Билет к полноценной жизни: Что должен уметь ребенок в 4 года

В 4 года ребенок уже достаточно взрослый, чтобы начать привыкать к полноценной жизни. В этом возрасте он начинает понимать, как функционирует мир вокруг него, и начинает самостоятельно выполнять простые задачи. Родители должны помочь детям развивать необходимые навыки и умения, чтобы они могли справляться с повседневными задачами. Для начала ребенок должен научиться говорить правильно и понимать простые инструкции. Он также должен научиться самостоятельно одеваться и надевать обувь. Кроме того, он должен научиться писать и рисовать, чтобы развить креативность и творческие способности. Также важно, чтобы ребенок научился правильно пользоваться простейшими предметами и инструментами, например, ложкой или мыльницей. Родители должны помочь ребенку привыкнуть к регулярным ежедневным занятиям, таким как чистка зубов или принятие ванны. Постепенно ребенок должен научиться принимать участие в различных домашних делах, например, приготовлении еды, починке игрушек и прочих простых задачах. Это поможет ребенку получить навыки, необходимые для взрослой жизни.

Задержка психического развития ребенка

Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.

Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения. Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития. Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.

Причины задержки психического развития

В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т. д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.

К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.

Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.

Виды задержки психического развития

Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.

ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.

ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т. д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто. Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т. д.

Отличительные черты детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.

Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.

Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.

Диагностика

Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.

При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.

Коррекция

Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата проводит логопед.

При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.

Профилактика

Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы.

Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

В 4 года речь дошкольника в норме достигает пика своей активности с момента произнесения первого слова. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.

Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте начинают проявляться различия в речевых умениях детей. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простые вопросы.

Признаки задержки речевого развития

Структура речевых дефектов в этом возрасте разнообразна, практически нет двух одинаковых случаев задержки речи. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка: он часто замкнут, капризен, , не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно.

Нарушается интеллектуальное развитие, ведь для ребёнка по сути не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжена с большими трудностями. Нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную помощь.

Педиатр назначит терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения. Возможно, дополнит её физиопроцедурами: магнитотерапией, лазеротерапией, электрорефлексотерапией.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, и родителей ребёнка. Хорошо помогает – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, я рекомендую применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т. д. Детям очень нравятся такие упражнения, они охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений весёлого язычка, машинки или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и коррекционных педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопочкой выше.

Я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести , которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

Ребенок не говорит в 1 год

Развитие речи у ребенка связано не только с физиологическими причинами: на малыша влияет среда, психологические и социальные факторы. Задержка речевого развития встречается довольно часто, но благодаря коррекции, правильному подходу со стороны родителей эту проблему легко решить.

Но чаще всего такой диагноз ставят, если в 2 года малыш не может произносить слова, а к 3 годам его речь еще не сформирована. Надо ли тревожиться, если ребенок не говорит в 1 год?

Почему ребенок не говорит в 1 год «мама», «папа» и другие слова

Перед тем, как малыш скажет свои первые слова, он начинает издавать звуки. Позже произносит отдельные буквы, меняет интонацию. Согласно критериям психомоторного развития, к 1 году большинство детей произносят 5-10 слов . Конечно, его первый лексикон довольно простой: «мама», «папа», «я», «ты», «меня», «мое».

Если малыш не говорит, а только лепечет что-то в ответ, в этом нет проблемы. В таком возрасте врачи не ставят диагноз «задержка речевого развития», а только наблюдают за ребенком. Но в случае, если он не произносит ни одного слова в 1,5-2 года, использует жесты и мимику вместо звуков и речи, плохо реагирует на стимулы, назначается лечение.

Есть причины, по которым малыш может «опаздывать» в речевом развитии и не говорить в возрасте 1 года.

Наследственность

Этот фактор играет важную роль. Если один из родителей поздно начал говорить, то есть вероятность, что у ребенка будет похожая проблема.

Хоть в 1 год и сложно судить о каких-то видимых отклонениях в речевом развитии, по другим видимым признакам опытный логопед-дефектолог может спрогнозировать этот диагноз.

Тугоухость

У ребенка могут быть проблемы со слухом с самого рождения. Если врач не выявил это в первые месяцы, то в период с 8 до 12 месяцев, когда малыш активно начинает издавать разные звуки, специалист может поставить такой диагноз.

Из-за того, что ребенок плохо слышит, что говорят окружающие, у него не развивается подражание. А ведь благодаря нему и формируется речь.

