваш ребенок то и дело будет приходить то в чужой водолазке, то с чьими-то спортивными штанами в мешке с формой. А свои вещи придется разыскивать, бросив клич в родительском чате.

— Следить за своим внешним видом. Рядом не будет мамы, которая поправит дочке юбку, пропавшую в колготки или застегнет забывчивому сыну после туалета ширинку. Поэтому уже сейчас нужно приучать будущего ученика к опрятности. И еще один важный момент — это умение (а еще желание и привычка) сложить физкультурную форму в мешок, а не запихнуть ее туда, как попало. Часто ученикам разрешают оставлять мешки с формой в классе в течение недели — представляете, в каком виде ваш ребенок пойдет на урок в среду, если в понедельник он скомкал белую футболку и придавил ее сверху грязными кедами?

Игра – основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть – значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры – развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот не доиграть – вполне.

2. «Ездить на велосипеде».

В основе любой высшей психической функции – будь то речь или письмо – лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение – та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи хочется привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пуст всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму.. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо уже не редкость. Интересно, что не только в 18 веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

3. «Знать день своего рождения».

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт тем самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. «Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды».

Сюда же отнесём любые простые алгоритмы – готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учиться держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи – это уже высший пилотаж!

5. «Шнуровать ботинки».

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь. А развивать мелкую моторику лучше до школы.

6. «Ждать маму в банке».

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм – эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя – одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем.

7. «Задавать вопросы».

Вопросы дети задают чуть ли не с рождения. Вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить – крайне важный для обучения навык.

8. «Договариваться со сверстниками».

Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение – это не только про русский и математику, мы учим взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать – именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. «Принимать помощь».

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия, научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда – то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него – сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направит внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным – приходить к взрослому за помощью, а главное – получать её в том объёме, в котором это необходимо.

10. «Верить в свои силы».

Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микро вызове, микро усложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких историй успеха в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово – используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы всё равно будете творить ту или иную среду – питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение – не так важно.

Консультация для родителей о том, как готовить детей к школе.

Вложение Размер
do_postup._shkoly.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

«Чему и как учить ребенка до поступления

Александрова Г. А.

Единого для всех рецепта на этот счет нет и быть не может.

Ясно только, что «готовить» ребенка к школе можно с самого рождения, и семья играет в этом первостепенную роль. За первые шесть лет жизни дети узнают больше, чем за остальное время.

  • Давайте ребенку возможность узнавать в предшкольный период как можно больше, пусть он занимается тем, что у него лучше получается — так он скорее научится любимому делу.

Главное, чем овладевают дети в первом классе, — это не конкретные знания и навыки (хотя и они тоже), а умение учиться! Ребенку еще нелегко подстраиваться под требования учителя, который дает задание всему классу, и одновременно оно касается конкретно каждого ученика.

  • Помните: до поступления в школу форма обучения дошкольника в семье должна быть доступной, задания — интересными, соответствующими возрасту ребенка.
  • Подготовьте психологически ребенка к школьному обучению, чтобы он с радостью ожидал поступления в 1 класс, не боялся встречи с незнакомыми одноклассниками, учителями; убедите его, что в школе он найдет новых друзей и добрых взрослых (учителей).

По мнению специалистов, психологическая готовность ребенка к обучению в школе должна включать в себя:

  • умение общаться со сверстниками, взрослыми;
  • запас знаний об окружающем мире;
  • любознательность;
  • умение организовать рабочее место, поддерживать порядок;
  • сформированность элементарных учебных навыков;
  • понимание своего места в системе социальных отношений взрослых;
  • произвольность поведения (способность управлять своим поведением);
  • развитие эмоциональной сферы.

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, умения управлять своими движениями, телом.

  • Помните: нередко именно из-за недостаточного физического развития, особенности личностных качеств некоторые дети отстают в учебе.
  • Старайтесь развивать у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, выносливость, которая особенно необходима будущему школьнику, так как тесно связана с работоспособностью, необходимой для успешной учебной деятельности.
  • Следите за развитием мелкой моторики рук. Из-за недостаточного развития так называемых «мышц ловких» у ребенка часто возникают описки, пропуски букв.

