Традиционно считается, что когда ребенок начинает ходить в сад или школу — это тяжелый стресс прежде всего для него самого (вот тут подробнее писали, как его облегчить). Но все почему-то забывают о родителях.
Понятное дело, что есть те, кто сдает ребенка в сад с плохо скрываемым ликованием и не вспоминает о чаде до самого вечера (мы вас прекрасно понимаем и не осуждаем!), но ведь есть и те родители, которым вынужденная разлука с ребенком дается непросто и становится дополнительным поводом для тревог, переживаний и страхов.
Справляться с родительской тревогой из-за сада можно теми же методами, что с детской — утверждает клинический психолог Ильзе ДиМарко. Чтобы это доказать, ДиМарко проконсультировалась с другим психологом, специалисткой по детским истерикам Ребеккой Хершберг и узнала, что та рекомендует детям, которые сильно переживают из-за разлуки с родителями, а потом «перевела» ее инструкции, чтобы они были доступны и взрослым тоже. Вот, что у нее получилось.
Используйте осознанность, чтобы управлять тревогой. Хершберг рекомендует тревожным детям развивать осознанность: «Я говорю детям, что тревога — настолько неприятное чувство, что заставляет нас хотеть как можно скорее от нее избавиться. Но на самом деле лучший способ с ней справиться — это осознанно ее пережить, как морскую волну. Помните, что тревога — это всего лишь чувство, и оно пройдет».
Рекомендация для взрослых: используйте осознанность, чтобы принять тревогу и нехватку контроля. Нам нужно принять тот факт, что мы будем переживать за наших детей, пока они в саду или школе, и мы очень мало можем повлиять на то, что там с ними будет происходить. Осознанный подход к нашим переживанием заключается в том, что мы позволяем им проходить через нас, и является лучшим способом с ними справиться. Если мы изо всех сил пытаемся контролировать свою тревогу и/или опыт наших детей, то в итоге мы просто переживаем и беспокоимся еще сильнее.
Помните о том, что дети считывают ваши эмоции. По словам Хершберг, дети, тяжело переживающие расставание с родителями, делают это потому, что чувствуют тревогу родителей. Это означает, что «родители должны донести детям, что они в безопасности. Конечно, об этом можно говорить напрямую, но еще это надо доносить при помощи своего спокойствия и уверенности, которые читаются через невербальные сигналы: тон голоса и язык тела».
Рекомендация для взрослых: считывайте эмоции детей. Обращайте внимание не только на то, что ваши дети говорят (или не говорят) вам после возвращения из сада, а в целом на их состояние и настрой. Если по утрам ваши дети выглядят радостными и энергичными, расценивайте это как знак того, что им нравится в саду или школе, а значит, и переживать не о чем.
Поддерживайте связь друг с другом даже на расстоянии. Доктор Хершберг рекомендует родителям поддерживать связь со своими детьми, даже когда их нет рядом: например, вкладывать им в рюкзак записку с добрыми словами или маленькую игрушку или сувенир, который напомнит о доме. Еще хорошо работает идея стать в чем-то «близнецами»: надеть с утра одежду одного цвета или сделать одинаковые переводные татуировки, которые целый день будут напоминать родителю и ребенку друг о друге.
Рекомендация для взрослых: сделайте то, что можете, чтобы подчеркнуть свою связь с ребенком. Эту рекомендацию ДиМарко испробовала на себе: «Я не верила, что этот метод поможет взрослым, но я решила попробовать. Однажды утром мы с детьми вышли из дома, все одетые в футболки из колледжа моей племянницы. А еще я присоединила к своей сумке ремешок, который мои сыновья для меня смастерили. Эти действия пробудили во мне чувства любви и тепла, отличное противоядие от тревоги, которую я ощущала».
Помните, что их переживания не обязательно должны становиться вашими переживаниями. Хершберг призывает родителей отделять свои эмоции от переживаний своих детей. Просто потому, что ваши дети страдают, не значит, что вы должны страдать тоже, — отмечает психолог.
Рекомендация для взрослых: помните, что ваше беспокойство не должно становиться беспокойством ваших детей. Родители могут переживать по самым разным поводам: как ребенок впишется в коллектив, как справится с учебой, будет ли он есть и спать. Однако не исключено, что детей все эти вопросы совершенно не заботят — и это значит, что тревога родителей не должна превращаться в тревогу детей.
Не увлекайтесь переубеждениями. Согласно Хершберг, дети, тревожащиеся из-за разлуки с родителями, часто нуждаются в постоянных убеждениях в том, что все будет хорошо. Однако психолог рекомендует родителям не подпитывать эту жажду переубеждения: «Вы думаете, что это поможет, но они будут просить еще и еще». Вместо этого Хершберг рекомендует валидировать переживания ребенка и поддерживать его, например: «Я вижу, что ты сейчас переживаешь, и я знаю, что ты справишься с этим чувством».
