В преддверии 1 сентября родители занялись поиском секций и кружков для детей. «Продленка» сегодня существует не во всех школах города, поэтому для работающих родителей этот вопрос встает особенно остро. МОСЛЕНТА выяснила, чем можно занять столичных школьников после уроков.
В преддверии 1 сентября родители засуетились в поисках секций и кружков для своих детей. «Продленка» сегодня существует не во всех школах города, поэтому для работающих родителей этот вопрос встает особенно остро. МОСЛЕНТА выяснила, чем можно занять столичных школьников после уроков.
Музыкальные школы
Возраст поступления: 5-9 лет
Когда поступать: в апреле-мае, добор в августе
В городские музыкальные школы принимаются дети с пяти лет. Для поступления необходимо подать заявку через портал госуслуг или написать заявление непосредственно в музыкальном учреждении. В большинстве школ ребенка пригласят на прослушивание.
В программу музыкальной школы входят занятия по специальности, сольфеджио, хор и музыкальная литература. В целом ребенок будет занят от около шести академических часов в неделю, не считая мучений с домашними заданиями.
Обучить ребенка музыке можно также в частных студиях и школах. Обычно здесь можно выбрать только те предметы, которые будут интересны ребенку, а также подобрать подходящую группу.
Известные столичные музыкальные школы : музыкальная школа при Академическом музыкальном училище имени П.И.Чайковского, музыкальная школа Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальная школа имени Ю.Шапорина Московского государственного института музыки имени А.Шнитке.
Цена: в бюджетном учреждении — от 200 рублей, в частной музыкальной школе — от 15 тысяч в месяц
Музыкальное образование необходимо каждому жителю мегаполиса. Даже если человек не собирается связывать свою жизнь с музыкой. Важно знать, что это развивает оба полушария головного мозга, что положительно сказывается на развитии мышления. Его сознание будет работать на более высоком уровне, и человеку будет проще справляться с любыми задачами. Заниматься музыкой нужно начинать уже с пяти лет
референт директора Центральной музыкальной школы имени П.И.Чайковского
Художественные школы
Валерий Шарифулин / ТАСС
Возраст поступления: от 5 лет
Когда поступать: в апреле-мае, добор в августе
В городские художественные школы принимают детей, у которых выявляют склонность к рисованию и творчеству в целом. Обычно для поступления требуется предоставить несколько работ, а также пройти вступительное собеседование. В программу художественной школы входят живопись, рисунок, композиция, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Художественные школы готовят детей к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения по творческим специальностям.
Если вы не собираетесь растить профессионального художника, но думаете о разностороннем развитии ребенка, его можно отдать в творческую или изостудию.
Известные столичные художественные школы: детская художественная школа №1 имени В.А.Серова на Пречистенке, московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, московский академический художественный лицей.
Известные изостудии: детская изостудия при Государственном Музее Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина, изостудия «Воробьевы горы» Московского городского дворца творчества детей и юношества, народная изостудия «Радуга».
Цена: в бюджетном учреждении — бесплатно, подготовительное отделение — от 2500 рублей в месяц, в частной художественной школе — от 4600 рублей в месяц
Занятия в художественных и изостудиях стимулируют многостороннее развитие ребенка и его более внимательное отношение к миру. Работая различными материалами, рисуя, трогая множество фактур, ребенок начинает воспринимать мир совсем иначе. Это делает его более внимательным и чувствительным
директор Детской художественной школы имени Стожарова
Спортивные секции
Возраст поступления: 4-12 лет
Когда поступать: в мае-июне, добор в начале сентября
Детские спортивные секции традиционно базируются на территориях городских стадионов. Так, в Лужниках работают секции по большому теннису, фигурному катанию, пейнтболу, футболу.
Цена: от 550 рублей за урок
В спорткомплексе ЦСКА выбор секций больше: большой автомотоспорт, армспорт, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, водное поло, волейбол, гимнастика спортивная, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, кикбоксинг, конный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, мини-футбол, парусный спорт, плавание, прыжки в воду, самбо, современное пятиборье, стрельба пулевая, теннис, танцевальный спорт, тхэквондо, тяжелая атлетика, фехтование, фигурное катание на коньках.
Цена: от 2000 рублей в месяц
В секции принимаются дети от шести лет. Стандартно ребенок посещает занятия два-три раза в неделю по часу-полтора. Для поступления требуется запись в спортивном учреждении.
