Чем развлечь ребенка

Пять-шесть месяцев – возраст, когда малыш уже совсем не похож на того беспомощного кроху, которым был в первые месяцы жизни. Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.

Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?

Физическое развитие

К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.

Развитие мелкой моторики и координации

Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.

Развитие слуха и речи

Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

2 игры для физического развития

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

2 игры на развитие мелкой моторики

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

Игра на развитие зрительного восприятия

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

2 игры на развитие речи

Пальчиковые игры

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

— Ладушки, вы – ладушки
Где были?
— У бабушки.

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Зачастую молодой отец приходит с работы и не знает, как себя вести с ребенком. Во что поиграть? И если мама за целый день уже придумала двадцать разновидностей игры в прятки, то папе после рабочего дня бывает сложно переключиться. Не волнуйся!

Погремушки

До 3 месяцев (пока малыш не может держать головку) тебе помогут разноцветные погремушки. Положи кроху на спину и по очереди доставай игрушки: можно отводить их то в одну, то в другую сторону, прятать за спину. Круто, если у твоего малыша в кроватке есть музыкальный мобиль: крутящиеся мягкие игрушки на время займут его. Отличные помощники — цветные браслеты на руки и носочки на ножки. Кроха с удовольствием будет их рассматривать и, возможно, попытается их стянуть.

Если ребенок не хочет лежать в кроватке, возьми его на ручки, покачай и расскажи какую-то историю. Говори максимально четко и спокойно, так происходит обогащение пассивного словарного запаса малыша.

Прятки

Все дети обожают играть в прятки, причем в любом возрасте. Вариантов игры очень много: закрой на несколько секунд свое лицо руками («ку-ку»), а потом открой. Можно прятать самого малыша, накрывая его пеленочкой на некоторое время. Такие прятки обязательно сопровождай словами: «Где наш папа? Вот он! А где наш малыш? Куда же он спрятался? Ах вот он!» Следи, чтобы ребенок не испугался; если начал плакать — прекрати игру и возьми его на руки.

Грызунки

В 4–6 месяцев у крохи начинают резаться зубки, он может грызть все подряд, чтобы почесать десны. Твои помощники — прорезыватели и резиновые игрушки. Разложи их перед малышом на разном расстоянии, пусть попробует дотянуться до игрушки или доползти. Откусывание уха резиновой киске может надолго занять ребенка. Но помни, что все игрушки должны быть чистыми, а пространство, где играет ребенок, — максимально безопасным.

Самолет

Веселое развлечение — игра в самолетик. Подними малыша за подмышки и покачивай в разные стороны, будто он настоящий беспилотник. Или другой способ: положи его на предплечье животиком вниз, держи одной рукой под грудь, а другой придерживай спинку и поднимай вверх. Для полноты эффекта изобрази звук летящего самолета.

Но будь осторожен, соблюдай технику безопасности при полете!

Это очень веселая игра для папы с ребенком! Пока кроха лежит на спинке, держи над ним яркий воздушный шар на расстоянии примерно 10–15 см. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему ручкой или ножкой. Первоначально его движения будут случайны, но со временем кроха станет делать это целенаправленно.

Качели

Когда малыш научился самостоятельно сидеть, можно поиграть с ним в качели. Сядь на стул, положи ногу на ногу и посади ребенка себе на лодыжку. Возьми его за руки или поддерживай за локти. А теперь покачивай ногой сначала медленно, потом чуть быстрее. Действия можно сопровождать словами «высоко» и «низко». Ребенку весело, и для тебя отличная тренировка!

Здорово, если ты научишься делать легкий поглаживающий массаж своему ребенку и качать его на фитболе. Это не только доставит вам обоим удовольствие, но и принесет пользу здоровью. А в хорошую погоду можно отправиться на прогулку в ближайший парк.

Роль папы в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. С младенческого возраста общение с отцом так же важно, как и с матерью. Кроме положительных эмоций, совместные игры помогают ребенку узнавать окружающий мир, расширять пассивный словарный запас, тренировать пальчики и многое другое.

Долгое путешествие с ребенком в машине может оказаться испытанием, если заранее не подумать, как и чем развлекаться. Вариантов — помимо игры «в города» — полно!

Конечно, лучше всего, если ребенком будет заниматься взрослый пассажир, мама или бабушка. Они вместе смогут и поиграть, и порисовать. Особенно если вы счастливый обладатель минивэна с откидным столиком, но сойдет и просто большая книжка, подложенная под лист бумаги. Водитель не будет отвлекаться и нарушать пункт 5.2 ПДД. Но что делать, если водитель наедине с маленьким пассажиром? Детская музыка ребенку надоела, от планшета начинает тошнить, а другие игрушки уже не занимают?

1. Не города

Первое, что приходит на ум всем, – игра в «города». Но она подходит для детей школьного возраста, знакомых с географией, а у вас, предположим, дошколенок. Не беда, можно модифицировать игру и называть, например, животных, по тому же принципу: «заяц-цапля-ястреб-буйвол-лев-варан» и так далее. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. А можно и еще проще: не цепляться за буквы, а называть всех птиц (например). А чтобы ребенку было интереснее играть в следующий раз, можно и поддаться, оставив какую-нибудь евражку или тарбаганчика на будущее.