Недостаток внимания

Дети, с которыми мало разговаривают родители, начиная с 2-3 месяцев, уже к возрасту 3 лет отстают в развитии на 5-6 месяцев. Недостаток внимания и отсутствие возможности распознавать речь приводит к тому, что малыш лишь пытается издавать звуки, но не может произнести слова. Уже на первых этапах развития ребенка родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ним, уделять внимание и читать ему книги для развития навыка восприятия речи на слух.

Смена места жительства

Проблема с речью может появиться в конкретных обстоятельствах. Например, если ребенок, родившись в одной стране и прожив там первые полгода жизни, переезжает с родителями за границу. В первые 5 месяцев при отсутствии проблем со здоровьем малыш активно «впитывает» слова окружающих. Он распознает буквы, родной язык даже в том случае, если сам молчит. И когда среда становится другой, ему бывает сложно перестроиться, распознать новые звуки, перенять их.

Лечение задержки речевого развития

Задержка речевого развития лечится под контролем нескольких специалистов: невролога, логопеда-дефектолога, педиатра. Для качественного лечения важно не только медицинское вмешательство, но и создание благоприятной обстановки. В этом должны принимать участие и родители, и специалисты.

Среди медикаментозного лечения выделяют такие методы как физиотерапия, массаж, применение различных препаратов. Для ребенка в этот период важны познавательные процессы и развитие моторики — в этом может помочь психолог. В лечении задержки речевого развития обычно используют комплексный подход: это и процедуры, и наблюдение врача, и помощь со стороны родителей. Малышу важно чувствовать себя защищенным и понятым, поэтому не стоит забывать и о психологических аспектах.

Психологическое содержание этого понятия обычно связывают с инициативным использованием ребенком слова (либо дословесного средства: взгляда, жеста, вокализации) в общении. Так ребенок сначала управляет поведением взрослого, а потом — собственным . Именно поэтому при лечении задержки речевого развития прежде всего важен комплекс всех мер, а не каждая по отдельности.

Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях

На помощь малышу приходит не только логопед-дефектолог, но и его родители. Их психологическая поддержка и несложные действия позволяют ребенку поверить в себя, получить необходимые навыки для развития речи

Больше разговаривайте и читайте сказки

Восприятие речи на слух помогает ребенку разобраться в ритме языка, сравнить, чем один звук отличается от другого. Чем больше вы будете разговаривать или даже просто читать вслух, тем быстрее малыш познакомится с речью, «почувствует» ее. Специалисты рекомендуют начинать активно общаться с младенцем на первых месяцах его жизни, а лучше разговаривать и до его появления на свет: ребенок начинает слышать уже на 16-й неделе внутриутробного развития.

Подыграйте ребенку

Мы привыкли думать, что так называемое подражание речи ребенка не помогает ему, а лишь наоборот. На самом деле, такой способ общения дает малышу стартовую площадку для развития речи: он чувствует эмоциональную поддержку, понимает, что сейчас находится на равных со взрослым. Но это не означает, что надо превращаться в «лялю». Среди приемов такого общения можно выделить замену местоимений существительными (вместо «я» — «мама»), упрощение конструкций, использование уменьшительных суффиксов и мягкой интонации.

— Когда малыш родился, обязательно разговаривайте с ним спокойным, доброжелательным голосом, близко, чтобы он видел ваше лицо, губы, — рекомендует . — Пойте ему колыбельные, читайте стихи, проговаривайте все, что он видит. Старайтесь больше гулять, на прогулке рассматривайте листочки, камушки, цветочки, рассказывайте малышу, что и зачем нужно. Игрушек не должно быть слишком много, но пусть они будут качественными, желательно из натуральных материалов. Ребенку надо обязательно показать, как играть с той или иной игрушкой, поиграть с ним вместе. Что делать не надо:

Обратите внимание на игры

Звуковые игры развивают подражание: ребенок смотрит на вас и пытается повторить сказанное. Занятия бывают разными, но на первых этапах лучше остановиться на произношении звуков, а уже потом объединять их в слова и предложения.

Вам может показаться, что результата слишком долго нет — это нормально. Здесь срабатывает накопительный эффект и со временем звуковые игры станут частью рутины как для ребенка, так и для вас.

Развивайте мелкую моторику

Это полезно для улучшения работы мозга: работая над одним отделом, вы постепенно развиваете и другой. Но пока ребенок совсем маленький, не стоит давать ему в руки пластилин, бусины, другие мелкие детали, которые он может проглотить. Начните с пальчиковых игр, сбора и разбора пирамидки, занятий с мячиком.

