Родители, имеющие практику подобных поездок с детьми, знают, что в дорогу нужно брать небольшой набор «путешественника», куда входят принадлежности для рисования, раскраски, брошюрка с загадками и кроссвордами, коробочка с мелкими деталями конструктора.
А что делать, если под рукой нет подручного материала, чтобы занять малыша? Вы едете на машине, и ребенок заскучал, закапризничал?
Огромное количество игр можно придумать на ходу. Это не только развеселит и займет кроху, но и будет полезными упражнениями для него.
Дидактическим материалом может послужить вид из окна, журнал или рекламный проспект, завалявшийся у вас в машине, но главное – ваша фантазия.
Игра «Кто больше увидит?»
Глядя в окно по очереди нужно перечислить названия видимых предметов: дорога, лес, столб, дом… Выигрывает тот, за кем остается последнее слово.
Игра «Опиши это»
Выбирается слово. Например, «облако». Каждый участник добавляет к нему прилагательное. Следующий игрок называет слово с этим прилагательным и добавляет свое прилагательное. Тот, кому переходит ход, уже называет существительное с двумя прилагательными, добавляя третье прилагательное. Например, «облако» белое, пушистое, легкое, плывущее…
Игра «Назови пару»
Берется прилагательное, описывающее качество предмета. Например, «легкий » и по очереди нужно называть существительные, к которым можно присоединить это слово: легкое перышко, легкий ветерок… Особенно ценятся образные сравнения: «легкий характер», «легкая рука», «легкая походка»…
Игра «Со всех сторон»
Называется предмет. Каким он может быть? Важно не повторяться. Одно прилагательное описывающее цвет, одно прилагательное описывающее форму, другое — фактуру, плотность, вес. Камень может быть: серым, тяжелым, шероховатым, овальным, грязным… выигрывает тот, за кем остается последнее слово.
Игра «сочини рассказ»
Ведущий перечисляет несколько произвольных слов. Игрок должен придумать связанное предложение, где используются все названные ведущим слова. Например, из слов: «корова, самолет, футбол, ноты, полосатый. Нужно придумать логическое повествование. «Корова в строгом полосатом костюме, нервно теребя в копытах ноты, летела на самолете на чемпионат мира по футболу»
Игра «На вторую букву».
Это чуть усложненный вид всем известной игры, когда один участник называет слово, а другой называет слово, оканчивающее на букву первого слова. Когда эта игра наскучит или покажется слишком легкой, ее усложняют. Нужно назвать слово, которое начинается на вторую (или как вариант на третью букву) ранее названного слова.
Игра «Перечисли все»
Выбирается тематическая группа, и называются слова, относящиеся к этой группе. Группа цветов, деревьев, зверей, птиц, профессий, школьных принадлежностей… Игру можно усложнить. Например, нужно перечислить профессии на определённую букву. Скажем, на «А»: аптекарь, астронавт, акробат…
Тематическую группу может выбрать сам ребёнок. Например, он может попросить перечислить название мультиков или марки машин.
Игра «Что это?»
Вы из печатного издания, которое оказалось у вас под рукой или сами, припомнив сложносочиненное слово или термин, просите ребенка объяснить, что это слово может обозначать. Например, слово «динамика», «блокировочная система», «терморегуляция»… Смысл игры не в том, чтобы дать четкое и правильно определение, а в том, чтобы вместе порассуждать, проанализировать слово, разобрать его на части, понять, что это могло бы быть. В этой игре нет победителя и нет окончательного решения. Смысл игры не в результате, а в процессе.
Подобных игр можно напридумывать «великое множество». Нужно ориентироваться, прежде всего, на возраст и увлечения ребенка. Выбрать то, что его заинтересует, и во что он будет играть с удовольствием. Тогда время в дороге пройдет быстро и незаметно.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Начинается сезон отпусков, а значит, вы с малышом (или даже несколькими) скоро отправитесь на отдых. О чем стоит подумать в первую очередь? Конечно, о дороге. Неважно, на чем вы путешествуете: на автомобиле, поезде, самолете или корабле, — ребенок в дороге может заскучать, раскапризничаться и заставить вас нервничать. Чтобы и вам, и малышу было комфортно, заранее продумайте, чем занять маленького путешественника.