Кроме того, спортивные секции работают на базе спортивных школ.
Известные столичные спортивные школы: баскетбольная школа Тринта, Самбо-70, спортивная школа олимпийского резерва по синхронному плаванию «Труд».
Любое занятие спортом априори не может идти во вред, поэтому с раннего возраста необходимо отдавать детей в группы ОФП, в которых развивают координацию, дают первые физические нагрузки. Когда ребенок немного подрос, его можно отдавать в спортивные секции или школы. Мы специализируемся на футболе и принимаем детей с шести лет. Даже если ребенок никогда не станет профессиональным футболистом, в спортивной секции он научится дисциплине и навыкам выстраивания отношений в коллективе. Плюс, очевидно, занятия спортом — это огромная польза для здоровья
Игра для детей – основной вид деятельности. В нашем детстве на переменах мы играли в салочки, прыгали в резинку, а мальчишки скопом боролись в «слона». Сейчас во многих школах правила запрещают играть в гаджеты, бегать по коридору, а комнаты, где ребята могут размяться, нет.
Что предлагает школа? Как правило, есть учителя на переменах, которые следят за порядком, отнимают телефон из рук ребенка, но и бегать не разрешают.
Что делать детям? Бегать нельзя, телефон нельзя…
Что предлагает учитель? Ничего, сидеть и ждать звонка.
Предлагаем подборку игр для перемен, которые будут интересны и полезны не только детям, но и учителям.
Старый добрый «Крокодил»
Эта игра знакома многим: каждый по цепочке загадывает водящему слово, которое он должен показать остальным только с помощью пантомимы и подручных средств. Первому, кто угадает слово, водящий загадывает следующее.
Развивает воображение и другие творческие способности, помогает привлечь внимание гиперактивных детей, которым сложно сконцентрироваться.
Для кого: для детей любого возраста.
Квест
Идеальный способ увлечь даже самых неусидчивых. В качестве темы можно выбрать поиск пиратских сокровищ, секретного оружия или волшебной суперсилы. Спрячьте в разных местах (в классах, коридоре, столовой) листочки с загадками, ответ на которые приводит к следующему этапу. Лучше, если играть будут несколько команд. В финале победители получают приз, который найдут с помощью подсказок: например, сладости, значки, игрушки, яркие браслеты или сок. Квесты хорошо развивают логику, соревновательный и командный дух. И к тому же этот вид игр очень популярен у детей, вам будет легко их увлечь.
Для кого: для учеников средней школы.
Путаница
Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети встают в круг, держась за руки. Их задача – запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей. Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего – разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.
Для кого: для детей любого возраста.
Номера телефона
Игроки встают в круг, близко друг к другу, и получают номера (по порядку). В центре стоит ведущий, который называет по два номера, чьи обладатели должны быстро поменяться местами. Пока они меняются, ведущий старается занять одно из освободившихся мест в круге. Если удалось – водит тот игрок, чье место занято. Игра развивает концентрацию и навыки устного счета, что особенно полезно для младших школьников. Вместе с тем здесь важны скорость и реакция, что подходит детям постарше.
Для кого: для младших и средних школьников.
Игра на внимание
Дети выстраиваются в линию или круг. Ведущий подает команды: «Садимся!», «Встаем!», «Прыгаем на одной ноге!» и так далее, а делает иногда что-то совсем другое. Задача игроков – строго выполнять команды, не обращая внимания на действия ведущего. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, и в итоге остается один победитель: его можно наградить грамотой или медалью «Самый внимательный». Игра развивает внимание, логику и помогает размяться даже малоподвижным детям.
Для кого: для младших школьников.
Кстати, у детей, да и взрослых сейчас очень популярны настольные игры на любой вкус и любую команду. Можно попросить детей принести ненужные настольные игры в школу и передать их в уголок отдыха.
Свинтус
Всероссийский хит, быстрая и простая карточная игра. Игровой процесс напоминает чешского или ленинградского «дурака» или более известную «Уно». Вам необходимо быстрее всех избавиться от розданных карт, но противники точно вам будут в этом мешать. Номинал на номинал, масть на масть, и не забудьте сказать «Свинтус!», когда у вас останется последняя карта.
Для кого: для детей любого возраста.