Покажите ребенку мир

Когда мы взрослеем, то часто забываем, каково это — быть ребенком. Ведь это время удивительно и оставляет большой след на дальнейшем развитии. Попытайтесь поставить себя на место малыша и представьте, что вы забыли название частей тела, предметов вокруг, времен года и имен. Вместе с ребенком отправляйтесь в приключение по изучению такого привычного для вас, и совсем неизведанного для него. Станьте проводником и покажите, как многообразен мир вокруг. И помните, что даже если малыш пока что не говорит, он все понимает и воспринимает.

Отзывы врачей

— В годовалом возрасте ребенок должен уже говорить 8-10 слов. Например, «дай!», «на!». Это могут быть слоги, обозначающие слова: «ма» — «мама», «папа» — «па», «ба» — «бабушка». Но в любом случае основные объекты, с которыми ребенок взаимодействует, свои желания и эмоции он уже может выражать в речи.

Основная причина, по которой ребенок может не начать разговаривать в возрасте года — это сами родители. В современном мире некоторые сами не разговаривают с ребенком, сидят в гаджетах. Часто можно наблюдать, как малыш сидит в коляске, а мама увлечена чем-то в смартфоне, либо с кем-то разговаривает. Именно из-за этого дети начинают говорить позднее, чем это должно быть.

Для того, чтобы ребенок начал разговаривать, необходимо, чтобы родители с ним общались глаза в глаза, проговаривали вслух то, что происходит. Чем больше взрослые будут общаться с малышом, тем быстрее он начнет разговаривать. Причем это надо делать не в годовалом возрасте, а прямо с рождения. Даже, может быть, в тот период, когда ребенок еще в утробе. Когда он слышит, как говорит мама, как она поет — все это сказывается на будущей речи ребенка.

Если ребенок к году вообще ничего не говорит, то это — повод обратиться к специалисту, прежде всего — педагогу-психологу. Он сможет проанализировать ситуацию и дать родителям советы, как общаться с младенцем. Если же и это не помогает, то, возможно, надо подключать невролога.

— Речь ребенка к 1 году во многом зависит от двух факторов:

В норме физически и психически здоровый ребенок к 1 году (в промежутке с года до года и 4 месяцев) говорит несколько коротких слов: «мама», «папа», «дядя», «тетя», «дай», «мяу», «гав». Пусть на своем языке, но по ситуации и смысл слов понятен. Малыш откликается на свое имя, пользуется указательным жестом, в целом осознает обращенную к нему речь и адекватно реагирует. Понимает простые просьбы взрослых, сам может попросить о чем-то, может сопровождать просьбу слогом и жестом (например «ам-ам», и показывает на рот, или «пи-пи» — просится в туалет).

Слоги в этом возрасте ситуативны: могут обозначать разные вещи, например «пи» может быть и «дай пить», и «мышка», а может означать просьбу посадить его на горшок. Здоровый ребенок в год ходит, активен, инициативен, радуется взрослому и играм с ним.

До года у малыша обязательно должны быть пройдены этапы развития, общие для всех младенцев. Это:

Если этих моментов нет, стоит насторожиться и показать малыша специалистам: может быть нарушен слух, либо нарушено строение артикуляционного аппарата.

Надо понять, что ребенок не говорит не потому, что не хочет этого, а потому, что просто не может, и ему нужна помощь. Также стоит знать, что мозг ребенка в раннем возрасте очень пластичен, восприимчив к обучению, поэтому чем раньше начата коррекционная работа, тем более успешных результатов можно добиться.

— Помните, что ребенок слушает и повторяет. Говорите с малышом, озвучивайте свои и его действия, называйте полным словом «малышковые» слова. Эмоциональная память сильнее простой механической. Поэтому эмоционально окрашенная речь взрослого производит большее впечатление и лучше запоминается ребенком.

Развитие тонкой моторики способствует развитию речи. Пальчиковые игры, лепка, работа с деталями простого конструктора, перебирание бусин будут способствовать речевому развитию. Музыкальные игры, физическая активность на свежем воздухе также помогут малышу расширить кругозор, укрепить физическое и эмоциональное здоровье и, как следствие, ускорить речевое развитие.

Важно понимать, что развитие речи — сложный процесс, протекающий индивидуально. Если ребенок здоров, то формирование речи происходит само собой при взаимодействии с окружающим миром. С приобретением большей самостоятельности в движении малыш активнее изучает окружающий мир, у него появляется необходимость больше говорить. К 1,5-2 годам словарный запас увеличивается в 10 и более раз. Если вы чувствуете, что малыш говорит мало, есть проблемы с взаимодействием, то лучше за помощью и советом обратиться к врачу.