2. Рифмы

Опять стало скучно? Попробуйте поиграть в рифмы. Только задавайте не слишком сложные варианты. Скажем, на дорожную тему: «машина – шина», «мотор-простор», «дорога – с порога» и так далее. А собрав несколько рифм, можно сочинить небольшое стихотворение. Это будет весело и запомнится надолго.

3. Песни

Выберите песню, хорошо знакомую ребенку, и начинайте петь так, чтобы он подхватывал следующие строчки. Начните с «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Ребенок должен спеть «Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Нам любые дороги дороги». Таким образом можно перепеть довольно много песен.

4. Продолжение

Игра посложнее — придумать продолжение к фразе, составив совместно целый рассказ.

Например, папа начинает рассказывать: «Однажды я взял ружье и пошел на рыбалку, потому что…» Пусть ребенок включит фантазию: «Потому что был декабрь, и скоро Новый год». Вы продолжаете: «А как известно, у нас на юге есть старая новогодняя традиция – дарить ружья рыбам, так как известно, что…» Чтобы было веселее, меняйте сюжетную линию, нарушайте логику, вставляя «и вдруг…», «но никто не мог предположить…».

Если ребенок совсем маленький, сочините по такому же принципу сказку, начав с «Жили-были. ».

5. Штурман

Эту игру я предлагал в теме, как научить ребенка соблюдать ПДД. Впрочем, название «игра» не совсем точное: дело довольно серьезное. Пусть ребенок высматривает и называет дорожные знаки, помогая папе. Мальчик точно будет счастлив от того, что ему доверили такое важное дело. И горд, если он правильно назвал какой-нибудь сложный знак, типа «направление движения по полосам». А ошибется – вы поправите. К сожалению, детсадовец не способен играть в штурмана дольше минут пятнадцати. Не настаивайте. Переходите к другим занятиям.

6. Наблюдатели

Это упрощенный вариант предыдущей игры. Нужно загадать что-то, что наверняка встретится на дороге. Например, зеленый дом, рыжую собаку. А может, красные Жигули. Выигрывает тот, кто увидел загаданное первым. Он получает право на следующее задание.

7. Полезно или вредно?

Взрослые знают, что на многие явления можно смотреть с разных точек зрения. Малыши этому тоже должны учиться. Почему бы не обсудить с ребенком тему «Кому и почему вреден или полезен дождь?» А солнце? Ветер? А, может быть, сладкое? Или игры на планшете? Таким образом ребенок учится анализировать, размышлять. Да и вам будет полезно немного потренироваться в логических конструкциях.

8. Ассоциации

Загадайте два предмета, скажем, книгу и дерево, и спросите у ребенка, чем они связаны. Ребенок должен ответить, что у того и другого есть листы и что бумага делается из дерева. И что книга может быть зеленой, желтой или красной, как листья дерево. Пусть вспомнит, какие деревья упоминаются в книгах. Например, дуб у Лукоморья, елки в рождественских (новогодних) сказках, медовое дерево и Дремучий лес в книгах о Винни-Пухе…

9. Лишнее

Взрослому человеку нетрудно придумать серию из четырех слов, в котором одно будет лишним. Например, «дом-дворец-мякиш-шалаш». Лишнее слово, конечно, «мякиш», потому что в нем нельзя жить. Малыш так и должен объяснить. Другие примеры: «собака-воробей-кошка-хомяк» (лишний воробей: это не домашнее животное»). «Зонтик-ботинок-туфля-сапог» и так далее.

10. «Да» и «нет»

В эту игру водитель может играть, только если поймет, что она не слишком отвлекает его внимание. Смысл состоит в том, чтобы заставить ребенка сказать «да» или «нет», назвать черный или белый цвет. Классический вариант: «Барыня прислала вам 100 рублей. Вы поедете на бал?». Барыню можно заменить на бабушку, бал – на магазин с игрушками. Дальше задавайте вопросы, стараясь, чтобы ребенок отвечал на них односложно или назвал черное или белое. Как только ребенок произнесет запрещенное слово, он проиграл. Можно начать снова.

Любимая еда всех детей — сочная пицца, которой никогда не бывает много. Так же как и футболок и игрушек с прямым намеком на итальянскую кухню. Похоже, вырисовывается идеальный выходной.

Если ваш ребенок увлеченно выбирает наряды или уже вовсю спорит с тем, что вы ему предлагаете, смело отправляйте его в Академию моды. В эффектных нарядах Lamoda, конечно же.

Идеальное место для того, чтобы устроить девичник — нарядиться и попасть в царство баночек и всяческих бьюти-средств, о которых наверняка знают ваши юные любительницы покрутиться перед зеркалом.

Один из самых любимых мальчишеских сюжетов — машины. Их легко встретить на одежде в коллекциях любого сезона, в разделе «Игрушки» и, конечно же, в Кидзании. Уверены, этот уголок станет самым любимым у вашего ребенка.

Здесь точно соберутся творческие и свободные художники, чье раннее детство, возможно, проходило еще с пальчиковыми красками, а теперь пришло время взять в руки кисти и краски. Одежду пачкать не придется — она уже в художественных кляксах!

В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.

В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.

Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.

Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.

Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.

Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев

Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.

Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.

Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой — кусочек лука, в третий — гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.

Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. ».

Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели. » возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.

Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.

Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.

Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.

Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.

Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.

Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.

Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.