Thinkers
Подойдёт даже тем ребятам, которые никогда не играли в настольные игры, и на любое количество игроков – от одного до 20. Здесь нужно отвечать на вопросы, причём необязательно помнить исторические даты или время правления. На каждой карточке – задачка на сообразительность. Знаете, почему канализационные люки круглые, а не квадратные?
Досуг детей во время перемены — тема всегда актуальная. По коридорам им носиться нельзя, в телефоны играть — тоже, да и громкому обсуждению «Майнкрафта» с одноклассниками учителя тоже не рады. А сейчас детям ещё запретили и из кабинетов выходить (ковид). А что же тогда делать? Наш блогер Катя Хасанова снова спешит на помощь и предлагает 12 отличных идей для перемены в начальной школе.
Условия карантина стали большой проблемой для многих учителей и школьников. Но в начальной школе возникла ещё одна, может быть незаметная, но крайне значимая трудность: выходить из кабинета во время перемены нельзя, больше не получится побегать по коридору и повеселиться в фойе. Взрослые могут сказать: «А в чём проблема-то? Ну, нельзя выходить в коридор, ну, бегать нельзя. И что такого страшного? Ведь перемена у детей всё равно есть».
На самом деле, психологические и медицинские исследования доказали, что двигательная активность очень важна для младших школьников, поскольку их работоспособность чисто на физиологическом уровне меньше, чем у взрослых, а утомляются они гораздо быстрее. Именно поэтому дети «носятся как сумасшедшие» в коридоре, кричат, шумят: таким образом у них как бы происходит «перезагрузка», они набирают силы и энергию к предстоящему уроку. Теперь же у младших школьников эту возможность отняли.
Что же делать учителям начальных классов? Как справиться с этой проблемой? В этой статье я предлагаю решения, которые, возможно, могут помочь.
При подборке способов я опиралась на следующее:
- На перемене детям нужна хотя бы небольшая, возможная в условиях кабинета, двигательная или сенсомоторная «разрядка»
- На перемене детям хочется общаться друг с другом.
- Перемена — время, чтобы выплеснуть эмоции и напряжение, накопившиеся за время урока.
- Перемена — время, чтобы отвлечься от онлайна, его и так слишком много: телефоны, сенсорные доски, ноутбуки. К тому же, научно доказано, что организм человека напрягается и не может полноценно отдохнуть, если есть взаимодействие с гаджетами.
- На перемене не должно быть никакой сильной интеллектуальной нагрузки, иначе это не перемена.
- Перемена в кабинете должна быть безопасной и не слишком шумной.
- Перемены короткие (10, 15, 20 минут), поэтому длительные занятия и игры не подходят. Поскольку из-за разного начала уроков в разных классах в школах нет привычных звонков, используйте музыкальный видеотаймер обратного отсчёта, чтобы дети могли рассчитать время на игру и понимали, когда закончится перемена без замечаний учителя. Просто выведите видео на доску и включите звук: 5 минут, 10 минут, 15 минут, 20 минут.
1. Игры «Собиралки по цветам»
Самые лучшие варианты — это «Резиночки» и «Мороженое». Для игры «Мороженое» нужно заранее из цветного картона вырезать разноцветные слои и шаблон рожка, а также заготовить разные схемы сборки мороженого. Задача детей — как можно быстрее без ошибок собрать мороженое по схеме с помощью цветных слоёв. Для игры «Резиночки» купите разноцветные резинки, распечатайте схемы. Задача детей — как можно быстрее и без ошибок надеть по схеме резинки нужного цвета на пальцы. Схемы есть здесь.
2. Игры на дыхание
Проведите увлекательное соревнование «Гонка гусениц»! Ребята быстро сделают гусеницу-«гармошку», осталось только подуть (можно использовать для этого трубочку), чтобы она «поползла» (руками трогать нельзя!). Ещё есть классная игра «Меткое дыхание»: прикрепите к партам (под столешницу) одноразовые стаканчики, дайте детям мячики для настольного тенниса. Задача — загнать мячик в стакан только с помощью дыхания (без использования рук). Кто быстрее справился, тот и победил.