50+ идей, чем занять ребенка дома

Чем занять ребенка дома? Вопрос древний как мир. Родителям хочется, чтобы дети всесторонне развивались и получали удовольствие, а еще — чтобы хватило времени на собственные дела, чай и, например, любимый сериал. А вариантов, которые могли бы отвлечь ребенка, порой даже хватает на час-другой. Уже все игры переиграны, все раскраски перекрашены. И рука невольно тянется за гаджетом. Знакомая ситуация?

Вместе с мы тщательно изучили эту проблему, а также ответили на самые распространенные вопросы родителей. Предлагаем заглянуть в наш список идей для полезного и веселого времяпрепровождения ребенка дома — здесь вы найдете 50+ вариантов для любого возраста, характера и вкусов маленького человека.

Малыш до 1 года

Первый год жизни — важный для малыша период, за который он делает невероятный скачок в развитии. Просто сравните новорожденного ребенка и годовалого карапуза. Сколько навыков за этот короткий срок он приобрел, как лихо научился думать и эмоционировать, как здорово прокачал свои мышцы. Природа сама подсказывает малышу, как ему развиваться. Но родители могут помочь в этом. Причем в удобном формате добрых игр, которые не только развивают и развлекают малыша, но и сближают родителей и кроху.

До годовалого возраста гендерное деление не имеет смысла, поэтому все варианты универсальны — подходят как для мальчиков, так и для девочек.

1. Пение

Малыши чувствительны к голосу близких. Незамысловатые добрые детские песенки развлекут ребенка. Примерно тот же эффект будет иметь разговор нараспев, который также нравится маленьким мальчикам и девочкам.

2. Танцы

Где музыка, там и танцы! Пока ребенок еще мал и недостаточно , можно танцевать, держа малютку на руках. А ближе к году, когда ноги малыша окрепнут, получится устроить задорные парные танцы.

3. Рисование

Конечно, младенец еще не способен управляться с кистью или карандашом. А вот творить собственными руками — вполне. Нужно будет приготовить лист бумаги и несколько банок краски. Пальчиковое рисование — не только прекрасное развлечение, но и отличный способ развития моторики, который помогает формировать новые нейронные связи. Это художественное хобби одинаково нравится как мальчикам, так и девочкам.

4. Игры с водой

Это может быть веселое купание с игрушками или даже простыми баночками, а может — изучение струйки воды, текущей из крана. Вода обладает успокаивающим эффектом, переключает перегруженный мозг и благотворно влияет на нервную систему ребенка.

5. Игра в прятки

Начать можно со всем известного «ку-ку», постепенно усложняя задачу. Если малыш уже привык к простому варианту, родитель может спрятаться в комнате или убрать из поля зрения ребенка какую-то игрушку, предложив малышу вместе ее поискать. Кто первый найдет — тому похвала и поцелуй.

6. Изучение окружающего мира

Предложите малышу показать, где у вас носик. А где мяч? А собачка? Вам будет приятно наблюдать за тем, как постепенно он начинает ориентироваться в комнате и неловким указательным жестом показывать на ваш нос.

7. Развитие тактильности

Знакомство младенца с новыми предметами — это не только про «посмотреть» и «показать». Важно давать ребенку трогать разные вещи. Предлагайте малышу ощутить как можно больше разных текстур: пушистый мех, жесткая деревяшка, холодный камень, упругое тесто, мягкая подушка. Сопровождайте его знакомство своими комментариями, озвучивайте названия предметов и их свойства.

8. Сортировка

Запаситесь несколькими коробками, достаньте игрушки небольшого размера (но не слишком мелкие — чтобы малыш не подавился) и покажите ребенку, как вы складываете их в коробку. Сортировка — полезнейший навык для развития мозга и абсолютно «залипательная» история для крохи. Оставьте его за занятием и наблюдайте со стороны. Наконец-то вы сможете попить чай.

9. Игры с ладошками

Традиционная «Сорока-белобока» и некоторые ее современные аналоги — это веселая и полезная игра, во время которой идет взаимодействие с ладошками малыша. На руках и ступнях располагается множество точек, нажатие на которые благотворно влияет на организм. Воздействие на эти точки — прекрасный импульс извне, который способствует активизации мозговой деятельности.

10. Чтение

Может показаться, что годовалый малыш еще слишком мал, чтобы быть способным воспринимать книги. Но уже после 9 месяцев ребенок может улавливать знакомые слова и словосочетания. А до этого возраста — получает большое удовольствие от убаюкивающего или веселого маминого или папиного голоса. К тому же, в книжках такие красивые иллюстрации!

Ребенок 1-2 лет

В промежутке с года до двух мы продолжаем ненавязчивое всестороннее развитие моторики, координации, интеллекта, творчества и сенсорной интеграции ребенка. Мозг малыша в этом возрасте — словно губка. Он готов к познанию и активно впитывает новую информацию. А колоссальный скачок роста дает гораздо больше физических возможностей, чем раньше. Так что детские задания становятся еще разнообразнее и интереснее.