При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении ребенка с педагогом, сложившаяся в детском саду. Взаимодействие взрослого с ребенком становится более деловым, тогда как в детском саду оно было более эмоциональным, личностным и индивидуальным. В школе ребенок оценивается по выполненным делам.

  • Постепенно готовьте дошкольника к системе новых взаимоотношений в школе.
  • Приучайте старшего дошкольника управлять своим поведением, развивайте его волевые качества.

Произвольным, т.е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка; внимание, память, мышление.

  • Старайтесь сформировать у него умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться выполнения задания, предложенного учителем.

Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивацией.

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если у него не сформирована готовность к социальной позиции школьника. Вырабатывайте у дошкольника понимание того, что он вступает в новую — школьную жизнь и становится учеником.

Поступление в школу — настоящее испытание для всей семьи. И особенно для малыша. Последний месяц перед первым классом — непростое время, когда стоит подготовить малыша. Важно не только повторить уже изученный материал, но и подготовить ребенка психологически.

Как же найти баланс в занятиях: так, чтобы не переутомить ребенка и в то же время помочь ему чувствовать себя увереннее на своих первых уроках? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо?

1. Общий кругозор

Ребенок должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.

2. Мышление

У малыша должны быть развиты разные виды мышления. Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:

— Определение четвертого лишнего.

— Классификацию и обобщение.

— Сложение фигур из частей.

— Сложение из счетных палочек.

— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

— Уметь решать логические задачи.

Как тренировать эти навыки. Разные виды мышления можно развить с помощью регулярных занятий по методике Kumon. Отлично подойдет серия тетрадей «Развитие мышления».

При помощи игровых заданий ребенок научится решать самые разные задачки. Например, будет искать общие признаки, знакомиться с понятием части и целого, решать, что тяжелее-легче, быстрее-медленнее, рассуждать: правда или вымысел, дополнять последовательности и т д.

3. Пространственное мышление

Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. Неспособность ориентироваться в пространстве — это беда многих первоклассников. Налево, направо, вверх, вниз и т.п. Ребенок должен понимать, о чем речь. На это даже направлен диагностический тест при приеме в школу: педагог ставит точку на листе и говорит: проведи линейку на пять клеточек влево, две клеточки вверх, три вниз.

Как тренировать. Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.).

Быстро развить этот навык поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.

4. Память

К первому классу ребенок должен:

— повторять 10 слов или цифр;

— запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);

Как тренировать. Еще одна «беда» — память будущего первоклассника. Что делать? Учить стихотворения, читать стихотворения и сказки. Вот подборка книг со стихотворными текстами.

Заучивание художественных текстов развивает память, а их чтение — образую речь.

5. Развитие речи и умение выражать мысли

Многие дети сегодня не умеют ни описывать, ни рассуждать. Если начинает «проваливаться» связная речь, тут же осложняется и обучение в школе. Малышу будет сложно в первом классе, если у него будут недостаточно развиты устные речевые навыки. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь:

— отвечать на вопросы и задавать их;

— строить рассказы по картинкам;

Как тренировать. Предлагайте ребенку слова и картинки, чтобы по ним он составлял свои истории. Например, такие наборы с карточками, как «Однажды в сказке» и «Однажды в темном лесу» (по ним можно придумывать сказки и истории). Или игры по стори­теллингу — «Тысяча и одна история». Они помогут стимулировать устную речь.

6. Моторика

Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. Поэтому перед поступлением в школу малыша стоит научить:

— правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

— чертить прямую линию;

— писать печатную букву по образцу;

— вырезать из бумаги;

— рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;

— лепить как отдельные образы, так и целые композиции;

Как тренировать. Все игры на развитие моторики (рисование пальцами, лепка, занятия с мелкими предметами, сенсорные коробки), лабиринты, аппликации, пазлы. Все это тренирует руки, а значит помогает развитию моторики.

7. Математические знания

Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:

— знать цифры (от 0 до 9);

— называть числа в прямом и обратном порядке;

— решать элементарные задачи на сложение и вычитание;

— соотносить цифру и число предметов;

— ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Как тренировать. Эти навыки можно освоить, выполняя разнородные игровые задания, например, учиться писать цифры, соединять числа по точкам, искать путь от одной цифры до другой.