Не стоит набирать в дорогу целый чемодан игрушек, можно ограничиться несколькими. И лучше, чтобы они отвечали следующим требованиям:
Одни из удачных игр в дорогу, которые подходят по всем параметрам, — магнитные игры и книжки от Egmont. В каждой игре есть книжка-поле с фоном и магнитные фигурки, которые легко выдавливаются из основы. Крепить фигурки можно на любую страницу: каждый раз будут получаться разные сюжеты и истории.
Идея! Чтобы игра стала еще более увлекательной, сделайте из нее магнитный театр. Поделите с ребенком фигурки героев, расставляйте их на фоне, передвигайте, разговаривайте от их лица и придумывайте целые фантастические истории! Так время в пути пройдет совершенно незаметно.
Вам предстоит долгая поездка с малышом в транспорте, но ваш путешественник не любит долго сидеть без движения и начинает капризничать? Чем можно занять его, чтоб он не скучал? Вот несколько свежих идей:
1. Самое простое развлечение, — пальчиковые игры. Заранее перед поездкой просмотрите журналы или сайты для мам, там вы обязательно найдете пару новых стишков, которые можно сопровождать движениями пальчиков и кисти. И весело и полезно, — малыш при повторении запоминает рифмованный текст, плюс развивает моторику, что необходимо каждому дошкольнику!
2. А можно поиграть в веселую математику. Если ребенок совсем маленький, расскажите ему историю о спящих червячках. Пусть он представит, что его пальчики и есть эти червячки. Далее вы говорите: проснулся один червячок, — на что малыш высовывает из кулачка один пальчик. Соответственно, под каждое названное число, ребенок должен показать нужное количество пальчиков. Если ваш путешественник постарше, — играйте с ним в «математику для зайчиков». Расскажите, что все в заячьей школе бояться шуметь, чтобы не услышал волк, поэтому на задачки учителя ответы не говорят, а беззвучно показывают на пальчиках. Теперь все просто: вы говорите ребенку условие и вопрос легкой задачки, а он показывает ответ на пальчиках. Пример задачки: «Сидело на берегу три лягушки, две прыгнуло в воду, сколько осталось на берегу?»
3. Можно поиграть в логические игры, вот варианты:
— Вы говорите прилагательное, а ребенок подбирает антоним (холодный — горячий, толстый — тонкий);
— Вы говорите слово, а ребенок добавляет подходящее по смыслу:
Собака — будка, пчела — улей, птичка — ….. (гнездо).
Стул — дерево, ложка — металл, тетрадь — бумага, платье — ….. (ткань).
Орел летает, лошадка бегает, рыбка — …. (плавает).
Найди, что здесь лишнее: яблоко, банан, сапог, апельсин; или стул, носки, кровать, тумбочка.
4. Очень полезны для дошкольников игры, в которых закладываются азы звукового анализа слова:
— Называйте по очереди с ребенком слова, начинающиеся на определенную букву;
— «Ловите» звук в слове, — выберите, какой звук будете ловить. Теперь вы называете слово, в котором есть этот звук, а малыш, услышав его, должен хлопнуть в ладоши, — «поймать» его.
5. Для развития воображения малыша, вы можете в дороге загадывать ему загадки собственного авторства. Просто описывайте предмет; можете подсказать, на какую букву он начинается. А когда малыш отгадает, попросите его придумать для вас загадку. А можете загадывать героев из известных ребенку мультфильмов, например: «Он добрый и веселый, любит мед и дружит с маленьким поросенком…». Конечно, — это Винни-Пух, и ваш малыш, отгадав вашего героя, захочет, чтобы вы отгадали его героя.
6. Придумываем рифму. Это полезное и веселое занятие. Вы говорите малышу слово, а он придумывает к нему слово, которое с ним рифмуется. Например «галка» — «палка», «сок» — «ток» и так далее.
7. Чтобы потренировать память маленького путешественника, можно вспоминать и называть по очереди имена родственников или игрушки, которые есть у малыша. А еще можно вспоминать названия любимых мультфильмов, животных или цветов.
8. История наоборот. Если вы читали малышу недавно новую сказку, рассказывайте именно ее или же любую известную малышу. Но главное условие — делайте в истории ошибки. Называйте неправильно имена, путайте события и так далее. Ребенок должен услышать, где вы сделали ошибку, и исправить вас.