Рекомендация для взрослых: перестаньте выкачивать из своих детей информацию. Перестаньте ежедневно пытать своих детей на тему того, как прошел их день. Это не только не помогает вам справиться с тревогой, но еще и раздражает детей. Вместо этого расслабьтесь, убедитесь, что ребенок чувствует себя хорошо и спокойно, и проживите свою тревогу самостоятельно.
И дети, и родители испытывают самые разные чувства, когда приходит пора идти в сад, в школу и на работу. Нет ничего страшного в том, чтобы тревожиться за своих детей и переживать разлуку с ними — главное, напоминать себе, что это всего лишь чувство, которое обязательно пройдет, и не «инфицировать» детей своими переживаниями.
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.
Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.
В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.
1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад
Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.
К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.
Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.
Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.
Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду. И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.
2. Знакомьтесь с детским садом правильно
Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.
Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.
3. Первые недели в саду
В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.
Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:
1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;
2-3 неделя — ребёнок остается на сон;
3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.
В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.
В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.
Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе. Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.
Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин). И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.
Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.
Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал
Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.
Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.
Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.
4.Как правильно забирать из детского сада
Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.
Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.
В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.
Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.
Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь и тем и другим. Мы поговорили с психологом Татьяной Паниной и выяснили, как долго может длиться адаптация, нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать ребёнка из детского сада.
Сколько может длиться адаптация?
В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем внимание?
- Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
- Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
- После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.
Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.
Как облегчить адаптацию?
В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе: погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться. Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы вместе будете играть, гулять и заниматься.
Как правильно прощаться с ребёнком?
Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.
Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.
«Воспитатель получает не так много денег, а свободного времени остаётся мало. Но я люблю свою работу»
А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.
Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?
Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.
Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?
Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.
А как ребёнка из садика правильно забирать?
Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.
Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли это?)
Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.
Желаем всем родителям поскорее пройти этот непростой путь привыкания к детскому саду и услышать от детей: «Можно я здесь ещё чуть-чуть поиграю?»
На сервисе СпросиВрача доступна консультация психолога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Виктория, здравствуйте! Адаптация к саду -всегда стресс для ребенка. И первые 1,5 года дети обычно больше болеют, чем ходят в сад. Звать маму тоже нормально. Понаблюдайте, возможно так происходит процесс адаптации.
Кристина, спасибо за ответ. Волнует именно такой момент — уже почти сутки ребёнок постоянно повторяет одну и ту же фразу «всё, пришли». Постоянно — это раз 10 в минуту. И так большую часть дня. Это не невроз?
Виктория, да, ребенок в стрессе. Когда Мама уходит некоторые дети могут повторить слово Мама 10 тысяч раз. Понаблюдайте за дочерью, если она нормально будет ходить и выдерживать время без Вас. То некоторое время это нормально. Она еще малышка совсем.
Здравствуйте! Самый большой страх у детей, что мама оставит в саду и не придёт! Говорите, каждый день, когда собираетесь утром, что Вы обязательно придёте, например, сразу после обеда или после прогулки, «я буду тебя ждать, и мы пойдём гулять, играть на детскую площадку и т.д. » Можно переспросить ребёнка, перед тем как прощаетесь в детском саду, даже если ребёнок плачет, спросите «во сколько я тебя заберу?» «а ты помнишь что будем делать с тобой после детского сада?» ребенок с утра успокоится и через несколько минут уже будет играть спокойно с другими детьми. Один момент, приходить нужно вовремя как пообещали ребёнку, и никогда не обещайте что Вы за хорошее поведение что-то купите (игрушку или конфетку).
Марина, спасибо за ответ. Волнует именно такой момент — уже почти сутки ребёнок постоянно повторяет одну и ту же фразу «всё, пришли». Постоянно — это раз 10 в минуту. И так большую часть дня. Это не невроз?
Ей просто нравится понимание того, что наконец-то пришли. Возможно когда она услышала эту фразу от Вас, она успокоилась, запомнила её как «лекарство» от снятия напряжения и теперь умеет успокоить сама себя. Ещё знает какие-то фразы? Переключайте внимание, учите с ней другие фразы. Старайтесь сами не заострять внимание. Учите считалочки, небольшие стихи.