1. Пальчиковые игры

Вернемся к «Сороке-белобоке» из предыдущего возрастного периода. Теперь мы можем усложнить ее, добавив пальчикам эмоции. Пусть один обрадуется, весело подпрыгнув вверх, а второй загрустит, понуро «опустив» голову (верхнюю фалангу). Так можно усложнять задачу для малыша и задействовать еще и развитие эмоционального интеллекта. Этот вариант универсален для любого пола.

2. Дыхательная гимнастика

Упражнения на дыхание позволяют развивать легкие, а также обогащать кровь и мозг кислородом. Для начала можно пытаться задувать свечу, играть с мыльными пузырями, надувать воздушные шары или сдвигать дыханием кусочки салфеток на столе. Такие задания наверняка оценят и мальчики и девочки.

3. Рисование

Ребенок уже достаточно развит, чтобы начать пользоваться карандашами и фломастерами. С их помощью на листе начинают появляться абстрактные линии и окружности. А мама и папа могут придать им узнаваемые черты. Дорисуйте вон той закорючке глазки и сообщите малышу, что это змея.

4. Забота о ближнем

Примерно с года можно начинать знакомство мальчиков и девочек с таким качеством как милосердие. Привлеките малыша к кормлению домашнего питомца, покажите, как надо гладить, объясните, что котик или собачка все чувствует и с ними следует быть добрыми. Предложите ребенку угостить вас печеньем или сообщите, что вы хотите спать, чтобы он накрыл вас пледом.

5. Развитие речи

В этот период дети обычно начинают произносить свои первые слова. Помогите ребенку, регулярно повторяя в игровой форме голоса животных или звуки, которые издают предметы. Не забудьте привлекать в игру вещи или их изображения, наглядно демонстрируя: «Вот лягушка. Она говорит «ква-ква». А вот молоток. Он делает «тук-тук».

6. Изучаем свойства предметов

Формы, цвета, величина, вкус — все это также осваивается в игровой форме и с комментариями родителя: «Вот лимон. Он желтый. Лизни его, малыш. Видишь, какой кислый. А вот черника. Она маленькая и синяя. Попробуй на вкус. Сладко, правда?».

7. Физическая активность

Сейчас как никогда важно дать малышу почувствовать все скрытые способности своего организма. Накидайте на пол подушки и одеяла и дайте ребенку возможность преодолеть это препятствие. Прыгайте за руки. Чем больше тактильности в играх: ласк, поглаживаний, объятий, — тем лучше. Тискайте ребенка с макушки до пят, чтобы его мозг полностью усвоил физические границы тела.

8. Маленький помощник

В этом возрасте детей можно привлекать к несложным домашним делам. Попросите малыша помочь загрузить или выгрузить белье из стиральной машинки, помыть стакан или ложку, сложить на место книжки и игрушки. Это развлекает маленького человека и с ранних лет приучает к порядку. Понаблюдайте: часто детям интересно делать что-то по дому, позволяйте вам помогать всегда, когда это возможно.

Ребенок 3-5 лет

Примерно с трех лет ребенок начинает понимать гендерные различия. В речи осознано проставляет окончания мужского или женского рода. Многие дети в этом возрасте уже ходят в детсад, где получают новые представления о различии мальчиков и девочек. И манера взаимодействия начинает делиться: с мальчиками можно игриво сражаться, а девочкам — помочь забраться на горку. И хотя таких уж острых делений на мужское и женское еще нет, а ребенок стремиться познавать все новое и необычное, в этом возрасте уже появляются относительно «мальчиковые» и «девичьи» занятия.

1. Дочки-матери

После трех лет дети, которые до этого твердили родителям, что они уже большие, могут снова внезапно стать «маленькими». Игры в дочки-матери сблизят вас с ребенком и помогут вспомнить, как это было — укачивать младенца, кормить и ухаживать за ним. Такое занятие научит ребенка проявлять заботу и доброту. Игра одинаково может нравиться как мальчикам, так и девочкам.

2. Автогонки

Как правило, к трем годам машинками увлекаются больше мальчики, чем девочки, хотя, конечно, бывают и исключения. Распределите игрушечные автомобили, продумайте маршрут и устройте настоящие гонки.

3. Изучение стихов

Память ребенка легко и эластично развивается. Помочь в этом может периодическое заучивание несложных добрых стихотворений. Регулярно читайте ребенку сами или включите аудиозапись детских стихов Чуковского, Маршака, Токмаковой, Хармса.