9. Игра «Если бы я был художником…». Начав с этих слов, продолжайте: «Я бы купил желтую краску и покрасил ею банан, солнце, желток…». Потом предложите ребенку «стать художником и купить какую-либо краску». Вначале помогайте ему придумывать предметы, которые бывают выбранного им цвета, а когда малыш уловит суть игры, давайте ему размышлять самостоятельно.
10. Еще можно просто взять с собой в дорогу книжечку с веселыми стишками или загадками. К тому же, небольшую книжку с картинками можно использовать и не по назначению, — тренируя память. Изучите с малышом картинку, потом закройте книжку и по порядку называйте, что было нарисовано на картинке, или во что был одет изображенный персонаж.
Уверена, с такими веселыми играми вы не заметите, как преодолеете долгий путь, а малыш как будто побывает на увлекательном развивающем занятии!
Если вы знаете, что вам предстоит долгое ожидание в очереди или длительная поездка на транспорте, заранее возьмите с собой волшебную страничку от скуки, с помощью которой вы сможете занять ребенка в очереди или в другой ситуации вынужденного безделья. Волшебная страничка – это листок с большим количеством разнообразных картинок. Такой листок практически не занимает места в вашей сумочке, а изготовить его может любая мама, распечатав рисунки из Интернета или приклеив на страничку картинки из журналов.
Рассмотрите с ребенком все картинки на страничке и предложите ему выполнить ряд заданий, способствующих развитию мышления:
- Найди среди картинок все, что можно кушать/надевать на себя.
- Поищи все, на чем можно ездить.
- Покажи и назови животных.
- Найди на страничке все, что относится к зиме.
- Давай поищем все круглые предметы (включая колеса машин, серединку цветочка, елочные игрушки и т.д.)
- Найди все треугольные предметы на картинках (флажок, крыша домика, парус, часть воздушного змея)
- Теперь давай найдем на картинках все предметы красного/зеленого/синего цвета.
Вариантов заданий очень много.
Чтобы занятия были больше похожи на игру, можно называть предметы по очереди – 1 красный предмет называет ребенок, другой мама и т.д. Можно предложить ребенку поменяться ролями – он будет задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.
Когда ребенок уже хорошо запомнит картинки можно начать тренировать память. Для этого воспользуемся любым небольшим листочком (дисконтная карточка, визитка) или пятирублевой монеткой. С помощью подручных средств закрывайте картинку полностью или частично и задавайте ребенку вопросы:
- Какого цвета бантик у мишки?
- Что держит в руках котенок?
- Сколько цветочков в вазе?
Эти несложные задачки не только спасут ребенка от скуки, но и помогут провести это время с пользой.
Развиваем чувство юмора
Если ребенок хорошо знает цвета, то можно пошутить, рассматривая картинки на волшебной страничке – показав на красный шарик сказать «синий» (и улыбнуться, чтобы ребенок понял, что это шутка). Обычно это вызывает у ребенка смех. Если ребенок не понял, что это смешно, можно объяснить ему: «Я пошутила, чтобы было весело». Конечно, взрослым такой юмор кажется примитивным, но именно с таких незамысловатых шуток начинается чувство юмора ребенка.
Волшебная страничка поможет вашему ребенку избежать скуки, предотвратит капризы и подарит вам чудесные минуты увлекательного общения с вашим малышом. Если у вас нет времени, чтобы приготовить страничку дома, изготовлением её можно заняться вместе с ребенком прямо в очереди, для этого вам надо будет заранее запастись чистыми листами бумаги и несколькими упаковками разнообразных детских наклеек. Удачи и нескучного времени!
Современному ребенку поездок в транспорте не избежать. Наоборот, они могут занимать довольно много времени, особенно в большом городе. Но это в городе. А что делать, если приходится ехать за пару сотен километров? Очень скоро ребенку станет скучно просто сидеть, и он начнет донимать родителей. Чем его увлечь? Какие игры в автобусе или машине с ним можно провести?
Упор на интеллект
У игр во время поездки своя специфика: для них не подходит практически никакой инвентарь: ни спортивный, ни канцелярский. В настольные игры тоже не поиграть. Да и телефон или планшет использовать не так удобно, особенно, если дорога плохая и транспорт часто трясет. Остается самый доступный «инвентарь» — наша речь. Во что поиграть при таком, казалось бы, скудном «арсенале»?