Марина, спасибо. Да, она хорошо говорит. И действительно, ждёт от меня, чтоб я тоже повторила эту фразу
1 месяц ещё малый срок для понимания адаптации к саду. Мой собственный ребёнок по 15-20 минут сидел у окна и тихонько плакал, когда я уходила. Целый месяц. Это было сложно осознавать материнскому сердцу и больно. Но сепарация шла (отделение). Есть хороший знак — ребёнок выходит к вам спокойно. Ещё наблюдать и спрашивайте воспитателей как ребёнок чувствовал себя в саду.
Майя, спасибо за ответ. Волнует именно такой момент — уже почти сутки ребёнок постоянно повторяет одну и ту же фразу «всё, пришли». Постоянно — это раз 10 в минуту. И так большую часть дня. Это не невроз?
На стресс похоже, да. Возможно нужна поддержка препаратами для укрепления нервной системы, не лечения а помочь: чай успокаивающий. Возможно дойти до невролога, он посоветует адаптогены. Моя дочь пила тенотен перед поступлением в сад и в первый класс (оба раза по назначению невролога) хотя в целом ребёнок Нормотипичный.
Замечали раньше подобное поведение у дочери? Роды шли спокойно?
Спасибо за ваш ответ. Предполагаю что адаптогены от невролога и немного очной работы с психологом помогут пережить спокойнее этот период.
Здравствуйте, Виктория!
А как Вы реагируете на повторение слов дочери?
Что говорит психолог в детском саду? Если есть психолог в детском саду, он даст Вам больше ответа, т.к. ребёнок всегда на виду и психолог владеет большей информацией, он видел ребёнка, знает о нём, о Вас. Что говорят воспитатели? Как ребёнок себя ведёт? Фразы повторяет? С другими детьми общается?
Адаптация проходит не просто у детей и это важно понимать. Ребёнок всегда был с Вами, Вы всегда были рядом, а теперь он в садике и ему приходится привыкать, мама не рядом, рядом другие воспитатели, дети, с которыми нужно учиться взаимодействовать. Даже на больничном дочка была с Вами рядом!
Что можно сделать?
1. Как только ребёнок проснётся утром, приготовьте дочке любимый завтрак, подбадривайте её с самого утра, т.е. создайте хорошее настроение. И сами будьте в таком же состоянии.
2. Перед тем, как идти в садик дайте дочке любимую вещь, например, игрушку, которая ей напомнила бы о Вас.
3. Плохое настроение ребёнка сразу сменяйте на позитивное, расскажите сказку, отвлеките ребёнка, покажите дочке, что происходит за окном, на улице.
4. Поддерживайте дочку, не ругайтесь на неё. В Вас должна быть полная уверенность, что всё нормально, что переживать нечего, т.е. от Вас не должна идти тревоги.
5. Договоритесь с дочкой, что после садика Вы будете вместе читать сказки, смотреть мультики, съедите вкусный пирог.
6. Хвалите дочку, когда она сама смогла одеть футболку перед детским садиком.
7. По дороге в садик обращайте внимание с ребёнком на природу, пение птичек.
Важно дать понять дочке, что её обязательно заберут (после ужина, например).
Ребёнка в садик может отводить папа, возможно, с папой будет другая реакция.
Если дочке тяжело в садике, то необходимо очно обратиться к детскому психологу, возможно, в садике есть детский психолог, который Вам поможет.
Наталья, психолога в саду нет. Я реагирую на эти фразы по-разному — поддерживаю тему или перевожу на другую, но результат одинаков, опять повторяет и словно ждёт от меня, чтоб я тоже повторила это. С детьми не много играет, но раньше она говорила вообще «не люблю детей». Сейчас так не говорит. Но с ними она не особо играет, любит сама играть, и во дворе так же. В саду кушает, на горшок ходит.
С чего начинается детский сад? Как это ни странно, но садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми ребятами. Поэтому родителям необходимо готовить и ребенка и себя к этому нелегкому испытанию.
Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду
С чего начинается детский сад? Как это ни странно, но садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми ребятами. Поэтому родителям необходимо готовить и ребенка и себя к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Родители в нерешительности , никак не могут уйти и чего-то ждут. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада была далеко не радостным.
Готовимся к первому дню
— Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателями. Создайте у малыша настроение радостного ожидания.
— Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь. В первые дни побудьте вместе с ним в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернетесь за ним.
— До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это не возможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, находить себе занятия, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Словом, чем старше ребенок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днем, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее — флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать
Некоторые дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребенка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. А в старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появится нервные симптомы в виде грызенье ногтей, тиков, заиканий.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Все зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду — закаливание . Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть ребенок больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Пусть ребенок ходит дома босиком, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде.
Советы родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:
1. Рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.
2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
3. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а также ритуал встречи.
4. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться .
5. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
6. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
8. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
9. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
10. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
11. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест.