4. Парикмахерская

Условно эту игру маркируют пометкой «для девочек», хотя ее могут оценить и мальчики этой возрастной категории. Предложите ребенку устроить день красоты. Моделью может стать мама или папа, любимая кукла или любая другая игрушка. Покажите ребенку, как нужно причесать, заплетите вместе косу, сделайте хвостики или какую-то удивительную прическу.

5. Необычное рисование

Для развития творческих способностей ребенка предложите ему порисовать на необычных материалах: к примеру, пальцами на манной крупе, песке или красками по воде. Или просто — в воздухе. Чертите фигуры, образы и отгадывайте, что было нарисовано друг у друга. Эта игра одинаково полезна как для мальчиков, так и для девочек.

6. Веселые нити

Возьмите картон, проделайте в нем дыроколом отверстия и предложите ребенку создать узор цветными нитками. Девочки могут «вышивать» рисунок, продевая нити в отверстия закрытыми булавками, имитирующими иголки. Мальчики могут продевать цветные мулине пальцами.

7. Абстрактные пальчиковые игры

Отлично провести время с пользой для малыша можно и без каких-либо подручных материалов. Потребуются только руки. Предложите ребенку пальцами показать очки. А теперь зайчика. И птичку. Фантазируйте, удивляйтесь, смейтесь и сочиняйте целые сюжеты вместе с ребенком. Играть в это интересно и полезно детям любого пола.

8. Умный массаж

Выделите с дочкой или сыном время для массажа. Но не простого, а умного. В процессе процедуры проговаривайте части тела малыша, но уже более сложные, чем просто рука и нога. Найдите щиколотку, поясницу, локоть, лопатку и переносицу. Поменяйтесь ролями, называйте части тела и предложите ребенку сделать вам массаж именно там.

Ребенок 6-8 лет

Новый этап жизни приносит много перемен и дарит очередные открытия. Занятия в детском саду становятся более «взрослыми». Появляются цифры, буквы и вот уже на горизонте видна школа. А с ней — необходимость развития навыков коммуникации, поддержания социальных связей, решения конфликтов. Не даром на этот возраст приходится один из кризисов детства — кризис 7 лет. В этот период малыш хочет быть похожим на взрослых. И поэтому сейчас максимально важен положительный пример.

1. Семейная зарядка

Физическая активность важна человеку любого возраста. Но если в 3-4 года ребенок сам бегает и прыгает так, что попробуй останови, то в 7-8 лет, когда в его жизни появляются школа, уроки и гаджеты, активные занятия становятся просто необходимы. Отличной идеей будет семейная зарядка, которую можно проводить вместе сыном или дочкой перед завтраком.

2. Повествователь

Пусть ребенок начнет рассказывать. Задавайте ему несложные темы для повествования: «о семье», «о городе», «о лучшем друге». Наслаждайтесь рассказом, уточняйте подробности, смейтесь вместе.

3. Английский алфавит

Изучайте вместе с вашим мальчиком или девочкой английский алфавит. Сравнивайте его с русским: какие буквы похожи по звучанию и написанию на наши, придумывайте на них слова.

4. Игры на логику

Шахматы, шашки, домино — отличный способ провести время с подросшим ребенком. Такое занятие укрепит семейные узы, а заодно будет способствовать развитию логического мышления юного школьника. Такого рода игры обычно больше нравятся мальчикам, чем девочкам. Но кто знает — возможно у вас будет иначе?

5. Кулинары

Готовьте ваши любимые блюда вместе с ребенком. Обычно эту игру используют с девочками, но и мальчики тоже охотно примеряют на себя роль повара.

6. Мастерим вместе с папой

Устройте для сына настоящий урок труда. Выберете несложное изделие и предложите сделать его вместе с папой. Например, скворечник, кормушку для птиц или новогоднюю игрушку. Увлекательно, полезно и сближает мужчин в доме.

7. Веселые сюжеты

Расставьте игрушки и предложите дочери или сыну составить с ними сказку. Пусть она будет наполнена максимальным количеством необычных поворотов и удивительных повествовательных линий.

8. Игрушка своими руками

Сегодня полки магазинов пестрят роботами, мягкими зайцами, говорящими куклами, конструкторами и прочим. Игрушками никого не удивишь. А что, если сшить нечто уникальное, единственное в мире, вместе с дочкой? Подберите несложную технику, достаньте ткань, материал для набивки, подходящие нитки и яркие лоскутки. И начинайте творить свой совместный шедевр.

9. Театр у вас дома

Станьте на один вечер актерами собственных театральных подмостков. Пригласите ребенка, выберете постановку, раздайте роли и отыграйте настоящий спектакль, например, для бабушки с дедушкой. Можно даже снять выступление на камеру и отправить видео друзьям и родным.