3. Игры-конструкторы
Первый вариант — конструктор из цветных ватных палочек. Нужно заранее раскрасить кончики ватных палочек и распечатать схемы сборки. Задача — как можно быстрее собрать фигуры из ватных палочек по схеме, правильно соединив по цветам все кончики. Второй вариант — человечки из трубочек и крышек. Заранее соберите пластиковые крышки от бутылок и нарежьте разноцветные трубочки, распечатайте схемы человечков в соответствии с цветами трубочек. Задача — собрать правильного цветного человечка в нужной позе, кто быстрее и без ошибок справится, тот и победит. Третий вариант — знаменитый конструктор из зубочисток и пластилиновых шариков. Приготовьте много зубочисток (вместо них можно использовать деревянные палочки для шашлыков или нарезанные трубочки), скатайте много небольших пластилиновых шариков — конструктор готов! Теперь дети могут собирать объёмные фигуры любых форм и размеров, связывая зубочистки (рёбра) пластилиновыми шариками.
4. Добрая почта, чат-доска и инстаграм-лента
3 нестандартных способа подружить детей в классе. Пригодится в начале сентября и не только
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Современные родители теряются, когда задумываются о том, как дополнительно развивать своего ребенка. Есть большой выбор методик, подходов и идей, которые порой противоречат друг другу. Как справиться с информационным давлением и выбрать по-настоящему полезные занятия? Рассказываем по следам конференции Yet another Conference on Education 2022.
Задаем правильные вопросы
Исследование НИУ ВШЭ подтверждает: 60-70 процентов семей волнует выбор дополнительных занятий для ребенка. Больше всего этим обеспокоены родители младшеклассников. Ведь им приходится решать, в какие кружки отдать ребенка, какие навыки развивать прежде всего, какая нагрузка вообще допустима. В средней школе уровень родительской вовлеченности снижается и вновь вырастает в старших классах — в пору подготовки к экзаменам.
- «Для чего я хочу отдать ребенка на занятие?»;
- «Какие навыки ему полезно развить?».
Ответы на эти вопросы станут основой образовательной стратегии — системного и осмысленного плана по развитию ребенка.
Подходим к обучению осознанно
Образовательная стратегия появляется тогда, когда родители решают:
- какой набор предметных знаний и надпредметных навыков нужен ребенку, чтобы реализовать себя во взрослой жизни;
- каким способом «заложить» его в ребенка, чтобы это было для него естественно и интересно.
Набор необходимых знаний и навыков в общих чертах описан во ФГОС и лежит в основе образовательной модели государственной школы. Она обычно дает разнообразие предметных знаний, но недостаточно развивает навыки 4К: кооперацию, критическое мышление, коммуникацию и креативность. Это получится компенсировать домашними занятиями, кружками и другими форматами учебы и досуга.
Полина Мальцева, основательница образовательного центра для родителей «Polina_education» подчеркивает: важно, чтобы возможности для развития родители и дети выбирали вместе. Чтобы они соответствовали интересам ребенка, а не были навязаны извне. Ведь обучение эффективно только тогда, когда ребенок сам проявляет к нему интерес.
Навыки и знания последовательно развиваются на протяжении всей жизни. Поэтому определить образовательную стратегию стоит уже с раннего детства. Например, начать развивать коммуникацию уже с двух лет: научить малыша самого о чем-то просить или правильно объяснять свои желания. В дошкольном возрасте перейти к следующему этапу: играть в коммуникативные игры, например, в «Крокодила». Постепенно, к старшей школе, эти навыки перерастут в уверенные публичные выступления.
Со временем образовательная стратегия будет требовать пересмотра и корректировки — и это нормально. Полезно периодически возвращаться к изначальному плану и сверяться, насколько он соответствует текущему положению дел. А чтобы не сомневаться в правильности выбранных методов, стоит обратиться к научным исследованиям.
Ориентируемся на науку
Выбрать эффективную методику и не перегрузить ребенка поможет доказательное образование. Это подход, который призывает использовать только те методы обучения/воспитания, эффективность которых подтверждают ученые.
Научный подход дает однозначные ответы на такие вопросы:
- В какую школу отдать ребенка?
- Лучше учиться в большом или маленьком классе?
- Готовиться к ЕГЭ самостоятельно или с репетиторами?
Причем, отмечает Тарас Пащенко, заведующий лабораторией научных исследований института образования ВШЭ, самые интересные научные данные обычно противоречат интуиции.