На самом деле возможности его практически неисчерпаемы, и вариантов развивающих игр по развитию речи, кругозора, логики, памяти, фантазии, внимания, можно вспомнить или придумать массу. Например:
-
- Алфавит за окном. Ребенку предлагают букву. Он должен называть все предметы, начинающиеся с нее, которые он видит за окном. При этом повторять слова нельзя, даже если предметы встречаются снова.
- Я знаю 5… Вместо мяча можно просто хлопать в ладоши. Темы выбирают в зависимости от возраста и знаний ребенка: имена, фрукты, птицы, ягоды, цветы, музыкальные произведения или инструменты, явления природы и т. д.
- Обобщалки. Взрослый называет несколько слов, а ребенок – общее слово, которое их объединяет (одежда, транспорт, планеты, овощи, животные и т.д.).
- Противоположности. Задача ребенка – называть антонимы к словам. Если подбирать понятия согласно возрасту, то поиграть в машине в антонимы можно даже с малышом (он сможет найти антонимы к словам «горячо», «ночь», «далеко», «большой», «хороший»).
- Что лишнее? Родители называют несколько слов, а маленький пассажир должен исключить из них одно по какому-то признаку.
- Номера машин. В дороге это самое привычное занятие – смотреть на другой транспорт за окном. С номерами можно придумать множество игр: найти 5 машин с повторяющимися цифрами (буквами), найти 3 машины с суммой цифр на номерах, например, 6, найти 10 машин с последовательными цифрами или буквами…
- Найди транспорт. Принцип похож: нужно отыскать на трассе определенное количество, например, синих машин, или больших автобусов, или белых маршруток…
- Города. Эту игру знают все. Для самых маленьких можно вместо городов выбирать более знакомые им темы (еда, игрушки, обстановка комнаты).
- Рифмы. Рифмовать любят все дети. Подбирать слова для рифмования нужно согласно возрасту ребенка.
Если едет коллектив
А что делать, если взрослому приходится везти целый автобус детей (например, класс на экскурсию или команду на соревнования)? Во что можно поиграть в автобусе с детьми, когда их большая группа? Такие игры тоже вполне можно организовать:
- Отгадалки. Взрослый предлагает детям отгадать что-то, чего они о нем не знают. Например, любимое блюдо, фильм, книгу, песню, хобби… При этом он может давать небольшие подсказки.
- Поющий диалог. Группу делят на 2 команды (проще всего – по рядам сидений). Команды по очереди задают вопрос и отвечают. Вопросы и ответы должны быть строчками из песен. Например: «Эй, ты че такая дерзкая, а?», «О боже, мама, мама, я схожу с ума».
- Испорченный телефон. Играть в него в автобусе еще интереснее, ведь посторонние шумы дополнительно искажают звуки.
- В трехлитровой банке. Ведущий предлагает игрокам букву, а они по очереди называют слова, начинающиеся на нее. Условия следующие: это должны быть существительные, в именительном падеже, обозначающие конкретные предметы (не абстрактные понятия), которые по размеру могут уместиться в трехлитровой банке. Например, шарф положить можно, а шкаф (даже нарисованный) или шум – нет.
- Мимы. Интересным занятием практически для всех детей является перевоплощение: в конкретного актера, певца, животное. За таким занятием они могут провести довольно много времени. Можно разнообразить задания, предлагая изобразить какое-либо понятие, фразеологизм, пословицу и т.д.
- Гадание. Суть игры проста: игрокам нужно называть какие-то желания и придумывать, при каком условии они исполнятся (например, если сейчас встретятся три красные машины, если едущий впереди автобус свернет налево и т.д.). Может получиться довольно забавно.
- Да и нет. Каждый ребенок по очереди загадывает какое-то слово, а остальным необходимо отгадать его, задавая наводящие вопросы. Они должны подразумевать только ответы «да» или «нет». Например, нельзя спрашивать: «сколько», «когда», «чье», «откуда» и пр.
Поездка, особенно длительная, — серьезное испытание для любого ребенка, даже если он уже школьник и умеет контролировать свои эмоции. Но при правильном подходе взрослые могут сделать из нее веселое, запоминающееся приключение, которое подарит море эмоций не только детворе, но и самим родителям или наставникам.