Ребенок 9-11 лет

На этот этап обычно приходится начало переходного возраста. Он значительно помолодел за последние пару десятилетий, и теперь настигает девочек примерно в 9 лет, а мальчиков — немного позже. Подросток учится жить в социуме, находить свое место в мире. В этот период важно помочь ребенку пережить то, что с ним происходит, в ненавязчивой, позитивной форме, способствовать внутренней трансформации, предлагая ценности вместо опасных соблазнов. Справиться с игрой гормонов также поможет полезная физическая активность. Возможно, имеет смысл подыскать новое хобби — в этом возрасте ребенку нужны эксперименты.

1. Крестики-нолики

Не стоит удивляться. Такая простая игра в раннем подростковом возрасте поможет не только развить мышление и анализ на несколько шагов вперед, но также ненавязчиво поболтать за не слишком затейливым занятием.

2. Разбор фотоальбомов

Достаньте с полок старые и новые коллекции снимков и проведите вечер с сыном или дочерью, перебирая их. Расскажите о каждом родственнике, о его жизни и судьбе. Предложите ребенку начать вести собственный фотоальбом, выберите вместе кадры и отправьте в печать. Занятие нужное и полезное для детей обоих полов.

3. «Крокодил»

Веселая игра на развитие абстрактного мышления и находчивости станет прекрасным вечерним развлечением и поможет раскрепостить ребенка, который в этот период жизни погружается в себя. Особенно хорошо игра раскрывает мальчиков, которые могут острее, чем девочки, переживать начало переходного возраста.

4. «Правда или действие»

Занятие, направленное и на развлечение и на сближение. То, что ребенок может не захотеть рассказывать в обычной жизни, возможно, найдет свое место в рамках этой игры. Но не используйте ее как детектор лжи, не задавайте неприятных вопросов ребенку и не ругайте за признания — иначе просто потеряете доверие, вернуть которое будет сложно. Это занятие одинаково хорошо подходит и мальчишкам, и девчонкам.

5. Включаем классику

Классическая музыка успокаивает, помогает чувствовать красоту и заглядывать внутрь себя. Отличный способ всей семьей ненадолго отключиться от забот и дать своей голове передышку.

6. «Знаешь ли ты»

Предложите своему ребенку подготовить доклады на интересные темы. Можно не только рассказать любопытный факт, но также собрать дополнительный материал, порыться в архивах, подготовить презентацию. Это пригодится и для будущих школьных уроков.

7. Карты на стол

Сядьте и расскажите ребенку какую-то важную и, возможно, болезненную историю из вашего прошлого. Естественно, отфильтровав информацию и лишние подробности. Спросите у ребенка его мнение, скажите, что вы рады, что смогли поделиться с ним. Объясните, почему тогда поступили так и дайте оценку своим действиям. Такие разговоры сближают и увеличивают шансы того, что в случае возникновения спорной ситуации подросток обратится именно к вам.

Ребенок от 12-14 до 18 лет

Переходный возраст подходит к своей кульминации и, постепенно, сходит на нет. Ребенка уже «штормит» чуть меньше. Эксперименты с собой и миром заканчиваются. Этот почти уже взрослый человек, который теперь лучше понимает себя, яснее видит будущее, увереннее стоит на ногах. У него сформирован свой круг общения, фокус теперь идет на его доформирование как самостоятельной личности. Теперь родители для подростка — все больше сторонние наблюдатели (с функцией поддержки, помощи и экстренного совета) и надежные друзья. Пришла пора закрепить это.

1. На равных

Ваш сын уже практически мужчина. Почему бы ему не посоревноваться с отцом в настольный футбол, шахматы или даже игровую приставку (иногда ведь можно). Только, чур, теперь никто не поддается. Но и здоровую поддержку никто не отменял.

2. А давайте вместе

Прошел переходный возраст, а с ним ушли и раздражительные фразы вроде «Мам, ну не целуй, не при всех». Теперь родителей оценивают иначе. Папина рыбалка становится поводом для гордости, а о фирменном мамином пироге знают даже не самые близкие приятели. Так почему бы не собирать всех вместе в большой и веселой компании и провести время одновременно и с родителями, и с друзьями?

3. Родовое древо

Начните вместе с ребенком создавать собственное генеалогическое древо или книгу. Общайтесь с близкими или дальними родственниками, ищите информацию, но, главное, фиксируйте это как нечто необыкновенно ценное.