Математические тетради помогут освоить все нужные навыки.

И главный совет напоследок: Не требуйте от своего ребенка, который идет в первый класс, слишком многого. И настраивайтесь на то, что у него все получится. Только, может быть, не сразу.

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний, в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или их заменах одних речевых звуков другими, в недоразвитии связной речи.

К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.

Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

Нарушение звукопроизношения, далеко не всегда носит только «косметический» дефект. У одних детей оказывается неполностью сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их другими. Вместо «Русь» произносят «Гусь» или «Лусь», а могут произнести и «Усь». У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются.

Подобные недостатки звукопроизношения могут касаться отдельных звуков или группы звуков, т. е быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребёнка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков может быть непонятной для окружающих. Сами недостатки произношения могут быть обусловлены тем, что ребёнок не различает на слух некоторые звуки (в таких случаях он сам неполностью будет воспринимать речь, так как не может различать слова, близкие по звучанию, либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка) или выработались неправильные артикуляционные движения. Устная речь — первична! Нет устной речи — не будет и письменной, т. к. письменная речь это перекодировка звуков в буквы. Какова же будет перекодировка, если есть нарушения звукопроизношения? Я думаю, что нетрудно догадаться, что на письме возможны ошибки, а во многих случаях они неизбежны.

Недоразвитие связной речи приводит к тому, что ребёнок не может передать свои наблюдения, впечатления в последовательном рассказе, поэтому его ждут неудачи на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ведь процесс обучения предполагает обязательные выступления школьников перед аудиторией и умение не только чётко и логически обоснованно построить свою речь, но и преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей.

Важно отметить, что неумение общаться с окружающими формирует у детей ряд отрицательных черт поведения. Этого можно избежать, сформировав у ребёнка уверенность в том, что он — хороший собеседник, что он умеет общаться с окружающими.

Например: Девочку после первого класса определили в коррекционный класс, у неё как раз возникали трудности в усвоении чтения, письма и окружающего мира. Проведя углубленное обследование, с психологом, составили совместное планирование и проведение занятий с этим учеником. Результаты совместной деятельности не заставили себя долго ждать! После второго класса решением ПМПК школы пробно перевели девочку в обычный 3 класс, а уже на следующий год она на законных основаниях была переведена в 4 обычный класс. В этом году она закончила уже 8 класс и в багаже её годовых оценок всего 2 четвёрки (английский язык и геометрия, остальные пятёрки.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка! Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний! Поэтому, как учитель-логопед, работающий не один год в школе, я посчитала нужным рассказать Вам, уважаемые родители будущих первоклассников, с какими проблемами могут столкнуться ваши дети и Вы. Не откладывайте ваш визит к логопеду дошкольного учреждения, хотя бы просто для того чтобы узнать данные обследования вашего ребёнка и может быть получить рекомендации по исправлению каких то «малозначительных» дефектов звукопроизношения. Если Ваш малыш не посещает детский сад, а как известно в настоящее время только 30-33% детей охвачено детскими дошкольными учреждениями, где им предоставляется полноценная помощь в подготовке к школе, обратитесь в поликлинику. В три года Ваш малыш должен пройти полное медицинское обследование, в число обследующих врачей, входит и логопед. Отнеситесь со всей серьёзностью к советам и рекомендациям этого специалиста. Узнайте, нет ли отклонений в развитии артикуляционного аппарата вашего малыша. Также во многих школах функционируют пункты подготовки к обучению в школе. Позаботьтесь уже сейчас, чтобы ваш ребёнок был записан и прошёл эти курсы, это очень важно особенно для деток, не посещающих детский сад! Не забывайте, что школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования, к явно нестандартной массе учеников. Помогите своему ребёнку достичь тех «стандартов» дошкольной подготовки, чтобы школьная жизнь вашего ребёнка была радостным моментов в жизни всей вашей семьи!

Консультация для родителей «Чему учат ролевые игры» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему «Имеет ли смысл учить наизусть?»Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.