12. Будьте терпимее к его капризам.
13. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
14. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку .
15. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
16. Не скупитесь на похвалу.
17. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позволяйте ему усомниться в этом.
Для многих родителей возможность отправить ребенка в детский сад прекрасна и заманчива. Однако на пути между вами и свободным временем, тишиной, дневным сном и горячим питанием стоит она — страшная и неизбежная адаптация.
Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.
Что такое адаптация?
Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.
Сколько длится адаптация?
Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.
Как понять, что адаптация проходит хорошо?
Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:
- Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
- Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
- После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
- В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).
Что должно насторожить родителей?
К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:
- Ребенок начинает чаще плакать и больше капризничать
- Находясь в саду, ребенок ведет себя несвойственно, например, целый день грустит или проявляет агрессию
- Ребенок бурно реагирует на упоминания о саде, начинает плакать и кричать
- После посещения сада ребенок на долгое время становится «неуправляемым» (если это происходит только вечером после садика, то это нормально)
- Ребенок часто болеет, после болезни не хочет возвращаться, часто жалуется на здоровье, чтобы не ходить в сад.
Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.
Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).
Как облегчить процесс адаптации?
Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.
Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:
- Строгий режим и распорядок дня
- Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
- Новые дети и общение в коллективе
- Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
- Отсутствие родителей
- Новые требования к поведению ребенка.
Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.
Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:
Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.
«Вставай, опоздаем! — Мам, а можно я не пойду в садик? — Ну-ка не выдумывай! Надевай колготки. Живо! — Не хочу в садииик!», *плачет*.
Либо для вас это типичная картина утренних сборов, либо вы о таком слышали. Серьезных статистических исследований на тему «Сколько процентов детей не любят ходить в детский сад» не проводилось, но, если полагаться на опросы с родительских форумов, соотношение примерно один к трём. Как помочь ребенку чувствовать себя в саду комфортно и в безопасности? Разбираемся вместе с Ольгой Писарик, психологом, директором русскоязычного отделения Института Ньюфелда, экспертом Фонда «Университет детства» и мамой четырех детей.
Почему дети не хотят в сад
Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.
Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.
Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).
Представим первый день в саду глазами ребёнка: «Вокруг нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушки. Чужие взрослые почему-то говорят, что нужно сейчас делать. Для всего существует специальное время. После обеда всех укладывают спать, но никто не устал — что за глупость. Показал воспитательнице свой рисунок, а она взглянула мельком и пробормотала: „Да-да, молодец, иди поиграй, я пока журнал заполню“. Когда вечером пришла мама, оказалось, что теперь так будет ПЯТЬ дней в неделю».
Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:
- Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
- Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
- Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
- Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
- Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
- Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
- В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё;
- Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
- Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.
Как поддержать ребёнка
Есть такая африканская пословица: «It takes a village to raise a child» («Чтобы вырастить ребёнка, нужна деревня»). Она означает, что малышу необходимо целое сообщество взрослых людей, чтобы через взаимодействие с ними приобретать опыт, чувствовать защищенность и расти в здоровой атмосфере. Бабушки, мамы, тетя, соседка, поясняет Ольга Писарик, — это и есть «деревня привязанностей» ребёнка.
Готовя ребенка к саду, «деревню» следует расширить: поместить в неё ещё нескольких человек, которых он будет воспринимать как «своих взрослых» — воспитателя, нянечку, педагога по развитию. Тогда поход в сад станет чем-то естественным, сродни поездке к бабушке, и это поможет снизить уровень стресса.
Даже тревожные родители могут справиться с этой задачей, отмечает Ольга, но если они осознают, что ребенку важно, чтобы его окружали люди, для которых он личность. Ближний и дальний круг всё равно будут существовать. Но! Представим, что идёт дождь, а зонтик есть только у мамы. Ребенок стоит под зонтиком и боится сделать шаг. А теперь «поставим» вокруг него ещё несколько взрослых с зонтиками. И вот он уже может играть, не рискуя промокнуть.
Какие приемы помогут адаптироваться в садике
Дом и садик в восприятии ребёнка, замечает Ольга Писарик, не должны противопоставляться друг другу: в одном месте — хорошо, а в другом — ужасно.
Задача родителей — поддерживать связь с садиком в то время, когда ребёнок дома. Задача садика — поддерживать эмоциональную связь с домом.
Тогда жизнь ребёнка перестанет делиться на отрезки от ухода родителей на работу до их возвращения, а расцветет во всем разнообразии привязанностей. Ведь со стойкого убеждения «меня любят, обо мне позаботятся, мне не нужно бороться за жизнь» формируется здоровая личность, способная строить доверительные отношения с миром и окружающими людьми.