4. Выбирай себе будущее

В этом возрасте многие дети и их родители начинают задумываться о будущей профессии. Хорошо, если все очевидно, а склонность ребенка, скажем, к точным наукам, видна «с пеленок». Но если нет, и перед подростком стоит выбор, можно углубиться в изучение профессий. Устройте дома «День специалиста». Узнайте особенности разных квалификаций, попробуйте повторить что-то из профессиональных навыков дома.

5. Девичьи радости

Мамы с дочками могут запастись уходовыми средствами, лаками для ногтей, арома-свечами и устроить себе настоящий маленький spa-салон на дому. Главное, чтобы мальчики не мешали.

6. Спарринг

Пока дамы отдыхают, папа и сын могут помериться физической силой. Например, в армрестлинге или подтягивании на турнике.

7. Онлайн-шоппинг

Покупки — это всегда приятно. Дочка давно просила новый блеск для губ, сыну нужны наушники, а вам пора присмотреть салфетки на кухню. Садитесь вместе и начинайте онлайн-шопинг. Радость от покупок продлится совместным ожиданием заказа, что еще больше сблизит семью.

Как правильно выбрать занятие для ребенка дома

Не важно, выдались ли внеплановые выходные, случился больничный или вы просто ожидаемо оказались с ребенком дома. От того, насколько эффективно, экологично и правильно будут подобраны занятия и развлечения, зависит не только настроение семьи в моменте, но также более долгосрочное физическое, моральное и психологическое развитие ребенка.

Помните, не существует универсальных советов. Каждый малыш или подросток уникален. И любой нуждается в индивидуальном подходе. Но есть базовая информация, которую можно использовать в качестве советов.

Гармонизируйте развитие

Если ваш ребенок и так постоянно активен, предложите ему спокойные занятия на развитие памяти или эмоционального интеллекта. Если же сын или дочь обычно не слишком подвижны, можно позвать их на прогулку, в спортзал или устроить танцевальную вечеринку дома.

Поощряйте успехи

Не стоит делать акцент только на том, в чем ребенок не слишком силен. Занимайтесь и его любимыми делами, поощряйте умения и навыки. Пусть ребенок продемонстрирует свои успехи, а вы его обязательно за это похвалите.

Прощупайте новые интересы

Есть ли список того, что вы с ребенком еще не пробовали, но давно хотели? Самое время сделать это. Возможно, именно там прячется новый талант вашего сына или дочери. Но даже если вы не получите новое хобби, все равно — каждый опыт полезен.

Следите за состоянием ребенка

Не навязывайте даже самые интересные на ваш взгляд занятия и игры, если видите, что ваш малыш устал или чувствует недомогание. Пусть отдохнет и вернитесь к нему с развлечениями, когда тот будет в настроении.

Не нарушайте распорядок дня

И помните: он не обязан хотеть заниматься тем, чем хотели бы вы.

Популярные вопросы и ответы

Каждый возраст по своему прекрасен и удивителен. Но и непрост. Часто родители следуют по одной протоптанной дорожке, и спотыкаются об одни и те же камни. Обойти их поможет семейный психолог Юлия Пирогова. Вместе с ней мы разберем основные болевые точки, отвечая на вопросы читателей.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 4 года

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т. д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Мы будем сообщать Вам о публикации новых полезных и интересных статей нашего женского журнала!

Пожалуйста, напишите Ваш отзыв о работе нашей команды. Нам важно Ваше мнение!

Если бы Вы хотели, чтобы Ваш отзыв был размещен на нашем сайте вместе с фотографией Вашего малыша, пожалуйста, прикрепите к сообщению его портретное фото.

Но давайте будем на связи! Подпишитесь на полезную рассылку о развитии и воспитании детей и скидках на занятия.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок к трем годам»

Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими. Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.

Правильно отвечать на вопросы. Согласовывать слова согласно падежам и родам. Строить предложения с однородными членами.

Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша: Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики. Изображать простейшие явления.

Называть свое имя. Знать людей из ближайшего окружения. Находить предметы повседневного использования. Знать основные цвета. Различать элементы и детали предметов. Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует. 3 года – важный этап. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью. Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. Основа познавательной активности Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь. Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности. Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Различать около восьми цветов. Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни. Понимать предлоги «за», «над», под» и «в». Складывать картинки из нескольких частей, имея образец. Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин. Отгадывать простейшие загадки. Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью.

К трем годам ребенок должен уметь: Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом. Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички. Надевать обувь, пусть и не на ту ногу. Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться. Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности. Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов. Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми. Находить несколько отличий между предметами.

Запоминать несколько картинок. Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей. Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером. Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки. Выкладывать небольшие пазлы. Проводить аналогии между предметами и явлениями.