Например, в 2016 году ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, чтобы выяснить, действительно ли репетиторы помогают подготовиться к ЕГЭ. Результаты показали, что такие занятия приносят результат только тем детям, у которых и так уже была высокая успеваемость. На тех, кто учился плохо, эксперимент практически не показал эффекта от занятий.
Данные доказательного образования помогут ребенку легче и эффективнее учиться. Например, ученым уже известно, с какой регулярностью стоит заниматься, чтобы быстрее освоить новый навык. Кружок один раз в неделю принесет мало пользы — за семь дней мозг будет быстро забывать информацию. А вот регулярности в три-четыре раза достаточно для тренировки новой нейронной связи. Например, в первый день на занятии, на следующий — дома, потом снова с преподавателем. Тогда новый материал запомнится гораздо быстрее.
Возможно, главное, что показывают исследования, — это то, что образовательная стратегия детей зависит от поведения родителей. Поэтому для того, чтобы обучение стало ценностью для ребенка, полезно культивировать у детей положительный образ человека, который учится в течение всей жизни. А это сейчас просто необходимо.
Что почитать по теме
- «Знать или уметь?» Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голенкофф
В книге есть много практических рекомендаций о том, как развивать в ребенке те навыки, которые понадобятся ему, чтобы вырасти полноценной, гармоничной личностью и успешным человеком. Основана на научных исследованиях. Подойдет для дошкольников и детей начальных классов.
Абсолютно научная литература, которая написана простым и понятным для подростков языком. Поможет развить ключевые soft-skills, чтобы реализовать свои идеи.
Академик РАО, российский психофизиолог Марьяна Безруких переводит научные в конкретные практические рекомендации для родителей. Это — доказательный ориентир в области читательско-писательской грамотности, где до сих пор остается много мифов и непонимания.
Материалы по теме:
У нас в школе много детей, мало места. Бегать им нельзя. Но дыигаться то надо. Для девочек можно предложить классики или резиночки. А что делать с мальчиками? Пазлы купили, но ведь столько сидеть очень вредно.
25 Ответов
не видела в нашей школе ни одного малчика который бы на перемен в паззлы играл ))) все носятся, прыгают. у них столко накопившейся энергии что по другому никак. правда вот что: у нас ВСЕ ОБЯЗАТЕЛНО одеваютса и на перемена на улице. не завиcимо от погоды. вы в России или? там я помню все перемены в помещении.
Перемены короткие. Улица тут вообще не вариант. Дети будут мокрые. Снег же. А школа очень популярна и переполнена. Бегать в школе это сплошные будут травмы ( позиция руководства, спорить с ней сложно). А вы где?
Выходят на каждой перемене?
Мы во Франции, в горах где снег или даже если у нас моросит дождь перемены всегда на улице. В помещении никто не остаётся. Даже если 10 минут перемена.
Про пазлы… была на экскурсии в частной школе недалеко от Бергамо (Италия). Так вот там мальчики при нас играли в конструктор на перемене… начальная школа, апрель. На улицу их никто не выгонял. Правда и носиться желающим по коридорам тоже не возбранялось. Специально уточняли этот момент.
Спасибо, интересная информация
У нас есть для мальчиков электроконструктор, шашки. Разукраски учительница просит с собой иметь. На деле времени у них не так много- сходить на завтрак, переодется на физкультуру или перейти в класс для музыки и изо…
с нами мальчики прыгали в резиночки аж до 7 класса! пока не обнаружили, что у девочек грудь )
сказать мальчикам что боксёры на скакалки прыгают :)) в саду в вышибалу играют но может быть это жестковато
У нас настольные игры (монополия, ходилки, тиктакбум), крокодил деткий/фанты детские/кто я (аналог друг-утюг), умный шнурок пдд, ТВИСТЕР. На улице -легкий мяч, мелки, кегли.
На перемене нужна подвижность, никак не сидячие меланхоличные игры. Они и так на уроке сидят
А чем плохи классики или резиночки для мальчиков? ?
А кто будет их там организовывать?
Чем учитель мотивирован?
Купите фитнесс-резинки, пусть мальчики попу качают ? Эспандеры для рук. Балансиры максимально безопасные. Ракетки с мячиками для пин-понга набивать, кто больше (стол/сетка не нужны). Если есть уголок хоть 2,5*2,5, можно купить игру «боча» (шары). Или игру с кеглями из пластика и мячом.